В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Входной билет на публичный рынок Назад
Входной билет на публичный рынок
Процессы перевода отчетности на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) на региональном рынке набирают обороты. В первую очередь интерес к этому проявляют крупные предприятия и холдинговые структуры. Только в последнее время о намерениях работать по МСФО заявили "Сибирский берег", "Электромотор", "Обувь России", "Российские мясопродукты", а также компании, входящие в группу "NORDАЗИЯ". Официальной статистики, иллюстрирующей эту тенденцию, нет, но, по оценкам экспертов, число сибирских компаний, которые начинают вводить международные стандарты отчетности или находятся на пороге принятия этого решения, идет уже не на десятки, а на сотни. Причем к МСФО предприятия толкает не только стремление к публичности, гарантирующей возможность получения более "длинных" и "дешевых" денег, но и желание более четко структурировать бизнес и сделать его прозрачным не только для потенциальных инвесторов, но и для самих владельцев.

Участники рынка говорят, что этот всплеск интереса был прогнозируем. "Сейчас публичность - это основная тенденция развития бизнеса в России, а переход к МСФО, как правило, связан с планами компаний по выходу на публичный рынок заимствований, - комментирует ситуацию финансовый директор холдинга "Российские мясопродукты" Андрей Плетнев. - На мой взгляд, это логично: именно информационная открытость делает компанию понятной и в какой-то мере предсказуемой для ее партнеров. Что касается нашего холдинга, то для нас выход на фондовый рынок пока не является самоцелью, но мы отчетливо понимаем, что рано или поздно это произойдет, поэтому начинаем подготовку уже сейчас. МСФО является входным билетом на рынок, соответственно, мы заранее стремимся его приобрести". Председатель совета директоров бизнес-группы "NORDАЗИЯ" Дмитрий Андреев объясняет рост интереса к МСФО еще и тем, что международные стандарты отчетности позволяют сводить к единым показателям результаты деятельности разноплановых компаний, и это дает собственникам, особенно владельцам холдингов, более полную оценку состояния и стоимости их бизнеса. "По сути мы формировали консолидированную отчетность внутри группы уже достаточно давно, но не в рамках МСФО. Сейчас решили, хватит изобретать колесо - пора переводить отчетность в формат, понятный для внешних инвесторов, так как в перспективе, как и многие активно развивающиеся компании, мы планируем выйти на публичный рынок. Для нас МСФО - это прежде всего учетно-финансовый инструмент, позволяющий в любой момент принять оперативное решение по дальнейшей стратегии развития бизнеса: привлечь инвесторов, продать существующий или купить новый актив - в зависимости от ситуации на рынке", - говорит Дмитрий Андреев.

Объясняя рост спроса на МСФО, представители сибирского бизнеса также говорят о преференциях, которые дает перевод предприятия на международные стандарты финансовой отчетности. К примеру, по словам финансового директора ООО "Обувь России" Елены Роменской, в ближайшее время конкуренция в обувном ритейле серьезно обострится. В такой ситуации более открытая компания окажется в лучшем положении, чем конкуренты, - у нее будет возможность "занимать" на публичном рынке более "длинные", "дешевые" и большие суммы. МСФО также облегчает выход на зарубежные рынки капитала, где компании могут привлечь ресурсы на 3%, а то и 8% дешевле, чем в России (в зависимости от суммы и компании). "При изучении компании инвестиционным сообществом, отчетность, составленная по МСФО, даст инвестору максимально достоверную информацию о состоянии эмитента. В дальнейшем компании, составляющие отчетность по МСФО, могут рассчитывать на улучшение условий привлечения, в том числе на снижение процентных ставок заимствования. Кроме того, наличие МСФО повысит стоимость бизнеса. К моменту, когда собственник будет готов расстаться с частью своей компании (путем вхождения в капитал фонда, инвестбанка или даже IPO), отчетность, составляемая к тому времени на протяжении нескольких периодов согласно МСФО, безусловно, положительно отразится на стоимости акций компании", - уверена собеседник "СУ".

Кстати, эксперты отмечают, что решение о переходе на МСФО региональные компании принимают исключительно на добровольной основе и с прицелом на перспективу, так как практической значимости эта отчетность в настоящее время фактически не несет. Как отмечает Дмитрий Андреев, сегодня МСФО - не обязательное требование даже для участников инвестиционного рынка, хотя они приветствуются и подтверждают серьезность намерений компании. Особенно если речь идет о публичном заимствовании. Собеседник "СУ" объясняет факт невысокой практической значимости МСФО в России издержками отечественного менталитета. "На Западе стоимость активов акционеров оценивается по капитализации их бизнеса, а не по тому, сколько денег находится у них в карманах, - говорит господин Андреев. - В развитых странах акции по сути являются таким же понятным и прозрачным активом, как у нас недвижимость. В нашей стране, особенно в регионах, на тех предприятиях, где финансовые службы на 50-60% состоят из выходцев из социалистической системы учета и отчетности, руководители и владельцы далеко не всегда даже понимают рекомендации аудиторов о том, что более прозрачный бизнес позволит им самим лучше понимать процессы, происходящие в компании. В такой ситуации нередко задается странный вопрос: "А зачем?"

