В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виталий Челышев. Сачки и бабочки Назад
Виталий Челышев. Сачки и бабочки
Все ждали финиша, чтобы посмотреть старт

Предвыборные бабочки - насекомые сезонные. Порхают на узловых транспортных пересечениях, прячутся в почтовых ящиках, и если откроешь ящик без предосторожностей, - оттуда, выпучив фасетки, вылетает разноцветный ворох бумажных насекомых, утверждающих, что они-то и есть сачки для ловли душ, сиречь голосов избирателей. На самом деле, сачки - это те, кто сачканул, кто, сидя на берегу, виртуально участвовал в плавании "Титаника" без всякого риска утонуть. Сачков оказалось немного. Лично я тоже сачковал, но совершенно в ином смысле. Об этом - в своё время.


НТВ - специфика сачкования

Браво-браво! НТВ опять разрешили не участвовать в агитации, на этот раз - на президентских выборах. Заметили вы или нет, что НТВ не участвовала в агитации на парламентских выборах? Бубнение Глеба Павловского и таких же дуболомных присных его - это не агитация? Жонглирование хитроглазого Владимира Соловьёва - это не агитация? Нет! - скажут вам в ЦИКе. Раз они не крутили агитационных роликов, раз не отдавали время под дебаты - значит, никакой агитации не было.

По закону, участвовать в агитации должны СМИ, получающие финансирование от государства. Россвязьохранкультура на этом основании включила в перечень агитаторов газеты "Известия", "Труд", "Комсомольскую правду" ит.д. Ну, и главные федеральные каналы, конечно. Оба раза (и перед думскими выборами, и сейчас) НТВ, имеющее госфинансирование, удалось отстоять своё право сачкануть. Как? А нигде не говорится, как. Но, видимо, есть приёмчики. И вот уже главред "Комсомолки" Владимир Сунгоркин тоже заявляет, что надеется уклониться от этой почётной обязанности. Как? А не говорит!

Но почему медиа-народ стремится сачковать? Ответ на этот вопрос не так прост, как его объясняют сами сачки. Во-первых, говорят об убытках, ибо по закону агитационные материалы не могут соседствовать с рекламой. Во-вторых, ссылаются на низкий интерес аудитории как к агитационным материалам, так и к дебатам Это факт. Когда я включал дебаты, например, на РТР, то это был нормальный политический театр. Эрнест Мацкявичус виртуозно дирижировал процессом. А вот народ Опросы показали: народ дебатам предпочитал сериалы.

Но, думаю, у медийных сачков был и особый интерес: обрабатывать свою специфическую аудиторию своими специфическими методами. Это предположение.


Почему сачканул я?
Фиксирую копирайт

Очень просто. Взял пример с "Единой России". Они сачканули в дебатах, а я не пошёл на участок. Дети меня критиковали. Но вот не пошёл. На президентские выборы схожу, проголосую, а на этих, минувших И ведь изучил все программы (от бредовых - до солидных). Но не пошёл, ибо ещё до начала голосования почувствовал себя обманутым. За кого из демократических аутсайдеров ни проголосуй, твой голос достанется не им. А тем, кто, безусловно, пройдёт в Думу!

Когда началась неожиданная кампания против СПС, думал сходить - из вредности. Тогда ежедневно что-то происходило. "Сразу две партии стали жертвами изъятия предвыборных материалов в Красноярске. На прошлой неделе милиция изъяла тираж печатного агитационного материала КПРФ "За победу коммунистов!". А 26 октября был изъят тираж газеты СПС" У СПС это случалось регулярно: кому они на больную мозоль наступили? Непонятно. Если хотите увидеть ролики СПС, зайдите на "www.youtube.com", наберите в окошке поиска "СПС" - и можете посмотреть и послушать выступления всех их лидеров.

Потом сняли из эфира ролик Явлинского1. Чем и кому мог помешать этот ролик? Трудно сказать.

