В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Черток. Тезисы доклада в г. Бремен Назад
Борис Черток. Тезисы доклада в г. Бремен
1. В итоге 2-ой мировой войны появились три принципиально новых вида техники вооружения:
- атомная бомба
- радиолокатор
- управляемые ракеты
Управляемые ракеты разрабатывались и были приняты на вооружение только Германией.

2. Теория и проекты ракет, как средства преодоления земного притяжения для проникновения в космическое пространство и осуществления межпланетных полетов в начале века создавались учеными одиночками Циолковским, Цандером, Кондратюком в Советском Союзе, Обертом и Зенгером в Германии, Готтардом в Америке. Однако управляемый полет ракеты на большие дальности был впервые осуществлен в Германии.

3. Созданию баллистических ракет дальнего действия Фау-2 как оружию возмездия (Fergeltung) в Германии был присвоен наивысший приоритет. Во время войны немецкими учеными и инженерами были разработаны не только сами ракеты, но и технология их массового производства и боевого применения.

4. Разведки союзников практически до конца войны не раскрыли существа исследовательских и конструкторских работ и истинных масштабов производства.

5. Советские специалисты и автор настоящего доклада впервые были привлечены к изучению немецкой ракетной техники в 1944 году. Стимулом для этого послужило послание премьер министра Англии Уинстона Черчиля к маршалу Сталину.

6. 13 июля 1944 года Черчилль направил Сталину личное и строго секретное послание в котором сообщил о том, что в течение значительного времени немцы проводили испытания летающих ракет с экспериментальной станции в Дебице в Польше.
Черчилль и Сталин в 1944 году обменялись шестью телеграммами по поводу участия англичан в поисках останков немецкой техники.

7. Я входил в состав группы специалистов, которым была поручена секретная миссия изучения всех найденных в районе Дебице остатков ракет до передачи их союзникам. Оказавшись в Германии я убедился, что в общем мы тогда в 1944 году реконструировали общий вид ракеты Фау-2 и ее двигатель правильно. Двигатель был найден хорошо сохранившимся в районе падения неразорвавшейся ракеты. Загадкой оставалась система управления. Размеры ракеты и расчетная тяга двигателя около 20 тонн нас поразили. Максимальная тяга жидкостных ракетных двигателей, которые были разработаны у нас не превышали 1500 кгс.

8. 10 марта 1945 года войска 2-го Белорусского фронта вступили в район Пенемюнде. Туда сразу была направлена группа советских специалистов во главе с генералом Андреем Соколовым. Соколов был одним из военных специалистов по ракетным системам залпового огня, которые получили название "Катюши". Во время войны в систему советских вооруженных сил входили соединения так называемых "гвардейских минометных частей" ставки Верховного Главнокомандующего (ГМЧ СВГК). Командование этих частей имевших на вооружении установки для залпового огня неуправляемыми твердотопливными ракетами первым в советских вооруженных силах проявили инициативу по изучению техники больших ракет.

9. В Пенемюнде наши специалисты не обнаружили никакой ценной технической документации, никаких ракет, двигателей и приборов. В феврале 1945 года за 15 дней до прихода советских войск ценное имущество, техническая документация все специалисты были эвакуированы. Вначале в район Нордхаузена, а затем далее на запад.

10. 2 мая 1945 года я в Берлине расписался на стене дымящегося Рейхстага. В составе группы авиационных специалистов, мы успели спасти от уничтожения в процессе боев документацию Адлерсгофа, ознакомиться с приборами, используемыми для немецких ракет на заводах "Крейзельгерет", "Аскания", "Сименсаппарат", "Лоренти" и других. В одном из сейфов Адлерсгофа я нашел и сохранил секретный отчет, составленный инженером Куртом Магнусом и утвержденный известным в мире техники профессором Шулером. В октябре 2002 года я передал этот уже рассекреченный отчет почетному профессору Мюнхенского и Штутгардского университета Курту Магнусу в связи с его 90-летием.

11. 2 мая 1945 года руководители Пенемюнде во главе с Вернером фон Брауном и Дорнбергером сдались в плен американским военным. В американскую зону окупации перешли более 500 основных специалистов из Пенемюнде. На подземном заводе "Миттельверк" вблизи Нордхаузена американцы захватили и затем отправили через океан более 100 готовых ракет и наземное испытательное и стартовое оборудование.

