В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рифат Фаттахов: `СМИ должны стать совестью нации` Назад
Рифат Фаттахов: `СМИ должны стать совестью нации`
В 1998 году президент РТ Минтимер Шаймиев поставил перед коллективом редакции журнала "Татарстан" и его новым редактором Рифатом Фаттаховым задачу: сделать издание визитной карточкой республики. В феврале этого года "Татарстан" получил очередное признание на общероссийском уровне - журнал включен в "Золотой фонд прессы".

Рифат Ахметович, вы являетесь лауреатом Республиканской премии имени Джалиля за активную общественную деятельность по пропаганде национального культурного наследия среди молодежи. На ваш взгляд, почему мы сегодня вынуждены пропагандировать национальное наследие? Почему утрачена вековая цепочка передачи национального культурного компонента от поколения к поколению, что на это повлияло?

Человеческая память устроена так, что мы, к сожалению, частенько забываем свое прошлое. Не случайно есть такое выражение - "Иван, не помнящий родства". Татарский народ имеет богатейшее культурное наследие. Это ярко подтвердилось и во время празднования 1000-летия Казани. Об этом говорил президент Российской Федерации. Я считаю, что выступление Владимира Путина на татарском языке - это очень сильный политический показатель. Это и своеобразный укор нам, татарам, если президент России старается говорить на татарском, то кто нам запрещает изучать язык, уважать свое прошлое. И если мы сетуем, что цепочка передачи культурного наследия утрачена, то в этом виноваты только мы сами. Тут есть и объективные моменты. Историческое прошлое нашей страны в плане сохранения национального и культурного наследия не безупречно. Я говорю о национальной политике КПСС, о господстве формулы "национальное по форме и интернациональное по содержанию", что фактически означало нивелирование национальной культуры. Мы долгие годы вынуждены были воспитываться в духе нигилизма по отношению к своему прошлому. А без знания прошлого, не впитывая это богатейшее культурно-историческое наследие, невозможно быть настоящим представителем своей нации. К сожалению, только на определенном этапе развития с началом перестройки мы поняли, что свое культурное наследие мы практически теряем. И сегодня, когда в обществе происходят очень серьезные изменения, наконец, появилась возможность принимать конкретные меры.

Национальную культуру можно активно пропагандировать, используя средства массовой информации, активно внедрять в массовое сознание. С другой стороны, важным является воспитание, одной из главных хранительницей традиций, моральных и нравственных ценностей является семья. Что, по вашему мнению, является более эффективным в деле возрождения и популяризации национальной культуры?

Человек - существо биосоциальное. Разумеется, в формировании национально активного человека семья играет принципиально важную роль. Но человека формирует и общество. В процессе социализации, становлении личности на первый план выходит общественная среда. Я полагаю, что самым эффективным будет сочетание, взаимодействие этих двух компонентов - семьи и общества. На мой взгляд, в деле сохранения национальных традиций принципиально важную роль играют два фактора: религия и песня. В 30-40-е годы, когда религия подвергалась гонениям со стороны властей, она жила в душе народа. В условиях, когда за пределами республики не издавались татарские газеты, закрывались национальные школы, не было никакой связи с Казанью, песню никто запретить не мог. Песня - это единственное, что сохранило татар как нацию.

Что на вас лично оказало большее влияние - семья или общественное окружение?

Я себя считаю человеком, хорошо знающим национальную культуру. И в этом большую роль сыграла семья, атмосфера, в которой я воспитывался. Я родом из Нижегородской области. Это мишарский край, в котором всегда были сильны национальные и религиозные традиции. Даже в советские времена местное население не позволило разрушить мечети. Моя бабушка была абыстай, она хорошо знала Коран, соблюдала все религиозные обычаи, обязательно 5 раз в день читала намаз. Отношение к традициям передавалось и нам, детям. У меня в возрасте 9-10 лет была обязанность - сопровождать бабушку, когда она идет читать Коран во время Уразы и Курбан-байрама. То, что я весь вечер проводил с бабушкой, конечно, откладывалось, впитывалось. Каждые выходные мы слушали по радио татарские народные песни, хотя местные власти часто заглушали татарское радио. Большим праздником для нас были приезды татарских артистов. Родители, чувствуя мое стремление к культуре, всегда давали мне деньги на билет, и я не пропускал ни одного концерта.

А что вы в плане национального наследия прививаете и передаете своим детям?

