В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Две `пятерки` Константина Шора Назад
Две `пятерки` Константина Шора
Банковское дело, как известно, не терпит резких перемен. Столичным банкам в этом смысле повезло: все трудные годы становления двухуровневой банковской системы, годы кризисов, дефолтов и нового подъема Московский главк Банка России возглавляет один человек - Константин Борисович Шор.

А могло все сложиться иначе. Выпускника Московского финансового института оставили в аспирантуре (редкое везение по тем временам), и он внутренне уже вполне согласился, что все оставшиеся годы будет двигать финансовую науку. Не получилось. Однокурсник сманил аспиранта в Московскую городскую контору Госбанка СССР, где тот и сделал стремительную карьеру - через год с небольшим возглавил Железнодорожное отделение Госбанка.

"Потому, наверное, что я один из немногих, кто в нашей системе тогда носил брюки", - считает сам Константин Шор. Возможно и так - в брюках сподручнее строить. В новом кабинете молодого начальника встретила липучка от мух, свисавшая прямо над столом, и с благословения Виктора Ивановича Миронова, который управлял тогда Московской конторой, он приступил к реконструкции отделения. С тех пор так и строит, по сей день.

Вообще-то, строитель - это не профессия. Это призвание. Им не обязательно обладать, чтобы построить дом. Но без него никак не обойтись, если хочешь, чтобы дом был живым - чтобы зимой было тепло и сухо, детишкам не надо было по пять раз перебегать улицу по дороге в школу, а бабушкам тесниться в жаркий день под чахлым деревцем.

Первые коммерческие банки Константин Шор создавал не только потому, что этого требовали время и его должность начальника Главного управления Центробанка по Москве (со штатом в 47 человек). Он оказался одним из немногих, кто тогда понял: если административные рычаги исчезли, а на весь мегаполис приходится два десятка банков - система становится неуправляемой и нестабильной. Надо было срочно создавать конкурентную среду: чтобы связать банки взаимными интересами, а уже на них можно "навесить" и новые механизмы управления.

Это было горячее и... веселое время, когда новоявленные банкиры на вопрос: "какая у тебя валюта баланса?" гордо отвечали, что "валютой они не занимаются". Но других взять было неоткуда. Позже, когда после дефолта рынки встали, Константин Шор собрал у себя некоторых банкиров и сказал, что, по его данным, в этом кабинете нет ненадежных банков, поэтому можете открывать друг на друга лимиты и возрождать межбанковский рынок. Не прислушались, не смогли преодолеть "межбанковские" барьеры. И это тоже надо было пережить, принять как объективную данность.

Легко строить - очистив площадку от всего, что мешает. Много труднее - вписывать новое в живую плоть реальности, когда на первый план выходит заповедь "не навреди".

Пять лет назад на месте московских РКЦ стали появляться Отделения - с гораздо более широкими аналитическими и надзорными полномочиями. Это принципиальное нововведение прошло почти незаметно. И только теперь стало понятно: сегодняшние задачи финансовой устойчивости банков региона было бы крайне трудно решать, не будь тогда полномочия приближены "к земле".

В систему Московского главка входит половина банков страны. Не так давно она приросла еще и банками Подмосковья. Так что 28 октября, в день 55-летия Константину Борисовичу Шору будет нелегко - уж очень много тех, в чьей профессиональной, а часто и личной судьбе он оставил добрый след.

С днем рождения, Константин Борисович!

Примите самые лучшие пожелания от сотрудников журнала, идею и помощь в создании которого вы предложили ровно девять лет назад. И дай вам Бог еще многое построить на нашей земле.

Виталий КОВАЛЕНКО,

главный редактор журнала

"Банковское дело в Москве

www.bdm.ru/

Док. 511934
Перв. публик.: 07.10.03
Последн. ред.: 27.10.08
Число обращений: 241

  • Шор Константин Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``