В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Карлин: Мне везет на хороших людей Назад
Александр Карлин: Мне везет на хороших людей
В конце февраля исполнится полгода как главой администрации Алтайского края стал Александр Карлин, ранее руководивший Управлением по вопросам государственной службы администрации Президента РФ. Кандидат юридических наук, профессор. Разговор для читателей Автографа состоялся у Александра Богдановича дома в формате, что называется, без галстука. Внимание привлек тренажер, стоящий в рабочем кабинете губернатора.



- При моем объеме работы и нагрузках он просто необходим. - Признался Александр Богданович. - Нужно держать себя в форме. Хотя, честно говоря, не являюсь ни спортсменом, ни активным болельщиком.


- Но на хоккейные матчи с участием Мотора несколько раз приходили. Это желание поддержать команду?


- И поддержать команду, и познакомиться с клубом. Посмотреть, как используются крупнейшие спортивные объекты края было необходимо для определения подхода краевых властей к развитию этой сферы. В конце прошлого года мы готовили краевую программу по развитию физкультуры и спорта для представления в краевой Совет народных депутатов. Мотор - команда интересная, много молодежи. Кстати, при мне они ни разу не проиграли. Руководители команды, наверное, из суеверия меня продолжают приглашать


- Так вам надо вице-губернаторов по очереди на хоккей отправлять, если это команду мобилизует

-Ну, понижать статус тоже неправильно. Приглашали-то меня. В качестве своеобразного талисмана


-Каковы перспективы строительства в Барнауле нового дворца спорта?

- В нем есть очевидная потребность. Существуют несколько проектов строительства, но пока нет определенности с источниками финансирования: деньги нужны немалые. Наиболее перспективным мне видится проект, реализуемый Единой Россией. Я теперь убеждаюсь, что правильно сделал, настояв на создании краевой школы имени Алексея Смертина. Два филиала уже организованы в сельских районах края, будет еще больше. Общение с Алексеем Смертиным приятно удивило: он - действующий спортсмен, а не функционер от спорта, но видение проблем у него более широкое, чем у тех, кто по своему статусу призван профессионально заниматься развитием спорта.


- Александр Богданович, вы признавались, что приехали в Барнаул не для ловли счастья и чинов и это решение далось вам нелегко. А в прошлом приходилось принимать аналогичные трудные решения? И вообще - часто ли вы говорите нет?

- Принимая это серьезное решение, я, конечно, колебался: оно далось непросто. Не было времени для раздумий: несколько дней - и бессонные ночи В прошлом несколько раз случалось принимать подобные важные решения: например, о переходе в Министерство юстиции. 27 лет моей жизни отданы работе в прокуратуре, и хотя со стороны может показаться, что эти структуры достаточно близкие, на самом деле разница большая: поэтому выбор был серьезный. Были и другие эпизоды, когда приходилось принимать ответственные решения за себя и семью.


- А как вы попали в Генпрокуратуру из краевой прокуратуры?

- В 1985 году, когда работал начальником отдела краевой прокуратуры, меня направили в Генпрокуратуру СССР на курсы повышения квалификации - со всего Союза пригласили около ста специалистов. Возможно, к нам тогда еще и присматривались, поскольку во время работы на курсах мне поступило первое предложение о переходе в Генпрокуратуру. Я категорически отказался. Даже сейчас не могу объяснить, почему. Товарищи меня упрекали - мол, недалекий человек, раз от такого предложения отказываешься. Но я не жалел. Закончил обучение и уехал домой. Затем осенью того же года пригласили поработать в бригаде Генпрокуратуры в Казахстане - и сделали повторное предложение. Снова отказался. Но люди оказались настойчивыми, и в начале 1986 года, когда поступило уже третье предложение о переходе в Генпрокуратуру, я его принял


- Как раз тогда перестройка начиналась

- Да, был принят знаменитый указ о борьбе с пьянством и алкоголизмом. В тот же день из буфета Генпрокуратуры исчезли все спиртные напитки. Прокуратура ведь призвана была надзирать за выполнением этого Указа. И начала с себя

- Расскажите о работе в Министерстве юстиции

- Через мои руки прошла не одна сотня законопроектов. Прорабатывал часть 3 Гражданского кодекса РФ, регламентирующую вопросы наследственного и международного частного права. В качестве официального представителя Президента РФ в Государственной Думе и Федеральном Собрании представлял на рассмотрение этот раздел Гражданского кодекса. Также являлся официальным представителем Президента РФ при рассмотрении в Госдуме Закона о государственной службе. Благодарен судьбе, что четыре года проработал в Министерстве юстиции: это колоссальный профессиональный и личный опыт, по-иному пришлось посмотреть на роль и место этого органа в государстве. Надеюсь, что и я был полезен юстиции

