В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Кризисные советы от Нещадина Назад
Кризисные советы от Нещадина
Мировой экономический кризис уже затронул российскую экономику и ни один эксперт не сможет сказать, когда он закончится. Ясно одно, что в ближайшие месяцы это счастливое событие не произойдет. Однако жизнь продолжается: предприятия работают, люди ходят на работу и решают свои личные проблемы. Значит, если мы не можем изменить мировую экономическую ситуацию, то надо подстраиваться под нее.

В кризисной ситуации люди всегда с большей охотой дают не деньги, а советы. Последуем этому примеру.

Советы от опытного водителя.
На красный свет светофора надо стоять.
На зеленый - ехать.
На желтый - ехать еще быстрее.

1. Если вы не брокер, не владелец акций "Голубых" и прочих цветных фишек, не собственник предприятия, акции которого котируются на бирже, то не СУЕТИТЕСЬ.

Не стоит постоянно бросаться к телевизору с надеждой увидеть резкий рост индексов РТС и ММВБ, донимать свою семью срочными сообщениями о падении тех или иных акций, семья Вас просто не поймет и будет права. Примите биржевую информацию, как повод для размышления о непостоянстве и изменчивости мира.

2. К информации о выделении Правительством и ЦБ дополнительных финансовых средств из бюджета, фондов и резервов для поддержки банков и фондового рынка отнеситесь серьезней. Правда, Вам не стоит становиться в очередь для получения хоть небольшой толики от выделенных средств - они не для Вас. Просто размер выделенных средств в значительной степени будет определять уровень инфляции - что для Вас важнее, чем котировка акций. Имейте в виду, что инфляция считается Правительством по темпам изменения цен по большому перечню товаров. Большинство населения из своих зарплат оплачивают не импортные автомобили, а услуги ЖКХ, транспортные услуги и продукты питания , цены на которые растут быстрее, чем на общая инфляция. Поэтому, если Правительство настаивает на инфляции за 2007 год в 15%, для большинства населения это будет составлять около 25%. В 2008 году Правительство планирует удержать инфляцию в рамках 10%, даже если это удастся - то для большинства населения это будет рост не менее 18%. Такова реальная статистика, из которой вы должны исходить.

3. В этой ситуации необходимо сохранить свои конкурентные преимущества и попытаться увеличить рентабельность. Просто повышать цены не самый удачный вариант, вы не Газпром и не РЖД, и даже не Водоканал, чтобы без Вас не могли обойтись. Поэтому в первую очередь обратите свое внимание и внимание ваших сотрудников на меры по снижению себестоимости.

- не поленитесь еще раз посмотреть бюджет Вашего предприятия непредвзятым взглядом, учитывая, что вы коммерческое предприятие, а не благотворительная организация. Смею Вас заверить, что многое Вас удивит.

- посмотрите на численность, профессионализм и занятость Вашего персонала - может быть без части офисной обслуги, которая не несет острой производственной необходимости можно обойтись, какие-то функции объединить, увеличить зону обслуживания. Лучше поднять зарплату работающему, чем платить двум вроде работающим.. Причем из-за инфляции зарплату сотрудникам все равно придется повышать.

- проанализируйте Ваши запасы. Конечно, лучше всего иметь все свое, даже на случай землетрясения в Москве, но так как в ближайший год разрушительного землетрясения в Москве по прогнозам не ожидается, то лучше вместо таких запасов иметь деньги. Зато запасами обеспечивающими производство и не требующих больших затрат на хранение, стоит заполнить освободившиеся складские места, обеспечив стабильную работу предприятия материалами, приобретенными по старым ценам.

- внимательно просмотрите договора на поставку вашей продукции и предоставлению Вам товаров и услуг. В идеале, лучше всего, если вы будете за свою продукцию получать предоплату, а за поставляемые вам сырье и материалы платить по факту получения. Причем с постоянными поставщиками лучше иметь долговременные договора, гарантирующие стабильность цен товаров и сроки поставки. Исходите из правила, при конфликтной ситуации правее тот, у кого остались деньги за поставленную продукцию - у поставщика или потребителя. При этом доводить дело до штрафных санкций и арбитражного суда не обязательно. Оптимизировать платежи можно в рамках закона и договоренностей.

