В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Ирхин: Политология: Глава 3. Политическая и правовая мысль Древней Греции и Рима. Назад
Юрий Ирхин: Политология: Глава 3. Политическая и правовая мысль Древней Греции и Рима.

Глава 3.


Политические и правовые идеи Древней Греции и Рима



Человек - мера всех вещей (Протагор).

Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели (Цицерон).



1. Особенности полисных отношений и их влияние на общество.


Для рассмотрения древнегреческих политических идей желательно иметь хотя бы общее представление о полисе - сложном социально-политическом образовании, в котором проходила общественная и экономическая жизнь расматриваемого историко-географического региона.


Полис (греч. polis) - общество особого типа, городская гражданская община или гражданский коллектив, римская гражданская община - civitas, город-государство, специфическая форма социально-экономической и политической организации античного общества на определенной степени его развития. Характерен для Древней Греции (около VIII-IV вв. до н. э.) и Древней Италии (I-II вв. н. э.). Значение полиса далеко выходит за рамки своего времени. Без уяснения его природы невозможно осмыслить историю античности, понять своеобразие, содержательный смысл производных от слова полис терминов - политика, политическое, полития, политический человек и др., роль и место политики в жизни индивида, общества.


Известный российский исследователь проблем полиса Ю.С. Коноплин справедливо отмечает, что содержание понятия полис исторически изменялось. Первоначально этим словом обозначали укрепленное место, цитадель. Не случайно Акрополь в Афинах долгое время, по свидетельству Фукидида, назывался полисом. В момент своего появления на исторической сцене (VIII-VI вв. до н. э.) греческий полис мало отличался от таких поселений, как городище (град) у древних славян, oppidum (укрепленное место) у кельтов. В литературе широко распространена формулировка, определяющая полис как город-государство (der Stadtstaat, the city state), в смысле самостоятельного политического образования в виде города и его округи.


Однако такая интерпретация полиса не вполне исторична, ибо древние не знали понятия "государство" и естественно не могли отождествлять полис с городом-государством. Эта формулировка появилась в Средние века и связана с переводом Политики Аристотеля на латинский язык, осуществленном в 13 в. нидерландским схоластом Вильямом ван Мербеком. Трактовка полиса как города-государства неточна и в том отношении, что она затушевывает содержательный смысл этого уникального образования. Фукидид свидетельствует, что полис - это, прежде всего, люди, мужи, а не стены города и не корабли.


Более точные позиции в трактовке понятия "полиса" представлены в сочинениях Платона и Аристотеля. Платон связывает возникновение полисной жизни с инстинктом выживания и заинтересованностью людей в облегчении условий жизни, т.е. с экономической выгодой, поскольку отдельный человек вне сообщества себе подобных не может удовлетворять свои материальные интересы. У Платона полис выступает в виде большой семьи. Отношения в семье переносятся на отношения в полисе. Политическая жизнь полиса трактуется Платоном как сфера преимущественно государственных дел, и поле политики ограничивается рамками преимущественно государственного управления.


Аристотель, объясняя возникновение полиса, рассматривает человека в связи с миром человеческих взаимоотношений, спектр которых много шире и не сводится к физическому выживанию, экономической выгоде. Исследуя дополисные формы общностей людей, он не только выделяет семью, селение - формы организации жизни людей, предшествующие полису, но и в целом достаточно определенно проводит различие между социальной и политической заинтересованностью индивидов в полисной организации жизни. Аристотель не случайно относит полис к собственно политическому образованию, в котором человек реализует себя. Политическая сфера была для него средой едва ли не обыденной, естественной жизни. В полисе, по Аристотелю, могут быть объединены только люди, обладающие определенными качествами, основным из которых является свобода, т. е. носителем полисной жизни он считает политического человека (zoon politicon) - свободного гражданина, наделенного правами и обязанностями, самостоятельно решающего вопросы своего жизнеустройства на основе выбора из множества альтернатив. Отсюда политическое Аристотель рассматривал как результат деятельности людей, а политику - как дело каждого свободного гражданина.


На основе исследований античных авторов, а также современных ученых полис предстает перед нами как уникальное явление, характерное для греко-римского мира, не имеющее аналога в последующей истории развития общества, как образование, структурообразующими элементами которого являются: специфическая материальная база, право земельной собственности; институт гражданства, наличие гражданских прав независимо от того, где находятся его собственность и место жительства - в границах города или сельской местности; особые формы самоуправления коллектива и, прежде всего, народное собрание и связанная с ним военная организация полиса - народное ополчение; прямое народоправство; наличие выборных органов: Совета и магистратур; сравнительно небольшая территория и численность населения. В основе полиса лежит гражданская общность, его первое, главное и необходимое условие.

Учебник. 2-е изд., доп. М., Российская академия государственной службы и Российский Университет дружбы народов, изд-во Экзамен, 2007. - 854 с.



Док. 512194
Опублик.: 28.10.08
Число обращений: 100

  • Ирхин Юрий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``