В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Рябухин: В Чечне миру быть Назад
Сергей Рябухин: В Чечне миру быть
Корр.: Как часто такого рода контрольные мероприятия проводятся в регионах, которым государство предоставляет ощутимую помощь?

Сергей Рябухин (далее - С. Р.): В соответствии с нормой Бюджетного кодекса все высокодотационные регионы проверяются ежегодно либо аудиторским направлением, отвечающим за межбюджетные отношения, либо КРУ Минфина. Чечня получает более 50 процентов средств из федерального бюджета, так же, как Дагестан, Тыва и многие другие регионы. Должен сказать, что в бюджете-2003 определён перечень из 29 таких регионов, 4 года назад их было всего восемь. Кстати говоря, это одна из отрицательных тенденций, на которую я каждый год указываю при подготовке заключения СП на проект закона о бюджете страны. Совершенно очевидно, что чрезмерная концентрация налоговых и неналоговых доходов в федеральном бюджете не способствует развитию экономики регионов, да и просто противоречит статье 48 Бюджетного кодекса. В ней сказано, что все доходы консолидированного бюджета делятся в пропорции 50 на 50. Между тем этого не происходит. Более того, когда мы указываем правительству на это несоответствие нормам закона, проблема решается очень просто: из года в год действие 48-й статьи Бюджетного кодекса приостанавливается. Иными словами, не практику приводят в соответствие с требованиями закона, а отменяют закон. В результате более 60 процентов всех ресурсов консолидируется в федеральном бюджете, остальные - в регионах. Диспропорция, соответственно, закладывается в бюджетную статью об объёме финансовой помощи, в 2003 году он составил более 300 млрд. рублей. Отсюда колоссальная зависимость региональных бюджетов от федерального, регионы вынуждены залезать в долги. Объём ссуд на погашение задолженности по социальным обязательствам неуклонно растёт. Я с таким положением мириться не могу.

Корр.: И какой вам видится перспектива? Замкнутый круг получается

С. Р.: Я думаю, правительство должно прислушиваться к мнению Счётной палаты и приводить в соответствие с Бюджетным кодексом практическую работу Минфина. Это с одной стороны. А с другой (и это совершенно очевидно) - и Бюджетный, и Налоговый кодексы не отличаются совершенством, что признаёт и само правительство, поэтому надо продолжать их совершенствование.

Корр.: Давайте вернёмся к теме нашей беседы - проверке бюджетных средств в Чечне.

С. Р.: Проведена ревизия в федеральных министерствах, ведомствах и всех структурных подразделениях, которые по своему финансовому каналу реализуют федеральную программу по восстановлению Чечни. Представьте, таких министерств 29, и все они имеют функцию государственного заказчика. Как говорится, "у семи нянек дитя без глазу Я противник такой аморфной системы, не позволяющей эффективно решать поставленные задачи. При этом хочу подчеркнуть, что положительные перемены в республике очевидны. Наши инспекторы отметили позитивные сдвиги за период с прошлого года. Тогда нарушений было намного больше, часть из них полностью устранена.

Корр.: С чем это связано: работать стали лучше или причиной послужило усиление органов государственной власти?

С. Р.: Тут много факторов. Если иметь в виду, что когда два года назад Ильясов приступил к работе, по сути, на пустом месте, в республике не было не только финансовых структур, но и бюджетополучателей. Деньги выдавались "с колёс", да это и понятно, в республике шла война. Когда война закончилась, надо было налаживать мирную жизнь, а бюджетного процесса, казначейской системы и многого другого - нет. Срок доведения финансовых средств в среднем сократился до трёх дней. Раньше деньги лежали мёртвым грузом до 20 дней в кредитно-финансовых учреждениях, по сути, были выключены из финансового оборота или попросту заморожены. Значительно оперативнее, чем раньше, производится выплата зарплаты и социальных пособий. Если оценивать ситуацию в сравнении с тем временем, то сдвиг просто потрясающий.

Корр.: Получается, что нарушения в Чечне были вызваны в первую очередь чрезвычайной ситуацией в республике, а никак не халатным отношением и нерадивостью чиновников?

