В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Лоренц: Бизнес должен быть вне политики Назад
Виктор Лоренц: Бизнес должен быть вне политики
Виктор Яковлевич Лоренц родился в 1946 году в Карагандинской области. Трудовую деятельность начал в 17 лет слесарем Акчатауского горнообогатительного комбината. В 1970 г. окончил Томский политехнический институт. Работал мастером, прорабом, начальник- ом участка, главным инженером, начальником стройуправления N3 треста "Нефтепроводмонтаж". Затем - главный инженер треста "Новосибирсктрубопроводстрой", управляющий союзным трестом "Уралнефтегазстрой", первый зам. начальника управления внешнеэкономических связей Миннефтегазстроя СССР. В 1992-1996 гг. возглавлял Внешнеэкономическую ассоциацию "Внештрубопроводстрой". С 1996 г. - вице-президент, затем исполнительный директор-председатель правления, с 2002 г. - президент ОАО "Стройтрансгаз". Лауреат премии правительства РФ в области науки и техники.

Акчатау в переводе с казахского означает - денежная гора" ("акша" - деньги, "тау" - гора). Что скрывалось за этим названием - никому не было ведомо, кладов старинных монет, по крайней мере, здесь никто не находил. Зато в советское время, перед Великой Отечественной войной, нашли настоящий клад - богатые залежи вольфрама, молибдена и бериллия, без которого немыслимы ни авиаракетостроение, ни атомная энергетика.

"Градообразующим" производством стали здесь шахты и обогатительная фабрика. С ними была связана жизнь практически всех жителей поселка. В 1960-е Акчатау стал "десятитысячником" и получил статус поселка городского типа.

Жили в поселке ссыльные из Прибалтики, западные украинцы и молдаване, депортированные в начале войны немцы, марийцы, но особенно многочисленной поселковой "диаспорой" была корейская.

Здесь, в Акчатау и соединились судьбы молодых супругов Якова и Марии Лоренц. Ранней зимой первого мирного года у них родился сын Виктор. Мама его в Казахстан приехала из Краснодарского края. Отец с началом войны был мобилизован на фронт, но в ноябре 1941-го вышел приказ: советских немцев с передовой снимать и направлять в трудармии. Сначала Яков Лоренц оказался в городе Балхаш, а потом был направлен на стройку в Акчатау.

Отца Виктор потерял в два с небольшим года. Якову Яковлевичу было всего тридцать один, когда трагически, из-за чужой халатности, он погиб в разгар рабочей смены, ликвидируя последствия аварии. Мама в то время ждала второго ребенка, была на восьмом месяце... Прошло полтора года - и снова обрушилось горе: младший братишка заразился корью, болезни не перенес...

Только спустя семь лет после смерти отца мама вышла замуж снова. Отчим Виктора Ярослав Владимирович Прус стал для него вторым отцом. После присоединения Западной Украины он, имевший о многих вещах собственные суждения, оказался в числе репрессированных. Прошел Коми, пермские лагеря, Казахстан...

"Получилось так, что он меня воспитывал, когда я был уже школьником, а значит, как-никак мог уже сам оценивать по-своему взрослых, - вспоминает Виктор Яковлевич, - отчима отличало глубокое, очень тактичное понимание и состояния моей души, и своего положения - все-таки не родной отец... Серьезный человек, справедливый, честный. Он мне очень многое преподал в человеческом плане".

Для заштатного, казалось бы, поселка в Акчатау школа была очень сильная, большой процент ее выпускников продолжал образование в вузах и техникумах. Виктор выбрал Томский политехнический.

Студенты все время где-нибудь подрабатывали. Вначале - грузчиками (фирменное ремесло будущих инженеров). При этом свято соблюдали первую заповедь студента: когда таскаешь тяжести, спину держи прямой! Больше всего почему-то "везло" на цемент - такие туго набитые (не зацепиться), тяжеленные мешки...

Вторым по популярности приработком в среде учащихся вузов были ночные дежурства сторожами на разных предприятиях. Вот здесь, как говорится, чуть бес не попутал. Виктора "определили" в охрану на пивзавод. Естественно, во время дежурства были большие возможности вкусить продукта - завод работал круглосуточно. Пользуясь "служебным положением", приглашал и своих друзей-сокурсников - в два-три часа ночи приходили, угощались. Конечно, после таких ночных бдений на учебу не тянуло - от пива голова тяжелая, выспаться бы.. Начал потихоньку пропускать занятия, снова посыпались тройки... Кончилось тем, что "интересную"работу на пивзаводе бросил. Но пиво с тех самых пор, как честно сегодня он сам признается, не разлюбил...

После третьего курса круто повернула личная жнзнь - Лоренц стал человеком семейным.

Вот как он сам об этом рассказывает спустя годы.

