В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью заместителя министра финансов РФ Дмитрия Панкина агентству ПРАЙМ-ТАСС Назад
Интервью заместителя министра финансов РФ Дмитрия Панкина агентству ПРАЙМ-ТАСС
Вопрос: Средства Фонда национального благосостояния будут задействованы в объеме 175 млрд руб для вложения на российском фондовом рынке. Каков будет механизм этих вложений? Когда эти средства будут выделены?

Ответ: Пока еще не все средства выделены. Это будет по согласованному графику c Внешэкономбанком, то есть они будут постепенно выбираться. Далее будут открываться депозитные счета в ВЭБе, которые будут использованы для субординированных займов. Эти средства /в объеме 450 млрд руб/ будут перечисляться также несколькими траншами. Сейчас они получили 100 млрд руб для ВТБ и 25 млрд для Россельхозбанка. Эти средства уже перечислены этим банкам. В ноябре мы планируем перечислить еще 100 млрд руб Внешэкономбанку для ВТБ.

Все нормативные акты есть, все готово. Сейчас все зависит от готовности ВЭБа и банков.

Вопрос: Какова будет конфигурация Фонда национального благосостояния после перечисления этих средств?

Ответ: Эти средства будут активами Фонда. То есть будет рублевый депозит под 7 проц годовых. Это не расходование средств Фонда национального благосостояния. Мы говорим о разных вариантах управления, но это не расходование средств. Средства фонда будут расходоваться на софинансирование пенсионных накоплений.

Вопрос: 21 октября 2008 вышел приказ Министерства финансов РФ N517 "О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния", где сказано, что до 40 проц средств Фонда может быть вложено в рублевые активы.

Ответ: Мы не ставим себе цель обязательно достигнуть этой планки. Это некий максимальный размер, который мы для себя определили. Цели достичь такого объема вложений нет. Сейчас перед нами определены меры по вложению средств Фонда, прежде всего, в банковскую систему, чтобы увеличить ее капитализацию. Больше пока не планируем. Пока мы считаем, что этого достаточно. Остальные средства должны быть размещены, как и ранее, в зарубежных финансовых активах.

Вопрос: В этом приказе также указывается, что средства не будут пока размещаться в акции и облигации зарубежных компаний, а также на депозиты зарубежных банков?

Ответ: Это сейчас мы определили, что мы вложили средства на депозит во Внешэкономбанке. Измениться ситуация, изменим приказ. Сейчас этих средств достаточно. Мы не собираемся покупать ни акций, ни облигаций зарубежных компаний.

Вопрос: А когда может быть окончательно определена структура вложения средств Фонда национального благосостояния в акции и облигации иностранных компаний?

Ответ: Прежде всего, она будет определена по мере готовности системы управления Фондом. Сейчас сохраняется позиция, что мы будем говорить об изменении механизма управления, о необходимости создания Государственного финансового агентства. Это будет согласовываться.

Вопрос: Когда может быть создано такое Агентство?

Ответ: Нам был поставлен срок корректировки положения "О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния" в октябре. Теперь мы это срок закрыли изменившимся положением. Сейчас мы буем дополнять новый порядок. Реально нам понадобиться не менее 2-3 недель на согласование этого документа с ведомствами и правительством. Таким образом, новый порядок мы выпустим не ранее середины ноября. Это будет порядок управления всеми средствами Фонда, который будет предусматривать создание Государственного финансового агентства.

Вопрос: Те средства, которые Минфин перечисляет сейчас Внешэкономбанку в размере 175 млрд руб могут быть каким-либо образом в дальнейшем переданы Госфинагентству?

Ответ: Сейчас этот депозит размещает Федеральное казначейство. После создания Государственного финансового агентства это будут средства, которые они будут размещать в ВЭБе. Просто будет другая сторона по размещению депозита. Деньги из Внешэкономбанка переводится куда-либо еще не будут.

Вопрос: Средства Фонда национального благосостояния в размере 0,6 проц ВВП предполагалось направить на софинансирование добровольных пенсионных накоплений. Сейчас предполагается, что эти деньги могут быть направлены на неувеличение налоговой нагрузки в связи с новым порядком взимания страховых сборов по увеличенной ставке. Каково может быть решение по этому вопросу?

Ответ: Вопросы по этой теме еще остались. Полной ясности нет.

Вопрос: Частные банки говорят о том, что они не могут получить доступ к кредитам Внешэкономбанка, так как средства выделяются исключительно российским компаниям реального сектора и госбанкам. Так ли это?

Ответ: Мне об этом ничего не известно. Во всяком случае, официальных или неофициальных инструкций с такими указаниями ВЭБу нет.

Вопрос: Сейчас вступил в действие новый механизм по предоставлению кредитных средств со стороны Банка России без залогового обеспечения. С другой стороны к концу года сокращаются свободные остатки средств федерального бюджета в Федеральном казначействе. Ожидается ли в связи с этим сокращение объема средств, размещаемых Минфином на депозитах коммерческих банков?

