В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Почему погиб Гагарин? Назад
Почему погиб Гагарин?
Первый в мире космонавт разбился во время учебно-тренировочного полета на самолете УТИ Миг-15 вместе с летчиком-испытателем Владимиром Серегиным (на снимке слева). До сих пор нет однозначного объяснения тому, что случилось 27 марта 1968 года.
Есть версии, слухи, домыслы: ошибка в метеопрогнозе; столкновение с шаром-зондом, с птицей; попадание в так называемый спутный след другого самолета; резкий отворот от неожиданно возникшего препятствия и вход в штопор; преднамеренный вывод самолета из строя "по политическим мотивам"; бесшабашность и неоправданный риск летчиков; отказ техники в полете; летчики потеряли в полете сознание, а когда очнулись, предпринимать что-либо было поздно; Гагарин жив и находится в "психушке"; оба пилота были "после вчерашнего"; вмешательство... инопланетян и т.д. У каждой версии есть свои преданные сторонники, с жаром оперирующие самыми достоверными, на их взгляд, фактами, но только вот проблема - многие из этих фактов упорно взаимоисключают друг друга.
Как сказал не так давно космонавт Павел Попович: "Если мы узнаем причину гибели Юрия Алексеевича, то очень и очень нескоро". Что ж, остается, вздохнув, задумчиво произнести вслед за агентом Малдером из "Секретных материалов": "Истина где-то рядом..." - и кратко коснуться основных версий.
Над расследованием причин катастрофы трудились три комиссии: правительственная и две рабочие (по материальной части и летно-методическим вопросам). Еще была и четвертая комиссия, про которую знали не многие. Некоторые эксперты считают, что именно это - чекистское - расследование было самым беспристрастным и, судя по обнародованным документам из архива контрразведки, Гагарин погиб, по сути, из-за российского разгильдяйства и безалаберности.
Так, Н.Рыбкин, более четверти века работавший в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина и долгое время возглавлявший отдел военной контрразведки Звездного городка, сказал: "Среди бумаг я обнаружил документы по катастрофе самолета Гагарина и Серегина. Я их тщательно изучил. И у меня создалось впечатление, что Гагарина - конечно, не намеренно - подвели к тому, что случилось. Не Гагарин погиб, а Гагарина не уберегли..."
"Разведка погоды перед полетами была организована с нарушениями, - пишет капитан контрразведки Маркин, - по наставлению она должна быть проведена за 30 - 50 минут до начала полетов и объявлена всему летному составу. В данном случае разведчик погоды сел (на аэродром) за одну минуту до взлета экипажа Гагарина и Серегина".
Судя по донесениям контрразведчиков, данные о разведке погоды были внесены в журнал уже после катастрофы, пилотов могли дезориентировать неправильные данные о высоте облачности. Когда истребитель "кувыркался" в штопоре между двумя слоями облаков, Гагарин и Серегин были уверены: под нижним слоем достаточный запас. Оказалось, запаса нет. Потому что доклад метеообстановки был взят "с потолка".
Члены одной из комиссий по расследованию причин катастрофы - доктор технических наук С.Белоцерковский и космонавт А.Леонов - считают, что за минуту до гибели экипаж находился в работоспособном состоянии. Гагарин левой рукой держался за ручку управления двигателем, ноги были на педалях. Никаких следов отравления ядами, газами не было, также как и признаков характерных повреждений от взрыва или пожара. Ни одна часть самолета до удара о землю не была разрушена, все его детали были найдены на месте падения. Двигатель в момент столкновения с землей работал. До конца полета экипаж был работоспособен, энергично боролся за спасение своих жизней и самолета.
Что же произошло в полете? Получив приказ на возвращение, Гагарин и Серегин должны были сделать разворот. Далее, по мнению С.Белоцерковского и А.Леонова, произошло какое-то неожиданное событие, которое привело к тому, что самолет оказался в положении крутого пикирования. Перед летчиками могло возникнуть неожиданное препятствие, например стая птиц. Чтобы уйти от столкновения, надо было произвести резкий маневр, в результате которого произошло сваливание самолета на крыло, чему способствовала и подвеска дополнительных баков под ним. Для выхода из штопора или отвесного пикирования им не хватило всего 250 - 300 метров высоты, всего лишь две секунды полета...
Член "гагаринской" правительственной комиссии И.Рубцов: "Ни одна из четырех подкомиссий, каждая из которых представляла свою структуру, не проявляла желания взять на себя вину. Все искали "нейтральную" причину. Так появилась версия "похмельного синдрома". "25-го отмечали день рождения зам. начальника Центра подготовки космонавтов полковника Кришкевича. Утром 26-го Гагарин с Серегиным были у нас в Главном штабе ВВС. В 17 часов Юра посетил жену, она лежала в больнице с обострением язвы желудка. Потом вернулся домой, хорошо выспался. А назавтра - в 7.00 подъем, зарядка, завтрак в столовой, шутки и улыбки, предполетная подготовка. И - роковой старт. Судите сами, сколько тут места для версии о тяжком похмельном синдроме".
"Был такой этап в расследовании, когда "промышленники" стали категорически утверждать, что повинен экипаж. Для нас, боевых летчиков, было очевидно, что сия версия не выдерживает критики. УТИ Миг-15 - очень простая машина и прощает даже грубые ошибки пилота. А Серегин был летчиком-испытателем 1-го класса. Что до Гагарина, то "оценки" его низких летных навыков не имеют под собой почвы. В январе 68-го он закончил академию имени Жуковского и последующие два месяца летал активно".

А вот мнение А.Г.Колосова, бывшего в конце 50-х летчиком-инструктором, учившего летать молодого Гагарина, в то время курсанта 1-го Чкаловского военного авиаучилища: "Как это ни печально, причиной гибели Юрия Гагарина стали бесшабашность и неоправданный риск. Полетать на вертикалях хотелось, а в пилотажной зоне была облачность. Поэтому Гагарин и Серегин отлетели подальше, нашли, по их мнению, безопасное место и начали "кувыркаться". Фигуры пилотажа выполняются, как правило, в комплексе. При этом самолет УТИ МИГ-15 теряет примерно 1200 метров высоты. Высота же облачности была 1100 - 1300 метров. Выполнять петлю Нестерова в таких условиях было рискованно. Но летчики рискнули. И проиграли. Когда самолет выскочил из облаков, стало ясно: высота мала, катапультироваться было уже поздно. Летчикам не хватило совсем немного высоты, чтобы вытянуть машину из пикирования..." Старший брат Юрия Алексеевича Валентин Гагарин: "Я думаю, что эта катастрофа была заранее тщательно спланирована, слишком много славы выпало на долю одного человека. Хоронили его полковником, но фактически генеральская шинель у него висела на стуле. Весь генералитет считал его выскочкой, хотя, я думаю, просто завидовали ему.

Да и с Брежневым у Юрки были натянутые отношения. В одну из заграничных поездок Леонид Ильич взял Гагарина с собой. Естественно, все внимание было отдано первому космонавту. Брежнева тогда это сильно оскорбило. С тех пор он сильно невзлюбил Юру". Вот такие абсолютно разные версии. Повторимся: истина, видимо, где-то рядом. Но пока она нам не известна.

Подготовил Сергей БАБАРЫКО
("Смоленские новости", N 24, 5 марта 2004 г.)
http://www.rtc.ru/
viperson.ru

Док. 514605
Перв. публик.: 05.03.04
Последн. ред.: 27.03.12
Число обращений: 181

  • Гагарин Юрий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``