В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О том, как много умных один закон о дураках принимали Назад
О том, как много умных один закон о дураках принимали
(современная небылица)

Следя за современным жизненным процессом, я чаще всего поражаюсь постепенным оскудением нашего бюрократического творчества. Но что всего замечательнее, это оскудение творчества замечается именно только в сфере бюрократии - и нигде больше. Начать хоть с законов. Во всей обширной сфере законодательства, вы не только не встретитесь с оскудением, но, напротив, скорее найдете излишества творчества. Прочтите...
М.Е. Салтыков-Щедрин


Всякие небылицы сегодня про бюрократов рассказывают - одни забываются, другие в книгах печатаются, а третьи изустно передаются и иногда даже в мифы превращаются.

Вот, например, все сейчас убеждены, что с любой проблемой можно справиться, издав очередной закон. А ведь модное это заблуждение возникло давным-давно. Не избежал его даже такой реалист как Петр Великий.

Доведенный до крайности жалобами на произвол своих дуроломов-бюрократов, он взял да издал 20 января 1724 года весьма примечательный указ, гласивший: "Всем подчиненным, как в Сенате и Синоде, так и во всех коллегиях, канцеляриях и во всех местах всего государства, где какие дела отправляются, быть в послушании у своих командиров во всем, что не противно указу. А ежели, что противно, того отнюдь не делать, под наказанием, яко преступнику указа, но должно командиру своему тайно объявить, что то противно указам, а ежели не слушает, то протестовать и доносить вышнему над тем командиром, кто приказывает...".

Так, более двух с половиной веков назад была сделана характерная попытка решить проблему законодательными средствами - попытка, которая потерпела не менее характерный провал, о чем, впрочем, современная мифология умалчивает. Поскольку, умалчивает она и о других малоизвестных деталях, те, кто только вступает в большую политику, рискуют свернуть себе шею в дебрях законодательных инициатив. Из самых добрых чувств к этим рисковым ребятам хотелось бы предостеречь их от излишней самоуверенности в коридорах власти, и потому изложим канонический текст мифа о том, как много умников один закон принимали.

Жил-был воевода. И было у него три сына: двое умных, а третий все время что-то писал. И жил-был царь, у которого была боярская Дума. Скучно было в Думе, никакой работы: что царь ни скажет - все "за".

И решил царь завести при Думе дурака. Зачем, о том князь Б. И. Куракин в своей "Гистории о царе Петре Алексеевиче" сказывал: "Топерь будем напоминать о начале придворных дураков... Сей обычай был издавна иметь придворных дураков для забавы, а временами оные служили и для политики...".

Заставь дурака богу молиться, он и лоб разобьет. И пришлось дураку помощников подыскивать - не для забавы, конечно, для политики. Так в аппарате Думы появилось еще одно ведомство, впоследствии преобразованное в Министерство дурацких дел.

На практике подтвердилась гипотеза о том, что один дурак такие вопросы задаст, что и сто мудрецов не ответят. И Министерство дурацких дел широко пользовалось этим внутренним источником роста. Благополучно оно проскочило все политические бури и передряги и горя не знало. Но вот пришел новый царь и решил выбить у кого надо дурь из головы. День, другой проходят, а на третий является к царю министр дурацких дел Отпетый с прошением: "Ныне дурацкими делами занимаются не менее десятка ведомств, не говоря, уж о местных органах. Поэтому в дурацких делах наблюдается полнейший хаос. В связи с изложенным необходимо сконцентрировать всю дурость в рамках одного ведомства".

Сдуру царь согласился.

На следующий день в газете "Дурные вести" выступил доктор наук Дурашкин: "Последние нормативные акты о дураках были приняты почти триста лет назад. В настоящее время они несколько устарели. Кроме того, статистика дурацких дел закрыта уже много лет, что недопустимо в условиях гласности. Ведь именно поэтому ученые не могут создать законченную научную концепцию дурака и оценить неэффективность действующего законодательства".