Ответ: Да, они будут меньше однозначно. Мы прогнозируем, что к концу года будут сокращаться свободные остатки. У нас не будет аукционов с размещением средств на депозитах на трехмесячный срок с настоящего момента. Мы оставим лишь аукционы по размещению средств на депозиты на 1 и 5 недель. Мы будем в принципе смотреть насколько необходимы нам эти аукционы. Для нас первая задача этих аукционов - поддержать ликвидность банковской системы. Вторая задача - заработать небольшие средства для бюджета. Так как первую задачу взял на себя Центральный банк, то мы будем смотреть, а есть ли смысл в дальнейшем проведении наших аукционов, не помещает ли это работе Банка России по регулированию ликвидностью.

Порядок проведения аукционов пока не меняется, но тех объемов, что были раньше, не будет. Пока трудно сказать какие объемы будут в дальнейшем размещаться на аукционах Минфина.

Вопрос: Каков может быть объем Фонда национального благосостояния на конец 2008 г с учетом снижения цен на нефть? Ранее вы говорили, что он может достигнуть порядка 100 млрд долл.

Ответ: Мы оценивали, что будет порядка 100 млрд долл. Я думаю, что сейчас с падением цен на нефть поступления средств в Фонд национального благосостояния сократятся. Такое серьезное падение цен на нефть приведет к сокращению. Но пока нам сложно оценить его объем по итогам 2008 г.

Вопрос: Россия провела первый раунд переговоров с Исландией о выделении этой стране кредита в 4 млрд евро. По итогам Россия запросила у этой страны дополнительную информацию по мерам, принимаемым страной в отношении стабилизации ее финансовой системы. С другой стороны сейчас Международный валютный фонд и ряд стран, в том числе Япония, рассматривает вопрос о выделении кредитов этой стране. Можно ли говорить о том, что Россия в этой ситуации кредит предоставлять не будет?

Ответ: Изначально в этом вопросе не было никакой политики. Это не помощь, это мы рассматривали как возможную диверсификацию вложений средств Фонда национального благосостояния с хорошей доходностью при минимальном уровне риска. Эта ситуация сложилась еще пару месяцев назад. Затем последовало стремительное ухудшение финансовой ситуации в Исландии, где фактически наступил коллапс банковской системы и объем рисков, связанный с предоставлением средств Исландии, значительно возрос. Сейчас это высокорискованное вложение и, если даже будет принято решение о выделении кредита, мы должны очень хорошо взвесить все риски.

Мы проанализировали информацию, которая есть и поняли, что риски велики. Сейчас мы не готовы принять решение, нам требуется дальнейшее изучение и анализ всех процессов, которые происходят в Исландии, что у них с банковской системой, как они разберутся с долгами банковской системы. Сейчас последние превышают ВВП страны в 10 раз. Какая часть этих долгов ляжет на государство. То есть сейчас сам государственный долг Исландии маленький порядка 15 проц ВВП. А с коллапсом банковской системы, если она возьмет на себя полностью или часть обязательств банковской системы, то кредитовать ее будет весьма сложно.

Сейчас они национализировали три крупнейших банка. Но они могут остаться самостоятельными юридическим лицами, отвечающими по своим обязательствам. Государство может не нести ответственности по их обязательствам. А если государство скажет, что мы гарантируем все счета, которые были открыты в этом банке, то это будет другая история.

Пока мы запросили у них информацию, касающуюся результатов переговоров с МВФ, с остальными странами-кредиторами, с решением проблем банковской системы. Нам нужно понимание, что там происходит в экономике, банковской системе. Пока дата очередных переговоров не зафиксирована.

Детали кредита мы пока не обсуждали. Ни суммы, ни процентной ставки. Нам нужно, прежде всего, принять принципиальное решение - да или нет.

Вопрос: Если будет принято решение МВФ о согласовании программы действий и выделении кредита Исландии, то это повлияет на возможное решение России?

Ответ: Это будет положительным аргументом. То появится какая-то оценка ситуации Международным валютным фондом и, как правило, такой кредит сопровождается согласованием мер экономической политик. Но это не будет автоматически означать предоставление кредита с нашей стороны. Ни в коем случае. Это независимые решения. Мы обмениваемся информацией с МВФ о том, какие решения они принимают, мы, со своей стороны, информируем их о ходе переговоров. Это не совместный план. Такого тоже нет.

Вопрос: Обращались ли другие страны к России с просьбой предоставить им кредитные ресурсы, в том числе страны СНГ?

Ответ: У нас есть обычная программа госкредитов. Других обращений пока не было.

Вопрос: Россия приняла решение о выделении госкредита Белоруссии в размере 2 млрд долл. Когда будут выделены эти средства и каковы будут условия их предоставления?

