В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Джордж Тенет свидетельствует Назад
Джордж Тенет свидетельствует
Публикация воспоминаний руководителей спецслужб - явление довольно редкое. "Рыцари плаща и кинжала" предпочитают уносить с собой в небытие подробности "тайной войны". Поэтому недавно изданная в России в переводе с английского книга Джорджа Тенета "В центре шторма. Откровения экс-главы ЦРУ Джорджа Тенета при участии Билла Харлоу" (М.: ИД "Коммерсант"; ЭКСМО, 2008) невольно привлекает повышенное внимание как специалистов, так и всех, кто интересуется новейшей историей и внешней политикой. Поэтому отдел международной жизни "Красной звезды" обратился к депутату Государственной Думы академику РАН А.А. Кокошину с просьбой прокомментировать выход книги бывшего главы одной из крупнейших спецслужб мира (в 1990-е годы депутат, находясь на должности государственного военного инспектора - секретаря Совета обороны, затем секретаря Совета Безопасности РФ, был координатором деятельности всех силовых ведомств России, в том числе спецслужб).
Джордж Тенет - выходец из весьма влиятельной бюрократии конгресса США. До своего прихода в исполнительную власть он работал в том числе руководителем аппарата специального сенатского комитета по разведке. Этот комитет (наряду с аналогичным комитетом палаты представителей конгресса США) играет немаловажную роль в системе принятия решений, касающихся проведения масштабных спецопераций и финансирования многочисленных разведслужб, входящих в "разведывательное сообщество" США.
Напомним, что в "разведывательное сообщество" помимо ЦРУ входят разведуправление министерства обороны, разведслужбы видов вооруженных сил, агентство национальной безопасности, федеральное бюро расследований (включено в систему министерства юстиции), разведывательно-аналитические службы госдепартамента, министерства финансов, министерства энергетики и др. В целом "разведсообщество" США - это огромный конгломерат спецслужб, требующих значительных усилий по координации их деятельности. Каждая из них во многом сама является бюрократией со всеми ее особенностями. Сомнительная эффективность этого конгломерата наиболее отчетливо проявилась в трагических событиях 11 сентября 2001 года.
Чтобы повысить эффективность "разведсообщества" США, после этих трагических событий было создано гигантское министерство внутренней безопасности и введен пост координатора всех разведслужб (с аппаратом более чем 1.000 сотрудников), отделенный от должности директора ЦРУ. Тенет весьма критически оценивает эти решения, добавившие две крупные бюрократические структуры в системе управления сферой национальной безопасности, что вряд ли повысило эффективность всей системы.
Тенет, заметим, родился и вырос в нью-йоркской семье греческих эмигрантов первого поколения. Такие люди обычно особенно настойчиво демонстрируют свою лояльность "американскому флагу", что Тенет и делает неоднократно по ходу своего повествования. Но при этом он высказывает нелицеприятные суждения о многих высокопоставленных вашингтонских политиках и бюрократах.
Тенет, став сначала заместителем директора ЦРУ США, а затем и директором этого органа политической разведки, не был, в строгом смысле этого слова, ни "политическим назначенцем" президента, ни профессиональным разведчиком, ни ученым - в отличие от многих своих предшественников на этом посту. В США во главе ЦРУ (и военного ведомства) не раз становились крупные ученые, среди которых Дж. Шлесинджер (он был и директором ЦРУ, и министром обороны), Дж. Браун и У. Перри (министры обороны). Предшественником Тенета на посту директора ЦРУ был видный американский ученый - химик и физик, профессор Массачусетского технологического института Дж. Дойч (до этого он занимал пост первого заместителя министра обороны).
Но, став главой ЦРУ (и так называемым директором центральной разведки - координатором всех разведслужб США), Тенет превратился в политическую фигуру, как это было со многими другими главами этого огромного ведомства с многомиллиардным бюджетом.