На радио в каждую передачу, за исключением сигналов точного времени, включали песню Владимира Высоцкого:

"Этот шум - не начало конца,
Не повторная гибель Помпеи -
Спор вели три великих глупца:
Кто из них, из великих, глупее

Долго спорили - дни, месяца, -
Но у всех аргументы убоги...
И пошли три великих глупца
Глупым шагом по глупой дороге.

Вот и берег - дороге конец.
Откатив на обочину бочку,
В ней сидел величайший мудрец, -
Мудрецам хорошо в одиночку

Удаляясь, ворчали в сердцах:
"Стар мудрец! Никакого сомненья -
Мир стоит на великих глупцах, -
Зря не высказал старый почтенья!"

Потревожат вторично его -
Темной ночью попросят: "Вылазьте!"
Все бы это еще ничего,
Но глупцы - состояли при власти..."


Широко цитировалось мнение известного зарубежного специалиста Сирила Н. Паркинсона: "Если современная головная контора, что и потеряла в сравнении с королевским двором средневековья, так это существовавшую издревле должность дурака или королевского шута. Именно дурак был облечен привилегией и обязанностью выдавать точку зрения, отличную от официальной, но и не схожую с точкой зрения опальной группировки... Есть основания считать, что он делал полезное дело, есть даже основания подозревать, что он был бы весьма полезен и сейчас... Мысль об официальном и узаконенном (выделено мною - Ю.Б.) дураке по крайней мере нуждается в изучении, без него не проколоть мыльные пузыри самодовольства! Когда хор взаимного восхваления начинает звучать до неприличия громко, кто-то должен оборвать эти песнопения окриком: "Ерунда! Хватит ломать комедию!" Конечно, выкрикнуть это можно и сейчас, да только не наживет ли себе смельчак ненароком врагов? Дурак же - не будем об этом забывать - такой привилегией, своего рода дипломатической неприкосновенностью, - обладал. Явно полезная должность - пока что абсолютно вакантная".

Телевидение показало интервью с ответственным работником Губа-не-Дура, членом правления Общества дурацких международных связей: "Недавно наша страна присоединилась к Всемирной конвенции дураков. Необходимо заметить, что действующее законодательство по уровню дурости не соответствует мировым стандартам. Каждый раз при пересечении границы нас одурачивают, причем при возвращении одурачивают снова. Правление нашего общества выступает с законодательной инициативой и предлагает на рассмотрение Думы проект закона о дураках".

В газете "Дурные вести" был опубликован для обсуждения полный текст проекта.

П р о е к т
ЗАКОН
"О дураках"

Глава I
Общие положения

Статья 1. Задачи Закона
Задачей настоящего Закона является регламентация того, как правомерно придуриваться, а также защита от дурака.

Статья 2. Дурацкое определение
В настоящем Законе под дураком понимается остолоп, недоумок, тупица, а равно иное физическое или юридическое лицо, которое в результате совершения любых действий остается в дураках.

Статья 3. Сроки
Если человек дурак, то это надолго.

Статья 4. Злоупотребление дуростью
В настоящем Законе под злоупотреблением дуростью понимается осуществление дураками своих прав как обязанностей и обязанностей как прав, а равно любые попытки выбросить дурь из головы.
Ответственность за злоупотребление дуростью наступает в соответствии с законодательством о дураках.

Статья 5. Законодательство о дураках
Законодательство о дураках состоит из настоящего Закона, а также дурацких актов, издаваемых Министерством дурацких дел в пределах своей некомпетентности.

Статья 6. Действие Закона по кругу лиц
К лицам, являющимся круглыми дураками, Закон применяется по кругу.

Глава II
Права и обязанности дураков

Статья 7. Право на дурость
Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на дурость, если это не является злоупотреблением дуростью в смысле статьи 4 настоящего Закона.

Статья 8. Права дурака
Дурак имеет право:
1) на дурные манеры;
2) валять дурака;
3) расшибать лоб.

Статья 9. Обязанности дурака
Дурак обязан:
1) видеть дурака издалека;
2) задавать вопросы мудрецам;
3) оставаться в дураках.

