В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Трус всея Руси Назад
Трус всея Руси
Жизнь Георгия Вицина, с одной стороны, ясна и понятна. Популярный артист, способный рассмешить даже тех, кто смеяться не умеет, скромный человек. Но как быть, например, с датой рождения? Во всех справочниках и энциклопедиях - 23 апреля 1918 года. А на могиле на Ваганьковском кладбище -1917-й...

Коллеги вообще считали Вицина человеком без возраста. И действительно, в тридцать семь лет он правдоподобно изобразил древнего деда Мусия в картине "Максим Перепелица". А свою любимую роль Миши Бальзаминова артист сыграл в 48 лет, хотя герою не больше двадцати. И ведь никаких компьютерных эффектов тогда не существовало. Маменька Бальзаминова - актриса Людмила Шагалова - в реальной жизни была на пять лет моложе "сына".

Этот случай не единственный. Будучи тридцатишестилетним, Вицин воплотил симпатичного восемнадцатилетнего Васю Веснушкина в фильме "Запасной игрок". Предположу, что главным "компьютерным эффектом" были глаза Георгия Михайловича. Первой, еще до всех кинорежиссеров, на особый свет этих глаз обратила внимание его будущая супруга Тамара Федоровна, когда пришла устраиваться в Театр имени Ермоловой. Она увидела фотографию в фойе и, влюбившись с первого взгляда, год ждала, пока артист Вицин обратит на нее внимание...

Всенародная слава не была Георгию Михайловичу в радость. Скорее, она его смущала. Когда благодарные зрители слишком уж стремились выразить свое восхищение, актер назывался братом "того Вицина". Люди понятливые, оценив шутку, отвечали в духе Михаила Зощенко: мол, имея такого замечательного брата, и сами заслуживаете пройти без очереди...

Во времена дефицита Георгий Михайлович не превратил свою популярность в инструмент для добывания разных благ. Жить, считал, надо скромно, не выпячиваясь. С возрастом скромность стала вынужденной, а щедрость осталась естественной. Получая обычную пенсию, Вицин многим помогал. Бездомным выносил продукты. Подкармливал бродячих собак. Кошек пристраивал в зоомагазин - и обязательно с пакетом молока в придачу. По вечерам со своего балкона на Арбате смотрел на звезды, медитировал. И говорил: "Нормальную жизненную позицию человека я вижу в терпении. Это главное, что в себе нужно развить. По-моему, пока жив, очень легко быть счастливым. А когда есть собака, жена, дочь и добрые воспоминания, это уже сверх нормы для пожилого человека!".

В киносреде ходили легенды о его пристрастии к занятиям йогой. Еще он увлекался живописью и портретной скульптурой. Дочь Наталью направил по художественной линии. Гордился, что она создавала киноплакаты к фильмам "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Ирония судьбы, или С легким паром!", ко многим зарубежным картинам.

Вицин снимался много, и нечасто роли соответствовали его внутреннему миру. Но был мир, куда он уходил "на заработки" с чистой душой. Это озвучивание мультипликационных фильмов. "Паровозик из Ромашкова", "Рики-Тики Тави", "Приключения Буратино", "Кошкин дом", "Про бегемота, который боялся прививок", "Сказка о Золотом петушке", "Конек-горбунок", сериал про домовенка Кузю, "Следствие ведут колобки" и, конечно, "Фильм, фильм, фильм"... Кем только не перебывал в этом мире Георгий Михайлович. И зайцем, и волком, и стручком, и воробьем, и старым мангустом, и гепардом, и ведьмой... 92 анимационные картины с 1946 по 1995 год. Огромная глава творческой биографии. Труд этот он считал отличной психотерапией и работал так же тщательно, как в театре или в игровом кино - по системе Станиславского.

Правда, саму систему постиг с приключениями. Попытка учебы в "Щепке" при Малом театре закончилась отчислением с формулировкой "За легкомысленное отношение к учебному процессу". Не больше года студент Вицин провел и стенах вахтанговской "Щуки". Актерский диплом получил только с третьего захода - окончил театральное училище при Втором МХАТе. "Легкомыслие" заключалось в следующем: Вицин не мог одолеть черту характера, которая не нравилась учителям и в его школьные годы, - смешливость. Проистекала она на самом деле от природной застенчивости. Именно чтобы решить эту проблему, 12-летний Гоша Вицин и записался когда-то в школьный драмкружок. Увлечению искусством способствовала мама - билетерша Колонного зала Дома союзов...

Образ, после которого Вицин стал феноменально популярным во всем Советском Союзе, - Труса из знаменитой гайдаевской троицы, сам актер ценил меньше, чем, например, сэра Эндрю из "Двенадцатой ночи". Гордился, что британские рецензенты отметили его чисто английское чувство юмора. Но для широких народных масс Вицин - это Трус forever. Пародия на псевдоинтеллигента. Руки, хоть и в дырявых, но в перчаточках, и как пройти в библиотеку может спросить посреди ночи, и "живописью" на базаре торгует. Трус не становился злой сатирой, он был трогательным, нелепым, порой даже романтиком. Самому Вицину больше всего нравился эпизод в "Кавказской пленнице", когда Балбес с Бывалым, преграждая путь авто, крепко держат Труса, а тот бьется в конвульсиях. Кстати, Георгий Михайлович это и придумал.

