В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Звонок с орбиты Назад
Звонок с орбиты
Из досье "Горвестей".

Валерий Григорьевич Корзун родился 5 марта 1953 г. в г. Красный Сулин Ростовской области. После окончания средней школы в 1970-1974 годах учился в Каче. Затем служил в Прибалтике в 899-м истребительном авиаполку, с 1976-го - в 234-м гвардейском истребительном полку Московского военного округа. Участвовал в групповом пилотаже в составе группы "Ромб". Имеет налет более 1500 часов и 377 парашютных прыжков. С 1984 по 1987 год учился в Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина. 23 июня 1987 года зачислен в 6-ю группу отряда космонавтов Центра подготовки космонавтов. Прошел курс общекосмической подготовки, готовился к полетам по программе "Буран". Первый космический полет совершил на корабле "Союз-ТМ-24" и станции "Мир" с 17 августа 1996 года по 2 марта 1997 года. Второй полет - на американском корабле "Дискавери" в 2002 году. Общее время пребывания в космосе - 578 суток. Командир отряда российских космонавтов. 84-й космонавт СССР-России, 351-й - космонавт-астронавт мира.
Женат. Жена - Елена Ивановна, волгоградка, сын - Никита.

Волгоградец Анатолий Васильевич Григораш отмечает свой день рождения в августе. 11 августа прошлого года бывшего летчика-инструктора Качинского училища, как всегда, первым поздравил Саша Варакин, по курсантскому псевдониму - Марьянович из-за сходства с югославским певцом. В то утро сразу за этим звонком последовало поздравление из Москвы дочери Елены. Не забыла поздравить дедушку и внучка Даша из Праги - она учится там в университете на биолога. Были и другие звонки от друзей.
Время подходило к обеду, именинник стал собираться на пляж, когда раздался новый звонок:
- Шеф, поздравляю с днем рождения! - раздался в трубке голос.
Анатолий Васильевич сразу узнал своего бывшего курсанта Валерия Корзуна. Голос звучал так четко, как будто звонил из соседнего дома. Но у летчика реакция мгновенная: "Как же так, - подумал именинник, - ведь Валерий Корзун в космосе!"
- Спасибо, Валера. Ты откуда звонишь?
- Сейчас пролетаем над Австралией, а недавно были над Россией.
Григораш знал, что его воспитанник летает в составе международного российско-американского экипажа на космической станции.
- Как у тебя дела?
- Пока все нормально. Прошу прощения, связь завершается, поговорим на следующем витке.
Не успел Анатолий Васильевич обсудить с женой то, что услышал, как снова позвонили:
- Теперь мы можем продолжить разговор, - раздался в трубке все тот же голос. - Отсюда хорошо видно Волгу, ГЭС, город. Недавно фотографировал нашу Бекетовку, при случае покажу снимок, посмотрите, как она выглядит из космоса.
Анатолий Васильевич обменялся с Валерием Григорьевичем еще несколькими фразами. Понимая, что сейчас разговор может завершиться, полушутя спросил:
- А кто будет платить за разговор?
- НАСА, американская космическая корпорация, - ответил космос.
Оба рассмеялись, пожелали друг другу успехов.
Впервые эти два человека встретились на Бекетовском аэродроме в 1971 году, когда курсанты приехали с центральной базы училища осваивать полеты. В. Корзун попал в летную группу капитана Григораша - не просто летчика, а фанатика авиации. Посудите сами: проблемами полетов он занимается не только на службе, но и все остальное свободное от сна время, строя модели планеров, участвуя в различных соревнованиях и добиваясь успехов. Был чемпионом Вооруженных сил страны, чемпионом СССР, а в 1969 году на соревнованиях в Австрии добился звания чемпиона мира в командных соревнованиях по авиамодельному спорту. Тогда наши авиамоделисты стали лучшими среди представителей 33 стран. Надо учесть, что на Западе этот вид спорта - увлечение в основном миллионеров.
Но главное для инструктора - обучение курсантов. Знакомясь с новичками, капитан обратил внимание на Корзуна, высокого, стройного и красивого парня. Валерий схватывал все буквально на лету, чувствовал землю, то есть высоту, на которой в каждое мгновение посадки находилась машина.
