В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Страшко: Объем задержанного в 2007 г. контрафакта уже превысил прошлогодние показатели Назад
Владимир Страшко: Объем задержанного в 2007 г. контрафакта уже превысил прошлогодние показатели
На прошедшей 1 августа в ТПП РФ конференции "Борьба с контрафактом в России" вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко заявил, что борьба с контрафактом должна быть усилена как в контексте вступления России в ВТО, так и с учётом возрастающих требований со стороны внутреннего потребительского рынка, которые теперь высказываются не кулуарно, а при содействии многих созданных относительно недавно общественных организаций, защищающих права потребителя. С другой стороны, следует учесть вступление в силу IV части Гражданского кодекса РФ и неотложно выработать ряд мер по реализации данного закона. Не так давно, напомнил В.Страшко, президиум правления ТПП РФ одобрил создание реестра авторских и смежных прав на добровольной основе. Уже вскоре, по его словам, в России появится новая общественная структура, с помощью которой правообладатель, чья собственность будет занесена в этот реестр, будет иметь право обращаться в правоохранительные органы за защитой своих интересов.

ТПП РФ, по словам В.Страшко, постоянно ведет активную работу по борьбе с контрафактом в регионах. Предметами рассмотрения в территориальных ТПП являются такие значимые сегменты рынка, как оборот лекарственных средств, алкоголя, пищевых продуктов и др. В ТПП РФ уже разработана целая программа для решения этих неотложных вопросов в общественных и государственных органах. В.Страшко выразил надежду, что общими усилиями удастся свести проблему контрафактной продукции в России к минимуму.

Заместитель начальника отдела интеллектуальной собственности ФТС РФ Олег Ашурков отметил, что ФТС РФ руководствуется в своей работе так называемым международным соглашением ТРИПС (соглашением по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность). Таможня в своей повседневной практике постоянно сталкивается с недоброкачественной продукцией - поддельными автозапчастями, детскими игрушками и т.п., и поставки таких товаров напрямую связаны с национальной безопасностью страны, заявил О.Ашурков. Часть товаров ввозится в страну по заниженной стоимости во избежание уплаты чрезмерных таможенных пошлин, что также снижает поступления в федеральный бюджет. Таможенным органам известно, что за счет контрафактной продукции финансируются организации, связанные с международным терроризмом, и потому борьба с контрафактом является для таможни приоритетной.

Механизм защиты прав на ИС в таможне таков, что любой гражданин или организация-правообладатель может подать заявление в таможенные органы с просьбой проконтролировать поступление на таможенные участки подозрительных товаров и приостановить выпуск недоброкачественной продукции. Правообладатель, по словам О.Ашуркова, должен представить сведения о контрафакте, товарном знаке, зарегистрированном либо в РФ, либо за рубежом во Всемирной организации интеллектуальной собственности. Такое заявление подается на срок до пяти лет, после чего срок его действия можно продлить. Правообладатель должен также представить свидетельство о постановке на учет в российских налоговых органах. Эта процедура совершенно бесплатна, ФТС РФ не требует с правообладателя никаких платежей и сборов.

Правда, отметил О.Ашурков, ФТС принимает заявления не на весь спектр продукции, выпускаемой предприятием. При приеме заявления правообладатель обязуется возместить убытки, если товар, задержанный таможенниками, не является контрафактным. Обеспечение, предусмотренное ГК РФ, пока не может быть принято в виде залога или поручительства, а только в виде банковской гарантии или договора страхования, которые выдаются на срок до года. Здесь вызывает сожаление малый размер страховой премии при нарушении прав на ИС (10-15 тысяч рублей) при минимальном взносе в 500 тысяч рублей, заметил О.Ашурков. Деятельность ФТС РФ распространяется при этом лишь на объекты авторского и смежного права, товарные знаки, но не на патенты.

Далее, в течение месяца заявление рассматривается в ФТС РФ, по нему проводятся проверки, делаются запросы в Роспатент (по товарному знаку), МВД и ФАС РФ.

Есть вероятность, что вскоре у ФТС появится право автономно, без согласия правообладателя решать вопрос о приостановке выпуска товара, при наличии явных признаков контрафакта.

При вынесении положительного решения о рассмотрении заявления объект ИС вносится в таможенный реестр объектов ИС - по словам О.Ашуркова, "чисто технический документ", содержащий на сегодня 908 товарных знаков. К сожалению, в адрес ФТС пока не поступило ни одного обращения от владельцев авторских прав, хотя в обществе активно обсуждается тема нарушения прав владельцев музыкальных и кинопроизведений, заметил представитель ФТС.

При подозрении о нарушении авторских прав выпуск товара приостанавливается на 10 дней, причем на следующий после приостановки выпуска день о приостановке уведомляется как декларант, так и правообладатель. В уведомлении четко прописывается вид товара и его количество. Правообладатель обязан принять одно из решений, решить, куда именно ему обращаться - в МВД, прокуратуру или ФТС. 90% обращений на сегодняшний день поступают в адрес ФТС,отметил О.Ашурков.

Следует помнить, что, согласно 23 статье Закона "О товарных знаках", товар не считается конфтрафактным, если ввезен самим правообладателем или с его разрешения. При обмене информацией между таможней и правообладателем большую помощь оказывают электронные средства коммуникации. Если правообладатель не откликнулся в течение 10 дней, товар выпускается в свободное обращение, что, однако, не означает, согласно ТК РФ, его легализацию. Товар может быть исключен из таможенного реестра, если в ответ на действия таможенников правообладатель хранит молчание.

В 2006 году количество дел по раскрытию нарушений прав в сфере ИС резко подскочило (1650), большая ччасть их касалась защиты прав на товарный знак. В первом полугодии 2007 года было заведено 950 дел, к концу года их количество может дойти до двух тысяч.

В 2006 году удалось задержать 3 млн. единиц контрафактной продукции, в первом полугодии 2007 года - уже 4 млн. В основном это кондитерские изделия, спортивная одежда под марками Nike, Adidas, Reebok, отметил О.Ашурков.


01.08.2007
allmedia.ru

Док. 513238
Перв. публик.: 01.08.07
Последн. ред.: 30.10.08
Число обращений: 91

  • Страшко Владимир Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``