Глава III
Управление дурацкими делами

Статья 10. Орган управления дурацкими делами
Управление дурацкими делами осуществляется с помощью дурного глаза и дурьей головы Министерством дурацких дел.

Статья 11. Работа до одурения
Министерство дурацких дел работает до одурения ("дурная бесконечность").

Глава IV
Международное сотрудничество дураков

Статья 12. Мировые стандарты
Мировые стандарты дураков, а также соответствующие международные договоры и соглашения, применяются, когда дурость переходит все границы.

Глава V
Освобождение от ответственности

Статья 13. Защита от дурака
Не являются злоупотреблением дуростью действия, совершенные как дураком, так и от большого ума, хотя и подпадающие под признаки статьи 4 настоящего Закона, но совершенные в состоянии необходимой обороны, то есть при защите от дурака.

Статья 14. Дурацкое правило
Дурак за свою дурость ответственности не несет.

Развернулись широкое обсуждение проекта. Было высказано много замечаний, в том числе и довольно серьезных. Трое независимых придурков выступили с инициативным авторским проектом Закона о дураках, в котором провозгласили "плюрализм дурости". Группа радикалов из Думы внесла альтернативный проект Закона "О полной свободе дурости". В противовес этому в газете "Дурные вести" появилось инспирированное консервативными силами из Министерства дурацких дел Открытое письмо "О дурости как краеугольном камне". Поднявшаяся волна возмущения довела всех до полного одурения. "Дурные вести", чтобы остановить резкое падение тиража, опубликовала серию ярких очерков своих собкоров за рубежом под рубрикой "Дурак в законе". Опрос общественного мнения показал, что оценку "Недурно!" дали проекту только 3 процента населения, 4 процента - сказали, что "написать такой проект - дурацкое дело нехитрое", а остальные - затруднялись ответить (видимо, просто не читали, что свидетельствует о глубокой народной мудрости).

Была сформирована Комиссия по доработке проекта Закона "О дураках". В нее включили руководителей всех ведомств, в которых занимаются дурацкими делами, а также - для веса - нескольких круглых дураков. Под председательством Отпетого Комиссия провела первое заседание, оказавшееся чрезвычайно плодотворным. До поздней ночи обсуждался один вопрос: нужна или не нужна преамбула? Круглые дураки настаивали на преамбуле, выдвигая в качестве аргумента "необходимость показать преемственность". Отпетый, наоборот, в лучших популистских традициях революционно заявил, что надо не декларировать дурость, а проявлять ее, причем не с помощью каких-то дурацких слов, а посредством как можно более правового дурного механизма. Молчаливое большинство, плохо понимавшее, на какой из двух десятков комиссий, в которые их включили, они в данный момент присутствуют, и опасавшееся лишь "детской болезни левизны", расслышав конец выступления Отпетого, как "... правого дурного механизма", одобрительно загудело. Довольные собой члены Комиссии постановили, что главное сделано, а для редактирования "мелких деталей" следует создать Рабочую группу, вменив ей в обязанность когда-нибудь потом доложить о результатах.

Руководителем Рабочей группы назначили ответственного работника Губа-не-Дура, как раз накануне, правда, уехавшего на полгода с заморским визитом. В группу включили думских радикалов, опытнейших профессионалов из Министерства дурацких дел, нескольких "узких" специалистов по дуракам и просто дураков-специалистов, наконец, представителя науки Дурашкина, а также, в угоду общественному мнению, трех придурков с их инициативным авторским проектом.