4. В ситуации высокой инфляции и повышении ставок инвестиционных и потребительских кредитов произойдет изменение потребительского спроса. В этом случае Вам необходимо оценить стратегию продаж и ассортимент продукции вашего предприятия. В принципе Вы можете выбрать два пути в парадигме соотношения цены и качества.

- Если Вы работаете на очень узкий высокодоходный сегмент рынка, где даже в результате инфляции платежеспособность останется высокой, удержать сбыт по более высоким ценам можно только за счет повышения качества и предоставления дополнительных услуг по обслуживанию. Это предусматривает реализацию всего комплекс мер по усилению контроля за качеством выпускаемой продукции и в первую очередь усиление входного контроля за качеством поступающих сырья и материалов. Не бойтесь этого усиления, в ситуации кризиса Вы будете всегда правы. Будьте готовы к тому, что при любых мерах, предпринимаемых Вами, спад объемов производства в физических измерениях на 10-20% практически неизбежен. Это означает то, что цена товара должна быть такова, чтобы в денежном выражении объем продаж обеспечивал рентабельность производства, хотя бы на уровне простого воспроизводства.

- Если ваш сегмент рынка весьма зависим от уровня инфляции (причем исходите из того, что доходы бюджетников и пенсионеров Правительство будет компенсировать с опозданием и не в полном объеме), рассмотрите более внимательно ассортимент выпускаемой продукции. При невозможности удержать цены на продукцию без значительного увеличения, которое обернется для Вас резким сокращение сбыта, лучше перейти на менее качественный, но дешевый ассортимент, который будет обеспечивать загрузку предприятия. При этом можно отказаться от ряда дополнительных услуг и рекламы, но имейте в виду, что аппетит у торговли тоже весьма значителен и торговые сети и не замечены в благотворительности и милосердии к поставщикам. Вы не последний в производственной цепочке.

5. В ситуации экономического кризиса ситуация всегда весьма изменчива. Рынок может реагировать как на объективные, так и субъективные причины. Поэтому весьма необходимо получение информации по широкому спектру показателей и желательно в режиме реального времени. Однако пощадите свою нервную систему и определитесь с кругом действительно нужной информации, а не с информационным шумом, которым полны СМИ. Старайтесь подвергать сомнению высказывания лидеров, больших руководителей и именитых экспертов. Они работают в виртуальном пространстве высокой экономики и политики, а Вы в реальном производстве. Их убытки будут в значительной мере виртуальными, не касающимися лично их, а Ваши будут конкретными. Кроме этого Вы не обладаете значительными Стабилизационными фондами, и золото-валютными резервами - поэтому Ваши ошибки могут стать для Вашего бизнеса последними.

Внимательно проанализируйте перечень и периодичность получаемой Вами внутренней финансово-экономической информации. Основным критерием должны стать отклонения от утвержденных на этот период баланса и производственной программы предприятия. Проанализируйте делегируемые Вами полномочия, что бы, по крайней мере, быть уверенным, что правая рука знает, что делает левая.

При этом не стоит замыкать все финансовые вопросы на себя. Приобретение туалетной бумаги, если она не значительно влияет на качество и себестоимость продукции можно оставить в компетенции завхоза.

6. Финансовый кризис обязательно будет связан с увеличением ставок по кредиту до 20-22% годовых и ужесточением требований к залогу. Банки тоже надо понять у них в этой ситуации не самая завидная доля, если их не подпирают широкие плечи государства и высокие цены на нефть. Исходя из этого, необходимо провести ревизию инвестиционных проектов, исходя из источников их финансирования, сроков окупаемости и рисков.

Практически их надо разделить на три группы:

- Проекты которые осуществляются за счет собственных средств, и отличаются коротким сроком реализации и окупаемости. Чаще всего подобные проекты касаются энерго и ресурсосбережения и, исходя из того, что энергия и сырье дешевле не будут, подобные проекты нуждаются в ускорении их реализации.

- Проекты, которые осуществляются за счет заемных средств и под залог акций или имущества предприятия и отличаются значительным сроком реализации и окупаемости лучше отложить до лучших времен. А то можно остаться без проекта и без предприятия.

- Проекты, в бизнес-планы которых заложены затраты и прибыли, исходя из предкризисного состояния рынков , требуют пересмотра и нового анализа на основе их реальной рентабельности и сроков окупаемости, исходя из новых кризисных условий.