С. Р.: Безусловно, нерадивость присутствует, как и в любом другом регионе. Недавно мы проводили проверки в Калмыкии, Тыве, Карачаево-Черкесии и обнаружили значительное количество недостатков, несмотря на то, что там нет войны, как в Чечне. Напомню, перед началом нашей проверки в Чечне 27 декабря 2002 года произошла ужасная трагедия, взрыв, погибли работники бухгалтерии, уничтожена вся документация. Встал вопрос: а есть ли необходимость приезда инспекторов в республику? Было принято решение для начала проверить все министерства, находящиеся в Москве, поднять всю их документацию здесь, так как там проверять было нечего. Через полтора месяца 26 инспекторов, имея на руках материалы проверок из Москвы, отправились в Чечню для изучения объектов на местах. Повторяю, работа по нормализации финансовой системы в республике продолжается. И вообще, я всегда спорю с теми, кто утверждает, что в Чечне что ни руководитель, то растратчик. По моему мнению, подобное предвзятое отношение можно назвать социальным расизмом. Я категорически против определений в адрес Чечни типа "чёрная дыра", наводнённая жуликами". Мне обидно за тех людей, которых я давно знаю, честно и добросовестно выполняющих свои обязанности, причём в нестандартных условиях.

Корр.: Какова общая сумма средств, направленных на восстановление экономики Чеченской Республики в 2002 году?

С. Р.: Она составила около 20 млрд. рублей, 82,7 процента от регионального бюджета. Из этих средств более 4 млрд. направлено в виде дотаций в целях выравнивания минимальной бюджетной обеспеченности, то есть на оплату стоимости государственных муниципальных услуг населению. Собственные доходы республики составили 1 млрд. 400 млн. рублей. Это очень хороший результат, вдвое превышающий запланированную сумму.

Корр.: Выходит, что они планировали получить доходов в два раза меньше?

С. Р.: Да, с одной стороны, их можно критиковать за то, что у них не очень точный прогноз планирования, а можно и похвалить за хороший результат, который базируется на трёх китах: нефтегазовом комплексе, агропромышленном и строительном. Основополагающей, без сомнения, можно назвать нефтегазовую отрасль, обладающую колоссальным потенциалом. К сожалению, постановление Правительства РФ N 844, обязывающее АО "Роснефть" не только заниматься нефтедобычей, но и за счёт прибыли активно наращивать инфраструктуру производства, решать социальные вопросы, должным образом не выполняется. Посудите сами, из 8 млрд. рублей дохода всего 150 млн. рублей инвестировано в экономику республики. Это постыдный факт, нельзя в нынешних условиях наживаться за счёт Чечни. Если бы из этих денег хотя бы 2 миллиарда были направлены целевым образом в экономику, то, я думаю, развитие региона происходило бы в два-три раза быстрее, как, впрочем, и доходы "Роснефти".

Что касается агропромышленного комплекса, то он очень динамично развивается. В Чечне вот уже два года подряд успешно намолачивают по 300 тысяч тонн зерна. Но если бы вовремя выделяли средства на семена, удобрения и горючее, да ещё и Правительство РФ проводило денежную интервенцию в зерновой рынок, тогда можно было бы добиться более высоких результатов.

Строительный комплекс обеспечивает не только прирост экономических показателей. В Чечне необходимо восстанавливать ну просто фантастическое количество объектов. По нашим оценкам, в строительстве можно задействовать дополнительно до 50 тысяч рабочих. С учётом того, что в Чечне насчитывается 400 тысяч безработных, проблема занятости населения очень актуальна.

Корр.: Впервые в 2002 году был утверждён и исполнен республиканский консолидированный бюджет. Как вы оцениваете первый опыт?

С. Р.: К сожалению, он показал неготовность республиканских органов к оперативной и полноценной работе. Есть замечания к форме согласования консолидированного бюджета, которые мы относим, прежде всего, в адрес федерального центра. В распоряжении Правительства РФ от 3 апреля 2002 года "О согласовании проекта бюджета Чеченской Республики" отсутствуют показатели по доходной и расходной частям, дефициту и размеру финансовой помощи. Есть и другие замечания. В частности, мы столкнулись с тем, что правительство Чечни в конце года приостановило оплату за выполненную работу. Так, Госстрой выполнил заказ на 1 млрд. 850 млн. рублей, а на момент проверки оплачено всего 300 млн. При этом на счетах правительства - более 1 млрд. рублей остатков. Подобным управленческим решениям трудно найти логическое объяснение.

Корр.: Какова ситуация с принятием бюджета в нынешнем году?