Рабочая группа сразу сосредоточилась на "принципиальных вопросах"

1. Статья 1 проекта Закона предполагает, что при правомерном придуривании так или иначе должны появляться придурки. Между тем ни в статье 2, дающей действительно дурацкое определение, ни в статье 6, устанавливающей порядок действия Закона по кругу лиц, придурки даже не упоминаются. Следует ли приравнять придурка к дураку, а если нет, то как их различать?
2. Аналогично: каков критерий различения дурака (ст.2 и др.) и круглого дурака (ст. 6)?
3. Что делать, если физическое либо юридическое лицо в результате своих действий пока еще не одурело, но имеет устойчивую тенденцию остаться в дураках? В проекте Закона ничего не сказано об этом.
4. Где границы дурости (ст. 11)?
По первому вопросу убедительным было признано триединое мнение придурков, что коль скоро их включили в Рабочую группу наравне с такими выдающимися дураками из Министерства, то и в смысле настоящего Закона - это одно и то же.
Доктор наук Дурашкин предложил, чтобы по второму вопросу голова болела бы у правоприменителя, поскольку научный критерий выявления круглого дурака давно известен: циркуль с центром вращения в кресле данного должностного лица.
Кардинальное решение третьей проблемы было найдено радикалами: выражение "физическое либо юридическое лицо, имеющее тенденцию остаться в дураках" - записать короче: "... с дурацким выражением лица".
Неизвестно, сколько пришлось бы биться над последним, наиболее принципиальным вопросом, если бы один из членов Рабочей группы - сам поэт но специальности - не воскликнул: "Предела нет!!!"
Правда, еще один вопрос регулярно ставила пресса: "Для кого этот закон - для элиты или для всех?" - но на замечания средств массовой информации как всегда не обращали внимания. Хотя, добравшись до статьи 7, участники Рабочей группы увидели другую сторону медали: отсутствие в проекте Закона санкций за ущемление права на дурость приводит к тому, что на деле этим правом пользуются лишь избранные. Дурашкин дал об этом интервью газете "Дурные вести", положившее начало крупному скандалу и послужившее предметом специального запроса в Думе. Дума срочно назначила Комиссию по привилегиям, куда включила всех членов Рабочей группы за исключением Дурашкина.
Работа над проектом Закона прервалась на три месяца, но зато по докладу Комиссии по привилегиям троих видных деятелей лишили звания "Почетный дурак", а также ликвидировали спецуправление по излечению дурости .
Назначенные сроки истекали, а окончательная редакции проекта Закона "О дураках" задерживалась. Поэтому аппарат Думы строго следил, чтобы члены Рабочей группы не умничали, а побыстрее одобряли предложенный вариант. Когда радикалы и придурки заартачились, настаивая на пересмотре особо дурацких норм, из аппарата в связи с результатами работы Комиссии но привилегиям поступила новая редакция статьи 7, которая теперь начиналась так: "Не каждое физическое или юридическое лицо имеет право на дурость..." Еще месяц ушел на этот альтернативный вариант, в конце концов все таки отвергнутый большинством голосов.

Тут вернулся из заморской поездки Губа-не-Дура и сказал, что с заморской точки зрения проект явно провинциален, что ни в основном, ни в альтернативном варианте статья 7 работать не будет, и вместо нее нужно вставить целиком соответствующий раздел из Международной конвенции дураков, тем более, что раздел проекта "Международное сотрудничество дураков" выглядит просто куцым.
Рабочая группа уважительно проигнорировала заявление своего председателя - ей было не до того: участились технические трудности. Так, машинистки из аппарата Думы каждый раз при перепечатке проекта в статье 7 регулярно делали опечатку, так что вместо "каждое лицо..." все время появлялось "не каждое лицо..."

Губа-не-Дура не привык к такому обращению и вытащил главный козырь. Все в той же газете "Дурные вести" он опубликовал статью, смысл которой сводился к следующему: "Очевидно, что дурость - это отсутствие ума. А ума не надо тогда и только тогда, когда сила есть. Силы же как раз пока и нет. Поэтому следует отложить пока что проект Закона "О дураках" и заняться Законом "О силе". Только такой путь прогрессивен с заморской точки зрения". Обсуждение возобновилось с новой силой.