В книге Тенета присутствует в качестве активных действующих лиц большое число представителей "вашингтонского истеблишмента" начиная с президентов США Билла Клинтона и Джорджа Буша-младшего. Многим из них Тенетом даны весьма рельефные и адекватные характеристики. Перечень основных действующих лиц, представленный в начале его книги, значительно облегчает ее чтение, особенно для читателя, не знакомого профессионально с теми, кто обитает в вашингтонских коридорах власти.
Читая Тенета, разумеется, необходимо делать поправку на обычное стремление многих мемуаристов обелить себя перед судом истории и представить в невыгодном свете своих противников и соперников. Появление этой книги во многом вызвано тем, что провалы в политике США государственные руководители пытаются списать на разведслужбы и на военных: Тенет был уволен в 2004 году после опубликования доклада независимой комиссии, рассматривавшей причины акта "мегатеррора" 11 сентября 2001 года. Его, как это не раз бывало в истории разных государств, сделали в конечном итоге крайним. Свою ответственность за то, что произошло в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, Тенет активно оспаривает, приводя много фактов относительно ответственности и проколов других ведомств (прежде всего ФБР).
Значительная часть объемной книги Тенета посвящена иракской теме, по которой у него имелись немаловажные разногласия с целым рядом деятелей (представлявших "неоконсерваторов") администрации Дж. Буша-младшего. Ведущее место среди "неоконсерваторов" в исполнительной власти занимали вице-президент США Дик Чейни и руководитель его аппарата Скутер Либби, первый заместитель министра обороны Пол Вулфовиц. Теневым лидером "неоконсерваторов" был Ричард Перл, который в прошлом занимал пост одного из заместителей министра обороны.
Они и оказались главными вдохновителями агрессии США в Ираке. Надо сказать, что по степени авантюристичности, агрессивности, имперскому духу эта группа намного превосходила средний уровень политиков, в том числе тех, кто играл ведущую роль в администрации Билла Клинтона. Им удалось на целый период американской истории оттеснить от власти "традиционных республиканцев" - как умеренно-центристских, так и консервативных, включая правых консерваторов.
Методично приводя большое количество различных фактов, Тенет показал, что, вопреки утверждениям Чейни, Перла и их единомышленников, не было какой-либо институциализированной связи между "Аль-Каидой" и иракским режимом Саддама Хусейна - связи, которая могла бы говорить о причастности официального Багдада к терактам 11 сентября 2001 года. "ЦРУ не обнаружило абсолютно никаких связей между Саддамом и событиями 11 сентября", - пишет Тенет (хотя контакты "Аль-Каиды" со спецслужбами Ирака, по данным американских спецслужб, явно имелись).
Тенет обращает внимание на то, как Саддам Хусейн спекулировал на возможности создания в Ираке оружия массового поражения и "играл в кошки-мышки" с инспекторами ООН и западными спецслужбами. Оправдываясь, Тенет пишет, что тем самым Саддам Хусейн фактически подыгрывал тем деятелям в Вашингтоне, которые настаивали на наличии у Ирака активной программы создания ОМП и на необходимости в связи с этим военно-силового решения "иракской проблемы".
В книге Тенета говорится о том, что разведслужбы США не делали однозначного вывода о высокой степени готовности Ирака к созданию собственного ядерного оружия. Тенет отмечает, что ЦРУ не было согласно, в частности, с оценками британских спецслужб (и прежде всего внешней разведки МИ-6), в которых говорилось, что иракское руководство пытается приобрести обогащенный уран в Африке.
В подготовленной по срочному запросу председателя сенатского комитета по делам разведки "Национальной разведывательной оценке" (которая готовится всеми разведслужбами США при ведущей роли ЦРУ) говорилось, что "доказательств, что Ирак ведет интегрированную и всестороннюю программу создания ядерного оружия, нет". Тенет говорит и о том, что сведения о наличии якобы в Ираке мобильных установок по производству биологического оружия были получены из весьма ненадежных источников. Тем не менее они сразу же были "пущены в оборот" политическим руководством США.
