В Кремле заявили об отсутствии информации об уходе Матвиенко из Совфеда
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Владимир Андрианов: О возможных подходах к реформе мировой финансовой системы Назад
Владимир Андрианов: О возможных подходах к реформе мировой финансовой системы
Уникальность и глубина нынешнего финансового кризиса состоит в том, что произошло совмещение циклического, структурного, кредитного, фондового и банковского кризиса.

Сложившаяся ситуация усугубились кризисом доверия, как со стороны коммерческих агентов, так и со стороны широких слоев населения.

Глобальный финансовый кризис поставил на повестку дня необходимость кардинальной перестройки мировой финансовой системы.

Серьезные изменения необходимы практически во всех сегментах финансового рынка - валютном, банковском, кредитном, фондовом и др.

Будущая реформа валютной системы должна положить конец доминированию доллара США в глобальной экономике в качестве основной расчетной валюты.

Это может быть законодательно закреплено в новой валютной системе, необходимость разработки которой стала очевидной в результате финансового кризиса.

При этом Россия на равных с ведущими странами мира должна принять непосредственное участие в разработке новых принципов такой системы.

Справочно: Парижская валютная система (1867 - 1922 гг.), Генуэзская валютная система (1922 г. - 1930- е годы.), Бретон - Вудская валютная система (1944 - 1978 гг.), Ямайская валютная система (1978 г. - настоящее время).

Одним из краеугольных принципов новой валютной системы может стать создание валютных зон.

В этой связи, необходимо стимулировать региональную экономическую интеграцию, в результате которой могут сформироваться валютные зоны, с региональными, свободно используемыми (резервными) валютами.

В перспективе такими зонами могут стать:

· рублевая зона (Россия, Союзное государство России и Белоруссии, ЕврАзЭС и отдельные страны СНГ);
· зона юаня или йены (Китай, Япония страны АСЕАН и другие страны Азиатско-тихоокеанского региона);
· валютная зона стран Латинской Америки на базе стран - участниц МЕРКОСУР (Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай, Венесуэла) и стран Андской группы (Боливия, Колумбия, Перу, Венесуэла, Эквадор);
· зона "золотого динара" - арабские страны Ближнего и Среднего Востока и другие мусульманские государства (примерно около 55 стран-членов Исламского банка развития).

Появление региональных, свободно используемых (резервных) валют, наряду с долларом США и евро смогут значительно повысить устойчивость мировой финансовой системы.

Ослаблению позиций доллара США в качестве основной расчетной валюты будет способствовать переход в торговых операциях между странами в их национальных валютах.

В последние десятилетия прошлого столетия масштабные спекуляции на мировом валютном рынке не раз приводили к общей финансовой дестабилизации и валютным потрясениям в отдельных странах мира.

Для стабилизации мировой валютной системы, предотвращения валютных спекуляций как весьма действенную меру можно рассмотреть вопрос об установлении фиксированных валютных курсов.

Справочно: На протяжении 13 лет, когда в мировой финансовой системе действовали фиксированные валютные курсы (1960-1972 гг.) реальные темпы экономического роста в большинстве стран были вдвое выше, чем за такой же период после введения плавающих курсов.

Более того, после отмены фиксированных курсов обострились наиболее чувствительные для населения проблемы - инфляция и безработица, уровень которых в период действия Бретон-Вудской системы был значительно ниже.

Фиксированные валютные курсы могут быть установлены, прежде всего, для стран "большой восьмерки", стран БРИК и крупных торговых держав.

В качестве радикальной меры для финансовой стабилизации следует рассмотреть вопрос о возможном возврате к золотому или золотовалютному (золотодевизному) стандарту, который был бы реальным обеспечением устойчивости национальных валют большинства стран мира.

В период кризиса проявились серьезные изъяны в мировой банковской системе, в том числе и в деятельности международных финансовых организаций.

Кардинального реформирования требует Международный валютный фонд (МВФ), на базе которого было бы целесообразно создать глобальный финансовый регулятор.

Основной функцией МВФ должно стать предупреждение и недопущение глобальных и страновых финансовых кризисов, а не запоздалая помощь в их ликвидации.

Как альтернативу можно рассматривать возможность создания нового международного финансового института с аналогичными задачами глобального регулятора.

Базельскому комитету по банковскому регулированию, исходя из уроков нынешнего финансового кризиса, следует внести существенные коррективы в основополагающие принципы и соглашения в плане ужесточения нормативно-правовой базы регулирования и надзора за деятельностью банковских институтов во всех странах мира.

Более тесной должна стать координация денежно-кредитной политики между Центральными банками ведущих стран мира по выработке единых подходов к установлению уровня ставки рефинансирования, кредитной, курсовой и антиинфляционной политике.

Банкротство известных коммерческих и инвестиционных банков в период финансового кризиса поставило под сомнение эффективность и объективность деятельности многих мировых рейтинговых агентств, призванных официально подтверждать финансовую состоятельность и надежность, как финансовых институтов, так и суверенных государств.

Очевидно, эти организации также требуют реформирования, в том числе за счет и увеличение юридической и уголовной ответственности за результаты их деятельности. Рейтинговые агентства должны уменьшать, а не увеличивать финансовые риски.

Назрела необходимость создания новой международной организации, регулирующей движение капитала в глобальной экономике, в том числе деятельность оффшорных центров, принципы трансграничных слияний и поглощений и др.

Такая организация может быть создана по аналогии с Всемирной торговой организацией (ВТО) и на базе уже существующих международно-правовых соглашений в инвестиционной сфере.

Одной из основных причин фондового кризиса стала значительная перекапитализации мировой экономики. Капиталоемкость мирового ВВП в 2007 г. составила около 120%, что значительно превышает допустимые пределы.

При этом в общем объеме капитала значительно возросла доля не реального, а спекулятивного капитала. По самым скромным оценкам выпуск производных финансовых инструментов различного рода деривативов в 2008 г. составлял около 63 трлн. долл. США, что сравнимо со стоимостью реального мирового ВВП.

В этой связи целесообразна разработка системы мер по защите фондового рынка от масштабных спекуляций. Необходимо найти механизмы, которые не допускали бы разрастание фондовых "пузырей" до критических размеров, разрушающих нормальное функционирование мирового рынка капиталов.

Мировому сообществу и отдельным странам мира понадобиться значительное время, чтобы преодолеть возникший кризис доверия коммерческих организаций и широких слоев населения к традиционным финансовым институтам.

Для ликвидации последствий финансового кризиса необходима тесная координация деятельности ведущих стран мира, как на уровне глав государств и правительств, так и на уровне бизнес сообществ и средств массовой информации

Мировой финансовый кризис поставил точку в долгом споре между "кейнсианством" и "монетаризмом" о роли государства в регулировании экономических процессов.

Кризис показал несостоятельность концепции монетаризма, в основе которой лежит положение о том, что априори рынки конкурентны и рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия.

В разгар финансового кризиса практически все ведущие промышленно развитые страны вынуждены были перейти на "ручное" управление экономикой.

Без существенных государственных вливаний денежных средств в экономику и национализации обанкротившихся финансовых институтов большинство стран были бы обречены на финансовый коллапс, как это произошло с Исландией.

Поэтому после кризиса для многих стран мира основной проблемой будет создание саморегулирующейся экономической системы, способной к гибкому реагированию на новые вызовы современности.

28.10.2008
www.viperson.ru

Обсудить на форуме viperson


viperson.ru

Док. 512296
Перв. публик.: 28.10.08
Последн. ред.: 03.11.10
Число обращений: 341

  • Андрианов Владимир Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``