В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Карлин: `Лучше неустойчивый рост, чем устойчивое падение` Назад
Александр Карлин: `Лучше неустойчивый рост, чем устойчивое падение`
Объемы привлекаемых в регион инвестиций считаются одним из главных показателей, свидетельствующих о здоровье экономики. Важнейшим фактором, влияющим на состояние инвестиционного климата территории, как показывает практика, является деятельность региональных властей. В интервью СВЕТЛАНЕ ЧИСТЯКОВОЙ губернатор Алтайского края Александр Карлин рассказал о приоритетах развития региона и поделился планами по привлечению на Алтай государственных и частных инвестиций.

- Александр Богданович, как вы оцениваете основные итоги социально-экономического развития края за девять месяцев 2006 года?

- Этот период характеризуется рядом позитивных тенденций в развитии экономики и социальной сферы региона. Рост промышленного производства составил 5,2%, что выше, чем по России и СФО (около 4%). Удалось преодолеть спад производства, который в январе-сентябре прошлого года составил 6,1%. Наиболее высокие темпы роста наблюдаются в секторе добычи полезных ископаемых - 55,2% (5,3% в 2005 году), в обрабатывающем производстве - 4,8% (в 2005 году был отмечен спад на 8%). Прирастает строительная деятельность - на 2,9%. Построено 2726 квартир (246,4 тыс. кв. м), что на 26,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Объемы строительства с привлечением государственных средств возросли в четыре раза, муниципальных - в 2,8 раза, частного капитала - на 11,8%. Рост продукции сельского хозяйства составил 1% (за аналогичный период прошлого года зафиксирован спад на 6,4%). Оборот розничной торговли увеличился на 19,7% (11,1% за этот же период 2005 года). Индекс потребительских цен составил 8,7%. Этот инфляционный показатель оказался самым низким за последние годы. Реальные денежные доходы выросли на 27,6% (за аналогичный период прошлого года - только на 5,6%). Средняя номинальная заработная плата составила в августе 2006 года 6249 рублей (в августе прошлого года - 5033 рубля). Реальная заработная плата за январь-август выросла на 13,8%. Задолженность по выплате детских пособий в Алтайском крае отсутствует. Среди негативных тенденций наиболее тревожной является рост безработицы - 107,1% к уровню конца сентября 2005 года.

- Насколько устойчивы положительные тенденции в промышленном секторе?

- Это зависит от множества факторов. В любом случае неустойчивый рост лучше, чем устойчивое падение. Чтобы сделать положительные тенденции надежными, прежде всего необходимо решать задачу обновления основных фондов, которые сегодня находятся в изношенном состоянии. Некоторый оптимизм внушает запуск в этом году в регионе новых производств. Крупнейшие события в этом ряду - запуск в октябре пятой коксовой батареи на ОАО "Алтай-Кокс", в мае - горно-обогатительного комбината в Рубцовске. Начинают работать новые линии на уже существующих предприятиях. Чтобы активизировать инвестиции в основные фонды, в проекте краевого бюджета на 2007 год предусмотрено значительное (180% к прошлому году. - "КС") увеличение средств на осуществление поддержки реального сектора экономики - до 936,8 млн руб. При этом мы пересмотрели подходы к их распределению. Если ранее бюджет иногда компенсировал предприятиям часть банковской процентной ставки по кредитам под приобретение оборудования, бывшего в эксплуатации, то теперь поддержка будет оказываться только при покупке нового, высокотехнологичного. Мы намерены оказывать поддержку тем компаниям, которые не прячут прибыль, а инвестируют ее в обновление основных фондов: они будут освобождаться от уплаты той части налога на прибыль, которая находится в ведении регионального бюджета.

- Промышленный бизнес ждет и другой поддержки от государства. Например, "Алтай-кокс", который вносит существенный вклад в региональный ВРП, сегодня испытывает серьезные сложности со сбытом продукции в России, а выйти на мировой рынок ему мешает высокая экспортная пошлина. Может ли краевая власть реально чем-то помочь предприятию?