"Все очень просто. Нина - из нашего же поселка, тоже из немецкой семьи. Жили мы по соседству, в одном доме, учились в одной школе, только я был на один класс старше. Папа у нее начинал на комбинате рабочим-каменщиком, в свободное время подрабатывал - как хороший печник был нарасхват. Дальше пошел в рост - мастер, прораб, старший прораб, начальник строительного управления. С последней должности и ушел на пенсию. Мама работала поваром в профилактории комбината. Нина - старший ребенок в семье, у нее еще сестра и четыре брата.

В школе все одиннадцать лет - круглая отличница, золотая медалистка. Все безоговорочно признавали, что все это - заслуженно, не вымученно, не награда за заискивание перед учителями... Только к ней одной было такое отношение.

Так что знали мы друг друга с юных лет. В школьные годы наше знакомство постепенно стало перерастать в дружбу, можно даже сказать так - в товарищеские отношения, а еще повзрослев, стали подходить к пониманию, что небезразличны друг другу..."

О месте своей первой работы - стройуправлении N3 треста "Нефтепроводмонтаж" Виктор Яковлевич говорит так: "Я тогда еще понятия не имел, что это за трест, и вообще - куда и к кому я попал. Это теперь кажется, что туда меня, как говорят, Бог за руку привел. А вначале думал: "Ну, так и быть. Раз нужно, поработаю год, ну, два, три. Все равно потом уйду на завод". Прошел год, второй, а когда прошел третий, "директивный", уже давно для меня было понятно, что стройка - это мое, это мне интересно, и ни на какие заводы ее уже не променяю. И вообще о том, что делом моей жизни стало строительство, хотя это и нелегкий труд, никогда больше не сожалел".

...СУ-3 в ту пору было одним из основных сварочно-монтажных управлений на сооружении нефтепровода Александровское-Анжеро-Судженск - на тот момент самой мощной в мире нефтепроводной магистрали.

И в развитие вечной темы "молодой специалист на производстве", продолжает: "Принято добрым словом вспоминать первых учителей. Для меня лично - говорю совершенно искренне - это не какая-то там дань приличиям. Я на самом деле душевно признателен людям, благодаря которым сумел быстро войти в рабочий ритм, набраться новых знаний, которые можно получить только на производстве и которые мне очень пригодились впоследствии... Первым на память приходит Проханов Валентин Федорович, начальник участка. Многому я у него научился, пройдя под его началом цепочку служебного роста "мастер-прораб-старший прораб". Ну а основными - повседневными что ли - учителями были бригадиры. У них я научился не только премудростям монтажных дел. С их помощью я постиг и все нюансы, связанные с функционированием "стройплощадочных первичек" - бригад, взаимоотношениями людей на этом уровне. Без этого знания, считаю, не может состояться настоящий, "зрячий", руководитель..."

Освоение нефтяных и газовых месторождений Тюменской и Томской областей было Всесоюзной ударной комсомольской стройкой N1. В 1971 году издательство "Молодая гвардия" выпустило сборник "Репортаж с переднего края". Среди авторов - начальник комсомольского штаба строительства нефтепровода Александровское-Анжеро-Судженск Марита Нарук. Очерк ее назывался "Выходные будут летом". Есть в нем коротенькое упоминание о "трех парнях - выпускниках Томского политехнического", еще в студенческие годы потрудившихся в поселке Стрежевой, а теперь работающих на объектах нефтепровода. Один из них - Виктор Лоренц "с Центрального товарного парка". О нем - несколько строчек в конце главки:

"А Витю Лоренца хвалят везде. Говорят: его можно, не захвалишь такого. Очень толковый, говорят, инженер. И еще говорят: непостижимо, как это мужик на трассе без "ярких" слов обходится, требователен - не прошибешь, а со всеми ладит?

В начале апреля слышала, что Лоренца утвердят начальником участка..."

Совсем немного, но емко вполне. В шести книжных строчках - он весь, тогдашний прораб Виктор Лоренц.

Покидая осенью 1970-го Томск, он, конечно, еще не знал, что название треста, в одном из подразделений которого ему предстояло работать, со временем будет прочно ассоциироваться с такими эпитетами, как "уникальный", "творческая лаборатория отрасли", "подлинная кузница кадров", "прародитель новых мощных коллективов нефтегазостроителей"... Действительно, ордена Ленина трест "Нефтепроводмонтаж" был не просто мощным коллективом с богатейшим опытом и прекрасными кадрами - он был ярчайшим явлением в истории становления и развития отечественной нефтегазостроительной отрасли. (Показательно, что высшей государственной награды коллектив треста был удостоен за заслуги перед Родиной еще до Тюмени!)

