В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Ирхин: рабочая программа по курсу Политический менеджмент Назад
Юрий Ирхин: рабочая программа по курсу Политический менеджмент
Тема 1. Предмет и объект политического менеджмента
Место политического менеджмента в системе политологических дисциплин.
Процесс формирования науки политического управления как единой отрасли научного знания. Целостное освоение окружающего мира, системное воздействие на все сферы общественной жизни (экономическую, социальную, политическую, духовную) в их интегральном качестве. Политическая кибернетика.
Понятие политического управления. Политическое управление как предмет изучения многих наук, под углом зрения их управленческих возможностей. Управление как наука и искусство.
Соотношение функций управления и политической системы. Государство как центральный институт (организация) политического управления. Политические и неполитические функции политического управления.
Общий и специальный менеджмент. Политический менеджмент как вид специального менеджмента. Политический менеджмент как политико-управленческая политологическая дисциплина; наука, искусство и практика эффективного управления, система практических рекомендаций в политике.
Значение политических технологий в политическом менеджменте. Политические технологии как совокупности последовательно применяемых процедур, приёмов и способов деятельности, направленных на преобразование (изменение) состояния объекта в сфере политики, достижение заданного результата (цели).
Объекты и субъекты политического менеджмента. Политическая организация, её внутриорганизационные процессы и взаимодействие с внешней средой как объекты изучения политического менеджмента. Принципы, методы и технологии управления организацией в политической сфере как предмет политического менеджмента.
Возрастание политического менеджмента в современных условиях. Виды и направления политического менеджмента: политико-организационный, политический имиджмейкинг, политический РR, политический брендинг, электоральный менеджмент, регулирование политических конфликтов, лоббистская деятельность, заключение политических союзов и соглашений, политическое консультирование.
Маркетинговые технологии в политическом менеджменте. Сущность и задачи политического маркетинга. Соотношение понятий: политический менеджмент, политический маркетинг, public relations. Политический менеджмент как профессия.
Методология политического менеджмента. Теоретический и концептуально-прикладной политический анализ: общее и особенное; концепция полезного знания. Классические и современные, общие и частные методы политического менеджмента. Разновидности политических технологий. Особенности политического менеджмента как политико-управленческой дисциплины.

Тема 2. Власть как совокупность функций управления
Политическая власть, её эффективность, легальность и легитимность. Институализация функций политической власти. Принцип разделения власти, его функциональные и социальные предпосылки.
Эффективность политической власти. Критерии оценки. Методики измерения эффективности власти.
Соотношений понятий легальности и легитимности политической власти. Структура легитимности. Нормативная основа легитимности. Её идеологический, моральный и правовой компоненты. Уровни легитимности.
Процессы легитимации и делигитимации. Легитимность и эффективность политической власти, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Классификация политических систем по критериям легитимности и эффективности.
Институциализация политических интересов. Особенности конкурентной среды в публичной политике. Структура политического рынка. Государство, бизнес и НПО как акторы политического рынка, публичной политики. Политический рынок и политический менеджмент. Политический рынок в теориях Й.Шумпетера, П.Бурдье и др.
Легитимность и эффективность политической власти в России. Методики и параметры её анализа. Власть, управление и публичная политика в России.

Тема 3. Эволюция теорий менеджмента, их роль в политическом управлении: школы, современные подходы, анализ
Исторические, политические, социальные, экономические, организационные и цивилизационные предпосылки и условия возникновения менеджмента. Основные этапы и направления развития теории менеджмента: научный менеджмента (Ф. Тэйлор), классический менеджмент (А.Файоль), школа человеческих отношений (Э.Мэйо), бихевиористское направление и др.
Современные школы менеджмента. Кибернетические теории политической системы общества и политического управления. Поведенческие теории (социологические, социально-психологические, рационального выбора, когнитивные и др.). Менеджмент в условиях глобализации, информационной эпохи, постиндустриальных вызовов и глобальной конкуренции.
Национально-цивилизационные особенности управления и их отражение в менеджменте. Особенности менеджмента в условиях современной России. Зарубежные и российские школы и центры политического менеджмента.