- В настоящее время мы готовим ряд обращений в федеральные инстанции по значимым для коксохимиков проблемам. Это вопросы снижения экспортных пошлин, высоких энерготарифов и транспортной составляющей, которая существенно влияет на экономику данного крупного предприятия.

- Какова ситуация в сельском хозяйстве по итогам завершившегося сезона? Какие задачи являются приоритетными?

- В этом году край собрал 3,7 млн тонн зерна, что на 0,5 млн тонн больше, чем в прошлом году. При этом урожайность, несмотря на катастрофические погодные условия, повысилась примерно на два центнера с гектара, что позволило большему числу хозяйств выйти на рентабельный уровень производства.

Еще одна тенденция - нарастание диверсификации сельхозпроизводства: расширяются посевы технических культур (сахарной свеклы, подсолнечника, рапса), которые более рентабельны, чем производство зерна.

В животноводстве, к сожалению, не удалось добиться полного приостановления тенденции сокращения дойного стада: потери поголовья составили 1,7 тыс. голов (в 2005 году было вырезано почти 30 тыс. голов). Но выросла продуктивность молочного стада: на конец года надои составят более 3000 кг на одну корову.

В крае реализуются программы поддержки АПК, и все они финансируются в полном объеме. В результате в 2006 году в два раза выросли темпы обновления машинно-тракторного парка, улучшаются племенные характеристики стада крупного рогатого скота. В регионе работают серьезные инвестиции в модернизацию материально-технической базы животноводства в рамках приоритетного национального проекта "Развитие АПК". Строится пять новых животноводческих комплексов на 3300 голов, ведется реконструкция 25 комплексов на 14 000 голов. Более 1,1 млрд рублей привлечено для развития фермерских и личных подсобных хозяйств.

Сельское хозяйство - это такой сектор экономики, где меры, направленные на развитие, начинают приносить результат далеко не сразу. Наука и практика свидетельствуют, что наиболее эффективным, в том числе и с точки зрения сбережения земельного ресурса, является семипольный севооборот, при котором поочередно происходит смена растениеводческих культур, имеющих, кстати, разную степень рентабельности. При таком подходе и экономическую результативность предприятия нужно считать совокупно за семь лет. Это предполагает стабильность земельных отношений. Я все больше убеждаюсь, что эффективность сельскохозяйственного производства нужно повышать, начиная с упорядочения оборота земель: аренда и паевое землевладение себя не оправдывают. Меня не пугает введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. На Алтае постепенно появляются компании, которые приходят всерьез и надолго, становясь залогом стабильности и устойчивости развития отрасли.

- Наше интервью выходит накануне рассмотрения крайсоветом в первом чтении проекта краевого бюджета на 2007 год. Каковы его приоритеты? Хватит ли в нем средств только на покрытие растущих социальных расходов или удастся увеличить долю средств, направляемых на инвестиции?

- Я бы назвал следующий бюджетный год, с одной стороны, периодом стабильного выполнения обязательств перед населением: ни по одному параметру не были сокращены расходы на социальную сферу. С другой стороны, предстоящий год станет временем, когда будет усилена поддержка реального сектора экономики. Мы предлагаем увеличить капитальные вложения в 1,5 раза (более 1 млрд руб.), на реализацию краевой инвестиционной программы направить 525 млн рублей (123% к 2006 году), на поддержку малого бизнеса - 20 млн руб. Впервые мы заложили в проект бюджета средства на поддержку инновационной деятельности - 50 млн руб. С учетом федеральных ресурсов на развитие дорожного хозяйства будет направлено 2,167 млрд руб. (127% к 2006 году). Аграрный сектор получит более 1,3 млрд руб. (в 1,5 раза больше, чем в 2006 году). Краевые программы поддержки сельского хозяйства будут исполняться в полном объеме.

Обратите внимание на динамику: в 2003 году расходы консолидированного бюджета составили 20 млрд руб., в будущем году они увеличатся в два раза и достигнут 41,2 млрд руб. В то же время второй раз за многие годы доля собственных доходов бюджета составит более половины - 53%. Это означает, что мы стали зарабатывать в крае больше, чем получаем из федерального бюджета.