В администрации Президента РФ возглавлял управление по вопросам госслужбы - новое подразделение, которое пришлось создавать с нуля. Когда я уходил оттуда - оставлял управление, сформированное до последнего человека, с налаженной работой, организованным на всех уровнях взаимодействием. До этого, во время работы в Генпрокуратуре, пришлось формировать новое управление по участию прокуратуры в арбитражном процессе. Эта структура была создана в территориальных органах прокуратуры субъектов федерации. Считаю, что легче и правильнее уходить, когда оставляешь за собой что-то сделанное: я это сделал - пусть кто-то придет и сделает лучше


- Я послушал ваше довольно жесткое выступление на коллегии ГУВД края, когда вы упомянули о возможных кадровых решениях. Это заставило многих взглянуть на вас как на жесткого менеджера. Насколько для вас характерен такой стиль управления?

- Я не считаю, что стиль должен превалировать над сущностью решаемых проблем и должен выбираться согласно определенной ситуации. Я могу быть и либеральным, и жестким, когда это необходимо. Есть известная байка о человеке, который любил свою собаку и из соображений гуманизма купировал ей хвост в несколько приемов. Если я убежден, что жесткое решение надо принимать - я это делаю, не оттягивая, иначе нанесешь вред людям, коллективу, всему делу. Хотя для меня этот процесс болезненный. С людьми расстаюсь крайне редко, только если диагноз абсолютно безнадежен. И нужно очень хорошо постараться, чтобы подвести меня к такой ситуации.

Однажды я принимал коллектив своего предшественника - руководитель уходил и сдавал мне дела. Он поступил не совсем корректно: дал всем сотрудникам просто убийственные характеристики. После такого напутствия, я должен был либо отказаться от этой должности, либо набрать новый коллектив. Я задумался и принял для себя такое решение - я этого не слышал. Постарался стереть из памяти эту информацию, как файл в компьютере. И начал с людьми работать с чистого листа. Насколько верным было это решение? Через год этот коллектив стал лучшим в аппарате.

Важно всегда иметь собственное мнение о людях. Такое понятие, как личная преданность руководителю, а не выполняемому делу, для меня никакой роли не играет. Считаю важным в работе, прежде всего, профессионализм, деловые качества. Своих заместителей в краевую администрацию я брал по рекомендациям, изучал о них информацию, основывался также на личных впечатлениях от общения. Кстати, рисковал не только я - они тоже многим рисковали, соглашаясь перейти в краевую администрацию, поскольку все они - состоявшиеся люди, достигшие определенного положения в обществе. И я им благодарен за поддержку. Так что команда в хорошем смысле этого слова у нас существует, она имеет будущее.




- Давайте поговорим о вашем детстве. Каким оно было, что запомнилось?

- Я жил в селе, и детство было трудовым, даже - очень трудовым. Первые деньги заработал в 8 лет на сенокосе. Работал копновозом в колхозе, на лошадях возил сено. А потом несколько лет был пастушком. Даже возмущался, когда у меня из стада забирали подросших телят, а взамен отдавали маленьких или больных. Я возражал против казавшейся мне тогда несправедливости - мол, этих телят я сам вырастил, они дают больший привес!

В школе любимых предметов не было - нравилось все. Побеждал в районных олимпиадах, участвовал в краевых. Хотя историю все же выделял больше, и этот интерес остался на всю жизнь.

Естественно, в школе случались драки. Но я обычно выступал в роли миротворца. 9 и 10 классы учился в школе села Вылково, поскольку у нас не было средней школы. Мы жили в интернате, поэтому была некая напряженность в отношениях с местными ребятами. Но в случавшихся конфликтах не было жестокости, которая нередко присуща современной молодежи...

- А с женой как и когда познакомились?

- Это роман производственно-лирический. Жена, Галина, меня заметила на 5 лет раньше, чем я ее. Галина была еще школьницей, а я - двадцатилетним стажером в прокуратуре Бийска. Я тогда расследовал дело о хулиганстве подростков на молодежном вечере, фигурантами которого выступали несколько человек. Я пришел в школу, чтобы на общем собрании провести некое воспитательно-правовое мероприятие. А моя будущая жена училась в 10 классе этой школы и в числе других старшеклассников присутствовала на собрании. Она потом призналась, что именно после моего визита решила стать юристом, и в этот же год поступила на юридический факультет Томского госуниверситета. Через несколько лет, студенткой пятого курса, она приехала к нам в прокуратуру на стажировку, зашла ко мне в кабинет. Я к тому времени уже стал матерым следователем Жена часто ставит мне в вину, что она получила такую профессию. А мне лестно - повлиял на ее судьбу не худшим образом. Оба сына - тоже юристы, старший закончил юрфак МГУ и защитил кандидатскую диссертацию. Младший сын учится в аспирантуре, хотя его уговаривали выбрать другую профессию - врача, например. На мой взгляд, это удивительная и комфортная для человека профессия. Она дает ощущение внутреннего лада с собой. Профессия юриста непростая: право - вещь хотя и формальная, но применяется к живым людям. Профессия юриста налагает особый отпечаток на человека, это тяжелая нагрузка на ум и на душевную сферу.


