В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Шалин: Как нас обманывают в гипермаркетах Назад
Павел Шалин: Как нас обманывают в гипермаркетах
Каждый уважающий себя житель современного мегаполиса хотя бы раз в жизни должен сделать несколько вещей: постоять по дороге на работу в пробке, потолкаться в час пик в метро и купить тележку-другую продуктов в гипермаркете. Ох уж эти супер-магазины, монстры розничной торговли, порождение современного капитализма: приезжаешь за пакетом провизии в расчете на ближайшие несколько дней, уезжаешь с забитым доверху багажником. Глядя на уставленные иномарками парковки размером с футбольное поле и очереди на кассах, невольно задаешься вопросом - каков же среднесуточный оборот этих организаций? А прикинув, понимаешь, что таких астрономических сумм, наверное, попросту не бывает в природе. Основной принцип работы сетевых гипермаркетов, заложенный еще основателем империи Wallmart Сэмом Уолтоном, гласит: прибыль извлекается за счет большого объема продаж, который, в свою очередь, обеспечивается относительно низкими ценами. Вместе с тем, несмотря на высокую доходность подобных торговых предприятий, некоторые из них стремятся сделать деньги не только благодаря рознице, но и за счет банального обмана своих покупателей. Действительно, воровать по мелочи - невыгодно. Но в промышленных масштабах современного гипермаркета каждый украденный у посетителя рубль сливается в конечном итоге в весьма существенный финансовый поток, сопоставимый с совокупным доходом небольшого продуктового магазинчика за аналогичный временной период. Причем для того чтобы распознать подобное мошенничество, совсем не нужно обладать специальными знаниями и навыками: достаточно элементарной внимательности. Что ж, давайте кратко рассмотрим основные способы надувательства покупателей в сетевых гипермаркетах, и перечислим методы борьбы с оными.
"Ошибка" мерчандайзера

Наиболее распространенный способ обмана покупателей со стороны сотрудников сетевого гипермаркета - заведомо неправильная выкладка товара на витрины. Выглядит это обычно следующим образом. Прогуливаясь по торговому залу, покупатель неожиданно обнаруживает товар, предлагаемый по весьма выгодной цене: скажем, сыр "Российский" по 165 рублей за килограмм. Положив кусок сыра в тележку, счастливый посетитель совершает остальные покупки, после чего отправляется на кассу, где совершенно неожиданно обнаруживается, что он на самом деле приобрел сыр "Эдем" по 253 рубля за килограмм, то есть, купил товар на 65% дороже. Причем выясняется это уже после пробития кассового чека и озвучивания итоговой суммы, поскольку на самом товаре цена не указана: там имеется только штрих-код и изредка - написанное мелким шрифтом наименование, которое трудно разобрать, например, человеку со слабым зрением. Если покупатель начинает возмущаться и требовать справедливости, ему указывают на то, что он сам выбрал именно этот сорт сыра, а торговая сеть тут совершенно ни при чем. Ну да, под ценником на витрине лежит совершенно другой товар. Бывает. Мерчандайзер ошибся. Нужно быть внимательнее, товарищ!

На самом деле, мерчандайзер, то есть, специалист по выкладке товара в торговом зале, "ошибается" везде, где на прилавках "навалом" располагается однотипные или трудноразличимые по внешним признакам изделия и продукты: это могут быть сыры, колбасы, замороженные полуфабрикаты и мясо, даже посуда. Задача - обманным путем заставить покупателя приобрести более дорогой товар, чем он рассчитывал изначально. В менее очевидных случаях на прилавках могут быть "подменены" изделия одной товарной группы, например, на ценнике указана стоимость чая, расфасованного в пакетики без веревочки с бумажным ярлыком, фактически же на полке лежит тот же сорт чая, но с ярлыками, и стоит он на 10% дороже. Чай без ярлыков также присутствует поблизости - на соседней полке, либо он спрятан в глубине стеллажа. И в случае спорной ситуации он будет незамедлительно извлечен из недр прилавка и продемонстрирован покупателю. Отличить одну коробку от другой можно только внимательно прочитав все имеющиеся на ней надписи. Кто будет заниматься подобным в сутолоке торгового зала?

Только благодаря этой маленькой "хитрости" гипермаркеты делают из воздуха десятки тысяч рублей ежесуточно; вместе с тем, существует простой способ не попасться на подобную удочку - проявить элементарную внимательность. Если на этикетке или коробке товара не указано его наименование или стоимость, там имеется уникальный штрих-код. В точности такой же штрих-код изображен на ценнике. Сравнив числовую строку штрих-кода (цифры, расположенные непосредственно под кодовыми полосами) на этикетке и ценнике, вы сможете определить, тот ли это товар, который вы намереваетесь приобрести. Если на витрине отсутствует ценник, соответствующий выбранному вами товару, такой товар лучше поискать в другом магазине, иначе его стоимость может стать для вас неприятным сюрпризом. Ну, а если вы все-таки ошиблись в выборе и купили что-либо дороже, чем рассчитывали, вы имеете полное право отказаться от покупки данного товара, даже если кассовый чек уже пробит. Не стесняйтесь требовать у кассира исключить какую-либо покупку из итогового чека или оформить возврат: ничего противозаконного в этом нет. В конце концов, магазин пытался вас обмануть.