12. 10 июля 1945 года американские войска покинули Тюрингию и эта земля вошла в состав Советской зоны оккупации. 14 июля я вместе с Алексеем Исаевым (будущим Главным конструктором и начальником одного их трех советских предприятий по созданию ЖРД) прибыли в Нордхаузен и с помощью военных властей начали поиски остатков немецких специалистов, работавших в Пенемюнде и на подземном заводе "Миттельверк". Мы убедились, что после вторичной эвакуации немецкой ракетной техники, теперь уже из Нордхаузена все же осталось много агрегатов и деталей. Целесообразно сделать попытку сборки целой ракеты. Кроме того, в Леестене была обнаружена вблизи Заафельда станция огневых испытаний двигателей. По каким-то причинам американцы не демонтировали и не разрушили стенды огневых испытаний. В железнодорожных вагонах находилось несколько десятков готовых двигательных установок.

13. Велик был соблазн все находки собрать и как можно скорее отправить в Советский Союз. Однако оценив ситуацию и получив поддержку местной военной администрации мы в нарушение директивы Москвы приняли по тем временам необычное решение. Мы решили сделать попытку создания первого совместного советско-германского Института ракетной техники на территории оккупированной Германии. В конце июля 1945 года был основан институт RABE с центром в городе Бляйхероде. Я вынужден был принять на себя обязанности начальника и руководителя института. Одновременно я назначил одного из немецких специалистов, оставшихся в советской зоне, директором института.

14. Институт RABE объявил о наборе немецких ученых и специалистов, перед которыми ставились задачи в совместной работе с советскими специалистами поиск, восстановление и реконструкция немецкой ракетной техники. В первую очередь ракеты Фау-2 и ее дальнейшей модификации.

15. За два месяца институт был в основном укомплектован. Были организованы лаборатории систем управления, двигательной автоматики, расчетно-баллистическая группа. Нам удалось привлечь в Институт RABE ближайшего сотрудника фон Брауна - Гельмута Греттрупа, специалиста по электронике и управлению. Он написал подробную и первую историю разработки ракетной системы A-4. В Институте к концу года работали 5 профессоров, 24 доктора наук, 17 дипломированных инженеров, 71 инженер-практик. Около 150 советских специалистов работали с немцами в тесном контакте. В том числе были будущие руководители советской ракетно-космической науки и промышленности: Королев, Глушко, Пилюгин, Рязанский, Кузнецов, Воскресенский, Богуславский и многие другие.

16. По примеру Института RABE в Берлине был организован институт "Берлин", которым руководил Владимир Бармин. Там главной задачей было изучение и восстановление немецких работ над ракетой "Вассерфаль" и другими проектами ракет ПВО.

17. Наша работа поддерживалась в Москве Главным Артиллерийским Управлением, командованием ГМЧ, партийным аппаратом и министерством вооружения. Велика заслуга генерала Гайдукова, который одним из первых доложил Сталину о масштабах работ в области ракетной техники в Германии и доказал целесообразность продолжения совместной работы. Сталин лично дал все необходимые указания по расширению фронта совместных работ. После тщательного изучения проблемы в аппарате правительства и министерствах появилось историческое постановление от 13 мая 1946 года о развитии ракетной техники и промышленности в СССР.

18. Постановлением от 13 мая 1946 года, подписанным Сталиным, был создан Специальный комитет. Председателем был назначен Маленков, второй человек в партии после Сталина, а его заместителем министр вооружения Дмитрий Устинов, на которого фактически была возложена основная ответственность за развитие ракетной техники. Это постановление определило дальнейшую инфраструктуру ракетной науки и промышленности. Первоочередной задачей определилось освоение производства и эксплуатации ракеты Р-1 - копии немецкой ракету Фау-2 (A-4) и "Вассерфель", но изготавливаемой полностью из отечественных материалов и по отечественной технической документации.

19. Первоначальными работами в Германии были определены: восстановление технической документации и образцов дальнобойной управляемой ракеты Фау-2 и зенитных управляемых ракет "Вассерфаль", "Рейтохтер", "Шметтерлинг". Восстановление лабораторий и стендов со всем оборудованием и приборами, подготовка кадров советских специалистов. Был запрещен отзыв из Германии в Советский Союз специалистов изучающих немецкую технику.