В первые три года работы в отрасли Лоренц успел "застать" легендарного Николая Алексеевича Воробьева, Героя Социалистического Труда, на протяжении двух десятилетий руководившего "Нефтепроводмонтажем". В разных сферах деятельности - науке, искусстве, производстве - очень часто мерилом оценки человека, помимо его конкретных достижений, заслуг, регалий, служит принадлежность к той или иной "школе", носящей имя ее лидера-создателя и воспитавшей несколько поколений достойных учеников. Такими, например, были школы Капицы и Харитона в физике, Бакулева и Петровского - в хирургии, Пырьева и Герасимова - в кинематографии, Улановой и Дудинской - в балете, Туполева и Сухого - в авиастроении... Можно этот ряд продолжать и продолжать... "Люди "школы Воробьева", - так говорили и про тех, кто работал в СУ-3. Но непосредственным учителем молодого прораба Виктора Лоренца был соратник Н.А. Воробьева, начальник управления Дмитрий Андреевич Юрков. Офицер-фронтовик Юрков был командиром артиллерийского расчета в батарее, которой командовал Воробьев. Юрков дважды спасал жизнь своему командиру.

После Анжерки у Виктора Лоренца началась "по-настоящему", как он сам сейчас считает, трассовая жизнь. Иногда ему казалось, что все содержание этой жизни - километры, километры, километры... Когда погружаешься с головой в процесс, нет времени на пафосные рассуждения о значении для страны того или иного объекта: поставлена очередная важная народнохозяйственная задача - и достаточно!.. Даже когда наступает победный миг, когда выполненная работа "принята", не сразу приходит осознание значимости совершенного. Нечто похожее он испытывал, когда в юности побеждал в легкоатлетических забегах: последний рывок, грудь вперед - финишная ленточка долой! - и еще немного пробегаешь по инерции, переходишь на шаг, тебе, еще не отдышавшемуся, кто-то кричит: "Отличное время!", а ты, кивая, восстанавливаешь дыхание - словно больше не до чего... Впрочем, и отдышаться порой едва успевал - были периоды, когда в отпуск не ходил по нескольку лет кряду...

После Анжерки был нефтепровод Усть-Балык -Курган-Уфа-Альметьевск. "Магистраль особого назначения", по точной оценке нефтяников и строителей. На этой стройке с Лоренцом впервые встретился Юрий Петрович Баталин, первый заместитель министра.

-Я обратил внимание на его глубокое знание обстановки, - рассказывает Юрий Петрович, - он обстоятельно доложил о состоянии дел, о планах на ближайшее время. Вел себя уверенно, с достоинством. Подробно рассказал, как разворачивается новый трест "Новосибирсктрубопроводстрой". Несмотря на многие сложности и помехи организационного периода, общая тональность рассказа была оптимистичной. Я был рад, что у нас появляются молодые руководители новой формации. Более серьезное внимание к себе он привлек на совещании в Уфе, где как раз рассматривались вопросы коренной перестройки системы организации и управления трубопроводным строительством.

На совещание в Главвостоктрубопроводстрой были приглашены руководители всех трестов и управлений, руководство аппарата главка и трестов - в общей сложности около двухсот человек. Дискуссия продолжалась три дня - каждый раз по четыре-пять часов... Так вот, на этих совещаниях Виктор Яковлевич Лоренц - главный инженер треста "Новосибирсктрубопроводстрой", сам вчерашний монтажник - твердо поддержал намечаемую реорганизацию. Хорошо помню, как он, стоя у развешенных схем и карт с указкой в руках, очень аргументированно доказывал необходимость реорганизации и убеждал, что нет оснований бояться ущемления интересов сварщиков-монтажников. Знаю - много упреков он выслушал от своих друзей из треста "Нефтепроводмонтаж", от руководства главка, но твердо стоял на своем, опираясь на убедительные доводы. Тогда я пришел к выводу, что у этого человека большое будущее и его надо двигать дальше.

О своих новых назначениях управляющий трестом "Уралнефтегазстрой", начальник главка Виктор Яковлевич рассказывает, отшучиваясь, мол, кто знает - тот пусть и знает... Предпочитает подробнее поведать о делах домашних: "Переехали в Челябинск... 287 дней в году - командировки, жена сама считала. А период такой -14 лет Славке, 11 - Сережке, дети растут, возраст уже серьезный, как еще говорят - опасный...Решили с Ниной, что она должна целиком сосредоточиться на семье, заниматься детьми. Так что карьеру она в итоге разменяла на воспитание детей и, как она шутила, на "содержание" мужа. А ведь она успела в Новосибирске, пока не произошла очередная в нашей жизни "перетрассировка", дорасти до довольно высокой должности начальника управления треста "Оргтехстрой". Конечно, она не реализовала себя, несмотря на свои способности. Парадокс, может быть, но во многом следствием этого стали мои собственные успехи. А с ее стороны было простое безоговорочное понимание и поддержка".