В день голосования я понял, что не брошу бюллетень в пользу тех, кто и без меня оседлал нашу птицу-тройку. Это раздражало, ибо всегда числил себя политически активным. И тогда родился законопроект, который примирит меня со следующими парламентскими выборами. Это будет, например, статья 7-А Федерального закона РФ N51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации". И звучать она должна примерно так: "Об электоральном завещании политических партий. Каждая политическая партия, допущенная к выборам, обязана огласить не позднее, чем за неделю до голосования, своё электоральное завещание, в котором она объявляет, какой политической партии передаются её голоса в случае её поражения на выборах. Партия, не огласившая в указанный срок электорального завещания

Вот окончание статьи 7-А может быть двояким:

1. "теряет право на участие в выборах".

2. "теряет право на присоединение голосов партий, проигравших выборы".

Понимаю, что за первый вариант нынешняя Дума не проголосует. А вот за второй может рискнуть. И посему, хоть и с улыбкой, но фиксирую авторство: ©ВЧ. При таком законе истинные цели партий станут прозрачными. При таком раскладе между партиями возможен торг о взаимном включении в программы пакетов с проектами законов. Политическая жизнь станет хоть немного жизнью, а не игрой в оживление собственной легитимности. Ведь сегодня миллионам людей говорят: если симпатичные вам партии в Думу не прошли, то ваши чаяния и надежды есть мусор, а вы - маргиналы, не стоящие ни внимания, ни уважения.


Хватит о сачках.
Поговорим о бабочках

Бессмысленная, затратная, дешёвая самодеятельность в области СМИ. Банальные лозунги, кочующие из партии в партию. Вот из почтового ящика выкарабкивается, натужно хлопая серо-белыми крылами формата А2, бабочка "Правда". На фото - демонстранты несут лозунг "Власть - народу победителю". Дефиски не хватает, но это их грамматика. А следом из ящика выглядывает газетка А3 с красным заголовком "Патриоты России". И лозунг "Собственность, доходы и власть - народу!". А ниже карикатура - плохо нарисованный кукиш с головой Чубайса вместо большого пальца. Кого представляют эти люди в роли читателя? Кто мы для них? Деды Щукари, слюнявящие самокрутки и хихикающие над кукишем в газете? "Народ должен знать" - заголовок передовицы Зюганова в "Правде". А на последней полосе - анекдоты от Зюганова. Вполне могли стоять рядом с патриотическим кукишем: такая же мелкая пошлятина, рассчитанная на миллионы несуществующих Щукарей. "Россияне выстрадали своё право на счастье, справедливость и процветание" - это уже заголовок статьи Семигина в "Патриотах России". А дальше - обвинение "Справедливой России" в плагиате лозунгов. Господи, да разве эти плоские блины - подобие первомайских призывов ЦК КПСС, можно украсть? Блин принадлежит народу! Это уже мой лозунг. Извините, заразился.

А вот газета, заменившая "Лимонку". Называется "Друг народа". Лозунг первой полосы: "Не Бойся Пламени!" Это такой мини-акростих про запрещённую национал-большевистскую партию. А чтобы поняли - ниже из спичечных коробков с символикой НБП выложены 3 буквы - всё те же НБП. Один коробок открыт, дескать, зажигай!

Не скажу, что газета стилистически бездарна (всё-таки за ней стоит талантливый литератор), но "Друг народа" провокационен от первой до последней буквы, он толкает меня на борьбу, не объясняя целей. Это крючок для тинэйджеров, которых мне заранее жаль, если они заглотнут наживку.