Андрей Плетнев настроен еще более категорично. По его мнению, для российских компаний МСФО не является конкурентным преимуществом в повседневной деятельности и может окупиться только при работе на открытом финансовом рынке в долгосрочной перспективе. "Если стратегия развития компании не связана с выходом на зарубежные рынки сбыта, на поиск потенциальных иностранных инвесторов или с выходом на рынок публичных заимствований, то перевод отчетности на МСФО не только не будет полезным, но и отнимет у компании и ее сотрудников ресурсы, необходимые для осуществления других текущих задач, - соглашается Елена Роменская. - Многие местные банки даже отказываются брать отчетность, составленную по МСФО, так как их регламенты просто не предусматривают ее анализа и зачастую в банках нет специалистов в кредитных отделах, способных "читать" отчетность по МСФО. Таким образом, компания должна взвесить все "за" и "против" и только после этого принять соответствующее решение о переходе на МСФО".

Действительно, все участники обзора заявили "КС", что проблем, которые приходится решать в ходе перехода на МСФО, действительно возникает достаточно много. В ОАО "Белон" (компания стала готовить отчетность по МСФО еще с 1998 года и была одной из первых среди угольных компаний, работающих в Кузбассе, перешедших на новые стандарты. С 2003 года отчетность по МСФО уже стали делать все предприятия группы "Белон", а аудит отчетности проводит компания KPMG) они связаны с особенностями структуры группы, объединяющей более двух десятков дочерних организаций. Это увеличивает временные и ресурсные затраты на составление консолидированной отчетности, а также выверку внутригрупповых операций. В компании "NORDАЗИЯ" говорят о сложностях, возникающих при приведении к единому знаменателю отчетности компаний, принадлежащих к разным отраслям. В компании "ПАВА" - о дополнительной нагрузке на бухгалтерскую службу предприятия, необходимости разработки и внедрения механизма трансформации отчетности и оценки активов. Определенные сложности, по мнению собеседников "КС", вызывает и инертность коллективов.

Одной из самых больших проблем собеседники "СУ" также назвали дефицит подготовленных кадров на региональном рынке. Как отмечают в ООО "Обувь России", недостаточно просто переложить отчетность по МСФО. Для того чтобы ее можно было показывать внешним пользователем или даже просто сообщать открыто о соответствии отчетности международным стандартам, она должна быть заверена аудиторами. Между тем не во всех аудиторских компаниях сегодня есть подобные специалисты, а услуги крупных компаний (скажем, большой "четверки") стоят недешево, поэтому позволить себе полноценный переход на МСФО могут только крупные компании. Как результат, на региональном рынке в настоящее время более распространенным является частичный переход на МСФО, в ходе которого отчетность, структурированная по российским стандартам, в конце отчетного периода переводится на международную. "Трансформация российской бухгалтерской отчетности в финансовую отчетность по МСФО - это менее затратный и трудоемкий подход для компании", - поясняет директор по экономике и финансам ОАО "ПАВА" Алексей Азанов.

Однако участники рынка называют это вполне нормальным явлением, характерным для переходного периода. Например, в холдинге "Российские мясопродукты" "СУ" заявили, что к 2008 году подготовка отчетности по международным стандартам будет вестись как стандартная процедура. К этому же стремятся Первая лизинговая компания и страховая фирма "СТИФ" (входящие в группу "NORDАЗИЯ"), компания "Обувь России", которые в настоящее время трансформируют отчетность 2006 года.

Каждый участник рынка решает с поиском специалистов для перехода на МСФО по-своему. Так, в бизнес-группе "NORDАЗИЯ" есть аудиторская компания "АРКО-аудит", имеющая опыт оказания таких услуг и подготовленных специалистов. В итоге, по оценкам Дмитрия Андреева, внутри группы этот проект будет реализован гораздо экономичнее, чем у других компаний. В компании "Обувь России" отмечают, что процесс обучения собственных специалистов будет не столько затратным, сколько трудоемким, но в конечном счете компания сможет экономить на таких услугах в будущем, не заказывая их на стороне. Если заказывать проведение МСФО на стороне - у специализированных компаний или частных лиц, - то лучше если и трансформацию, и аудит будет проводить одна и та же компания. Иначе "профессиональное суждение" одних специалистов может не совпасть с точкой зрения других, и отчетность может быть просто не заверена.

