В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Рябухин: Уровень бюджетной обеспеченности россиян в регионах отличается в разы Назад
Сергей Рябухин: Уровень бюджетной обеспеченности россиян в регионах отличается в разы
Уровень бюджетной обеспеченности россиян в регионах отличается в разы, заявил сегодня аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин, выступая на заседании Комиссии Совета Федерации по взаимодействию с СП РФ. Он рассказал, что в план работы Счетной палаты в 2006 году было включено экспертно-аналитическое мероприятие "Уровень бюджетной обеспеченности граждан РФ в 2004 - 2006 годах".

Сергей Рябухин напомнил, что в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию "О бюджетной политике на 2007 год" отмечалось, что одной из актуальных задач в среднесрочной перспективе является порядок предоставления финансовой помощи субъектам РФ на развитие социальной и инженерной инфрастуктуры. Чтобы обеспечить равную доступность государственных услуг гражданам на все территории страны из федерального бюджета в субъекты идут выравнивающие трансферты.

"Именно показатель бюджетной обеспеченности является исходным для определения сумм трансфертов", - отметил Рябухин. Но, добавил он, законодательно закрепленного определения понятия "бюджетная обеспеченность" нет. В Счетной палате понятие уровня бюджетной обеспеченности рассматривали как способность бюджетов всех уровней финансировать закрепленные за ними расходные обязательства, связанные с предоставлением бюджетных услуг надлежащего объема и качества, а также как показатель, использующийся в качестве критерия для предоставления регионам финансовой помощи из федеральной казны.

По словам Рябухина, анализ показал, что в 2004 - 2006 годах сократилось количество субъектов, среднедушевые доходы консолидированных бюджетов которых превышают среднедушевые расходы. В 2004 году таких субъектов было - 8, в 2005 году - 5, по прогнозу, в 2006 году ни один регион не будет иметь превышение доходов над расходами. Сократилось и количество субъектов, у которых уровень покрытия доходами расходов в расчете на душу населения находится в пределах интервала 90-100 процентов.

В 2004 году таких субъектов было 11, а в 2006 году будет - 5. В это же время увеличилось количество субъектов с уровнем покрытия доходами расходов 70-90 процентов и 50-60 процентов. По группе 80-90 динамика такая: 16 субъектов в 2004 году, 18 - в 2005 году, 21 - в 2006 году. По группе 70-80 процентов: 19 субъектов в 2004 году, 20 - в 2005 году, 22 - в 2006 году. По группе 50-60 процентов: 6 субъектов - в 2004 году, 7 - в 2005 году, 12 - в 2006 году.

Максимальный уровень покрытия доходами расходов имел в 2004 году Ненецкий автономный округ - 120,7 процента, в 2005 году - Ханты-Мансийский автономный округ - 109,1 процент, в 2006 году - Свердловская область - 98,7 процента. Минимальный уровень покрытия расходов доходами имела в 2004, 2005 и 2006 годах республика Ингушетия - 13,9 процента, 11,5 процента и 12,9 процента соответственно.

Сергей Рябухин, подытоживая сказанное, отметил, что, таким образом, разрыв между самым высоким уровнем покрытия расходов доходами в разрезе регионов и самым низким в 2004 году составлял 8,7 раза, в 2005 году - 9,5 раза, в 2006 году - в 7,7 раза.

При этом, если рассматривать среднее значение консолидированных бюджетов на душу населения, то картина будет еще более разительной. Так, разрыв между "богатыми" и "бедными" регионами по этому показателю составлял в 2004 году 26,3 раза, в 2005 году - 20,0 раза, в 2006 году - 17,1 раза. К разрыву в региональной обеспеченности надо прибавить и разрыв муниципальной обеспеченности. Самый большой разрыв по этому показателю наблюдается в Эвенкийском АО - в 24,9 раза!

Сергей Рябухин при этом отметил, что сама методика распределения трансфертов не стимулирует рост социально-экономического потенциала регионов. Конечно, предоставление финансовой помощи субъектам из федерального бюджета снижает разрыв в бюджетной обеспеченности. Но, к сожалению, рассчитанный на основе официальных данных показатель может не отражать реального состояния дел.

Не учитывается реальная миграция населения, трудовая миграция, беженцы, вынужденные переселенцы. Иной раз оказывается. что детские пособия платятся детишкам, у которых уже выросла борода Так, кстати, бывает не только в республиках Кавказа. Так, в Санкт-Петербург перечисляют детских пособий на 610 тысяч детей. В то время как необходимо перечислять лишь на 360 тысяч.

Кроме того, Счетная палата обратила внимание на то, что не учитывается повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, при расчете индекса бюджетных расходов не учитываются особенности регионов, не учитывается рост цен на ГСМ, отсутствуют критерии прозрачности средств Фонда финансовой поддержки субъектов РФ - регионов.

Как подчеркнул аудитор, Счетная палата РФ полагает, что надо законодательно закрепить понятие "бюджетная обеспеченность" и "бюджетная обеспеченность граждан РФ". Кроме того, надо предусмотреть стимулирующие механизмы для субъектов РФ, направленные на повышение уровня бюджетной обеспеченности. Сенаторы также посчитали, что Минфину надо разработать проект базовой методики расчета уровня бюджетной обеспеченности граждан РФ в зависимости от уровня дотационности субъектов.


04.12.2006
www.fcinfo.ru

Док. 512530
Перв. публик.: 04.12.06
Последн. ред.: 28.10.08
Число обращений: 134

  • Рябухин Сергей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``