Тема 4. Основы управления организацией в политической сфере
Понятие и виды организационных структур. Организация как явление и процесс. Теория организации, теория систем и теория управления: общее и особенное. Социальная организация, виды социальных систем. Политическая организация. Понятие разнообразия, принцип необходимого разнообразия, разнообразие и эффективность политического воздействия.
Субъект и объект политического воздействия. Механизмы политического воздействия на социальном, социально-психологическом и внутриличностном уровнях, их классификация. Участие политических организаций (формальных и неформальных) в формировании политических установок и ориентаций граждан. Механизмы политического контроля и внутриличностные регуляторы политического поведения.
Политические и управленческие цели в политическом менеджменте. Управление и самоорганизация, их соотношение и функции. Пределы возможностей управления. Адаптация и развитие как функции политической системы и политического управления. Сохранение и развитие общества как высшая цель политического управления.
Планирование как функция политического менеджмента. Стратегическое и тактическое планирование.
Содержательные и процессуальные теории мотивации. Когнитивная теория политического действия. Возможности и ограничения управления мотивацией в организациях и политических кампаниях. Основные задачи управления мотивационными процессами в политическом менеджменте.
Контроль как функция политического менеджмента. Виды и методы контроля.
Принцип обратной связи и его роль в политическом менеджменте. Понятия контроля и обратной связи в социальной теории и теории управления. Политическая обратная связь. Функции обратной связи и механизмы их реализации. Институированные и неинституированные механизмы обратной связи. Демократизация как процесс институирования обратной связи. Основные параметры обратной связи. Моделирование обратной связи, особенности российской модели.

Тема 5. Политический выбор и принятие решения в органах власти и управления
Понятие политического решения. Сущность принятия решения, его место среди других функций управления. Особенности политического решения. Политическое решение как выбор в аспекте коллективного действия. Влияние ситуации на подготовку и принятие решений, основные параметры ситуации.
Управленческое решение: субъекты и лица, типы, особенности, этапы. Основные понятия метода решения в политологии. Ведущие подходы к принятию политических решений. Типология принятия решений. Нормативная и поведенческая концепции принятия политического решения. Стратегии и методы принятия решений, особенности принятия решений на индивидуальном и групповом уровнях. Открытые и закрытые решения - информационная политика в политическом управлении.
Значение политического консультирования в процессе принятия политических решений. Роль и задачи политических консультантов.
Методы разработки, принятия и реализации политических решений. Принятие решения: ориентация на ценности и на решение проблем. Этапы принятия рационального решения. Параметры и правила, методы подготовки и принятия решений. Процесс принятия политического решения. Выбор способа политического действия. Особенности процедур принятия политических решений в органах государственной власти: федеральный и региональный уровни.
Моделирование принятия политического решения. Сравнительный анализ и критерии принятия решений.

Тема 6. Коммуникационный менеджмент в политике
Понятие информация и его роль в современном управлении. Политическая информация как ориентирующее знание о политической системе, процесс обеспечения информационных потребностей общества, важнейшая часть интеллектуальной собственности.
Классификация информации по различным основаниям: сферам общественной жизни, источникам поступления (внешняя и внутренняя), формам носителей, видам основных функций управления (прогнозная, регулятивная, контрольно-учебная и др.).
Этапы коммуникационного процесса. Основные каналы и средства политической коммуникации.
Коммуникации в политическом менеджменте. Основные виды убеждающей коммуникации. Модульная схема убеждающей коммуникации. Использование информационного ресурса для эффективного управления. Роль современных СМИ в политическом управлении. Интернет-технологии в политическом менеджменте.
Политический РR. Политический имиджмейкинг. Манипуляция общественным мнением.

Тема 7. Политический лидер управленческого типа
Политический лидер как особый тип лидера управления. Его политические, социально-психологические и профессиональные особенности.
Модель личности управленца. Необходимость разносторонних знаний, высокая общая, интеллектуальная и нравственная культура, творческое воображение, способность выдвигать новые идеи и привлекать людей к их реализации и др. Профессиональные требования к личности управленца: грамотное выдвижение целей, умение их инициировать и находить оптимальные методы достижения.
Стиль управления. Профессионально-личностная модель лидера управленческого типа.
Требования современной управленческой революции к лидерам управленческого типа. Особенности формирования и специфические черты политической элиты современной России. Понятие политическая бюрократия.
Роль политического лидерства в реализации политико-административных реформ. Современное понимание роли государственной гражданской службы. Анализ состояния, развития и функционирования государственной гражданской службы в Российской Федерации, её результативности и проблем. Методики изучения эффективности политико-административных реформ и деятельности государственной гражданской службы в различных странах.

Тема 8. Принятие решения в органах власти и управления. Деловая игра с использованием компьютерных технологий
Слушателю будет предложено охарактеризовать конкретное политическое решение, с использованием материалов, полученных от преподавателя через интернет-форум. При этом ему следует дать мотивированные ответы на следующие вопросы и принять участие в дискуссии с другими слушателями группы:
- является ли это решение политическим?
- если да, то, к каким типам политических решений (по различным основаниям классификаций) следует его отнести?
- какие стадии прошло это решение в процессе его принятия и каково было их содержание?
- какие факторы и как повлияли на принятие этого решения?
- каким методом оно принималось?
- как проводился мониторинг реализации этого решения, каковы его результаты?
- как использовался принцип обратной связи применительно к этому решению?
- какова роль политического консультирования при принятии этого решения?
- какое возможное решение принял бы слушатель в сходной ситуации?