- Вскоре после вступления в должность вы посетили алтайское землячество в Москве и призвали больше внимания уделять краю.

- Землячество для меня интересно в двух аспектах: в Москве много успешных бизнесменов, выходцев с Алтая, но этот потенциал мы не до конца используем. Также мы плохо пользуемся лоббистскими возможностями в федеральных структурах, где работают наши земляки, поскольку у нас землячество немного ушло в ностальгическую тему. Это не совсем правильно.


- Вы как-то афоризм перефразировали - Не думай, что Алтай сделал для тебя. Думай, что ты сделал для Алтая. А кто ваш любимый исторический деятель?

- Мне интересна такая фигура, как Сперанский - деятель начала 19 века, сподвижник Александра I. Он создал первую кодификацию российского права. Удивительный человек, жизнь которого является примером беззаветного служения своей стране и государству - не государю, а государству. К одной из книг о нем мне пришлось написать статью-предисловие.


- Художественную литературу удается прочитать?

- Времени мало, но стараюсь его находить. Cделал подборку из произведений алтайских писателей, которые считаю сейчас необходимым прочитать в первую очередь. Я воспитывался на произведениях старшего поколения - Юдалевича, Егорова. А вот современных знаю хуже, поэтому побыстрее стараюсь восполнить этот пробел.

Недавно побывал на выставке церковных и старопечатных книг Сергея Москвина, которая мне показалась очень интересной. Встретил там несколько книг, которые есть на моих книжных полках: у нас дома большая библиотека - много классики, исторической и историко-художественной литературы. Семья - читающая, младший сын сначала немного отставал, но теперь вижу у него на тумбочке то томик Достоевского, то Чехова - хороший знак.


- Живописью интересуетесь?

- Да. Был у меня петербургский период в жизни. В 1976 году два месяца проходил обучение в институте повышения квалификации следственных работников в Ленинграде на Литейном проспекте. Май-июнь, белые ночи, мне - 24 года. Не успевал менять набойки на туфляхМне не хватало суток: время тратил на поглощение Питера. Мне повезло, что с живописью впервые знакомился в залах Русского музея и Эрмитажа. Долгие часы проводил в зале Брюллова. Теперь, бывая в Санкт-Петербурге, всегда стараюсь туда заглянуть.

В Барнауле был в музее истории литературы и искусства Алтая и в галерее Кармин. Приятно удивило, что у нас есть частная доступная галерея. Достойная экспозиция очень приличного уровня.


- В рабочем кабинете есть икона Александра Невского, вашего небесного покровителя. Я знаю, что вскоре после назначения губернатором вы были в церкви


- Эта икона была со мной и в Минюсте, и в администрации Президента. Я сам крещеный, жена и дети - тоже. Причем детей крестили давно, во младенчестве, когда это, мягко говоря, не приветствовалось. В Барнауле, после принятия присяги, я попросил Владыку Максима совершить богослужение - почувствовал, что это так надо для меня, для собственной души.


- Вам в жизни повезло с друзьями?

- Каждый этап жизни приносит друзей - из детства, со школы и института, по работе. Я не понимаю тех, кто вчера с кем-то познакомился на фуршете, а сегодня объявляет его другом - друзей ведь по определению немного.

В жизни меня всегда окружали настоящие наставники - в широком смысле слова: мне повезло на хороших людей. К сожалению, жизнь так устроена, что не всегда предоставляется возможность отблагодарить тех людей, которые тебя поддержали, помогли. Жизнь разводит, и ты в свою очередь уже оказываешь поддержку другим. Меня успокоили: видимо, есть общая связь, и через космос это добро все равно придет тем, кому ты был должен. Считаю, что нужно делать добро тому, кто с тобой рядом, не задумываясь - достоин человек или нет, тогда все будет хорошо.


- Александр Богданович, у вас возникло ощущение, что уже что-то начало получаться, и тяжелая ситуация в крае потихоньку выправляется?..

- Хотелось бы. Это можно сравнить с забуксовавшей на дороге тяжелой машиной: мы все вместе ее подталкиваем, она вот-вот пойдет, только надо еще сильнее навалиться, поднажать



http://www.altairegion22.ru/rus/press/news/?news_id=4257

17 фев 2006

Док. 512677
Опублик.: 29.10.08
Число обращений: 33

  • Карлин Александр Богданович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``