Газета "Объединённый гражданский фронт". Такая вся черно-белая, из слова "фронт" торчат колючки (или оно треснуло, это слово). Формат В3. Мне её всучили на улице. Только сейчас увидел, что она вообще годичной давности. Учредитель - великий шахматист. Первая полоса - статья Белковского "Конец затеи". Статья крученая, верченая, и не сразу поймёшь, когда написана и для кого написана Другие статьи с литературной точки зрения попроще. Заголовки не скажу, что хорошие, но понятные ("Пора пить валерьянку", "Не потерплю!", "Прокуратуру к ответственности!"). Но здесь - та же история, что и в "Друге народа". Против чего выступает фронт - понятно, а вот за что - неясно. Гарри Каспаров и так неважно представлен на информационном поле - то есть никак не представлен. И газета ничего не прибавила к тем обрывкам информации, которыми я располагаю. Хотите послушать реального, а не бумажного Каспарова - идите на "www.youtube.com", набирайте в поиске его фамилию - и смотрите ролики.

Газету "Справедливая Россия" в ящик положили - мякиш формата А3 с предвыборными обещаниями, о которых я уже знал. А вот газету "Единая Россия" искал, даже спрашивал в киосках (на меня смотрели, как на больного), но в бумажном варианте так и не увидел. А интернет-версия - вот она: www.edinros.ru/news.html?rid=2694. Грамотно, суховато. Пошло. Заголовки Ну, такие себе партийные заголовки "Регионы выбрали План Путина", "Молодежь пришла на выборы. И победила!", "Борис Грызлов: "Единая Россия" за консолидацию общества", "Европа прислушивается к России", "Бизнес выбирает сильнейших", "Продукты перестанут дорожать", "С чего начинается Родина"

Впрочем, не знаю, увижу ли эту газету в бумажном виде. После прошлых выборов (в 2003 году) партия ЕР немедленно начала обрезание штатов (больше сотни штабистов сократили, включая политтехнолога, которого за год до этого переманили из СПС на пост зампреда исполкома партии). На этот раз, думаю, с сокращениями подождут до президентских выборов.


Нет такой традиции
у русской оппозиции

Предвыборные бумажные бабочки - клиника. Большинство этих уродливых Афин родилось из голов престарелых Зевсов, имеющих самое идиотское представление о народе. На партию власти работали, конечно, квалифицированные политтехнологи, и потому они ей запрещали говорить вслух и вступать в споры с кем бы то ни было. Думаю, что и отказ от публичных дебатов должен наказываться снятием партии с выборов. Но копирайта здесь не ставлю. Все так думают.

В большинстве других партий нанятые ремесленники халтурили (а, возможно, одновременно пекли блины для противников этих партий).

Но если вы пошарите в ваших библиотеках или архивах, то обнаружите, что дореволюционные оппозиционные газеты были никак не игрой в оппозицию, они были газетами! Помню, в советское ещё время, на какой-то юбилей "Правды" редакция сделала подарок подписчикам - прислала каждому факсимильный экземпляр самого первого номера. Советская "Правда" смотрелась рядом с этим раритетом как раздутая резиновая мышь.

Тот первый номер был, казалось, без дизайнерских изысков. Логотип, реклама подписки в шпигеле, и завёрстанные вкруговую на восьми колонках телеграммы с мест (ручной набор!). И чёткие программные заявления. Я листал немало дореволюционных изданий в газетном зале Ленинки, когда писал диплом. И утверждаю: эта была не хуже. Потому что в ней была живая жизнь. А в наших предвыборных бумажных бабочках - мертвечина. Никто не верит в то, что это будут читать. Как никто не верит, что народ полюбит губернатора, если в каждом номере районки будет по 3 его портрета. Но клепают газеты, тратят на них, уж не знаю, что (неужели взносы?), выкрикивают на митингах глупые лозунги, зовут, зовут, зовут людей неведомо куда, лишь бы сесть в свой кабинет ещё на 4 года - и закуклиться в тепле и уюте. А там, глядишь, снова придёт время вылупиться, время махать серыми крыльями, всерьёз считая это трудной партийной работой.


http://www.journalist-virt.ru

Док. 514382
Перв. публик.: 02.01.08
Последн. ред.: 02.11.08
Число обращений: 11

  • Челышев Виталий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``