20. Постановление предусматривало повышенную оплату немецких специалистов. Для обеспечения всех советских и немецких специалистов занятых на работах в Германии по ракетной техники выделялось:
- 1000 бесплатных пайков по норме N 11 (летные пайки)
- 3000 бесплатных пайков по норме N 2 (офицерские)
- 100 легковых автомобилей
- 100 грузовых автомобилей с горючим и водителями.
Министерству финансов было предложено выделить для финансирования работ в Германии 70 миллионов марок. Кроме того выделялось 2 миллиона долларов для закупки оборудования и приборов в США и Англии.

21. Во исполнение Постановления, на базе института RABE был создан новый институт "Нордхаузен". Его начальником был назначен генерал Гайдуков, а главным инженером Сергей Королев, в будущем академик, создатель практической космонавтики, главный конструктор ракет и космических аппаратов. Я остался начальником института RABE, задачей которого была система управления Фау-2.

22. В конце октября 1946 года ведущие немецкие специалисты института "Нордхаузен" вместе с семьями были отправлены в Советский Союз. Из общей численности немецкого состава института "Нордхаузен" в Советский Союз было отправлено около 20%. Аналогичная операция была в те же сроки проведена по институту "Берлин" и авиационному КБ в Дессау. Оставшиеся в Германии немецкие специалисты проводили демонтаж и эвакуацию лабораторного, стендового оборудования и технической документации. Из Кляйнбодунгена (Werk-3) были отправлены 10 полностью собранных ракет A-4 и 10 комплектов агрегатов и деталей для последующей сборки в Советском Союзе. Были также отправлены 2 специальных железнодорожных поезда. Каждый из них обеспечивал испытания, подготовку и пуск ракет в любом месте без специального строительства стартовых сооружений.

23. Основной контингент немецких специалистов был направлен в головной институт по ракетной технике НИИ-88, находящийся в Подмосковном городе Калининграде (Подлипки) - ныне городе Королеве. При НИИ-88 был создан специальный филиал N 1, который разместился на острове Городомля озера Селигер близ города Осташков. Руководителем филиала с немецкой стороны первоначально был назначен профессор Вольдемар Вольф, бывший руководитель отдела баллистики фирмы "Крупп". В состав немецкого коллектива вошли видные ученые, труды которых были известны в Германии, хотя они и не работали в Пенемюнде:
Пейзе - термодинамик,
Ланге - специалист по радиолокации,
Альбринг - аэродинамик,
Магнус - теоретик по механике и гироскопии,
Хох - теоретик по автоматическому управлению,
Блазиг - специалист фирмы "Аскания" по рулевым машинам.

24. Первоначально перед немецкими специалистами была поставлена задача помощи в испытаниях и проведении летно-конструкторских испытаний, привезенных из Германии ракет Фау-2 и организации лабораторно-исследовательской и производственной базы на острове. В августе 1947 года была произведена реорганизация и немцы были объединены в "отдел Г", руководителем которого был назначен Гельмут Греттруп. Он же был назначен Главным конструктором новых баллистических ракет дальнего действия.

25. К середине 1947 года на острове Городомля всего работало более 400 человек. Из них 177 были немецкие специалисты, в составе которых было 5 профессоров, 24 доктора наук, 17 дипломированных инженеров и 71 инженер-практик. В октябре 1947 года немецкие специалисты вместе с советскими коллегами выехали в своем вагоне спецпоезда на полигон "Капустин Яр" для участия в проведении пусков ракеты Фау-2, собранных в Германии. Часть из них входила непосредственно в состав стартовых команд.

26. Первые пуски были неудачными по вине системы управления. Доктора Магнус и Хох для выяснения причин ошибок системы управления провели в вагонах-лабораториях исследования, установили причину и дали рекомендации по устранению больших ошибок. Ракеты начали летать лучше, чем из Пенемюнде. Специальным приказом Магнус, Хох и помогавшие им специалисты были премированы трехмесячными окладами и 20-литровой канистрой спирта. На полигоне в Капустином Яре по этому случаю был большой праздник.

27. Основной задачей "Отдела Г" были разработка новых проектов более совершенных ракет дальнего действия. 24 сентября 1947 года Греттруп представил научно-техническому совету НИИ-88 проект ракеты дальностью 600 км под индексом Г-1 (по секретной документации Р-10). По проекту стартовая масса ракеты составляла 19 тонн, тяга двигателя 27 кгс, удельная тяга 257 с. Принципиально новым в конструкции было отделение головной части, несущий спиртовой бак, привод турбины двигателя за счет отбора газов из камеры сгорания. Бортовая часть системы управления была сильно упрощена за счет передачи функций управления полетом наземным радиосистемам. Сухая масса ракеты по сравнению с Фау-2 была уменьшена в 1,8 раз при увеличении дальности более чем в двое.

