В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Гусев: `Каждый третий налогоплательщик сдает сегодня налоговую отчетность в электронном виде` Назад
Владимир Гусев: `Каждый третий налогоплательщик сдает сегодня налоговую отчетность в электронном виде`
Бурное развитие современных технологий затронуло и такой некогда рутинный процесс, как налоговое администрирование. Еще несколько лет назад налогоплательщики и мечтать не могли о том, чтобы отчитываться перед налоговым инспектором, не выходя из офиса. Сегодня это обычная практика. О перспективах развития безбумажных технологий рассказывает первый заместитель Министра РФ по налогам и сборам главный государственный советник налоговой службы Владимир Васильевич ГУСЕВ.

Владимир Васильевич, как обстоят дела с переходом на безбумажную форму сдачи отчетности?

Скажу так: мы планомерно развиваем систему представления отчетности в электронном виде. Разработан ряд нормативных документов и указаний МНС России, регулирующих отношения в этой сфере. Кроме того, создана рабочая группа по организации ввода информации в автоматизированную информационную систему налоговых органов АИС "Налог". На заседаниях рабочей группы периодически рассматриваются вопросы о состоянии проводимых работ. Тема перехода на безбумажные технологии также регулярно обсуждается на оперативных совещаниях в министерстве.

Что касается количественных показателей, то они таковы: по состоянию на 1 апреля 2004 года в электронном виде представляли отчетность 728 868 налогоплательщиков, или 36,53 процента от общего их числа. Иными словами, каждый третий налогоплательщик сдает сегодня налоговую отчетность в электронном виде.

Существуют различные способы представления отчетности. Налогоплательщик вправе представить отчетность на электронных носителях информации, например на дискетах. Но в этом случае отчетную информацию нужно дублировать на бумажных носителях. Можно отправить отчетные формы по телекоммуникационным каналам связи, например через систему электронной отчетности по каналам связи ЭОКС. Это самый продвинутый способ. Сегодня система ЭОКС насчитывает 32 225 налогоплательщиков-абонентов, и каждую неделю к ним прибавляется около 800 новых абонентов.



Какие федеральные округа сейчас лидируют по числу абонентов системы ЭОКС?

Наибольшее число абонентов системы ЭОКС зарегистрировано в Южном и Центральном федеральных округах - 26,4 и 26,2 процента соответственно. На долю Приволжского федерального округа приходится 16,6 процента всех пользователей этой системы, Северо-Западного - 5,9, Уральского - 12,8, Сибирского - 10,2 и Дальневосточного - 1,9 процента.

Существуют ли законодательные препоны, которые, на ваш взгляд, сдерживают развитие безбумажных технологий сдачи отчетности?

Прежде чем ответить на ваш вопрос, напомню, что право представлять налоговую декларацию в налоговые органы в электронном виде, а не только на бумажном носителе появилось у налогоплательщиков после внесения соответствующих изменений[1] в статью 80 Налогового кодекса.

Для реализации положений этой статьи в МНС России разработан и утвержден ряд нормативных документов. Это, в частности, Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи[2], Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи[3]. Разработаны также Единые требования к форматам представления налоговой отчетности по региональным и местным налогам и сборам в электронном виде[4]. Хочу обратить внимание на такой факт: на сайте МНС России сегодня размещены форматы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде для 72 форм документов.

Таким образом, в настоящее время существует достаточная нормативная база для представления деклараций в электронном виде по каналам связи.

То есть, если налогоплательщик хочет отчитываться по телекоммуникационным каналам связи, никаких законодательных препятствий к этому нет?

Нет. Ограничение только одно - технические возможности налогоплательщика и инспекции.

Но ведь есть и другие способы сдачи отчетности в электронном виде, о которых мы с вами уже говорили. Например, если налогоплательщик заверит отчетную информацию, представляемую на тех же дискетах, электронной цифровой подписью, то ему не потребуется дублировать отчетность на бумаге. Но воспользоваться этим способом на практике налогоплательщики в большинстве своем пока не могут по очень простой причине: нет необходимых нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы выдачи и использования ЭЦП в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". В результате сдерживается развитие одного из наиболее доступных, как я считаю, способов представления отчетности.

В то же время, понимая, что эти временные трудности скоро могут быть устранены, мы со своей стороны проводим среди налогоплательщиков большую работу по популяризации реализованных и разрабатываемых способов сдачи отчетности в электронном виде. Так, мы максимально используем имеющиеся возможности налоговых органов по выдаче ЭЦП налогоплательщикам, а также продолжаем привлекать специализированных операторов связи. Но одних наших усилий в этом направлении явно недостаточно.

Представители МНС России не раз говорили, что одна из привлекательных сторон сдачи отчетности в электронном виде, с точки зрения налогоплательщика, - это возможность получить дополнительные услуги. Например, удаленный доступ к своему лицевому счету, электронные выписки о состоянии расчетов с бюджетом, доступ к своим данным в реестре юридических лиц Скажите, такие услуги уже предоставляются?