Тема 9. Политическая кампания как вид управленческих отношений
Понятие и виды политических кампаний. Особенности менеджмента в политической кампании. Основные подходы к планированию и организации политических кампаний. Особенности маркетингового подхода.
Политическая кампания как технологический процесс. Понятие и виды политических технологий. Нелегитимные политические технологии и методы борьбы с ними.
Менеджмент в избирательных кампаниях Понятие и типы избирательных кампаний. Функции менеджмента в избирательной кампании. Маркетинговые основы избирательной кампании.
Стратегия избирательной кампании. Цели, ресурсы и целевые аудитории в избирательной кампании. Функциональная структура избирательного штаба. Тактика избирательной кампании.
Информационно-аналитическое обеспечение избирательной кампании. Коммуникация в избирательной кампании.
Оценка эффективности политической кампании. Понятие и виды эффективности. Основные подходы к оценке эффективности политической кампании. Методы оценки эффективности политической кампании.

Тема 10. Методы сравнительного и многомерного статистического анализа политических систем и политического менеджмента
Теоретико-методологические основания анализа политических систем и политического менеджмента.
Методы сравнительного анализа. Методы многомерного статистического анализа. Опыт классификации политических систем современных государств и структур управления. Индексы: обоснования и структура. Система индексов и рейтингов. Россия в многомерных классификациях.

В результате изучения курса Политический менеджмент студент должен обладать следующими компетенциями:
- знание теоретико-методологических основ и принципов политического управления и владение навыками использования их основных положений на практике;
- знание современных технологий принятия политических решений и способность их практического применения;
- способность осуществлять анализ выбора оптимальных методов политического решения для совершенствования деятельности организации;
- владение современными методами оценки политического управления организаций и отношений;
- способность самостоятельного приобретения новых знаний по теории политического менеджмента и их практического применения;
- способность самостоятельного приобретения новых знаний по теории политического менеджмента и их практического применения;
- профессиональным умением анализа роли политического лидера;
- опытом классификации политических систем современных государств и структур управления на основе методов сравнительного и многомерного статистического анализа.

Рекомендуемая литература
1.    Послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации (2000-2008 гг.). - М., 2008.
2.    Бахрах Д.Н. Государственная служба России: учеб. пособие. М.: Проспект, 2007.
3.    Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление. М., 2006.
4.    Глобальное управление: учеб. пособие /Под ред. А.И. Соловьёва. - М.: ИНФРА-М, 2007.
5.    Государственная политика и управление. Учебник в 2 ч./Под ред. Л.В. Сморгунова. М.: РОССПЭН, 2007.
6.    Данилина В.В., Луканина М.В., Минаева Л.В., Салиева Л.К. Связи с общественностью. - М.: Аспект пресс, 2007.
7.    Дегтярев А.А. Принятие политических решений. М., 2004.
8.    Ильясов Ф. Политический маркетинг. - М., 2001.
9.    Ирхин Ю.В. Политическое управление и прогностический подход к политике / Социология власти. Журнал Российской академии государственной службы при Президенте РФ, 2007. - N2
10.    Ирхин Ю.В. Новое государственное управление и проблемы эффективности государственной службы в современной России // Государственное управление в 21 в.: традиции и новации. М-лы Международной конференции. в МГУ 31 мая - 2 июня 2007 г /Отв. ред. проф. Л.И. Семеникова. - М., 2007.
11.    Козырев Г.И. Политическая конфликтология: учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2008.
12.    Компьютерное моделирование менеджмента: учебник /Под ред. Н.П. Тихомирова. - Изд-во Экзамен, 2007.
13.    Орлов А.И. Теория принятия решений: учебник. 2-е изд. - М : Экзамен, 2007.
14.    Перегудов С.П. Крупная корпорация как субъект публичной политики: учеб. пособие. - М.: ГУ ВШЭ, 2007.
15.    Политический атлас современности: Опыт многомерного статистического анализа политических систем современных государств /Под ред. проф. А.Ю. Мельвиля. - М., МГИМО, 2007.
16.    Политология и политико-государственное управление в современной России. Доклады Международной. науч. конф. в Российской академии гослужбы при Президенте РФ. М.: Изд-во РАГС, 2007.
17.    Туронок С.Г. Политико-управленческие теории // Политология: лексикон /Под ред. проф. А.И. Соловьёва. - М., МГУ, РОССПЭН, 2007.
18.    Управление общественными отношениями. Учебник / Под общ. ред. проф. В.С. Комаровского. - М., Изд-во РАГС, 2003, 2008.
19.    Шабров О.Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. - М.: ИНТЕЛЛЕКТ, 1997.
20.    Шарков Ф.И. Политический консалтинг. - М.: Дашков и К, 2007.