28. При защите эскизного проекта Греттруп привел сравнительный расчет эффективности баллистических ракет дальнего действия, который был выполнен профессором Вольфом при консультации специалистов нашей артиллерийской академии. Для полного разрушения центра города при условном диаметре 3 км на дальности 300 км потребуется 67 500 ракет типа Фау-2. А на дальности 600 км для такого же разрушения потребуется только 385 ракет Г-1. Эти расчеты 1947 года с сегодняшних ядерных позиций кажутся нам смешными. Они показывают насколько нереальными были надежды Гитлера на разрушение Лондона с помощью оружия возмездия Фау-2.

29. Научно-технический совет в целом одобрил проект. Однако предложения Греттрупа о немедленном разворачивании экспериментальных и конструкторских работ не были поддержаны. Основных причин было две:
- первая, гласная - нам надо сначала освоить ракету Фау-2 (А-4), научиться делать ее и пускать не хуже немцев.

- вторая, не гласная - Главный конструктор Королев уже начал работать над проектом ракеты Р-2 на ту же дальность 600 км, что и у Г-1.

Делать две разные ракеты на дальность 600 км нашей промышленности просто было не под силу. Позиция военных была убедительной - для войны в Европе нам ракеты с такими параметрами не нужны. Военные поддерживали развитие промышленности и научно-исследовательских работ по ракетной технике в надежде, что мы когда-нибудь создадим ракету способную перелететь через океан. А пока копию Фау-2 нужно использовать для создания в стране ракетной инфраструктуры.

30. В декабре 1948 года немецкий коллектив возглавляемый Греттрупом снова выступил с защитой проекта усовершенствованной ракеты Г-1 (Р-10). Дальность была увеличена с 600 км до 800 км. Максимальные ошибки к цели: 2 км и по азимуту и 3 км по дальности. Были детально и тщательно проработаны наиболее оригинальные элементы конструкции. Для обоих компонентов использовали один общий несущий бак, разделенный на две емкости промежуточным днищем. Отработанный газ после турбины использовали для наддува бака горючего (спиртового).
Греттруп сказал, что "Мы произвели теоретические расчеты намного подробнее, чем это делали в Пенемюнде, но было бы намного лучше, если бы вместо излишне подробных теоретических исследований были произведены эксперименты на стенде".
В дальнейшем разрабатывать проект без экспериментальных работ было бесполезно. Формально решение научно-технического совета было благоприятным, но экспериментальные работы, производство и стендовые испытания не начинались.

31. В период 1948-49 годы под руководством Греттрупа на острове разрабатывались идеи создания ракеты Г-2 (Р-12) с дальностьтю стрельбы 2 500 км и массой боевой части 1 тонн. Двигательную установку для такой ракеты предлагалось сделать в виде блока из трех двигателей от ракеты Р-10 и получить таким образом тягу свыше 100 тонн. В этом проекте впервые исчезали газоструйные рули. Управление предлагалось осуществить изменением тяги двигателей, расположенных по периферии хвостовой части под углом 120°.

Кроме проектов Г-1 и Г-2 проводились предварительные расчеты перспективных проектов: Г-4 - баллистической ракеты и Г-5 - крылатой ракеты на дальность до 3000 км с полезным грузом 3 тонны. По глубине проработки эти проекты не уступали пенемюндовским A9/A10 и зенгеровскому межконтинентальному бомбардировщику.

32. В 1949 году были успешно завершены летные испытания второй серии ракет Р-1. В 1950 году испытания третьей серии совместно с военными. По итогам этих испытаний ракеты Р-1 со всем наземным и вспомогательным оборудованием были в 1950 году приняты на вооружение. При проверочных испытаниях 1951 года все 100% пусков были удачными, т.е. попали в прямоугольник 16х8 км. Наибольшие отклонения при чисто автономной системе управления не превосходили 5,5 км.

Немецкие специалисты в этих испытаниях не участвовали. Историческое значение ракет A-4 и Р-1 нельзя преуменьшить. Это был первый прорыв в совершенно новую область техники. Была создана большая техническая система интегрирующая многие научные дисциплины и самые разнообразные технологии.