А. Григораш убежден, что пилотирование - это искусство. Как, к примеру, вдохновенная игра на скрипке или фортепиано. Можно освоить эти инструменты, но по большому счету волнует людей игра на них только с блеском. Так и пилотирование самолета:
надо научиться не просто летать, а летать с блеском. А задача инструктора - найти в юноше божий дар пилота (если, конечно, он в нем присутствует), развить такие качества, которые помогли бы ему стать в воздухе истинным хозяином самолета, сливаться с ним в полете в единое целое и безукоризненно выполнять все элементы пилотирования. Это и называется летать с блеском.
Анатолий Васильевич сразу заметил в курсанте искорки пилота. По неписаным правилам, к примеру, из каждых четырех учебных полетов в трех первых инструктор показывает сам, как надо пилотировать, а уж в четвертом пилотирует курсант.
Капитан в случае с Корзуном делал не так: в первом полете показал курсанту, что и как он делает при взлете, виражах, посадке. А уже во втором-делай, парень, сам, а где надо, я тебе помогу.
Самостоятельно на самолете Л-29 Валерий Корзун вылетал в числе первых в эскадрилье и учебном полку. А на следующее лето он уже осваивал пилотирование сверхзвукового самолета МиГ-21. Его новым инструктором стал капитан Юрий Александрович Скрябин. И здесь у В. Корзуна получалось все как надо. Но однажды неудачно посадил самолет и даже выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы.
Довелось тогда попереживать и самому курсанту, и его наставнику: кое-кто даже усомнился в летных качествах начинающего пилота. Но только не Скрябин. А тут случилась дополнительная накладка: эскадрилья должна была в полном составе улететь на недельный отдых на Черное море, в Адлер. Скрябин понимал, что курсант или вылетит сегодня, до отъезда офицеров, или уже не вылетит никогда.
Первые полеты - безукоризненны. Теперь надо представить курсанта начальнику, который и даст добро. Скрябин звонит с аэродрома в кабинет командира полка полковнику В. В. Корышеву, просит его лично слетать с курсантом.
- Готовь к полету, - получил инструктор команду.
Машина, сделав круг, показалась с противоположной стороны аэродрома, прошла над ближним приводом, подошла к полосе. Самолет снижается, касается ее двумя колесами. Носовое колесо еще не опущено, его, как это делают мастера посадки, нужно немного подержать, а потом нежно опустить на бетонку, когда самолет еще несется по полосе. Все на аэродроме заметили, что посадка выполнена безукоризненно.
Так же получилось с посадкой после нового взлета, без единой помарки. Полковник повернулся к капитану и, довольно улыбаясь, сначала показал рукой в сторону курсанта, а потом поднял большой палец и в знак особого одобрения подержал его дольше обычного. По движению губ Скрябин понял, что тот произносит слово "молодец".
Так юный курсант с помощью своего летчика-инструктора переломил достаточно сложную ситуацию в свою пользу. Это был для него не только урок по технике пилотирования. Тогда на качинском аэродроме он показал умение, присущее только профессионалам высокого класса: концентрировать в трудных ситуациях волю и добиваться победы.
Это умение всегда помогает Валерию Григорьевичу быть лучшим среди летчиков и космонавтов. Помогло победить, например, ту роковую ситуацию, когда на космическом корабле неожиданно вспыхнула кислородная шашка и ему с помощью экипажа удалось ее погасить. Решать массу других проблем, которые возникают в жизни, работе, службе.
...У каждого дела есть свой постулат. У авиации он такой: успех в воздухе куется на земле. В случае с В. Г. Корзуном мы можем расширить его границы - успех и в космосе тоже куется на земле.



Юрий МАНЦУРОВ
Городские вести (Волгоград) , N 041
12.04.2003
http://www.rtc.ru/

Док. 514711
Перв. публик.: 12.04.03
Последн. ред.: 04.11.08
Число обращений: 209

  • Корзун Валерий Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``