...В 1980-е годы из Уренгоя в Центр страны и далее на Запад пролегли мощные газотранспортные магистрали нового поколения. Особое место среди них занял трансконтинентальный экспортный газопровод Уренгой-Помары-Ужгород, по достижении проектной производительности которого СССР вышел на первое место мире по добыче газа. Самую сложную часть газопровода - в болотах Сибири и Уральских горах - строили тресты Главвостоктрубопроводстроя. Перед коллективом, который возглавлял В.Я. Лоренц, была поставлена задача построить 187-километровый участок - один из наиболее трудных на трассе. Предстояло преодолеть Уральский хребет, пройти по скальным грунтам, через болота, реки, железнодорожные и автомобильные дороги.

-Люди, пожалуй, как никогда раньше, прониклись ощущением важности того, что они делают, - рассказывает об этой, ставшей уже легендой, стройке Виктор Яковлевич.

Успех, как всегда в коллективах, руководимых Лоренцем, предопределила хорошая организация труда. Полносгью оправдали себя, доказав свою жизнеспособность, комплексные технологические потоки, за которые он в свое время бился - действительно, новый метод дал возможность лучше использовать технику, людей, а главное - нацелить весь коллектив на конечный результат - готовый участок газопровода.

В 1986 году управляющего трестом "Уралнефтегазстрой" В.Я. Лоренца назначали начальником Главвостоктрубопроводстроя. Сферой деятельности главка была практически вся сибирская территория - до восточных границ Советского Союза.

"С момента передислокации главка в Уфу и по 1986 год им успешно руководил многоопытный специалист трубопроводного строительства Феликс Валеевич Мухамедов, много сделавший для того, чтобы главк стал одним из самых сильных подразделений министерства, - рассказывает Виктор Яковлевич, - Естественно, мне и членам коллегии пришлось использовать весь свой производственный опыт, энергию, активно внедрять прогрессивные строительные технологии и научно-технические разработки - нельзя было снижать планку достигнутых главком производственных показателей и успехов. Наоборот, опираясь на них, следовало совершенствовать производство в условиях начавшейся перестройки и быть готовым к решению задач по строительству важнейших трубопроводных систем".

...Ранг начальника главка - вершина, на которую поднимаются руководители, более чем искушенные в вопросах руководства людьми. Другое дело, управлять подчиненными можно по-разному. На вопрос, какие предпочтения на этот счет сложились у него, руководителя, Виктор Яковлевич ответил, как бы размышляя:

"Может быть, моя позиция не бесспорна, но я абсолютно не приемлю ярко выраженный авторитарный стиль руководства. Не следует путать авторитаризм и решительность, когда руководитель смело берет на себя груз ответственности. У меня выработалась такая философия: везде, на всех уровнях, за исключением мастера и прораба, хорошо, когда руководитель и его заместители дополняют друг друга, и при этом руководитель не должен ревновать к успехам замов, но и сам должен держать себя в тонусе и не давать повода замам считать себя квалифицированнее, успешней, сильней руководителя. Такого равновесия совершенно не нужно бояться, так же как не следует быть одержимым мыслью "как бы не подсидели". Я и сегодня затрудняюсь одним словом определить такой стиль, раньше мы не знали такого слова - "демократизм". Может бытъ, оно больше подходит?.. Так что авторитаризм ни в силу своего характера, ни в силу убежденности не приемлю.

...Это событие для Виктора Лоренца, как и для многих его коллег, стало настоящим ударом. Чувствовали, конечно, что и такой финал возможен, и все-таки теплилась надежда - вдруг, наконец, там, наверху, придумают что-то по-настоящему "судьбоносное", и положение в стране, а значит, и в отрасли начнет постепенно выправляться... И вдруг - нет министерства, нет главков, нет трестов, ты остался с ручкой и со столом - и больше ничего.

"Руководители структурных подразделений Миннефтегазстроя считали, что упразднение министерства - страшная ошибка, - вспоминает тот драматичный момент Виктор Яковлевич, - Стало ясно и то, что "подсказки" от постепенно утрачивавшего рычаги управления тогдашнего государственного руководства, в какой форме сохранить жизнеспособность отрасли (не говоря уже о конкретной помощи), нам не дождаться. Что-то надо было предпринимать самим".

Одной из попыток "вписать" отрасль в новый "архитектурно-перестроечный ландшафт" и сохранить при этом боеспособность строительных коллективов стало создание ряда объединений по направлениям деятельности.

Так возникло и ТОО "Внештрубопроводстрой", одним из главных организаторов которого стал В.Я. Лоренц.