Реализацию инвестиционных проектов, не связанных непосредственно с производственной деятельностью, типа реконструкции загородной бани для руководящего состава, можно отложить до лучших времен, даже не рассматривая их по существу. Думаю, что заинтересованные личности Вас поймут и не обидятся. - лучше немного потерпеть, чем не иметь этого никогда.

7. Взаимоотношения с банками должны строиться по принципу - богу - богово, кесарю - кесарево, а слесарю - слесарево. Спасать банки это не Ваша задача и тем более страхование банковских вкладов распространяется только на физических лиц.

В принципе понятно, что будет происходить в банковском секторе, государство будет поддерживать крупные банки и в первую очередь государевы, стимулируя укрупнение банков за счет слияния и поглощения. Как говорили в советское время - "Есть мнение, что 1800 банков для России слишком много". Поэтому в первую очередь поинтересуйтесь, не относится ли Ваш банк к вышеуказанному мнению

В такие периоды наиболее правильным решением будет иметь два счета:

- один в государевом банке, у которого не отзовут лицензию в любом случае и которого государство будет поддерживать до последней копейки в Стабфонде

- второй в среднем устойчивом банке.

При этом при распределении средств между ними надо исходить из следующего:

- государев банк обеспечит более надежную защиту ваших средств и проводку платежей, но и дороже возьмет за свои услуги, даст меньший процент за хранение средств на депозите, и уровень обслуживания будет невысокий - "Вас много, а он один." - незыблемое советское правило.

- для среднего банка Вы желанный вкладчик, которого он жаждет и лелеет, ясно, что расценки за обслуживание будут ниже, а ставки по депозиту гораздо выше. Правда есть риски задержки платежей из-за кассового разрыва и прочие неприятности, малая степень вероятности выручить Вас в трудную минуту, выдав кредит на один-два дня ит.д.

Так что решать вам исходя из принципа бизнеса: -

Вопрос - Сколько будет дважды два?

Ответ - А мы покупаем или продаем?

8. Сокращение издержек еще не повод перейти полностью на монашеский образ жизни. Демонстративная строгая аскеза хороша для налоговой инспекции и судебных приставов. Сохраняйте имидж удачной компании, которая не бросает денег на ветер и роскошь, а во главу угла ставит производство во благо населения и родного города, создавая необходимые условия для комфортного и производительного труда. Проанализируйте расходование Ваших средств на социальную сферу предприятия и города. Видимо от части проектов придется отказаться, но отказываться от их финансирования насовсем, значит обострить отношения внутри предприятия и с руководством города. Лучше выберите из них наиболее эффективные, которые или дают значительный эффект для производства (например повышение квалификации кадров) или работают на положительный имидж Вашего предприятия в городе.

Для меня это первый опыт публичных советов, может быть где-то что-то получилось непонятным. Постараюсь следующие советы давать поподробнее, может быть стоит прислушаться к Вашим советам по поводу моих советов. Ведь у нас страна Советов, а не баранов, как говорили ранее.

Всего Вам доброго и пусть очередное падение индекса ММВБ, как и невиданный урожай Вас не коснутся.

УДАЧИ.

Ваш
Андрей Нещадин
Зам. Директора Экспертного Института.
Профессор МГУПБ


2 КРИЗИСНЫЕ СОВЕТЫ ОТ НЕЩАДИНА.

Советы от опытного водителя
Прежде чем врубить зажигание,
подумай, как ты будешь ехать.
Агрессивно - когда все бояться тебя
Или оборонительно - когда ты боишься всех

Как всегда в жизни, хорошее соседствует с плохим. Я бы добавил, что для кого война , а для кого мать родна,. или не было бы счастья, да несчастье помогло. Кризисная ситуация всегда экстремальна. В момент кризиса бизнесмены не устраивают, как звери во время засухи перемирия на водопое, а наоборот отвоевывают свои рынки и прибыли на территории, отмеченной красными флажками законов. Поэтому сразу определитесь со своей кризисной тактикой - она агрессивная или оборонительная.

1. Все познается в сравнении

Никогда не надо думать, что конкуренты это твои благодетели. В кризисной ситуации при решении общих задач они могут стать твоими партнерами. Но их интересы - это их интересы, а твои интересы - это твои интересы, и они чаще всего не совпадают. Рынки сбыта и власть похожи на яблоко. Яблоко можно съесть одному, можно поделить с товарищем. Нельзя только одного - одновременно поделить и съесть одному.