В нашем доме часто звучат татарские песни. Это связано с моей работой, с моими научными изысканиями - вот сегодня, готовясь к вечеру памяти Флорида Агзамова, я слушаю старинные народные песни, которые он любил. А песни в исполнении Рашита Вагапова - это для меня своеобразная психотерапия, настолько они поднимают дух, создают настроение. Конечно, дети воспитываются на национальной музыке, мы часто ходим на концерты. Мои дочь и сын знают татарский язык, знают традиции народа, слушают татарские песни. Более того, наша семья не оторвана от национальной среды, дети учатся в национальной гимназии. Раньше я критиковал, к примеру, татарских писателей, которые с трибуны призывали к сохранению языка, а детям привить любовь к нему не сумели. А вот теперь сам вижу, что эта проблема - одна из самых сложных. Насаждать, насильственно прививать любовь к языку тоже невозможно. Здесь очень целенаправленно надо работать и семье, и государству - в комплексе. Если не будет поддержки в семье - пользы не будет от школьного воспитания, и наоборот.

Вы ведете активную подвижническую деятельность, являетесь главным вдохновителем и организатором фестиваля татарской песни имени Рашита Вагапова, занимаетесь выпуском компакт-дисков с записями его песен. Кроме того, вы - автор книги "Рашит Вагапов. Личность. Творчество. Эпоха". Расскажите, как возникла идея изучения творчества певца, как шла работа над книгой?

Рашит Вагапов - мой земляк. Имя великого певца я слышал с раннего детства - о нем рассказывала моя бабушка, о нем говорили мои односельчане. Позднее, когда я приехал учиться в Казань, у меня возникло желание больше узнать о жизни и творчестве своего именитого односельчанина. Я искал материалы о нем в газетах, журналах, книгах и выяснилось, что сведения о Рашите Вагапове крайне скудны. Тогда я начал общаться с современниками, сценическими партнерами и друзьями Вагапова. Их воспоминания помогли мне ближе узнать личность этого человека. Мне посчастливилось - после второго курса я был направлен на прохождение практики в музыкальную редакцию татарского радио. Там я прослушал все записи Рашита Вагапова. Прячась от руководства, даже переписал их для себя, чего нельзя было делать. С того времени я вплотную занялся изучением творческого наследия певца, стал собирать воспоминания о нем, работал в архивах. А после того как материал был собран, само собой это приобрело форму книги.

Вы начали собирать материалы еще в студенческие годы, а книга увидела свет только три года назад

Учитывая, что я редактор журнала, и не имел возможности отбросить все дела и сесть за написание книги, работа шла долго. Но, как говорят, не бывает худа без добра. Несколько лет тому назад я сломал ногу, и вынужден был три месяца лежать дома. Вот в этот период я и начал писать. Сам процесс написания пошел очень быстро - видимо накопилось, давно в душе созрело желание высказаться. И в 2003 году мы уже книгу выпустили. И получили неплохие отзывы. Хотя некоторые музыкальные критики отмечали, что у меня, человека без специального образования, нет права на написание книги. В том, что книгу написал не музыковед, не специалист - серьезное упущение самих музыковедов. Я вынужден был это сделать. Рашит Вагапов - великий певец татарского народа, однако имя его и щедрое наследие таланта незаслуженно и как-то незаметно стало забываться. В своей книге я подхожу к Вагапову не с музыковедческой, а с общественно-философской точки зрения. Я рассматриваю его личность и творчество в контексте эпохи, опираясь на авторитетные мнения ученых, музыковедов, певцов, историков культуры. Печально, но фактически у нас нет татарского национального музыковедения. Наше национальное искусство недостаточно изучено. Не существует ни одного серьезного научного исследования по истории татарской национальной песенной культуры, по истории татарской эстрады.

Идея создать фестиваль имени Рашита Вагапова родилась вслед за книгой?

Книга была хорошо воспринята и общественностью, и официальными органами. И тогда на этой волне успеха появилась потребность дальнейшей пропаганды наследия Рашита Вагапова, возникла идея организовать фестиваль его имени. Организационные моменты были сопряжены с рядом сложностей. Министерство культуры Татарстана ответило нам категорическим отказом, ссылаясь на нехватку средств. Но нас поддержал Исполком Всемирного конгресса татар в лице Рината Закирова.

По сути Рашит Вагапов всю жизнь занимался тем, что объединял татар, способствовал сохранению татарской нации. Мы поставили задачу пройтись по его следам. Провели мероприятия в Нижнем Новгороде, в Казани, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Уфе, Москве, Тюмени. Выезжали с концертами Финляндию и Казахстан. То есть охватили все регионы проживания татар. Концерты везде прошли "на ура", и мы почувствовали, что люди соскучились по истинной песне. Сколько бы ни говорили, что современная татарская эстрада развивается, у меня к ней очень сложное противоречивое отношение. Современная эстрада далека от национальной классики, она становится излишне навязчивой, раздражающей. Переполненные залы фестиваля имени Рашита Вагапрова показали, что истинный национальный дух сохранился, и нам очень важно его не потерять. Мы решили, что на фестивале будут исполняться только песни из репертуара Вагапова - это классика, те народные песни, которые прошли испытание временем, вошли в золотой фонд нашей нации.