"Что нами двигало тогда? - он мысленно возвращается к тому смутному времени, - Было сильнейшее желание, несмотря ни на что, не только сохранить отрасли жизнь, но и не дать ей утратить позиции, которые мы за десятилетия успешной работы завоевали за рубежом. Ведь наши нефтегазостроители успели снискать уважение в целом ряде стран "нефтяного пояса", опыт был хороший, квалификацию еще не успели растерять. И, продолжая организовывать строительство объектов за пределами нашей страны, мы рассчитывали быть полезными становившимся самостоятельными строительным подразделениям отрасли - трестам, объединениям. К сожалению, и этому не суждено было исполниться, потому что с упразднением Миннефтегазстроя распалось и централизованное управление объектaми за рубежом. И мы вынуждены были пуститься в свободное плавание".

В коллективе "Внештрубопроводстроя" подобралась команда профессионалов высокого класса - Е.А. Лаврентьев, В.А. Дробязко, Ю.Н. Забродин, В.М. Степанов и другие крупные специалисты нефтегазового строительства. Вообще, многие успели подметить такую "магнетическую" особенность Виктора Яковлевича - вокруг него всегда собирались талантливые люди, которым импонировала его манера руководства. Они первыми в практике отечественного нефтегазового строительства разработали и внедрили новую технологию сооружения переходов трубопроводов через водные преграды методом наклонно направленного бурения. Спустя семь лет новаторам была присуждена премия правительства Российской Федерации. Среди лауреатов - представители "Стройтрансгаза" и "Внешгрубопроводстроя" А.Я. Беккер, Е.А. Лаврентьев, В.Я. Лоренц, В.А. Дробязко...

...Сокращение инвестиций в нефтяную и газовую промышленность, как следствие - падение объемов строительных и ремонтных работ на объектах этих отраслей, распад оставшихся без загрузки целых коллективов нефтегазостроителей... Удел тех. кто еще остался на плаву, - работа на небольших по масштабам и значению стройках или распродажа имущества. Чего уж говорить о технической дисциплине, квалификации, качестве работ... И на этом фоне запустения вдруг появляется и начинает развиваться нефтегазостроительная компания "Стройтрансгаз". О ней говорят все чаще, а кое-кто уже начинает завидовать...

... Датой рождения "Стройтрансгаза" принято считать 1 сентября 1990 года, когда был подписан договор учредителей. Поначалу в компании работали десяток сотрудников, занимавшихся поиском заказов, и несколько человек административного персонала. Одно обстоятельство: "Стройтрансгаз" разворачивал работу без всякого участия в приватизации государственной собственности.

Инициатором создания и первым руководителем компании, сыгравшим огромную роль в ее становлении и дальнейшем успешном развитии, был Арнгольт Яковлевич Беккер - талантливый организатор с огромным опытом работы на главных нефтегазовых стройках 1960-1980-х годов, большей частью - на тюменском Севере. Личность яркая: по характеру жесткий, максималист, но - мыслящий неординарно и чуждый стереотипов. Он всегда был нацелен на достижение блестящих с позиции сроков выполнения и качества работ результатов при наименьших издержках. Безусловно, деловые качества А.Я. Беккеpa оказали существенное влияние и на почерк работы молодой компании. Командой "Стройтрансгаза" с самого начала двигало стремление своевременно при высоком качестве работ выполнять контрактные обязательства, как можно эффективнее использовать инвестиции заказчиков, быть ответственными и перед ними, и перед государством.

Первой пробой сил для "Стройтрансгаза" стали объявленные Газпромом открытые тендерные торги на строительство в Пермской области и труднодоступных районах Северного Урала линейных компрессорных станций - Алмазной, Новоивдельской и Новопелымской.

Соперниками в тендере были маститые и знающие себе цену немецкая, турецкая и югославская фирмы, которые, надо полагать, со снисходительным недоумением отнеслись к появлению в одной с ними компании никому не известного российского конкурента. Да еще с какими стартовыми предложениями! Подготовленные "Стройтрансгазом" проекты строительства были "дешевле", а, кроме того, при соблюдении требуемого уровня качества работ сроки ввода в строй каждой из семи КС были короче на 3-5 месяцев. На подготовительный период (предпроектную проработку, заключение контрактов с субподрядчиками, организацию временных жилых городков, строительство временных сооружений и зданий производственного назначения) время было сокращено в 2,4 раза против запрашиваемого инофирмами. Кстати, обеспечив таким образом экономию средств, в дальнейшем "Стройтрансгаз" по согласованию с Газпромом построил на территориях компрессорных станций дополнительные объекты производственной инфраструктуры, жилье и объекты соцкультбыта общей стоимостью 8,5 миллиона долларов. Ввод в строй построенных в сложных условиях Приполярья семи компрессорных станций позволил Газпрому обеспечить стабильное транспортирование газа с севера Западной Сибири в центральные районы страны и за рубеж.