Мало кто помнит, что в кино Вицин начинал серьезным образом, дважды сыграв Гоголя - в фильмах "Композитор Глинка" и "Белинский". Григорий Козинцев видел в нем серьезного драматического артиста и именно с Вициным планировал делать "Гамлета". Но в 1961 году вышла короткометражка "Пес Барбос и необычный кросс", режиссер расстроился, что талантливый артист "снялся в ерунде" и на роль Принца Датского пригласил Иннокентия Смоктуновского. Можно предположить, что Вицин огорчился - все-таки замена неравноценная. Однако в редких своих интервью говорил, что смеяться для человека естественно и он ни о чем не жалеет. Карьера сложилась так, как сложилась.

Вот только чиновники, наверное, тоже обожавшие смеяться, почему-то считали, что актер, своим талантом принесший миллионы рублей в госказну, не достоин почетных званий. Для Георгия Михайловича это было не очень важно, но для тарификации гонораров - "мелочь" существенная. Лишь в 1977 году Вицин получил звание народного артиста РСФСР, а в 1990-м - одним из последних - народного артиста СССР. Перед распадом великая страна успела-таки официально оформить свои истинные отношения с замечательным артистом.

"И, как цыпленку, теплоты мне нужно..."

Немногие сегодня помнят Георгия Вицина как театрального актера. Среди этих немногих - художественный руководитель Театра им. Ермоловой, народный артист СССР Владимир Андреев. Свидетельства партнера Вицина по сцене записала корреспондент "Известий" Ольга Дунаевская.

С творчеством Вицина я познакомился еще до того, как стал штатным артистом в Театре им. Ермоловой, где Георгий Михайлович работал с конца 1930-х годов. Произошло это совершенно случайно, я и не знал, что есть такой актер. Мой близкий знакомый пригласил меня в Ермоловский театр на спектакль по пьесе Островского "Невольница" в постановке моего учителя Андрея Михайловича Лобанова. И вот на сцене возникает нечто неожиданное: Вицин еще молодой - ему лет тридцать - а на сцене появляется пьяненький, жалкенький старичок, с красным носиком, с согбенной спиной, худенький, в какой-то синей в горошек косовороточке, в жилетке, панталоны пузырями на коленях вытянуты. И заговорил он таким странным голосом - он и потом во многих ролях этот фальцет, этот тембр использовал, и можно было бы сказать: "Вот штампяра какая", - но этот штамп обладал таким количеством модуляций, там было столько диезов и бемолей...

Так и слышу, как горничная его спрашивает: "Где вы пропадали? Почему вас на месте не было?" А Вицин этим своим голосом отвечает: "Мое место много превозвышенней..." И возникает чувство, что действительно место этого человека - не в передней сидеть.

В "Укрощении укротителя" Флетчера он тоже играл старика - Морозо, решившего вдруг жениться. А у Вицина там были очень серьезные партнеры: Петруччо, например, играл Иван Иванович Соловьев - актер школы великого Хмелева. Он сильно играл - но как же ему иногда мешал Вицин! Вдруг после мощного монолога Петруччо, где была мужская обаятельность, Морозо кротко произносил: "Я стар, я слаб, и, как цыпленку, теплоты мне нужно..." - зал затихает, потом аплодирует, а другим актерам это не очень нравится...

Когда в театр Ермоловой пришел очень одаренный человек, настоящий интеллигент, режиссер Леонид Викторович Варпаховский - он был ассистентом Мейерхольда, 13 лет провел в сталинских лагерях, - не все его приняли. И он интуитивно отобрал людей, которые оказались ему ближе. В пьесе Жака Деваля "Мольба о жизни" у Вицина была совсем маленькая роль парикмахера. Он стрижет и бреет; у него самого очень смешная прическа: прямой пробор, а по бокам завитки торчат рожками; тонкие подвижные пальцы; односложные реплики: "Нет, мсье. Да, мсье". И вдруг он поигрывает ножницами, прежде чем височек сидящего в кресле хозяина поправить, - и в зале смех, аплодисменты. После спектакля красавец-артист - Леонид Павлович Галлис - спрашивает Вицина: "Гоша, ну что ты там творишь за моей спиной?" - "Стригу и брею", - вежливо, почти ласково отвечает тот...

Он очень умел подбирать костюмы, гримом занимался вроде небрежно, немножечко. Как сейчас помню: сидит, что-то напевает, смотрит на себя в зеркало, опять напевает, потом пальцы идут куда-то в красное: и появляется одно пятнышко на кончике носа, одно на левой щеке, одно - на правой. Потом долго на себя смотрит - и добавляется еще какой-то синячок. "Ну вот, наверное, все". И, обращаясь к артисту, который рядом гримируется: "Не много я?" Символически добавил пудры - и пошел.

В нем не было ни грана хамства. Он мог своим сотоварищам сказать: "Не то вы едите". - "А что же есть, Гоша?" - "Орешки, - отвечает. - Вот я съем несколько орешков, и не только сыт, но и здоров буду". Кое-кто подхихикивал, а кто-то тоже брал на вооружение. Орехами этими он щедро делился и с птичьим миром. Выходил - на гастролях, дома - выносил пропитание воронам, воробьям, голубям, сорокам. Его часто заставали где-нибудь на бульваре - одного, с сумкой, полной корма. Он жил в том мире, который был ему необходим. Он любил природу, ее остатки в городе, любил одиночество: видимо, там он сохранял и копил ферменты добра...



Вита Рамм
22.04.2008
http://www.peoples.ru

Док. 514671
Перв. публик.: 22.04.08
Последн. ред.: 03.11.08
Число обращений: 93

  • Вицин Георгий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``