Важно оценивать, что происходит с конкурентами и держаться, убегая от кризиса чуть впереди них. Все мы отчитываемся правда не за всю жизнь, а поквартально и помесячно. Постарайтесь получать финансовую отчетность Ваших конкурентов, хотя бы раз в месяц. Умному экономисту не составит труда рассчитать тренд основных финансовых показателей, учитывая, что один баланс это уже две точки на графике.

Нелишним будет и анализ предпринимаемых конкурентами антикризисных мер. Это полезно в любых случаях - чтобы не допустить или быстро исправить собственные ошибки, или оценить ошибки конкурента.

Неожиданные банкротства происходят только для владельцев билетов МММ и "Властелины", также для надзорных органов - для профессионалов ничего неожиданного в финансовой сфере не случается.

2. Кризисное приращение капитала.

Если Вы выбрали агрессивный стиль своего кризисного поведения, то сформулируйте, чего вы хотите достичь, поставьте перед собой цели. Ими могут быть:

- захват чужих рынков. Тогда в результате вашей деятельности пусть и уменьшающиеся в абсолютном значении доли рынка будут переходить к Вашей компании,

- приобретение вплоть до покупки всего бизнеса конкурентов за копейки. Но тут нужно быть уверенным, что Вы при покупке знаете все их задолженности и обязательства. Кстати сегодня с рядом банков это уже происходит. Недавно один из банков купили за сто рублей. А Вы не хотите попробовать купить конкурента рублей за двести?

- можно разжиться и квалифицированными кадрами от конкурентов. При этом реакция персонала на предложения новой работы - хороший индикатор состояния дел в компании, они это знают изнутри. ,Такое прощупывание может провести "свое" кадровое агентство. Многие думают, что бизнес это здания, оборудование, машины, но сегодня агрессивная, профессиональная и сплоченная команда является ядром любого бизнеса, без которого все остальное ликвидное имущество.

- если Вы избрали подобную стратегию, то самое главное суметь настроить свою управленческую команду на достижение этой цели.. Персонал компании в этой ситуации можно мобилизовать при той же оплате под девизом - такого шанса вырасти не будет в ближайшие 10 лет, НАДО ЛИШЬ УДАРНО ПОТРУДИТЬСЯ ПОЛГОДА-ГОД.

Оптимизм и вера в то, кризисы приходят и уходят, а реальное производство вечно - это лозунг и смысл Вашей работы и всей Вашей команды. Этакий сенпертарий единомышленников.

3. Не отдадим ни пяди.

Оборонительная тактика тоже связана с постоянным контролем за поведением конкурентов, но с другими задачами. Ваша цель - удержать за собой рынки, предприятие и персонал. Поэтому задачами могут быть:

- Учиться, учиться и еще раз учиться .. на чужом опыте. У Вас не настолько много средств, чтобы проводить эксперименты с рынком. Поэтому для Вас действительно ценным является удачный опыт более агрессивных конкурентов, а также ошибки как активных, так и обороняющихся.Копировать чужой удачный опыт это не плохо, но всегда учитывайте, что он чужой. Только у Попандополо из "Свадьбы в Малиновке" чужой пиджак был "Как по мне сшит."

- Внимательно следите за своей кредиторской и дебиторской задолженностью. Большой разрыв в любую сторону будет для Вас опасен.

- Вычлените основных поставщиков и потребителей. Не портите с ними отношений, но на всякий случай имейте дублеров, ваши конкуренты в первую очередь постараются заменить Вас именно на этих полянах.

- Проведите анализ прохода всех ключевых информационных потоков, особенно, касающихся Вашего финансового положения. Задумайтесь, обязательно ли ее знать тем людям, которые имеют сегодня к ней доступ. Первые отделы на предприятиях в советское время были не самым любимыми местами для посещения в отличии от кассы, но устраивать на предприятии постоянный "День открытых дверей" в кризисной ситуации не стоит.

- Уделите внимание общению с прессой. Его нельзя избегать, будет еще хуже, но и через-чур откровенничать тоже не стоит. У Вас разные задачи - Вам нужно объяснить, что "На Шипке все спокойно", а прессе необходима сенсация и тираж. Делайте выводы. Удар через СМИ, если Вы работаете на потребительский рынок, может быть для Вас наиболее чувствительным.