Ответ: 1 млрд долл мы предоставим в ноябре этого года и 1 млрд долл в 2009 г после принятия поправок в федеральный бюджет на 2009 г. В 1-ом квартале 2009 г эти средства будут выделены. Условия кредита еще обсуждаются. Они будут ближе к рыночным. Кредит предоставляется на 15 лет с 5-летним льготным периодом по выплате основного долга. Мы планируем, что эти кредиты будут связаны с принятием плана совместных действий, где будут определены меры экономического характера, которые белорусская сторона будет принимать, а также российская сторона. Там будут зафиксированы вопросы валютного курса, доступа российских компаний на белорусский рынок. Будут и вопросы приватизации в Белоруссии, платежного баланса Белоруссии. То есть мы планируем принять программы действий в экономической области.

На первом этапе мы планируем выйти на согласование меморандума, где будет говориться о предоставлении 2 млрд долл кредитных средств, о согласовании плана совместных действий, в котором будут обозначены вопросы платежного баланса, валютного курса, приватизации, сбалансированности бюджета. Затем будет подписано само соглашение о выделении 1 млрд долл. Это мы планируем сделать в ноябре.

Вопрос: Белоруссия заявила о своем намерении привлечь кредит от МВФ на 2 млрд долл для стабилизации торгового баланса, так как некоторые потребители не полностью рассчитываются за поставку белорусских товаров. Эта просьба обсуждалась с Россией?

Ответ: Мы обсуждали сейчас на переговорах эту тему. Эти обсуждения находятся на самой ранней стадии. Миссия МВФ еще не приезжала в Белоруссию. Мы не видим противоречий с тем, что Россия, в свою очередь, предоставляет кредит.

Изначально мы планировали предоставить Белоруссии только 500 млн долл. Потом мы пошли на увеличение суммы кредита до 1 млрд долл в этом году.

Вопрос: Ранее обсуждались перспективы выхода Белоруссии на российский фондовый рынок с размещение ценных бумаг. Сохраняется ли это намерение?

Ответ: Этот вопрос никто не снимал. Однако понятно, что на нынешнем рынке разместить ценные бумаги Белоруссии невозможно. Пока этот вопрос не обсуждается и не будет, видимо, пока не успокоится ситуация на финансовом рынке. Сомнительно, что это произойдет за 2-3 месяца.

Вопрос: Будет ли этот кредит связан с использованием российского рубля как общей валюты расчетов или резервной валюты?

Ответ: Пока еще все детали не согласованы. Есть понимание, что надо оговаривать и вопросы использования российского рубля во взаимной торговле. Как это все будет окончательно сформулировано мы пока не договорились.

Вопрос: В какой стадии сейчас находятся переговоры РФ со Всемирным банком по досрочному погашению долга нашей страны пред этой организацией? Целесообразно ли это в настоящий момент?

Ответ: Да, предварительные переговоры были. Мы посчитали и решили не заниматься этим. Там возникают определенные дополнительные комиссии, которые мы должны уплачивать Всемирному банку за досрочное погашение долга. Условия кредитов сейчас достаточно льготные, ниже рыночных. Таких денег на рынке нам не найти. Поэтому мы посчитали, что нет экономической целесообразности эту задолженность погашать досрочно. На размещении средств Фонда национального благосостояния мы зарабатываем то же самое, если не больше.

Вопрос: А какова сейчас доходность размещения средств Фонда национального благосостояния?

Ответ: Она довольно приличная. Особенно сейчас, когда прекратилось укрепление рубля. Мы получали доход за счет купонных платежей, а основная часть по переоценке из-за укрепления курса рубля была отрицательная. Сейчас у нас везде положительный доход, даже по основной части. Поскольку средства национальных фондов размещены в коротких высоколиквидных инструментах, то сейчас они не падают в цене, а некоторые даже дорожают.

Вопрос: Вы провели переговоры с Всемирным банком. Какие новые направления сотрудничества обсуждались, в частности, заинтересована ли Россия задействовать гарантийные механизмы Всемирного банка от некоммерческих рисков, которые могли бы способствовать привлечению инвестиций в Российскую Федерацию?

Ответ: Да, у нас есть совместный проект со Всемирным банком по механизму взаимных гарантий, когда он дает гарантии, Российская Федерация со свое стороны дает гарантию. Это механизм разделения риска при участии инвестора в том или ином проекте. Этот проект идет, и конкретных итогов пока нет. В следующем году этот проект, возможно, начнет реализовываться.

Вопрос: ВЭБ завершил процесс приема заявок на обмен "коммерческой" задолженности. Сколько уже требований предъявлено? В каком объеме они удовлетворены?

Ответ: Об удовлетворении вообще говорить рано. Мы не можем пока получить информацию об общем объеме заявок. Окончательных данных из Внешэкономбанка пока нет. Мы ожидали заявок максимум на 600-700 млн долл. Назвать какую-то другу цифру пока нельзя. В любом случае наша задача полностью закрыть тему "коммерческого" долга.

28.10.2008 09:46

http://www.prime-tass.ru/

Док. 512350
Опублик.: 28.10.08
Число обращений: 16

  • Панкин Дмитрий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``