С. Р.: К сожалению, ситуация повторяется. Бюджет утверждён только в марте. На момент проверки бюджетной росписи от Минфина не было. Искусственная кредиторская задолженность по выплате зарплаты и пособий составила на 1 января около 400 млн. рублей, тем временем остатки средств на счетах республики продолжают расти и превысили 3 млрд. рублей. Следовательно, добиться ритмичного исполнения бюджета в этом году также не удастся.

Корр.: С какими ещё трудностями вам пришлось столкнуться во время проверки?

С. Р.: Обнаружено значительное расхождение между фактическими данными и данными ведомственной отчётности о гражданах республики, которым полагается выплата пенсий и различных компенсаций. Несоответствие только в одном из пунктов временного размещения количества зарегистрированных и получающих пособие граждан составило 1154 человека, реально там проживает 320 человек. Подготовка и сверка данных по выплате пособий и компенсаций за утрату жилья в результате наводнения продемонстрировала большую разницу в цифрах, в списки включены так называемые "двойники", 30 процентов проверенных записей оказались недостоверными. Такой учёт приводит не только к завышению средств и их нецелевому использованию, но и создаёт условия для прямого злоупотребления. В целом финансовых нарушений выявлено на сумму 368 млрд. рублей. Из них нецелевые расходы за счёт средств федерального бюджета составили более 13 млн. рублей, нецелевые расходы за счёт средств республиканского бюджета составили 65 млн. рублей, хищения бюджетных средств - 21,3 млн. рублей.

Корр.: Расскажите, пожалуйста, подробнее о выявленных хищениях бюджетных денег. С. Р.: Из республиканского бюджета похищено 13,2 млн. рублей. Из федерального - более 8 млн. Федеральные деньги, которые были перечислены на закупку строительных материалов, бесследно исчезли в недрах фирмы "Респект компани" (г. Тверь). На момент проверки ни стройматериалов, ни денег, полученных фирмой в 2001 году, не оказалось. Имела место фальсификация погашения бюджетных средств на сумму 20 млн. рублей. Департамент торговли и потребительского рынка путём оформления документов якобы передал Минздраву одежду, обувь и другие материальные ценности. Указанные товары через бухгалтерию Минздрава не оформлялись. Об этих фактах Счётная палата проинформировала Генпрокуратуру России.

Корр.: Что удалось сделать за период после проверки, которая завершилась в середине апреля? С. Р.: В соответствии с указанием Президента страны мы приступили к новой форме контроля за состоянием дел в Чечне. Специально созданная инспекция проводит постоянный мониторинг. На Коллегии Счётной палаты заслушаны материалы по итогам I квартала. На их основании уточняются объекты и содержание контрольных мероприятий. В настоящее время российское правительство и администрация Чеченской Республики организует исполнение распоряжения Президента России по оказанию материальной помощи жителям республики, утратившим жильё и имущество. Руководство Чечни обратилось к Счётной палате с просьбой дать экспертные оценки подготовленным проектам документов. Несмотря на то, что это не входит в наши обязанности, было принято решение оказать помощь. Установлено, что выплата компенсаций может быть сорвана по причине недостоверности учёта разрушенного жилья. Необходим выверенный реестр с указанием адреса и степени разрушения, а также единый список граждан, исключающий "двойников" и тех, кто уже получил компенсацию. По предварительным данным, на выплату понадобится от 30 до 60 млрд. рублей. Более точную цифру назвать невозможно из-за отсутствия выверенных списков. Никак нельзя в создавшейся ситуации отгораживаться от чеченских проблем, дескать, пусть возмещают те, кто разрушал. Поэтому важно определить оптимальную сумму, которая должна быть реальной. Выделенная государством помощь найдёт законом разрешённую дорогу только в случае обеспечения полной прозрачности в действиях комиссий, составляющих списки пострадавших семей. Конечно, от ошибок никто не застрахован, но когда в официальной документации заложены серьёзные нарушения, Счётная палата не может с этим мириться. Информация о поступивших средствах должна быть доступной, списки выверенными, чтобы не оставалось даже малейшей возможности для злоупотреблений.


06.06.2003
www.fcinfo.ru

Док. 512555
Перв. публик.: 06.06.03
Последн. ред.: 29.10.08
Число обращений: 225

  • Рябухин Сергей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``