Тем временем из аппарата Думы поступили систематизированные замечания граждан в восьми томах. "Если не дать в статье 2 исчерпывающего перечня дураков, то закон работать не будет", - пишут 120 работников N-ского дурдома. "К сожалению, закон не является актом прямого действия, так как статьи 4 и 5 содержат отсылочные нормы", - поучает известный теоретик NN. И так далее. Одуревшие члены Рабочей группы поспешили передать проект в Комиссию Отпетого. Там работу группы одобрили, но выразили мнение, что Закон о дураках вообще не нужен. Авторы проекта поступились основным принципом нашего общества - "дуракам закон не писан".
Значительно более демократичным было бы сделать так, чтобы некоторые не особо умничали, а дуракам все можно. Это тем более целесообразно, что ограничений много и не потребуется, потому что умный и так в гору не пойдет. С тем Комиссия и передала проект в Думу, естественно, через ее аппарат.

Почему-то розданный в Думе для обсуждения проект вместо статьи "Право на дурость" содержал статью "Право на недоумие". Радикалы публично отмежевались от нее и потребовали разбирательства. Скандал удалось замять, но на второе чтение проект был поставлен с альтернативным вариантом статьи 7.
Как всегда, проект был опубликован в газете "Дурные вести". Выглядел он так.
П р о е к т
Второе чтение
ЗАКОН
"Об умниках"

Глава 1
Общие положения

Статья 1. Задачи Закона
Задачей настоящего Закона является регламентация того, как правомерно жить чужим умом, а также защита от выживания из ума.

Статья 2. Очень умное определение
В настоящем Законе под умником понимается любой недурак, а равно иное лицо повышенной толковости.

Статья 3. Сроки
Когда ума слишком много, требуется время, чтобы пораскинуть мозгами (умственными ресурсами).

Статья 4. Злоупотребление умничаньем
В настоящем Законе под злоупотреблением умничаньем понимается попытка жить своим умом, а равно быть себе на уме.
Ответственность за злоупотребление умничаньем наступает в соответствии с законодательством об умниках.

Статья 5. Законодательство об умниках
Законодательство об умниках состоит из настоящего Закона, а также заумных правил, издаваемых Палатой ума.

Статья 6. Действие Закона по кругу лиц
Сколько голов, столько умов ("плюрализм умничанья"). Ум хорошо, а два лучше.

Глава II
Права и обязанности умников

Статья 7. Право на заумь
Каждое физическое или юридические лицо имеет право на заумь, если это не является злоупотреблением умничаньем в смысле статьи 4 настоящего Закона.

Вариант, предложенный группой членов Думы:
Статья 7. Право на недоумие
Сила есть - ума не надо.

Статья 8. Права умников
Умник имеет право:
1) браться за ум;
2) тронуться умом;
3) не ходить в гору.

Статья 9. Обязанности умников
Умник обязан:
1) не особо умничать;
2) не сходить с ума;
3) в крайнем случае - ополоуметь.

Глава III
Управление умственными ресурсами

Статья 10. Палата ума
Палата ума является центральным органом управления умственными ресурсами тех, у кого ума палата.

Статья 11. Работа, не прикладая ума
Палата ума во избежание "утечки мозгов" работает не прикладая ума.

Глава IV
Международное сотрудничество умников

Статья 12. Мировой разум
Мировые стандарты умников, а также соответствующие международные договоры и соглашения применяются, когда игра ума не знает границ.

Глава V
Возложение ответственности

Статья 13. Умственное затмение
Ответственность за нарушение настоящего Закона возлагается по правилу: око за око, ум за разум.

Статья 14. Разумное правило
Горе от ума.