Нас поддержал президент - прислал очень трогательное письмо, в котором назвал фестиваль культурным событием международного масштаба. В этом году главным учредителем фестиваля выступает министерство культуры РТ, фестиваль имени Вагапова включен в план основных мероприятий года литературы и искусства в РТ. Откроем мы на его родине певца в Нижегородской области. В наших планах - концерты в Чебоксарах, Ульяновске, Ижевске, странах Прибалтики, в Германии, ряде других регионов. Заключительный концерт состоится в Казани. Думаем, фестиваль пройдет на очень высоком уровне.

В этом году редакция журнала "Татарстан" учредила премию имени Флорита Агзамова в области журналистики. Расскажите о премии. По каким критериям были определены ее первые лауреаты? Кто входил в состав жюри?

Решение о присуждении принимала редакционная коллегия журнала "Татарстан", в составе которой очень известные люди, общественные деятели, ученые, писатели. Мы думали о создании общественного совета, намеревались провести экспертизу, но потом пришли к мнению, что одного решения редколлегии будет достаточно. Меня с Флоридом Ахметовичем связывали хорошие отношения. Незадолго до его смерти у нас состоялся разговор, я предложил ему учредить именную журналистскую премию. Он поначалу отказывался, но я убедил его в необходимости и правильности данного решения. Тогда же мы рассмотрели примерные номинации и возможных кандидатов на получение премии.

В этом году мы рассмотрели только те кандидатуры, которые были лично обговорены с Флоридом Ахметовичем, и редколлегия согласилась.


В номинации "За развитие прессы Республики Татарстан" за выдающиеся личные заслуги в развитии свободы слова, демократизации прессы, за уважительное отношение к труду журналиста, за открытость и доступность для СМИ, за создание условий для динамичного развития СМИ РТ премия имени Ф.Агзамова присуждена президенту РТ Минтимеру Шаймиеву.

Премию за многолетний плодотворный труд в области газетно-журнального дела и книгоиздания получил бывший директор Татарского книжного издательства Гараф Шарафутдинов. За многолетний труд на должности редактора Верхнеуслонской районной газеты награждена Римма Троицкая.

В номинации "За достижения в области теории и истории отечественной журналистики" премии удостоен декан факультета журналистики и социологии КГУ Васил Гарифуллин.

Поощрительные премии имени Ф.Агзамова получили студенты факультета журналистики КГУ Дмитрий Колбасин и Эльвира Гисматуллина.

Вручая премию, мы выполняем личное завещание Агзамова. Флорид Агзамов - личность уникальная, легендарная. Сегодня многие СМИ республики возглавляют его ученики. Мы подсчитали - примерно 90%. Это серьезнейший показатель.

Как редактор журнала, ученый, преподаватель кафедры татарской журналистики КГУ, оцените общий уровень современной татарстанской журналистики.

Республиканская пресса неплохо представлена на общероссийском уровне, занимает одну из передовых позиций. У нас есть и недостатки, но это отражение современных процессов, которые происходят в обществе. Наш регион - один из самых читающих. Я часто общаюсь с коллегами из других регионов и могу сказать, что в Татарстане созданы лучшие условия для развития прессы, уровень свободы татарстанских СМИ достаточно высок. Думаю, что либеральное, уважительное отношение к прессе - это заслуга нашего президента. Принципиальная позиция Минтимера Шаймиева в том, что никто не имеет права командовать печатью. Я, как редактор правительственного журнала, не чувствую никакой цензуры, никакого нажима со стороны правительства. Конечно, мы советуемся, общаемся с нашими учредителями, но все это происходит без жесткого вмешательства с их стороны.

Как вы полагаете, имеют ли современные средства массовой информации влияние на общество? Можно ли считать СМИ четвертой властью?

Конечно, средства массовой информации существенно влияют на формирование, на развитие общества. Вот мы говорили о проблемах в области пропаганды и возрождения культуры. На мой взгляд, проблемы - это в какой-то степени результат политики наших СМИ. В частности, телевизионных средств информации. Не секрет, что именно с телеэкранов насаждается зло и насилие. То есть, негативное влияние СМИ уже налицо. Когда я учился на журфаке, нам читали лекции о социальной ответственности журналиста. К сожалению, об этом понятии забывают. А нам сегодня очень важно иметь социально ответственную журналистику. Мне ближе мнение, что средства массовой информации должны быть не только "четвертой властью", СМИ должны стать совестью нации.


info.tatcenter.ru

17.02.2006

Док. 513584
Перв. публик.: 17.02.06
Последн. ред.: 30.10.08
Число обращений: 133

  • Фаттахов Рифат Ахметович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``