Безусловно, но не весь спектр перечисленных вами услуг. Пока речь идет только о получении налогоплательщиком информационной выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом. Такая возможность, напомню, предусмотрена приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705 "Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи". Более того, этим приказом утверждены форма и формат представления выписки в электронном виде, а также формат запроса от налогоплательщика на получение этой выписки.

Что касается других услуг, о которых вы упомянули, например прямого доступа к лицевому счету налогоплательщика, то здесь нужно иметь в виду следующее. Лицевой счет представляет собой аналитическую форму с информацией из различных информационных ресурсов налогового органа - "Обмен с казначейством", "Камеральные проверки", "Выездные проверки", "Результаты работы по зачетам и возвратам" и других. Поэтому основной подход к этой проблеме таков: речь идет не о предоставлении прямого доступа к лицевым счетам налогоплательщика, а об автоматизированном предоставлении конкретной информации по формализованному запросу налогоплательщика. Это могут быть сведения о текущих начислениях и поступлениях, задолженности, отсрочках, зачетах и возвратах, суммах начисленных и уплаченных налоговых санкций и пеней.

И как скоро налогоплательщики смогут получить доступ к подобным услугам?

Процедуры предоставления информации и соответствующие технологии еще требуют отработки. Поэтому прежде чем внедрять новые информационные услуги повсеместно, мы предполагаем осуществить пилотный проект на базе налоговых органов Москвы. Московские налогоплательщики, представляющие отчетность в электронном виде, первыми получат доступ к новым услугам. Причем речь идет не только о расширении спектра услуг, но и о новом качестве их предоставления.

По результатам реализации пилотного проекта в Москве планируется подготовка и утверждение нормативно-методологических документов, доработка программных средств, проведение опытной эксплуатации с применением действующих программных продуктов централизованной разработки, применяемых налоговыми органами. И только после этого данный опыт может быть распространен в налоговых органах других регионов.

В конце прошлого года МНС России выпустило ряд документов, в которых изложило правила ведения информационных баз налоговых органов, например, по учету камеральных проверок[5]. Насколько мы понимаем, министерство ставило целью перенести информационные ресурсы из инспекций на уровень регионального управления. Как продвигается эта работа?

Да, действительно, в 2003 году МНС России выпустило 23 приказа на эту тему. Ими утверждены состав и структура информационных ресурсов по различным направлениям налогового администрирования, а также методические рекомендации по ведению соответствующих ресурсов. Некоторые из информационных ресурсов я только что упомянул, когда говорил о доступе к лицевому счету. Из неназванных ресурсов - "Результаты работы по принудительному взысканию недоимки", "Учет ККТ" и другие.

Для чего нужна работа по формированию подобных ресурсов? Во-первых, мы провели инвентаризацию всех информационных ресурсов местного и регионального уровней. Во-вторых, мы проанализировали существующие информационные ресурсы на предмет их соответствия требованиям методологии и достаточности информации для формирования статистической налоговой отчетности. Информационные ресурсы, утвержденные приказами МНС России, налоговые органы ведут в обязательном порядке.

Как вы понимаете, перенести все информационные ресурсы, которые сегодня ведут местные налоговые органы, на региональный уровень - это очень сложная задача. И дело не только в больших объемах, а скорее в проблемах со средствами телекоммуникации.

Сейчас утвержден только один региональный ресурс, который формируется путем "поднятия" информации из ИМНС. Это информационный ресурс "Расчеты с бюджетом". В нем отражаются сведения по каждому налогоплательщику - юридическому или физическому лицу - о начисленных суммах, отсрочках, реструктуризации, зачетах, возвратах и так далее. Остальные информационные ресурсы утверждены для ведения их на местном или региональном уровне в зависимости от того, где проводится первичная работа и возникает информация для ввода в базы данных.

Владимир Васильевич, судя по вашим словам, в налоговых органах сегодня скапливаются гигантские массивы информации. Эти информационные ресурсы, безусловно, требуют автоматической обработки. Как помогают в этой работе уже существующие в Москве и Волгограде Центры обработки данных - ЦОДы?

Действительно, объем обрабатываемой информации растет с каждым годом. Я по собственному опыту знаю, что для получения необходимой информации сотрудникам министерства нередко приходится просматривать огромное количество документов, затрачивая массу рабочего времени.

В рамках федеральной целевой программы "Развитие налоговых органов (2002-2004 годы)", в частности, предусмотрено создание межрайонных инспекций МНС России по централизованной обработке данных. Что дает централизованная обработка данных? Прежде всего она позволяет повысить общую эффективность работы налоговых органов за счет перераспределения функций, специализации, а также использования высокопроизводительного оборудования. Таким образом, основная задача ЦОДов любого уровня - освободить налогового инспектора от рутинных операций, обеспечив его современными информационными технологиями. При этом концентрация такого оборудования в нескольких центрах - даже при жестком ограничении финансовых ресурсов и численности персонала - существенно снижает затраты на обработку больших потоков документов и данных.