Благодаря этому успеху "Стройтрансгаз" снискал авторитет надежного партнера, строго ориентированного на удовлетворение интересов заказчика. Это обусловило и решение Газпрома шире привлекать компанию к реализации других проектов,

Несмотря на хорошую загрузку и довольно высокие доходы, в "Стройтрансгазе" все чаще возникал вопрос о развитии нового направления бизнеса - трубопроводного строительства. В нефтяной и газовой промышленности период безвременья заканчивался, начиналось заметное оживление, а значит, неминуемо должны были стать востребованными и строители-линейщики. В итоге было принято решение о создании в компании трубопроводостроительного направления. Для того чтобы организовать и возглавить его работу, пригласили высокопрофессиональных руководителей и специалистов. Так в 1996 году в "Стройтрансгаз" пришли В.Я. Лоренц, Е.А. Лаврентьев, В.М. Степанов, Н.И. Курбатов, О.М. Серафин, В.П. Михайлов. Все они в свое время возглавляли главки или входили в их руководство. С ними пришло немало других классных специалистов.

Виктор Яковлевич, благодаря своим организаторским способностям, контактности, умению воспринимать новое и мыслить масштабно, выдвинулся в ряды высших руководителей "Сгройтрансгаза": придя в компанию на должность вице-президента, в 1998 паду он стал ее исполнительным директором-председателем правления, а в 2002-м был избран президентом. Особенно весом его вклад в достижения последних лет, когда "Стройтрансгаз" окончательно сформировался как современная мощная многопрофильная компания, а в своей традиционной сфере деятельности - нефтегазовом строительстве успешно осуществил целый ряд крупнейших проектов.

...В конце 1990-х в области трубопроводного строительства "Стройтрансгаз" вышел на крупнейшие проекты, связанные с Западной Сибирью.

Как кратчайший и наиболее экономичный путь доставки природного газа от месторождений севера Тюменской области до западноевропейских потребителей проектировалась газотранспортная система Ямал-Европа. И здесь фронт работ ОАО "Стройтрансгаз" стал обширным - строительство линейной части и компрессорных станций на территории России и Республики Беларусь.

Участие в сооружении мощной газотранспортной артерии Ямал-Европа диаметром 1420 миллиметров, рассчитанной на рабочее давление 8.3 МПа (что на 30 процентов повысило пропускную способность против газопроводов того же диаметра с рабочим давлением 7.5 МПа), позволило "Стройтрансгазу" накопить значительный опыт - как в области применения современных технологий, так и в организации строительства.

Эта стройка дала дополнительный повод сосредоточиться на решении еще одной важной задачи. По мере развития компании становилась все более очевидной необходимость иметь фирменную систему обеспечения качества, эффективность которой была бы подтверждена соответствующим документом авторитетной в мире организации, проводящей сертификационный аудит.

Кстати, когда "Стройтрансгаз" начал регулярно участвовать в зарубежных тендерах, уже в период предварительного рассмотрения предложений участников, представителям компании все чаще задавали вопрос, чем они намерены руководствоваться, обеспечивая качественное выполнение работ. Причем вопрос этот задавали даже потенциальные заказчики из стран, где авторитет наших строителей казался незыблемым еще со времен СССР, - из Сирии, Ирака, Алжира. В аналогичных ситуациях приходилось оказываться все чаще и на внутренних тендерах.

В конце 1997-го компания приступила к разработке, а на следующий год внедрила систему управления качеством в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:1994 в области проектирования, инжиниринга, строительства трубопроводов, объектов нефтегазового комплекса и их инфраструктуры. В 1999 году известная компания "ТЮФ CEPT" провела сертификационный аудит, по результатам которого ОАО "Стройтрансгаз" был вручен сертификат, подтверждающий разработку и успешное внедрение в компании этой системы. В 2002 году этой же организацией была проведена ресертификация по обновленному стандарту ИСО 9001:2000. Но и это можно считать этапом пройденным. Сегодня общество ориентируется на переход от системы ИСО к Total Quality Management - Всеобщему менеджменту качества. В 2004 году ОАО "Стройтрансгаз" получило сертификат соответствия системы охраны окружающей среды международному стандарту ИСО 14 000 и сертификат соответствия системы охраны труда международному сертификату ИСО 18 000.

Компанию отличает высочайшая требовательность к качеству выполняемых работ. Один пример: за допустимый уровень ремонта сварных стыков в мире принимается 7 процентов. Когда строился газопровод Россия-Турция, у ОАО "Стройтрансгаз" на российском участке этот уровень по всем видам сварки составил 2-3 процента...

Комплексный подход к формированию трубопроводостроительного направления работы ОАО "Стройтрансгаз" позволил создать мощности по сооружению ежегодно свыше 3 тысяч километров трубопроводов большого диаметра в стране и за рубежом.