В целом доходы краевого бюджета в 2007 году должны составить 31,2 млрд руб. (консолидированного - 38,6 млрд руб.), расходы - 33,2 млрд руб. (41,2 млрд руб.), дефицит - 1,9 млрд руб. (2,6 млрд руб.).

- В текущем году был подписан ряд инвестиционных соглашений с государственными и частными компаниями (ОАО "Газпром", ОАО "Росгазификация", ОАО "Востокгазпром", ООО "УГМК-Холдинг", ОАО "Алтайвагон" и др.). Готовятся ли в настоящее время подобные документы?

- Да. Мне не хотелось бы преждевременно раскрывать все подробности, скажу лишь, что в ближайшее время станет очень актуальной тема развития алтайского авиационного транспорта: Барнаульского и Бийского аэропортов. Речь идет о привлечении значительных средств в качестве государственных и частных инвестиций. К реализации данных крупных инвестиционных проектов будут привлечены алтайские строительные организации, которые имеют опыт возведения объектов. Нас ожидает период достаточно активного инвестирования.

Еще одно очень перспективное направление - дальнейшее развитие горнорудной промышленности в крае. В следующем году планируется сдача в эксплуатацию второго рудника в Змеиногорском районе (18 мая было запущено производство на Рубцовском горно-обогатительном комбинате, основным инвестором стало ООО "УГМК-Холдинг". - "КС"), на конкурсные торги будет выставлен еще ряд рудников.

- Несмотря на предпринимаемые администрацией края усилия, динамика прироста объемов инвестиций за девять месяцев в крае остается низкой по сравнению с регионами СФО

- Исторически сложившаяся структура экономики Алтайского края такова, что в нее вошли отрасли, требующие серьезных инвестиций. Во многих других регионах положение иное. Чтобы поднять алтайские предприятия, которые практически прекратили производственную деятельность или свели ее к минимуму, требуются слишком большие вложения: начинать с нуля всегда сложнее, чем наращивать темпы. Статистика - вещь надежная, но в целом картину по объему инвестиций правильнее оценивать по концу года. Мы возлагаем большие надежды на то, что край станет победителем российского конкурса на размещение особой экономической зоны (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа, и рассчитываем, что в ближайшие годы объемы инвестиций в экономику региона будут активно прирастать именно за счет сферы туризма и связанного с ним развития транспортной инфраструктуры, а также за счет развития горнорудной промышленности и энергетики.

- Что означает для Алтая получение статуса ОЭЗ туристско-рекреационного типа? Можно ли говорить о смене приоритетов в развитии региона: переориентации с производства на сферу услуг?

- Доминанты в структуре алтайской экономики заданы не нами, а историей, географией и рядом многих других факторов. Мы видим свою задачу в обеспечении более богатой экономической палитры, но при этом должны учитывать транспортную отдаленность региона от рынков сбыта, что осложняет реализацию производимой в крае продукции, например, продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Развитие туризма отчасти поможет нам решить эту проблему. Вспомните русские сказки: Иван-дурак на самом деле был очень умным человеком. Например, в одной из сказок у него на крыше дома выросла трава. Вместо того чтобы ее скосить и скормить корове, он поднял корову на крышу, чтобы та съела траву сама. Проблему нашей удаленности от рынков сбыта можно решать путем приближения потребителя к себе: мы не повезем наше экологически чистое молоко, сыр, мед, шашлык из баранины и прочие продукты в Москву, а привезем сюда туристов. В год Алтай могут посещать сотни тысяч человек, которые на протяжении в среднем двух недель отпуска будут употреблять наши продукты, а мы еще и на дорожку им гостинцев соберем, чтобы они дома своих друзей попотчевали.