Ведь что сегодня делают сотрудники московского и волгоградского ЦОДов? Они осуществляют сбор и обработку первичной информации, заносят ее в информационную систему МНС России, хранят архивы деклараций и иных документов, полученных от налогоплательщиков, печатают и рассылают налоговые уведомления. Помимо этого на основе имеющейся в базах данных информации в ЦОДе могут быть подготовлены практически любые аналитические материалы, которые требуются в работе сотрудникам налоговых органов. Специализированные программные комплексы позволяют в автоматическом режиме производить оценку и прогнозирование налогового потенциала как Российской Федерации, так и ее субъектов. Соответственно можно проанализировать эффективность работы налоговых органов - и федеральных, и региональных. Посредством удаленного доступа сотрудники налоговых органов могут получить практически любую информацию, хранящуюся в информационной системе МНС России.

По поводу обработки данных. С начала текущего года изменились формы многих деклараций: появились линейные штрих-коды, утверждена единая форма титульного листа. Помогли ли эти нововведения налоговому инспектору?

Я полагаю, что да. Судите сами. В ЦОДе обработка деклараций поставлена на поточный метод. Там налоговая декларация сканируется, как текст, а затем распознается и разносится в базы данных в установленных форматах. По данным Волгоградского ЦОДа, за рабочий день, то есть за 8 часов, 60 инспекторов обрабатывают 50 тысяч листов, один налоговый инспектор за 1 минуту обрабатывает в среднем полтора листа.

Кстати, специалисты МНС сейчас активно работают над технологией двухмерного штрих-кода в налоговых декларациях (расчетах). В основе этой технологии лежит использование штрихового кодирования всей информации, содержащейся в декларации, и специализированного считывающего оборудования - сканеров двумерных штрих-кодов. Эта технология позволит сразу считывать информацию из декларации, декодируя штрих-код, без дополнительного процесса распознавания. Поэтому ее применение даст возможность кардинально - в десятки раз по сравнению с бумажной технологией сократить время ввода документов в информационную систему. При этом гарантируются 100-процентное качество и достоверность вводимой информации. Но это дело будущего, так как для массового внедрения подобной технологии требуется большая подготовительная работа.



То есть в этом году двухмерные коды на декларациях не появятся?

Думаю, что нет.

А какова сегодня роль ЦОДов в сфере осуществления налогового контроля?

Централизация позволяет выполнить комплексный анализ имеющейся информации о конкретных налогоплательщиках. На его основе можно эффективно планировать проведение выездных налоговых проверок и соответственно минимизировать возможности налогоплательщиков по уклонению от налогообложения.

Владимир Васильевич, уточните, пожалуйста, о каких проверках идет речь.

Речь идет о развитии и широкомасштабном внедрении системы автоматизированной камеральной проверки. Эта система, в свою очередь, позволит осуществлять отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. При этом налоговый инспектор получает возможность оценить потенциальные суммы доначислений.

Ну что ж, важность ЦОДов для налоговых органов не вызывает сомнений. А что ЦОДы могут дать налогоплательщику?

Информационное обслуживание налогоплательщиков - это вторая по значимости задача ЦОДов. В перспективе мы планируем, что ЦОДы будут оказывать налогоплательщикам платные услуги по предоставлению сведений, имеющихся в нашей информационной системе. Естественно, речь идет только о сведениях, которые мы вправе предоставлять в рамках действующего законодательства.

Каковы планы министерства по дальнейшему созданию таких центров?

В ближайшее время ЦОДы будут созданы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Сейчас эти центры находятся в стадии становления. Кроме того, МНС России уделяет большое внимание развитию существующих центров в Москве и Волгограде. Сейчас строится новое здание для федерального и московского центров. Эти центры будут оснащены оборудованием, закупленным по кредиту, предоставленному Всемирным банком. Поставляемое оборудование уникально не только для России, но и для многих европейских стран. Его технические характеристики будут актуальными в течение многих лет.



Благодарим вас за подробные ответы.

Беседовали Татьяна Пономарева и Наталья Попова

[1] Эти изменения внесены Федеральным законом от 28.12.2001 N 180-ФЗ "О внесении изменений в статью 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации". - Примеч. ред.

[2] Утвержден приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169. - Примеч. ред.

[3] Утверждены приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705. - Примеч. ред.

[4] Утверждены приказом МНС России от 12.02.2003 N БГ-3-13/58@. - Примеч. ред.

[5] Приказ МНС России от 17.11.2003 N БГ-3-06/627@. - Примеч. ред.


www.rnk.ru

2004

Док. 512432
Перв. публик.: 28.08.04
Последн. ред.: 28.10.08
Число обращений: 175

  • Гусев Владимир Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``