Целым этапом в биографии "Стройтрансгаза", а значит и Виктора Яковлевича Лоренца стало строительство дожимных компрессорных станций. ...К 1998 году на Заполярном был сосредоточен мощный контингент монтажников, транспортников, дорожников и других специалистов, готовых реализовать проект пускового комплекса в контрактные сроки.

Несмотря на трудности с финансированием. "Стройтрансгаз" и его субподрядные организации без лишней суеты стали работать ни опережение за счет кредитов. Было очевидно, что без освоения новых мощностей газовики не смогут компенсировать падающую добычу действующих месторождений, что финансирование Заполярного в конечном итоге будет открыто.

Так, еще задолго до начала работ на основных объектах промысла и сооружения первой нитки газопровода Заполярное-Уренгой "Стройтрансгаз" начал строительство промышленных баз и дорог. По согласованию с заказчиком в период с апреля по август 1999 года был построен компактный поселок "Стройтрансгаза" в промышленной зоне месторождения, который в дальнейшем позволил оперативно увеличить численность работающих на стройке в пиковый период до 2 тысяч человек. На сооружении газопровода Заполярное-Уренгой в качестве стационарной трубосварочной базы для изготовления двух- и трехтрубных секций был с большим эффектом использован автоматизированный комплекс электроконтактной сварки "Север-1". И таких примеров работы на опережение, использования нестандартных инженерных и управленческих решений можно привести множество.

...Конечно, было бы преувеличением говорить, что "работа на опережение", ставшая - и не всегда от хорошей жизни - фирменным знаком компании, давалась легко. Был очень сложный период после печальной памяти событий 17 августа 1998-го, которые не могли не сказаться негативным образом на столь масштабном и ресурсоемком инвестиционном проекте. И все-таки благодаря четкой и последовательной позиции координационного совета и руководства, ОАО "Сгройтрансгаз", удалось выйти из положения - стройка не останавливалась. А когда в апреле 2000 года с ООО "Ямбурггаздобыча" было подписано соглашение о строительстве первого пускового комплекса, и началось стабильное финансирование, отлаженный маховик стройки закрутился на полных оборотах.

И тут Газпром начал требовать от строителей, чтобы пуск первой очереди месторождения был обеспечен до начала зимы 2001-2002 годов. У многих еще свежи были в памяти печальные примеры предыдущей зимы - события в Приморье, остановки электростанций из-за отсутствия топлива, снижение подачи газа в жилые кварталы и на промышленные предприятия. От строителей требовали сделать все возможное, чтобы управиться до зимы. Несмотря на невероятно напряженные сроки и сложность этой задачи, все коллективы строителей работали самоотверженно, понимая остроту ситуации в стране с топливом и энергией. Сегодня можно гордиться тем, что ОАО "Стройтрансгаз" удалось выполнить свое обещание.

Тогда в приветствии Президента России В.В. Путина, зачитанном на торжественном открытии первой УКПГ, говорилось: "Это - большое событие не только для тех, кто участвовал в разведке и обустройстве этого месторождения, но и для всей отечественной газовой отрасли. Уверен, что начало разработки гигантских запасов этого месторождения внесет весомый вклад в развитие северного края, газовой промышленности и экономики всей страны".

Безусловно, это событие вошло в историю России как одно из первых по-настоящему крупных достижений в реальном секторе отечественной экономики за годы реформ. На ГКМ Заполярное ОАО "Стройтрансгаз" была реализована крупнейшая пусковая программа, что оказало существенное влияние на динамику добычи газа в стране - позволило переломить сложившуюся в предыдущие годы тенденцию к ее снижению.

Хорошая, дружная семья и наполненная интересная жизнь вне работы - всегда надежная опора и источник новых сил для человека, занятого многотрудным делом.

У Виктора Яковлевича в его многотрудном деле всегда был надежный тыл. И за то, что он мог полностью и безоглядно отдаваться работе, любимому делу, он в первую очередь благодарен супруге Нине Владимировне. "С ней всегда легко - везде и всем, - говорит он о своей верной спутнице жизни, - Такое вот у нее свойство характера, такая у нее энергетика хорошая, что ли. Всегда с ней чувствуешь себя спокойно. Она любящая жена и мать. У нее редкое сочетание природной доброты и твердости характера. Очень прямодушный человек, никогда не терпела и не терпит подлости и фальши".

Нина Владимировна подарила ему двух прекрасных сыновей. Оба они уже взрослые, у обоих семьи.

О жизни и производственном пути Виктора Яковлевича теперь нам известно более или менее подробно. Но, как у любого крупного руководителя, у него не могла не сложиться своя система взглядов по широкому комплексу вопросов, связанных с развитием страны, о месте в ее экономике и перспективах возглавляемой им производственной структуры. И эти заметки были не полными, если бы он не поделился с нашими читателями некоторыми мыслями по этому поводу.