33. Практическим выходом проектных работ немецкого коллектива была разработка новых измерительных приборов и аппаратуры. Доктора Хох и Магнус создали суммирующий гироскоп, который нашел применение в автопилотах зенитных ракет. Под руководством профессора Альбинга были созданы оригинальные шестикомпонентные аэродинамические весы. Впервые были разработаны моделирующие установки для комплексной отработки систем управления.

В августе 1950 года доктор Хох был переведен в КБ-1, новую организацию по созданию системам ПВО. Его идеи по новым принципам управления зенитными ракетами были реализованы и ускорили создание уникальной системы, принятой на вооружение в 1955 году.

34. Ракета Р-11 была разработана уже без участия немецких специалистов в 1953 году. Это было противопоставление ракетам ФАУ-2 и Р-1.

Сравнительные характеристики P-1/P-11

Максимальная дальность, км - 270/270
Вероятное отклонение от цели, км
по дальности - +8/4
боковое - + 1,5/0.75
Начальная (стартовая) масса ракеты, кг - 13430/5330
Масса головной части, кг - 1075/690
Тяга ДУ на земле, кгс - 27200/8300
Удельный импульс тяги двигателя, кгс - 206/219

Ракета Р-11 была принята к вооружению в 1955 году. После модернизации появился очень эффективный подвижной вариант с мобильным стартом. Это решение было принято для работ Р-11М с атомной боевой частью.
На базе проекта Р-11 появились первые ракеты для вооружения подводных лодок. Первый запуск ракеты Р-11ФМ с подводной лодки состоялся 16 сентября 1955 года. Эти проекты заимствовали из наследства Фау-2 только графитовые газоструйные рули.

35. В связи с работой Королева над ракетами Р-2 на 600 км и темой Р-3 по ракетам на дальность свыше 3 000 км изолированная от государственных планов работа немецкого коллектива теряла смысл. В 1950 году вышло постановление Правительства о постепенном возврате немецких специалистов в Германию. Всем выдавались крупные суммы подъемных, комплектовались специальные эшелоны, а военной администрации в Германии предписывалось встречать прибывающих из Советского Союза, обеспечивать их жильем и работой. Последний эшелон ушел в ГДР в ноябре 1953 года. Греттруп, как и положено капитану тонущего корабля покинул его последним. Я успел с ним тепло проститься и мы оба надеялись на встречу после "холодной войны". Однако власти ГДР и наши спецслужбы не проявили должной бдительности. По прибытии в Берлин семья Греттрупов прямо на вокзале была похищена американскими службами. Дальнейшая их судьба оказалась трагичной.

36. Никаких исследовательских и проектных работ, связанных с созданием искусственных спутников Земли в немецком коллективе во время его пребывания в Советском Союзе не проводилось. Первый искусственный спутник Земли и дальнейшие прорывы в космос осуществлялись с помощью ракеты Р-7, главного конструктора Королева. Конструкции ракеты, ее двигательные установки и система управления уже не имели немецких "родимых пятен". Это было чисто советское техническое достижение. Однако главные конструкторы составившие Совет Главных Конструкторов впервые начали совместную работу в Германии и окончательно сплотились, создавая первую ракетную систему Р-1. В эти годы в Советском Союзе был создан тот фундамент, на котором в последующие десятилетия бурно развивалась ракетно-ядерная техника и космонавтика.

37. 4 октября 1957 года был запущен первый в мире ИСЗ. Современной космонавтике 46 лет. За эти годы тысячи космических аппаратов были выведены на околоземные и межпланетные орбиты. Сотни КА сегодня работают в космосе. Начиная с полета Гагарина, уже 430 землян побывали в космосе. Космонавтика ускоряет прогресс науки, техники, экономики, культуры, стимулирует решение многих социальных проблем. Однако, несмотря на величайшие достижения космонавтики, ни один из ученых - создателей ракетно-космической техники не был удостоен Нобелевской премии. Я надеюсь, что до 50-летия космической эры международная академия астронавтики попросит Нобелевский комитет исправить эту историческую несправедливость.


Германия. 2 октября 2003 г.
http://www.rtc.ru

Док. 514588
Перв. публик.: 03.10.03
Последн. ред.: 03.11.08
Число обращений: 211

  • Черток Борис Евсеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``