Тенет признает, что далеко не всегда он и его подчиненные по ЦРУ, руководители других американских спецслужб действовали достаточно настойчиво и принципиально в своей информационно-аналитической работе перед лицом огромного политического давления, которое на них оказывали ярые сторонники агрессии против Ирака, группировавшиеся вокруг вице-президента США Дика Чейни. Надо признать, что госаппарату, в том числе спецслужбам, противостоять такому давлению (а оно в этом десятилетии в США оказалось едва ли не беспрецедентным для развитых стран) было действительно весьма непросто. Тенет выступает практически с покаянием за то, что он и другие руководители ЦРУ не действовали более решительно и однозначно в противодействии тем, кто втягивал США в войну против Ирака.
В целом из книги Тенета следует, что государственными руководителями США и Великобритании, развязавшими военные действия в обход ООН (и не получившими даже одобрения большинства союзников по НАТО), беспардонно "притягивались за уши" обвинения Саддама Хусейна в создании разного рода оружия массового поражения ради решения конкретных геополитических проблем США так, как эти проблемы виделись Чейни и его группировке.
Имеется достаточно оснований говорить о том, что эти действия по-настоящему не отвечали американским национальным интересам. К сожалению, только недавно в американском "политическом классе" стало вызревать понимание этого.
Тенет приводит много сведений о том, что вопрос о "смене режима" в Ираке стоял еще при администрации Билла Клинтона, когда, в частности, конгрессом США был принят специальный закон по Ираку. Но в тот период, как это следует из повествования Тенета, упор делался на политические методы и на спецоперации, а не на подготовку вторжения в Ирак, как это было при администрации Дж. Буша-младшего.
В книге приводятся также интересные примеры использования разведоценок в разного рода утечках в СМИ, с тем чтобы доказать правоту той или иной политической линии.
Тенет, кроме того, показал, как политики "забывают" о важных аспектах своих позиций, когда они доказывают, что были якобы против решения о войне против Ирака. Бывший директор ЦРУ в качестве примера приводит поведение сенатора от демократической партии Дж. Рокфеллера.
После оккупации Ирака "масштабы охоты на ОМП оказались просто гигантскими", пишет Тенет. Но поиски эти, отмечает он, начались только через два месяца после завершения основных боевых действий в Ираке, когда, как утверждается в книге, значительная часть свидетельств была уничтожена. К этому времени обстановка в Ираке уже резко ухудшилась. Формально руководили этими поисками военные, а на деле - ЦРУ, где была создана специальная группа во главе со ставшим внештатным сотрудником ЦРУ советником Тенета (на срочном контракте) Дэвидом Кеем, который ранее был одним из инспекторов ООН по проблемам вооружений. "Ни одно из "доказательств", найденных специальной группой ЦРУ во главе с Д. Кеем, не было той "неопровержимой уликой", которая оправдала бы оценки, содержащиеся в "Национальной разведоценке", и подтвердила бы обвинения, содержавшиеся в речи, которую произнес в ООН Пауэлл (госсекретарь США. - А.К.)", - пишет Тенет.
* * *
Книга Тенета представляет несомненный интерес, особенно для тех, кто интересуется реальной жизнью западных спецслужб в мире "политических игр", а не тем, что преподносит Голливуд в своих боевиках. Эта книга заслуживает внимания и с точки зрения понимания нашим читателем - как профессиональным, так и непрофессиональным - того, как принимаются решения по вопросам национальной безопасности, как в целом протекает политический процесс в США, которые остаются пока единственной сверхдержавой.

Андрей Кокошин.

Красная звезда, 23 октября 2008 года
www.redstar.ru

viperson.ru

Док. 513139
Перв. публик.: 23.10.08
Последн. ред.: 29.11.10
Число обращений: 59

  • Кокошин Андрей Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``