Введение Закона в силу, хотя и прошло при бурном одобрении общественности, но сопровождалось некоторыми сложностями. Дума долго раздумывала, что делать с Министерством дурацких дел - то ли переименовать в Палату ума, то ли реорганизовать в Палату ума. Само министерство не спешило что-либо делать. Оно и понятно: с дураков какой спрос? Наконец, было принято решение преобразовать Министерство дурацких дел в Палату ума. Новому ведомству, в порядке исключения, сохранили штатное расписание, фонд заработной платы и - самое главное - весь прежний состав специалистов. Это потянуло за собой цепочку проблем.
Так, например, когда известный специалист-дурак, будучи зачисленным на должность старшего умника в Палату ума, попытался, в строгом соответствии со статьей 3, пораскинуть мозгами, то он был привлечен к ответственности по совокупности статьи 4 (попытка жить своим умом) и статьи 11 (раскидывание дефицитного ресурса - "утечка мозгов"). Со своей стороны, бывший дурак, а ныне умник, опираясь на норму части первой статьи 6 Закона, оспаривал дефицитность ума, пересчитывая умников по головам. Его все же осудили.

Тогда Международная лига прав дураков подняла шум в связи с нарушением Международной конвенции дураков и "массовым применением принудительных мер переделки дураков в умников" . Одновременно Всемирная ассоциация просветления ума выразила резкий протест по поводу "явно репрессивной статьи 13 "Умственное затмение", в которой в качестве карательной меры узаконена переделка умников в дураков" .

Пока улаживались международные конфликты (со специальным заморским визитом для этого были направлены Отпетый, Губа-не-Дура и Дурашкин) Палата ума (быв. Министерство дурацких дел), чтобы разрешить внутренние коллизии, издала Методические указания "О разумном порядке разрешения споров". Но и этого оказалось недостаточно, так как для судов стало затруднительным отличать дурные споры от дурацких, и к тому же Методические указания не давали разъяснения о том как рассматривать заумные споры. Поэтому была издана Инструкция "О недурственном порядке разрешения заумных вопросов". Вскоре обнаружилось, что эти два нормативных акта кое в чем противоречили друг другу. Тогда Палата ума издала Разъяснение "О порядке разрешения недоумений при разрешении заумных споров". Поскольку подобный бюрократизм стал вызывать частые нарекания со стороны населения, появились, естественно, с грифом "для служебного пользования" Правила "Об особом порядке разрешения недоумений при дурацком разрешении разумных споров и особом толковании решений по спорам в случае недоумений" .
Тем временем в стране ширилось движение за отмену статьи шестой Закона, поскольку она при формальном признании "плюрализма умничанья" (часть первая) недвусмысленно намекала, что если два ума лучше (часть вторая), то и горя в два раза больше будет (ст. 14). Дума временно приостановила действие статьи 11, и Палата ума в сжатые сроки предложила новую формулировку статьи шестой: "Сколько умов! А два - лучше". Поправка к Закону, как обычно, была принята при бурном одобрении общественности. Однако вскоре эту общественность, как обычно, постигло глубокое разочарование. Реально работала только одна статья: "Горе от ума". Впрочем, и для ее применения потребовались инструкции, но это уже другая тема. А канонический текст мифа на этом обрывается. Да и не может быть у него конца, ибо подобная "дурная бесконечность" придумана бюрократией, чтобы жить вечно.


Идея разработана с А. Юдиным. Опубликовано в сб.: "Право и жизнь", 1991 , N1, стр. 171-184, т.е. задолго до создания Государственной Думы РФ и, следовательно, без малейшего намека на нее.

Впоследствии оказалось, что у спецуправления просто сменили вывеску, передав в Министерство дурацких дел, да заменили в проходной дураков на тех, кто не спрашивает всякие дурацкие удостоверения, а отличает дурака от недурака по выражению лица. (Как правы были радикалы!)

Так переведен специфичный русский термин "учить уму разуму"

Так переведен специфичный русский термин "ум за разум"

Поскольку эти Правила так и не были рассекречены, в соответствии с известным решением Департамента конституционного присматривания, они утратили силу, что, естественно, не распространялось на бюрократические акты, указанные выше.


Источник: "Право и жизнь", 1991 , N1, с. 171-184.
Перепечатано с сокращениями в кн.: Шугрина Е.С. Техника юридического письма. - М., Издательство "Дело", 2000, с.244-247.

viperson.ru

Док. 515070
Перв. публик.: 05.11.90
Последн. ред.: 12.05.12
Число обращений: 451

  • Публицистика

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``