-Страна и ее топлнвно-энергетический комплекс друг без друга существовать не могут - ни сегодня, ни завтра, - рассуждает В.Я. Лоренц, - Развитие ТЭК - это, как говорится, локомотив, который позволит приступить к структурной перестройке экономики, вытянуть страну из кризиса, восстановить военно-промышленный комплекс, высокие технологии. У нас сегодня неблагополучно обстоит дело с базовыми отраслями промышленности. Но вселяет надежду то, что об этой проблеме стали не только говорить, но и формировать программы выхода из ситуации, строить планы. Конечно, импонирует, что ее решение будет способствовать реализации тех национальных проектов, в центре которых - человек.

Страна сейчас движется в своем развитии стабильно - 6 процентов ВВП, хотя лучше и 7, и 8 иметь, к тому же возможность есть такая. И конечно, сегодня надо одинаково заниматься развитием всех отраслей. Будущее России зависит и от того, сможет ли она сформировать и реализовать программу восстановления сельского хозяйства - это ведь тоже вопрос безопасности - продовольственной. Страна должна кормить себя сама. В этом направлении тоже кое-какой вектор обозначился. Нашим настроениям это, кстати, созвучно, потому что мы всегда в отрасли производством сельскохозяйственной продукции занимались, занимаемся этим и в "Стройтрансгазе". Место будущей России в числе передовых стран, и, конечно, она должна быть интегрированной с Европой. Но и у западных партнеров не должно быть никакой ревности к нам на предмет стремления России на Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион. Необходимо и максимальное сближение, интеграция с бывшими республиками СССР, и прежде всего с ближайшими соседями - Казахстаном, Белоруссией, Украиной. Надо находить предмет общих интересов в новых условиях, в новой среде, которая сформировалась, но и быть в хорошем смысле неуступчивыми там, где это требуется для обеспечения интересов страны.

Экономика не может быть вне сферы политики, особенно когда это касается нефти и газа, - немного отвлекшись, решил уточнить свою позицию В.Я. Лоренц, - И в этой связи лично я придерживаюсь совершенно четкой позищии - бизнес должен быть вне политики. Крупные компании, подобные нашей, и так находятся в орбите большой политики, работая в сфере большой экономики, и этого, считаю, более чем достаточно...

Что же касается "Стройтрансгаза", то Виктор Яковлевич полагает, что компания успешно адаптировалась к сложившимся в России экономическим реалиям и достигла неплохого уровня развития.

...А напоследок Виктор Яковлевич согласился "внести ясность" в один вопрос, имеющий отношение, на первый взгляд, только к нему лично. Речь шла о такой заметной - "нелидерской", казалось бы, - черте его поведения, как стремление, если можно так выразиться, избегать "переднего плана", излишняя сдержанность... Одним словом, - "непубличным" человеком прослыл в широких кругах Виктор Яковлевич Лоренц...

"Мое лидерство, согласен, в глаза не бросается, но я считаю это вполне нормальным, - объясняет он, - Во многом тому причина - в характере, я никогда не был человеком экспансивным и авторитет зарабатывать стремился без каких-то внешних эффектов. А сегодня - тем более от меня требуется взвешенность каждого жеста, каждого слова, тем более на людях. И потом я уже говорил о том, какой стиль руководства предпочитаю. В "Стройтрансгазе" мне повезло с ближайшими соратниками - с ними мы одна команда. Каждый из наших, как сейчас говорят, топ-менеджеров - настоящий лидер в своем направлении. Евгений Александрович Лаврентьев, Анатолий Сергеевич Горелов, Виктор Иоганесович Отт, Александр Иванович Новопашин, Ирина Николаевна Богатырева, Вячеслав Никитович Бабусенко, Леонид Витальевич Бохановский - каждый из них сам по себе яркая личность. Это я говорю только о своих первых заместителях. А сколько еще блестящих профессионалов отрасли и при этом надежных, хороших людей собрал "Стройтрансгаз" - да у нас просто звездный состав! Вот через их всех самоотверженную и грамотную работу компания, которую мне доверили возглавлять, и позиционирует себя с самой лучшей стороны, доказывает свою успешность. Публичной должна быть сама компания. И когда она принята на нашем и зарубежном рынках, когда ее все видят, знают, уважают, то вспоминают, что у нее есть еще и ее президент. Вот такая моя "публичность"...

Я свою роль вижу в том, чтобы обозначить приоритеты, организовать коллектив и создать все необходимые условия для поступательного развития и благополучия компании. И насколько мне позволят мои силы, знания, а еще и объективные обстоятельства, я буду продолжать делать все возможное, для того, чтобы компания продолжала вносить свой весомый вклад в развитие топливно-энергетического комплекса страны..."


15.08.2008
stroytransgaz.ru

Док. 515194
Перв. публик.: 15.08.08
Последн. ред.: 05.11.08
Число обращений: 54

  • Лоренц Виктор Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``