Контрольные вопросы
1.    Понятие политического управления. Политический менеджмент как наука и как искусство.
2.    Политический менеджмент и политический маркетинг.
3.    Политическая власть, её эффективность, легальность и легитимность.
4.    Виды и направления политического менеджмента.
5.    Политико-организационный, политический имиджмейкинг.
6.    Политический РR.
7.    Политический брендинг.
8.    Электоральный менеджмент.
9.    Регулирование политических конфликтов.
10.    Лоббистская деятельность в политике.
11.    Сущность и методики заключения политических союзов и соглашений
12.    Политическое консультирование.
13.    Ф. Тейлор и школа "научного менеджмента".
14.    А. Файоль и принципы классического менеджмента.
15.    М. Вебер и бюрократическая модель управления.
16.    Г. МакГрегор и школа человеческих отношений в менеджменте.
17.    Э. Мэйо и концепция управления человеческими ресурсами.
18.    Принципы современного менеджмента по П. Друкеру.
19.    Менеджмент в России как организационно-технологический ресурс.
20.    Публичные и частные институты современного менеджмента. Публичная политика в политическом менеджменте.
21.    Сущность и этапы разработки стратегии в политическом менеджменте.
22.    Формы и средства современной коммуникации в политическом менеджменте.
23.    Вертикальные и горизонтальные связи в политическом менеджменте.
24.    Демократические и авторитарные методы в современном политическом менеджменте.
25.    Виды организационных структур в политическом менеджменте.
26.    Политический выбор и принятие решения в органах власти и управления.
27.    Политико-управленческое решение: сущность, этапы выработки и принятия.
28.    Научные методы разработки управленческих решений в политике.
29.    Сущность и формы контроля в политическом менеджменте.
30.    Администрирование и менеджмент: общее и особенное.
31.    Стили политического менеджмента: авторитарный, демократический и либеральный.
32.    Мотивация в менеджменте по А. Маслоу и Ф. Герцбергу.
33.    Экономические стимулы в современном менеджменте.
34.    Антикризисный политический менеджмент: его специфика и методы.
35.    Культура современного политического менеджмента.
36.    Персонал-менеджмент: принципы отбора и продвижения.
37.    Карьерные модели в современном политическом менеджменте.
38.    Национально-культурные аспекты адаптации современного политического менеджмента.
39.    Профессиональный портрет современного политического менеджера.
40.    Политический лидер управленческого типа.
41.    Административный ресурс в современном политическом менеджменте.
42.    Символика современного политического менеджмента.
43.    Конфликтность в политическом менеджменте и пути её урегулирования.
44.    Основные концепции политического рынка в современной политической науке.
45.    Особенности конкурентной среды в политике. Структура политического рынка.
46.    Понятие и виды политических технологий.
47.     Нелегитимные политические технологии и методы борьбы с ними.
48.    Понятие и виды политических кампаний.
49.    Понятие и типы политических партий. Особенности менеджмента в кампаниях по партийному строительству.
50.    "Конкурентные" партии: особенности структуры и идеологии.
51.    "Административные" (сдерживающие) партии: особенности структуры и идеологии.
52.    "Подрывные" партии: особенности структуры и идеологии.
53.    Политическая кампания как вид управленческих отношений в политике
54.    Понятие и виды избирательных кампаний. Особенности менеджмента в избирательных кампаниях.
55.    Стратегия и тактика избирательной кампании.
56.    Функциональная структура избирательного штаба.
57.    Информационно-аналитическое обеспечение избирательной кампании.
58.    Основные формы агитации и пропаганды в рамках избирательной кампании. Номенклатура и содержание основных агитационно-пропагандистских материалов.
59.    Прямая и косвенная политическая реклама в печатных и электронных СМИ: виды материалов, особенности производства и размещения.
60.    Массовые акции и спецмероприятия в избирательной кампании.
61.    Формирование рынка услуг политтехнологов в США, Западной Европе и России: факторы, тенденции и "правила игры".
62.    Принятие решения в органах власти и управления.
63.    Методы сравнительного анализа политических систем и политического менеджмента.
64.    Методы многомерного статистического анализа политических систем и политического менеджмента

Ирхин Ю.В. Рабочая программа по курсу Политический менеджмент. М., РАГС, 2008.
© Ирхин Ю.В., 2008.

Док. 512180
Опублик.: 28.10.08
Число обращений: 126

  • Ирхин Юрий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``