В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Альбина Краснокутская: Лауреаты адвокатских наград Назад
Альбина Краснокутская: Лауреаты адвокатских наград
Не профессия - состояние души

После школы Альбина, успешно справлявшаяся с сочинениями и увлеченная литературой, решила поступать на журфак МГУ. Однако в день посещения величественного здания с приемом документов вышла какая-то заминка, один из сотрудников посоветовал девушке попытаться на юридический. И красочно расписал его прелести и перспективы. И вчерашняя школьница рискнула сдавать на юрфак.

Нынешний мэтр адвокатуры Альбина Краснокутская искренне благодарна той случайности, которая направила ее на путь настоящего жизненного призвания. Впрочем, следует сказать несколько слов о том, что преодоление первой ступени к профессии оказалось непростым. Ведь конкурс на юридический факультет лучшего университета страны был очень большим - требовалось набрать двадцать пять баллов из двадцати пяти возможных! Альбина же на последнем экзамене получила всего четверку. Поступление оказалось под вопросом. Но девушка, общаясь с другими абитуриентами во время вступительных экзаменов, настолько прониклась еще вчера неведомой атмосферой правосудия, что уже не мыслила себя вне юриспруденции. И произошло чудо: Альбину все-таки зачислили на желанный факультет! Так в далеком 1952-м Альбина Краснокутская стала студенткой Московского государственного университета.

На втором курсе по совету своего научного руководителя профессора М. Л. Шифмана она записалась в созданное на юрфаке студенческое научное общество. Годы начались уже послесталинские, предоттепельные, и понемногу в различных сферах общественной жизни стали появляться робкие ростки новаций. К таким относился и курс советской адвокатуры, факультативно читавшийся в студенческом обществе. Второкурсница не только узнала об адвокатах, но и, конечно, вскоре увидела их воочию. Хорошо одетых, особенно по сравнению с послевоенной молодежью, эрудированных, раскованных, остроумных. В юности мы ищем пример для подражания, и Альбина, глядя на защитников влюбленными глазами и вслушиваясь в их слова, поняла, что нашла таковой. Буду только адвокатом! -- решила она и со свойственным ей упорством не отступила от своей цели.

Юридическую практику проходила в Московской городской коллегии. Ее руководителем стал сам Лев Моисеевич Яхнич, заметная фигура в адвокатуре тех лет, не забытая и сегодня. Вообще, на практике и позже Альбина познакомилась со многими легендарными столичными защитниками и многому научилась у них. Брауде, Яхнич, Ветвинский, Журдо - эти имена для нее не образы из книг, а живые люди.

По окончании вуза, учтя отличную учебу и горячее желание работать в сфере правозащиты, выпускницу распределили в Московскую областную коллегию адвокатов. Это уже явилось серьезным достижением, ибо для недавних студентов в адвокатуре было зарезервировано лишь пять мест.

Первая территория приложения сил - Химкинский район. Альбина трудилась с полной отдачей, старалась оправдать, как говорится, оказанное доверие. И такое напряжение - один из ее жизненных принципов. Моя собеседница считает, что для настоящего адвоката нет значимых и незначимых дел. Ведь, например, даже самый, казалось бы, незначительный уголовный процесс - это сражение за человека против необоснованного зачастую обвинения именем государства. Гражданское дело - отстаивание насущных интересов доверителя. Мелочей нигде нет.

По назначению суда ей предстояло защищать директора небольшого магазина, обвиняемого в хулиганстве. Рядовое, в общем-то, дело, тем более так называемое бесплатное, но молодой адвокат готовилась к нему со всей тщательностью, волновалась. И доказала-таки, что вина нарушителя общественного спокойствия вовсе не столь серьезная, как инкриминируют ему следствие и прокуратура. Суд согласился с аргументами адвоката и счел возможным приговорить обвиняемого к условному сроку наказания. Это было первое самостоятельное дело Краснокутской.

Удивительно, но спустя всего несколько месяцев судьба вновь столкнула Альбину Ивановну с этим же человеком. Теперь его обвиняли в растрате, задержали, и он находился в Матросской Тишине. Что ж, адвокат снова взялась его защищать и почти ежедневно посещала старого знакомца в изоляторе. Однажды он попросил принести каких-нибудь конфет: он бросил курить и хотел снимать сильную тягу к курению чем-нибудь сладким. Сердобольная молодая женщина просьбу выполнила и на очередное свидание захватила с собой пакетик леденцов. Вроде бы мелочь, о которой сама адвокат быстро забыла, но вскоре ее вызвала к себе дежурная по изолятору и сделала выговор за незаконную передачу. Видимо, при очередном обыске у работника торговли нашли нерегламентированные леденцы, и он раскололся.