- Укрепите свой коллектив, связав ключевых работников не зарплатой, а социальным именным пакетом (особенно удачны частичное погашение кредитов на жилье и обучение). Для работников также при замораживании заработной платы пойдите на расширение соцпакета, включив его увеличение в коллективный договор (тогда есть возможность доказать налоговой, что эти затраты не дополнительный доход сотрудников, а себестоимость)

- Девизом для сотрудников должно стать "Мы отстоим и отстроим". Неплохо также объяснить, что лучше быть занятым с небольшим, но стабильным заработком и соцпакетом, чем полностью свободным, но без них.

Ваш оптимизм должен базироваться на том, что кризис кризисом, а без нашей продукции людям все равно не обойтись. Наш рынок, хоть и небольшой, но он НАШ и никому другому без наших преимуществ его не занять.

4. Не надо заигрываться.

Как справедливо говорит русская поговорка - "Не зато отец сына бил, что отыгрывался".Конечно жаль свой бизнес, когда его начинал с нуля и добился реальных успехов, но Ваше предприятие не памятник архитектуры конца ХХ века, табличку на него не привинтят. Хотя сегодня и таблички не спасают. Постарайтесь все - таки отнестись к этому объективно. Мы играем в рыночные игры, а в них выигрывает сильнейший.. Поэтому умение выйти из бизнеса не менее ценное, чем умение в него войти. При этом необходимо решить несколько задач:

- весьма важно вовремя принять такое решение. В момент кризиса бросать в топку гибнувшего производства финансовые ресурсы можно бесконечно, но кто будет их потом возвращать? В такой ситуации выиграет тот, кто сумеет подороже продать свой бизнес или законсервировать его с надеждой на лучшие времена или перепрофилирование бизнеса.

- о принятом решении старайтесь информировать только тот круг людей, который Вам необходим для осуществления Вашего плана. .Не рассчитывайте, что если Вы поплачитесь, то Вам утрут слезы .Наоборот, Вас станут ненавидеть и стараться в этой непростой ситуации умыкнуть кое-что себе, как компенсацию за моральный вред.

- заранее просчитайте все свои долги и кредиты. В этой ситуации даже Ваши лучшие товарищи поспешат вернуть свои деньги.

- постарайтесь договориться с новым владельцем о постепенном увольнении сотрудников, чтобы дать им время трудоустроиться. Если Вы можете кого то изх них порекомендовать на другую работу - сделайте это.

Ваш лозунг - "Уходить надо с высоко поднятой головой" и кроме того, может быть Вы окажетесь гораздо более предусмотрительным, чем Ваши коллеги и конкуренты.

В завершении данной серии кризисных советов посоветую перечень "разведовательных" показателей, которые необходимо контролировать как у себя на производстве, так и у конкурентов.

- цена и ассортимент выпускаемой продукции, их изменения, как показатель уровня и предпочтений спроса.

- основные поставщики и потребители продукции, изменение их доли в поставках

-объем продукции и его изменение в физических и денежных единицах.

- объем и темпы изменения оборотных средств

- объем и темпы изменения активов.(их быстрое сокращение показывает, что рост объемов продаж может происходить за счет продажи активов)

- темпы изменения краткосрочно и долгосрочной задолженности.

- уровень рентабельности и его изменение (желательно как минимум выше уровня инфляции, как максимум - выше уровня кредитных ставок)

В том числе:

Рентабельность активов (ROA), %

Рентабельность оборотных активов, %

- Коэффициент концентрации собственного капитала (автономии), % желательно 50 - 70

- Коэффициент соотношения привлеченных и собственных средств, % желательно > 100

- Коэффициент текущей ликвидности, % желательно > 100

- Коэффициент текущей платежеспособности, % желательно > 100

- Коэффициент оборачиваемости сравнивается с конкурентами

Всего Вам доброго и дай бог, чтобы советы раздела 4 Вам не понадобились.


www.viperson.ru

31.10.2008

Обсудить на форуме viperson

viperson.ru

Док. 513838
Перв. публик.: 31.10.08
Последн. ред.: 14.12.10
Число обращений: 267

  • Нещадин Андрей Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``