При переходе на международные стандарты отчетности у региональных компаний, находящихся в начале пути, нередко возникают сложности при попытке получить доступ к русским версиям МСФО. Как отмечает Елена Роменская, на рынке продаются устаревшие и потерявшие свою актуальность версии МСФО либо переведенные не имеющими на то права лицами. Это приводит к возникновению трудностей с трактовкой стандартов. Достаточно проблематично для региональных компаний выполнять еще одно требование, обязательное при переводе отчетности на МСФО, - это предоставление оперативной и актуальной информации на публичный рынок. "Сложно себе представить, что инвестор будет ждать, скажем, до лета, чтобы получить отчет, составленный по МСФО за предыдущий год, хотя сейчас в большинстве компаний именно это и происходит", - говорят собеседники "СУ". Например, группа "Белон" готовит финансовую отчетность по МСФО два раза в год - по результатам года и полугодия, а "ПАВА", предпочитая предоставлять на рынок информацию, подтвержденную аудиторами, затягивает сроки.

Однако компании стараются найти варианты решения и этого вопроса. В настоящее время с целью совершенствования процесса подготовки отчетности совместно с компанией PricewaterhouseCoopers в группе внедряется новая методология, которая ляжет в основу автоматизированной системы. Внедрение этой методологии позволит ГК "Белон" готовить отчетность по МСФО одновременно с отчетностью по РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учета). В компании "ПАВА" проблема решается путем согласования сроков и этапов проведения работ с аудитором.

Большинство участников обзора еще находится на стадии перевода отчетности на МСФО либо в начале процесса, поэтому называют предполагаемые суммы расходов по трансформации отчетности - 30-60 тысяч евро. По расчетам экспертов компании "ПАВА", затраты окупятся через два-три года. "Эффект от использования получаемой информации оценить сложно, однако стоимость публичных заимствований для компаний, предоставляющих актуальную отчетность по МСФО, где-то на 0,25-0,5% ниже относительно компаний, предоставляющих отчетность только по РСБУ. Таким образом, окупаемость может быть значительно более быстрой", - не исключает Алексей Азанов. По мнению Андрея Плетнева, в текущем режиме получаемая прибыль не окупает введение МСФО на предприятиях. Но получаемый эффект, выраженный в росте капитализации компании, в результате перекрывает все понесенные расходы. А в долгосрочной перспективе затраты оправдывают себя на 100%.

КОММЕНТАРИИ
Цели перехода на МСФО

АНТОН ТИТОВ, директор группы компаний "Обувь России":

Группа компаний "Обувь России" развивается достаточно быстрыми темпами, рост выручки в 2006 году составил 82%, а в этом году компания планирует удвоить свой товарооборот и выйти на показатель в 1 млрд рублей. Для сохранения таких высоких темпов роста в будущем компании необходимо вести активную работу в области привлечения финансов.

Компания "Обувь России" в этом году запустила программу перехода на международный стандарт финансовой отчетности. Если говорить о практической пользе от перехода на МСФО, то в текущем периоде это очень сложно сделать, так как это достаточно длительное мероприятие. Наша компания имеет долгосрочную программу развития, которая предполагает активное участие на финансовом рынке. Переход на МСФО в первую очередь значительно расширит наши возможности в области привлечения инвестиций. Крупные инвесторы относятся с большим доверием к компаниям, которые ведут учет по международным стандартам. Для инвесторов очень важны открытость компании и соответствие ее отчетности международным стандартам, особенно если речь идет о привлечении долгосрочных инвестиций. При работе с западными инвесторами это принципиальный вопрос, так как они зачастую не рассматривают отчетность по РСБУ. Необходимо добавить, что переход на МСФО повышает уровень доверия к компании при заимствовании на публичном финансовом рынке.

Польза от перехода на МСФО не ограничивается только областью привлечения инвестиций. При проведении сделок по слиянию и поглощению или при объединении с западными компаниями значительно облегчается работа по оценке бизнеса. Ведение учета по МСФО - обязательное условие при проведении IPO. Я считаю, что переход на МСФО для нашей компании является важной стратегической задачей, и в будущем это даст нам серьезное конкурентное преимущество. На сегодняшний день конкуренция на развитых рынках в основном идет в области привлечения финансов. Кто будет иметь наибольшую инвестиционную привлекательность, тот и займет лидирующие позиции на рынке, как это видно хотя бы на примерах "Пятерочки", "Магнита" или "Евросети".

Юлия ДАНИЛОВА
com.sibpress.ru

Док. 513964
Перв. публик.: 30.03.07
Последн. ред.: 31.10.08
Число обращений: 135

  • Андреев Дмитрий Валериевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``