Этот эпизод с давним подзащитным, конечно, оставил у Альбины Ивановны неприятное воспоминание, зато и послужил хорошим уроком на будущее. Адвокат должен следовать закону до мелочей, не позволять усомниться в своей объективности, неподкупности. Доверие к себе подопечных завоевывать глубоким знанием дела и реальными контраргументами обвинению. Пустые же обещания облегчить участь, намеки на доверительные отношения с прокурором - все это от лукавого. Такие адвокаты, считает Краснокутская, просто мошенники, и они только позорят сословие. Забегая вперед, скажем, что именно высокий уровень этических требований, которые Альбина Ивановна предъявляет к себе и коллегам, послужил тому, что достаточно скоро ее избрали членом квалификационной комиссии родной коллегии.

А пока молодой адвокат шаг за шагом постигала глубины профессии. Ей снова удалось существенно помочь тому незадачливому директору магазина в справедливом рассмотрении его обвинения, а также многим другим людям. Уже в первые годы практики она выработала жесткое правило - знать любое свое дело (вспомним: не бывает малозначимых) назубок. Тогда процессуальный оппонент не поставит тебя в тупик и, борясь за человека, всегда найдешь действительно верные аргументы.

Еще в советские времена с их тотальным обвинительным уклоном Альбине Ивановне нередко удавалось добиться успеха в самых, казалось бы, гиблых для защитника случаях. Так однажды к адвокату обратилась мать шестнадцатилетнего юноши. Он убил отца. Одним ударом топора. Рыдающая женщина молила хоть чем-то помочь сыну. А тот во всем признался, со всем смирился и, кажется, спокойно ждал приговора. Вступив в процесс, адвокат сразу обнаружила ряд обстоятельств, существенно смягчающих вину подзащитного. Выяснилось, что отец постоянно издевался над женой и сыном, особенно в пьяном виде. Те пытались вразумить дебошира, но безуспешно. А в тот роковой день пьяница разбушевался на редкость сильно. Он повалил жену на пол и начал ее избивать. Юноша попытался оттащить озверевшего отца, но куда там, силы оказались явно не равны. Тогда Коля пригрозил топором - не возымело действия и это. В отчаянии он ударил отца, и удар пришелся в висок...

Суд, к счастью, услышал адвоката, учел и длительную психотравмирующую ситуацию, и обстоятельства, при которых произошло непоправимое. Он признал: молодой человек действовал в состоянии необходимой обороны. Коле не стали ломать судьбу и приговорили к условному сроку наказания. А однажды в юрконсультацию к Альбине Ивановне со словами благодарности зашел подтянутый морской офицер, которого она сначала и не узнала. Им оказался тот бывший испуганный, отчаявшийся Коля.

Сегодня Альбина Ивановна признанный мэтр адвокатуры, вот уже более тридцати лет трудится в знаменитом филиале N1 (бывшая юрконсультация) Мособлколлегии. Вместе с ней здесь, к слову, такие известные защитники, как Семен Львович Ария и Валентин Михайлович Шеркер. Краснокутская - заслуженный юрист РФ, почетный адвокат Московской области и России, недавно награждена орденом Федеральной палаты адвокатов РФ За верность адвокатскому долгу. Но главные награды для нее по-прежнему восстановленная справедливость и человек, обретший надежду.

Несмотря на возможность почивать на лаврах, адвокат Краснокутская, как обычно, вся в делах. Ведет и длительные уголовные, и не менее запутанные гражданские.Особенно радуется, когда бесконечные имущественные и личностные споры, нередко дошедшие до точки кипения, удается все же закончить миром.

Недавно семья из Химок обратилась к своей бывшей землячке с просьбой защищать ее интересы в застарелом земельном конфликте с родственниками. Непросто шли судебные заседания, никто не хотел уступать, находить компромисс. Однако Альбина Ивановна исподволь убеждала своих доверителей, как, впрочем, и противостоящих землевладельцев, что имущество, земельный участок не стоят потери душевного равновесия и родственных чувств. В конечном итоге ее слова возымели действие и было подписано мировое соглашение, а главное, враждовавшие долгие годы родственники нашли ключик к взаимопониманию. Человеческие ценности взяли верх над материальными.

Вообще, считает Альбина Ивановна, адвокатура и есть не столько профессия, сколько состояние души. Порядочность, справедливость, готовность прийти на помощь. Плюс, конечно, всестороннее знание законов. Эти секреты мастерства Альбина Ивановна сегодня передает студентам Российской академии адвокатуры.

Альбина Ивановна с супругом Владимиром Андреевичем Фомичевым, к сожалению, ныне покойным, положили начало славной династии защитников. Дочь Елена тоже адвокат, как и ее муж Юрий. На юриста учится и внучка Анастасия. Возможно, также станет потом адвокатом - уже в третьем поколении этой семьи.

Александр ГОРШЕНКОВ,

"Российский адвокат" N1, 2006

gra.litsa.ru

Док. 513579
Перв. публик.: 10.02.06
Последн. ред.: 30.10.08
Число обращений: 138

  • Краснокутская Альбина Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``