В конкурсе, проводимом Минэкономразвития России, преимуществом нашего проекта было то, что предложенная нами территория имеет высокую степень готовности. Специалисты федеральных ведомств, ознакомившись с ситуацией на месте, признали, что оперативные вложения в инфраструктуру края позволят в короткий срок получить максимальный эффект от особой экономической зоны. Она станет пусковым механизмом для активизации развития края в целом, поскольку я рассматриваю туротрасль в более широком смысле. Есть много вещей на Алтае, которые просто просятся в туристский бизнес и могут быть в него органично включены. Например, недавно в Барнауле прошел Праздник сыра (в рамках международной выставки-ярмарки "Алтайская Нива". - "КС") - ведь это классика европейского туризма. Всем известно, что Алтай - лидер в России по производству сыра. Что мешает нам приблизить праздник к рекреационной зоне края, перенести его по срокам на пик туристического сезона, выпустить красочно оформленный набор сыров с надписью "Привет с Алтая", который можно будет увезти с собой? У меня в Москве все соседи по подъезду едят исключительно алтайский сыр. Я им в свое время привез на пробу, раздал буклеты, сказал, в каких магазинах его купить

Мы уже пришли к необходимости создания отдельного государственного органа по управлению туротраслью с определенными механизмами влияния на смежные секторы, чтобы обеспечить комплексный подход к развитию рекреационного и туристического направлений.

- Какое место в туристско-рекреационных планах региона будет отведено Белокурихе?

- Белокуриха играет исключительную роль - это курорт с богатейшей бальнеологической базой, опытнейшими специалистами. Я недавно встречался с владельцами здравниц и отелей Белокурихи. Мы обсуждали перспективы строительства ими небольших гостиниц на территории ОЭЗ - по принципу развития турбизнеса за рубежом. Там существуют гостиничные сети, в которых есть как крупные, так и небольшие отели. Туристов перемещают внутри сети по специальной программе, что позволяет удержать клиента и показать ему все имеющиеся достопримечательности. Этот опыт может получить распространение и у нас.

- Будет ли Белокуриха принимать участие в конкурсе на размещение игорной зоны, как предлагается многими?

- В Белокурихе игорного бизнеса не будет, ее не стоит перегружать. Если мы и примем решение претендовать на этот статус, то на размещение предусмотренной законом игорной зоны второго типа - вне поселений. Такой подход нам нравится больше, поскольку он дает возможность обустроить еще один уголок территории края, провести туда дорогу, газ, электричество, создать рабочие места

- Будет ли в крае разработана программа развития туротрасли? Попытки, предпринятые при прежних администрациях, не принесли реальных результатов.

- Эту работу мы начали. Но теперь она может претерпеть существенные изменения в связи с размещением на территории края ОЭЗ. Наличие зоны во многом определит концепцию развития отрасли, поскольку означает прежде всего дополнительные федеральные ресурсы для инфраструктурного обустройства. Мы будем обязательно сотрудничать при разработке документа с алтайскими деловыми кругами и способствовать тому, чтобы алтайский бизнес самоорганизовывался и консолидировался вокруг развития отрасли. Чтобы он был представлен не только операторами туротрасли, но и представителями большого спектра сопутствующих видов бизнеса- в сфере транспорта, гостиничного дела, системы общественного питания и досуга, производства сувениров и т.д.

- Насколько значимо сотрудничество с Республикой Алтай в сфере туризма?

- Очевидно, что это сотрудничество очень полезно и взаимовыгодно. В Горном Алтае есть уникальные туристско-рекреационные объекты, у нас - свои преимущества. Мы можем взаимовыгодно перенаправлять туристические потоки. Например, Белокуриха - известный оздоровительный комплекс. Нам ничего не мешает летом, в выходные дни, когда нет лечебных процедур, усадить желающих в комфортабельный автобус и прямиком направить по Чуйскому тракту до Чемала или Семинского перевала с размещением на одну-две ночи в небольших гостиницах, а при желании и в юрте. Предоставить возможность гостям Алтая осмотреть окрестности, попробовать кумыс, покататься на лошадях и т. д. Весь мир так работает.

- Администрация края заявляла о намерении активно заняться продвижением брэнда "Алтай" на территории России и за ее пределами с тем, чтобы способствовать улучшению инвестиционного климата, поддержке местных производителей. В частности, выпущен справочник для инвестора, предполагалось открытие Торгового дома "Золотой Алтай" в Москве и т.д. Будет ли эта работа системной и каково ее содержание?

