В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Станислав Грушевский: Беспроигрышные конкурсы. Назад
Станислав Грушевский: Беспроигрышные конкурсы.
На днях в Министерстве обороны России был выявлен факт хищения бюджетных денег.
Общая сумма ущерба составила 11 миллионов рублей. Как деньги, направленные на научно-испытательные цели и разработки, оседают в карманах госслужащих?

В середине октября МВД и ФСБ, проводя расследование в рамках оперативно-розыскных мероприятий по предотвращению хищений денежных средств из бюджета, обнаружили в одном из главных министерств страны факты незаконного использования государственных средств в собственных интересах.

В 2006 году Центральному научному исследовательскому институту Министерства обороны было выделено 9 миллионов рублей на научные разработки. Было решено для решения некоторых задач использовать сторонние организации. В результате, конкурс организаций-исполнителей выиграла "Ассоциация делового сотрудничества специалистов 26 ЦНИИ Министерства обороны Российской Федерации".

Как стало известно только сейчас, все те, кто выбирали исполнителя этого проекта, т.е. члены конкурсной комиссии, являлись одновременно и соучредителями данной ассоциации, и таким образом проголосовали за самих себя. Деньги переводились на счета фирм-однодневок, а всю реальную работу по научным разработкам выполняли другие службы в Министерстве обороны. Всего с данной фиктивной ассоциацией было заключено 12 договоров на общую сумму 11 миллионов рублей. На данный момент возбуждено уголовное дело по статье мошенничество.

Фиктивный конкурс, как это не печально, стал уже вполне проверенным способом для желающих присвоить себе часть государственного бюджета. Другой популярный способ - откаты.

В декабре того же 2006 года разразился крупный коррупционный скандал. Были раскрыты сделки между Пенсионный фондом России и рядом компьютерных фирм. Последние поставляли фонду компьютерную технику по явно завышенным, в несколько раз превышающим рыночные, ценам. За такую щедрость владельцы фирм возвращали часть денег непосредственно в карманы нужных людей. Всего таким образом было куплено 20 тысяч компьютеров и около 1 тысячи серверов. Общая сумма сделок превысила 1 млрд. рублей.

Согласно федеральному закону, регулирующему проведение подобных трендов, победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта. Среди участников конкурса, проводимого Пенсионным фондом, был ряд фирм, предлагавших свои услуги на более выгодных условиях. Более того, в законодательстве разрешено использовать закрытый тип конкурсов только в тех случаях, когда речь идет об услугах, связанных с государственной тайной. Таким образом пытались ограничить проведение другого вида фиктивных конкурсов, на которых из-за сознательных ограничений присутствует только единственная нужная компания-исполнитель.

Федеральный закон касается только размещения государственных заказов. Вместе с тем необходимо регламентировать формирование государственных заказов и осуществление контроля за реализацией. Это единая цепочка, и все звенья одинаково важны,- прокомментировала Ирина Рукина, доктор экономических наук, член координационного совета межрегиональной общественной организации Комитет по борьбе с коррупцией. - Кроме этого нет равного доступа претендентов к заказам и подрядам. Это критично для малого бизнеса в той же сфере ЖКХ. Процветающая в России система "откатов" возникла из за непрозрачности законодательства в этой сфере.. По мнению эксперта, для противодействия коррупции необходимо существование института независимой экспертизы, а также отстуствие посредников при размещении госзаказов.

"Сегодня коррупция стала системным политическим явлением, а ее масштабы угрожают национальной безопасности России", - подчеркивает Геннадий Гудков, депутат Государственной думы. По данным некоторых экспертов объем коррупции у нас в стране сейчас превышает 400 млрд. долларов.

Для того чтобы исправить ситуацию необходимо провести в жизнь целый ряд антикоррупционных решений. Многие органы государственной власти должны стать информационно более открытыми. Это увеличит реальную эффективность всех тех программ, о которых любит заявлять правительство в СМИ. Сейчас же ситуация довольно сложная, т.к. многие документы сознательно укрываются даже от депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Так до сих пор мы, налогоплательщики, не имеем четкого ответа на вопрос: где и в какой валюте расположен наш Стабфонд.

Для того чтобы приоткрыть занавесу тайны над деятельностью многих министерств, необходимо внести изменения в закон о предоставлении информации о деятельности госорганов. О необходимости более открытого доступа к информации о доходах и проводимых операциях чиновника, а также сокращения самого чиновничьего аппарата, уже давно говорили многие эксперты. Между тем, сейчас конкурсные комиссии, которые и выбирают исполнителя государственного заказа, на 100% состоят из чиновников. Следует, наконец, законодательно закрепить саму формулировку термина коррупция. Многие из этих пунктов нашли отражение в недавно разработанном законодательном плане по противодействию коррупции. Сейчас он проходит стадию обсуждения в обеих палатах парламента.

Эффективность этого плана во многом зависит от того, насколько открытой и конструктивной получится дискуссия вокруг него. Широкое обсуждение плана, а также особое внимание ко всем поступающим предложениям, должны стать гарантией его работоспособности.

Станислав Грушевский.

28 октября 2008 года.
www.viperson.ru

Док. 512341
Перв. публик.: 28.10.08
Последн. ред.: 29.10.08
Число обращений: 218

  • Гудков Геннадий Владимирович
  • Грушевский Станислав

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``