Сколько вешать в граммах?

Другой, менее распространенный способ обвести покупателя вокруг пальца - указывать стоимость товара не за килограмм, а, скажем, за 300 или 500 граммов. "Ой, какая дешевая колбаса!" - радуется доверчивый посетитель гипермаркета, хватая висящую в холодильной стойке "полукопченую", даже не подозревая, что "низкая" цена указана за одну "палку", а не за кило, как у соседних сортов. И тут рецепт прост: внимательно читаем ценники!

Скидка с третьего этажа

В любом сетевом гипермаркете имеются как постоянные посетители, так и "случайная" публика, заехавшая сюда "по пути" или просто чтобы "посмотреть и сравнить цены". Именно такие "одноразовые" покупатели зачастую ловятся на нехитрый, но весьма распространенный прием: на ценнике крупно указывается цена товара со скидкой, действительной при предъявлении дисконтной карты, а реальная стоимость, обычно более высокая, напечатана мелкими цифрами где-нибудь в неприметном углу. Более того, на информационных щитах и стендах, вывешенных посреди торгового зала и гласящих "Распродажа!" "Скидка!" или "Выгодная покупка!", обычно демонстрируется цена по дисконтной карте. И если вы не располагаете таковой, скидка для вас не действует. Постоянная аудитория магазина обычно в курсе внутренних правил гипермаркета, например, все посетители сети магазинов "Metro" прекрасно знают, что на ценниках указана стоимость товара без НДС, а чтобы увидеть его реальную цену, необходимо присмотреться к расположенному в уголке желтому квадратику. Новичок же может об этом не знать. И еще раз: проявляйте внимательность.

Ледовое побоище

Перед помещением в холодильную витрину или бонету весовые продукты глубокой заморозки обильно поливаются водой, которая тут же образует лед, увеличивающий массу товара. Поэтому когда вы покупаете замороженное филе рыбы, куриные мышечные желудки, окорочка, мясо, креветки или иную расфасованную продукцию, либо продукты, требующие взвешивания, вы, в том числе, платите за воду. Иногда - до 10-15% от стоимости товара. Сделать с этим решительно ничего нельзя, потому, если есть такая возможность, лучше приобрести другой аналогичный продукт, например, охлажденные куриные окорочка вместо замороженных.

Срок годности

Когда истекает срок годности какого-либо продукта, его необходимо реализовать как можно быстрее - иначе товар придется списывать и возвращать поставщику, а это временные затраты, транспортные и накладные расходы, в общем, убытки. Каким образом можно ускорить продажу той или иной продукции? Правильно, выставить ее со скидкой. Но и это не очень выгодно: товар занимает место на прилавке, а значит, "съедает" часть арендной платы и расходует электроэнергию, затрачиваемую на освещение или вентиляцию витрины, а продажи должны быть рентабельными. Есть ли эффективное решение данной проблемы? Разумеется: свежую партию товара мы задвигаем вглубь стеллажа, а снаружи выставляем продукт с истекающим сроком реализации. Все равно народ не глядя хватает с витрины все, что ни попадя. Черствый хлеб? Не беда: его мы положим наверх, а хлеб посвежее закопаем поглубже. Кстати, дата выпечки хлеба, расфасованного в полиэтиленовую упаковку, выбита на проволочно-пластиковом кольце, закрывающем горловину пакета.

Ну, а если у нас истек срок реализации, скажем, копченой колбасы? Не выбрасывать же ее в помойку? И ведь не продашь такую колбасу в торговом зале: въедливый покупатель увидит дату изготовления на заводской этикетке, да еще и в санэпиднадзор нажалуется... Неужто пропадет деликатес? Конечно же, нет: такую колбасу можно аккуратно нарезать, красиво выложить на пенопластовую подложку, упаковать в полиэтиленовую пленку, взвесить, и прицепить к ней ярлычок, на котором будет указана... Правильно, дата расфасовки. А то, что колбаска немножечко пахнет, ну, это сорт такой. Не стану рассказывать ужасы про вымачивание залежавшихся цыплят-бройлеров в воде с уксусом, просто хочу посоветовать всем без исключения покупателям внимательно смотреть на дату изготовления и срок реализации покупаемых продуктов, причем искать эти сведения нужно не на магазинных ярлыках с указанием цены, веса и наименования товара, а на заводских. Особенно следует обращать внимание на кремовые торты - этикетки этого скоропортящегося товара переклеиваются чаще всего.

Вот, собственно, наиболее распространенные способы относительно честного отъема денег у посетителей гипермаркетов. Будьте внимательнее, и процесс "шоппинга" наверняка станет для вас приятным. Удачных вам покупок! И не забывайте проверять чеки не отходя от кассы.


www.holmogorov.ru

17.03.2008

Док. 513863
Перв. публик.: 17.03.08
Последн. ред.: 31.10.08
Число обращений: 94

  • Холмогоров Валентин (Шалин Павел Андреевич)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``