- В настоящее время регистрация ООО "ТД "Золотой Алтай" уже завершена, назначен генеральный директор - Сергей Михеев (ООО "Хлебный край". - "КС"). Оформляются документы на осуществление оптово-розничной торговли в Москве. Определены офисные (450 кв. м) и складские (1300 кв. м) помещения с подъездными и железнодорожными путями (на базе управления делами президента Российской Федерации). Наличие Торгового дома будет способствовать продвижению алтайской продукции в столице.

Что касается брэнда, мы будем регистрировать особый региональный торговый знак и совмещать право на его использование с теми поощрительными мерами, которые существуют у нас в крае для бизнеса. Например, при получении знака "Лучший алтайский товар года" компании будет передано право использовать официальную региональную торговую марку для своей продукции.

В рамках празднования в 2007 году 70-летия Алтайского края в Москве планируется целый ряд мероприятий, связанных с позиционированием нашей торговой марки и алтайских товаров в столице и т.д.

- 8 ноября в должность мэра второго по величине города Алтайского края - Бийска - вступил Анатолий Мосиевский. Он был одним из 12 кандидатов на пост. Как вы оцениваете его профессиональные качества - ведь перед Бийском стоят непростые задачи, связанные с присвоенным ему статусом наукограда, газификацией города и рядом накопившихся социально-экономических проблем?

- Потенциал руководителя у Анатолия Викторовича большой: есть опыт по выводу предприятий из глубокой депрессии, опыт руководства крупным коллективом. При этом, как мне кажется, он не потерял навыков адаптации к новым условиям.

- Вопрос дополнительного финансирования Барнаула как столицы региона активно обсуждался в рамках исполнения текущего бюджета и вновь поставлен в проекте бюджета на 2007 год. Вы считаете, что особые преференции Барнаулу оправданы?

- Лучший ответ на этот вопрос заключен в проекте краевого бюджета на 2007 год, где предусмотрены значительные средства для Барнаула. Только за счет перераспределения дополнительных доходов текущего года Барнаулу было выделено 30 млн руб. Для нас принципиально важно, чтобы все жители края увидели, как сработали ресурсы. Поэтому и выбраны такие объекты финансирования, как ремонт Павловского тракта, площади Советов, краевого театра драмы и филармонии. При решении такого вопроса очень важно, чтобы не получилось противопоставления интересов барнаульцев и тех, кто проживает в других городах и районах края, как происходит сегодня, к сожалению, с Москвой и всеми остальными регионами.

- Уже во второй раз в стране активизировалась дискуссия вокруг перспектив включения мэров региональных столиц в вертикаль власти. Если бы закон предоставил вам право назначать мэра, например, Барнаула, вы бы воспользовались этим полномочием?

- Есть дискуссия - значит, есть предмет для нее. Если бы такое полномочие у меня было, то Барнаул стал бы развиваться немножко лучше, вне зависимости от того, использовал бы я это полномочие или нет.

- Одной из обсуждаемых в кулуарах алтайского бизнеса и политики тем является необходимость увеличения числа ваших заместителей. Пятерых имеющихся (включая первого заместителя главы администрации края) не хватает для того, чтобы предоставить вам возможность усиленно работать с федеральными ведомствами. Как вы относитесь к этой идее?

- Я думаю об этом.

- А какова вероятность появления второго первого зама, как это было ранее в администрации?

- В моем представлении об иерархии управления и единоначалии второй первый заместитель - это трудно постижимая категория.

- Может быть, предполагаются и другие изменения в структуре администрации края?

- Об управлении по туризму я уже говорил. В ближайшем будущем произойдут и иные структурные изменения. Создание, ликвидация, преобразование органов власти, перераспределение полномочий - все это явления жизни. Какие-то задачи начинают приобретать приоритетный характер, и их нужно организационно выделять и укреплять кадрами.

- В начале своего губернаторства вы заявляли о намерении сохранять равноудаленность от всех политических партий и "сотрудничать со всеми, кто готов работать на пользу края". В то же время мы видим, как главы регионов активно используют партийный ресурс в своей работе. Оправдала ли себя ваша тактика и не собираетесь ли вы тоже вступить в какую-нибудь партию?

