В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Бритвин: Не `кампанейщина`, а последовательная работа Назад
Николай Бритвин: Не `кампанейщина`, а последовательная работа
На недавнем совещании руководителей силовых ведомств Южного федерального округа в Махачкале президент Дагестана Муху Алиев открыто заявил о сращивании значительной части представителей правоохранительных органов республики с преступными группировками. Приводим цитату полностью: "Многие преступные группы управляют основным богатством: то ли это нефть, то ли это рыба, то ли это бензин, то ли это ну, чтобы ни было. И многие или почти все правоохранительные органы, можно сказать, срослись с этими явлениями. И одна из наших главных задач заключается в том, чтобы коренным образом изменить не разговорами, а на деле отношение к этим вопросам".

Что и говорить заявление жесткое. Пожалуй, впервые руководитель такого ранга бросает открытый вызов чинам из правоохранительных органов на республиканском уровне. Следует ли нам ждать развития ситуации или, как это почти всегда у нас бывает, благие намерения и громкие заявления постепенно "уйдут в песок". С таким вопросом редакция информационного сайта "Северный Кавказ" обратилась к Председателю Совета руководителей органов безопасности в Южном федеральном округе, начальнику УФСБ по Ростовской области генерал-лейтенанту Николаю Бритвину.


"СК": Какова Ваша оценка выступления президента Дагестана на Совете?

БРИТВИН: Я благодарен Муху Алиеву и, думаю, не ошибусь, если скажу, что на моей памяти в Южном федеральном округе это первый глава субъекта федерации, который вот так внятно, не демагогично, а на своем уровне, на уровне субъекта федерации, поставил проблему. В других субъектах федерации такого смелого, внятного, четкого подхода мы еще не видели. Попытка главы субъекта федерации подойти к решению этой проблемы системно, начиная с себя, то есть со своего аппарата, со своих подчиненных, несомненно, заслуживают уважения. Мы благодарны Муху Алиеву за эту постановку вопроса. Всем нам, от органов безопасности и прокуратуры до органов внутренних дел, такая позиция облегчает работу. Надо объединится всем нормальным честным людям. В конечном счете, необходимо просто понять, что честно жить выгоднее, эффективнее.

"СК": Как бы вы оценили тот фронт работ, который предстоит осилить президенту Дагестана, насколько сложна там обстановка?

БРИТВИН: Я знаю ситуацию в Дагестане не только сегодня, но и какой она была вчера и позавчера, и пять лет назад. Позитивные тенденции налицо. Вспомним достаточно сложную ситуацию, которая была, скажем, в 1999 году. Можно было вечером выйти на улицу и не встретить никого, потому что население было запугано. Но именно тогда народ Дагестана поддержал нашу армию. И ситуация в корне начала меняться не только на юге России, но и в России вообще. С тех пор прошло не так уж и много времени, а ситуация в корне изменилась. Это видно во всем. Видно даже по новостройкам, по чистоте, которой не было раньше. Я беседовал с простыми людьми, которые работают, производят материальные ценности, со своими друзьями, словом, с теми, кому нет смысла меня обманывать. И все в один голос говорят, что многие вещи изменяются в лучшую сторону. И в экономике, и в политике, и в социальной сфере есть позитивные тенденции. Сделать эти процессы необратимыми - вот основная задача на сегодня.

"СК": Насколько в причинах, порождающих коорупцию на Юге России присутствует национальный менталитет? Или же характер коррупции в ЮФО ничем не отличается от общероссийского?

БРИТВИН: Базовая причина не имеет национальной окраски. Коррупция есть в любом государстве, везде есть продажность чиновников. А там уже можно градировать, какая это коррупция: политическая, экономическая, еще какая-то. И по уровням, и по сферам. Есть какие-то национальные традиции, но это не является определяющим.

На юге России в силу каких-то исторических, климатических, географических условий живут более предприимчивые и энергичные люди. По сравнению с северными районами они более приспособлены к рыночным отношениям. Но говорить, что это влияет или определяет коррупционный процесс никак нельзя.


"СК": Когда борьба с коррупцией была озвучена как одна из приоритетных для государства задач, в ряде изданий, на интернет-сайтах появились реплики типа "вот очередная кампанейщина, очередная кампания посадки чиновников за решетку". Вы разделяете скепсис журналистов или у Вас иной взгляд на данную проблему?

БРИТВИН: Вы хорошее слово употребили, "кампанейщина". Это как раз то, что, в принципе, недопустимо в работе спецслужб. Мы должны работать системно, осмысленно, последовательно. А всякая кампанейщина несет в себе какую-то суетливость, отсутствие осмысленности. Для нас противодействие коррупции начинается не сегодня и не вчера, не завтра и не послезавтра закончится. Предельно ясно, я не хочу впадать в теоретизирование, но как только возникает государство, так возникают коррупционные проявления. Проблема заключается не в том, чтоб вообще искоренить коррупцию, по-русски - продажность чиновников, а сделать так, чтобы ее развитие не довлело над государством. И не выходило на тот уровень, когда коррупция принимает системный характер и начинает грозить вообще существованию государства. Вот наша задача - работать на этом уровне.