- На данном этапе тактика равной удаленности себя полностью оправдала. Но это не означает, что она с течением времени не изменится. Жизнь может предложить и какие-то иные варианты. Я не исключаю вступления в партию в будущем. Сегодня российские партийные структуры находятся в стадии реформации, самоопределения, самоосознания. Мне импонируют люди, провозглашающие ясные, понятные, социально полезные цели, если при этом их слова не расходятся с делом. Вот когда я такую внятную и последовательную политическую силу увижу, буду предлагать себя для партийной работы. В жизни человека и так много противоречий, поэтому не стоит создавать себе еще один внутренний конфликт, вступая в партию из конъюнктурных соображений.

- Однажды позиция партии и губернатора все равно может войти в противоречие. Как бы вы его решали?

- Такие противоречия нужно решать в пользу здравого смысла и Алтайского края.

- Администрация заявляла, что в бюджете следующего года будут предусмотрены какие-то средства для разработки долгосрочной стратегии развития Алтайского края с привлечением российских экспертов и консультантов. Как идет эта работа?

- В настоящее время в администрации края делаются предварительные наработки для создания стратегии. Параллельно мы подыскиваем консультантов среди солидных, зарекомендовавших себя структур, желательно с успешным опытом работы в других регионах нашей страны или международным статусом. В следующем году мы рассчитываем такой документ подготовить и даже пройти процедуру утверждения крайсоветом.

- Бизнес и прежде всего те, кто считает себя вашим соратником, сетует на огромный дефицит в органах власти эффективных управленцев.

- Скажу больше, проблема актуальна не только для Алтая. Подобный дефицит в известном смысле исторически обусловлен. После всякой революционной смены ощущается необходимость в кадрах, способных действовать в новых условиях, поскольку наработанный ранее в рамках плановой экономики опыт сегодня или малоэффективен, или неэффективен совсем. В то же время людей, имеющих солидный опыт работы в новых условиях, недостаточно. У менеджера, в том числе и у государственного служащего, как и у организации, есть своя кредитная история. Когда она короткая или неясная, сложно принимать кадровые решения: очень часто они рискованы.

- Еще до вашего утверждения на пост губернатора вы заявляли о том, что импорта кадров на Алтай не будет. Может быть, сегодня эти установки уже устарели, если мы видим такой кадровый дефицит?

- Когда я говорил об импорте кадров из-за пределов края, я имел в виду кадры такого же уровня, которые уже есть в регионе, по принципу "тот же назем издалека везем". Такого не будет. А вот некий продукт, который почему-то не произрос в наших широтах, - его, наверное, полезно было бы привезти. Но в то же время принцип импортирования кадров также должен быть всем понятен.

- Вы имеете в виду только теоретические рассуждения или есть реальные планы, решения?

- Я работаю над этим, что, поверьте, непросто. Ранее я не принимал таких решений, поскольку бизнес и так насторожил сам факт моего существования, когда президент предложил недостаточно известную в крае кандидатуру на пост главы региона. Прошло больше года. Наверное, я не стал абсолютно понятен для всех, но, мне кажется, многие убедились, что ассоциировать меня с троянским конем не стоит. Поскольку сегодня я чувствую от лучшей части нашего народонаселения большую, чем ранее, степень доверия к себе, я могу своим кредитом доверия поддержать какие-то кадровые решения, в том числе в отношении неизвестных в крае людей.

- Фоном вашего губернаторства служат постоянные предположения о том, что вас прислали в край на непродолжительный период. В то же время всего за полтора года (2004-2005 гг.) на Алтае трижды сменились губернатор и состав администрации. Все это не способствует положительному развитию территории, улучшению инвестиционного климата. Люди не успевают ощутить конкретные результаты проводимой краевыми властями политики

- Президент рекомендовал меня на пост главы на тот срок, который прописан в законодательстве. Мне трудно предположить, какой будет позиция президента и крайсовета после окончания срока моего руководства администрацией края. Что касается эффектов, главное, чтобы они были положительными для Алтая. Я не претендую даже на их авторство.



http://www.governors.ru/?regmode=fio®ion=22&okrug=&razdel=smi&statja=16504

27 ноя 2006

Док. 512681
Опублик.: 29.10.08
Число обращений: 29

  • Карлин Александр Богданович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``