Сейчас в год возбуждается десятка два дел, уголовных. Это только по линии госбезопасности. И по этим делам уже вынесены приговоры. Скажем, в прошлом году и в позапрошлом свыше десяти сотрудников правоохранительных органов были осуждены. И, несмотря на то, что это тоже является результатом нашей борьбы с коррупцией, меня это ни чуть не радует. Думаю, задачу надо ставить иную, не "всех пересажать", а как найти такие решения комплексные, политические, правовые, правоприменительные, которые искоренили бы сами условия и факторы, которые регенерируют коррупцию, развивают ее, детерминируют.

Причем наша работа по борьбе с коррупцией совершенно невозможна без взаимодействия с другими правоохранительными органами. А для координации нашей общей деятельности существуют координационные советы и на уровне Южного федерального округа и на уровне субъекта федерации, возглавляемые прокурорами.




"СК": А каковы цели и задачи Совета руководителей органов безопасности в Южном федеральном округе?

БРИТВИН: Для нас этот год, если говорить о Совете, юбилейный. Пять лет прошло с того момента, когда были созданы рабочие аппараты подобных советов. Это небольшая аналитическая группа сотрудников, которая готовит аналитические документы на основе сбора информации из всех органов безопасности регионов. И раз в три месяца руководители органов безопасности регионов, их у нас всего 19, собираются в том или ином городе и обсуждаем вопросы окружного уровня, характерные для всех участвующих субъектов. И уровень обсуждения мы держим достаточно высокий. Мы стараемся не уходить в частности, а пытаемся определиться по стратегическим вопросам. И принять наиболее важные тактические решения для того, чтобы иметь возможность действовать скоординировано по той или иной угрозе, в какой бы сфере она ни была: во внутриполитической, во внешнеполитической, в сфере борьбы с терроризмом, в пограничной сфере, в контрразведывательной деятельности. Принимаем решения, а потом выполняем их. Таким образом, мы пытаемся выйти на какие-то новые решения, более креативные, более перспективные. Вот смысл работа Совета.

Что касается последнего нашего заседания, то несомненно, что участие в нем президента республики Дагестан Муху Гимбатовича Алиева, его выступление, обогатило нас. Президент очень подробно, конкретно и глубоко осветил политическую, социально-экономическую обстановку в субъекте федерации. Отметил роль управления ФСБ в республике Дагестан как значимую не только в пресечении террористической деятельности, но и в профилактике.

На этом совете мы рассматривали наше взаимодействие с партнерами в странах, граничащих с округом. Южный федеральный округ граничит с Казахстаном, Украиной, закавказскими республиками. А значит, необходимо комплексное взаимодействие всех территориальных органов безопасности. У нас, как и у наших коллег, накоплен свой опыт, и так важно иметь возможность сказать друг другу: "у нас есть вот такие резервы, есть такие методики, такие подходы, давайте их дальше внедрять, развивать в интересах борьбы с трансграничной преступностью, с наркотрафиком, с нелегальной миграцией и с терроризмом".

Кадровая политика также была предметом рассмотрения на этом совете. Для нас это очень важный вопрос. Органы государственной безопасности, спецслужбы любой страны всегда уделяют колоссальное внимание вопросам кадровой политики. Потому, что любая спецслужба - это не проходной двор. Прежде чем взять человека на службу мы изучаем очень долго и внимательно. В чем здесь основная проблема? В последнее десятилетие, это всем известно, мы это понимаем, процессы деградации интеллектуальные и духовные, они затронули все общество. Затронули и тот человеческий материал, с которым мы работаем, когда ищем себе человека на службу в органы. Очень важно поставить работу так, чтобы к нам в спецслужбу попадали люди, во-первых, получившие хорошее образование, иначе она не смогут решать поставленные задачи; во-вторых, имеющие внятную патриотическую мотивацию к труду. Чтобы они были лишены каких-то установок, которые характерны для сегментов криминального общества, где расцветает, скажем, теневая экономика. Корыстная установка для сотрудника органов госбезопасности недопустима. Потому что когда человек становится воином, военнослужащим, надевает погоны, мотивация его должна быть очень высокой, патриотичной и гражданской, ярко-выраженной. Как этого добиться, как не пропустить к нам случайных людей - это целая методология, целая работа. Целое направление работы, о котором мы говорили, и тоже приняли определенные дополнительные решения.

"СК": Уже обозначен круг задач, требующих решения к следующему совещанию?

БРИТВИН: Да, мы уже готовим целый комплекс вопросов. Основным вопросом будет развитие той темы, которой мы коснулись. Это кадровая политика. Мы вообще хотели бы выйти на качественно новый уровень. На этом совещании мы сделали первый подход и определились, что тот или иной орган будет изучать отдельный аспект кадровой политики. Мы думаем выйти на более совершенные методики, найти пути совершенствования тех методик, которые у нас есть. Это будет основной вопрос.


07.07.2006
skavkaz.rfn.ru

Док. 513927
Перв. публик.: 07.07.06
Последн. ред.: 31.10.08
Число обращений: 136

  • Бритвин Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``