В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Чехонин: Троянский конь Назад
Владимир Чехонин: Троянский конь
Сегодня, пожалуй, только ленивый не слышал о нанотехнологиях. Для развития этого направления в России выделены огромные средства (180 млрд. рублей) и даже создана специальная российская корпорация нанотехнологий. Как известно, эти технологии уже сейчас нашли применение в медицине (об этом мы писали в прошлом номере "Наука Здоровья"). О перспективах этого направления в России продолжает рассказ профессор Ренад Николаевич Аляутдин.

- Как вы считаете, хватит ли денег, выделенных государством, чтобы совершить подобный прорыв в медицине?

- Нанотехнологии - действительно очень дорогая вещь, но именно они приходят на помощь тогда, когда традиционная медицина бессильна. Приведу пример. Сейчас мои коллеги работают над созданием препарата с наночастицами для лечения опухолей головного мозга. Это очень серьезная проблема, так как между диагностикой опухоли мозга и смертью проходит в среднем около полугода. Хирургическое вмешательство малоэффективно, химиотерапия чревата побочными эффектами. К тому же лекарству сложно преодолеть гематоэнцефалический барьер (ГЭБ). А наночастицы позволяют лекарствам проникнуть непосредственно в раковую клетку. Да, это дорогая технология. Но ведь таких больных не так и много. И нам важно решить, что делать: либо мы будем цинично выпускать лекарства только для лечения типовых, то есть широко распространенных заболеваний, либо применять в лечении каждого пациента индивидуальный подход, чего бы это ни стоило.

- Ренад Николаевич, а какие направления наномедицины сейчас наиболее активно разрабатываются?

- Во всем мире сейчас работают над тем, чтобы изменить фармакокинетику веществ, поместив лекарства внутрь наносфер. Это позволяет в тысячи раз снизить концентрацию препарата, пролонгировать его действие, а также уменьшить токсический эффект.
Нанокорпускулярные формы лекарственных веществ, способных целенаправленно поступать в конкретный орган (печень, сердце, почки и т.д.), уже существуют. Например, большинство противоопухолевых веществ имеют побочные эффекты, в частности кардиотоксическое действие. Теперь же, когда лекарство помещают в разные наноносители (микрокапсулы, эритроциты, липосомы и т.д.), побочных действий можно избежать. А это уже огромное достижение! Наномедицина также может дать старым, уже забытым препаратам вторую жизнь, повысить их эффективность и даже выявить у них совершенно новые свойства.

- Кто, на ваш взгляд, в этом направлении медицины добился наибольших успехов?

- Сейчас практически все развитые страны работают в этом направлении. В основном, лидируют Германия, Франция, США, Великобритания. А в последние годы активную работу в этом направлении ведет и Китай. Однако традиционно сильные специалисты в этой области - японцы. Наши специалисты имеют хорошие результаты работ, и Россия могла бы внести в развитие нанотехнологий куда больший вклад. Но, к сожалению, в период перестройки многие наши соотечественники разъехались по миру и сейчас занимаются развитием наномедицины в других государствах.

Кроме того, это такое направление, где можно работать по международным проектам гораздо эффективнее. Да, за рубежом очень хорошая аппаратура, но уровень российских специалистов значительно выше. Кроме того, в таких проектах есть возможность подключаться специалистам из смежных областей. Например, над созданием противоопухолевого препарата совместно работали фармакологи и специалисты из Германии, России и Англии.

- Как я уже слышал, нанотехнологии можно использовать для создания не только идеальных лекарств и диагностических приборов, но также ядов и оружия

- Любая технология может быть использована и во вред, и на пользу - все зависит от желания того, кто с ней работает. Поскольку нанотехнологии помогают изменять свойства уже известных веществ, думаю, здесь должны быть какие-то моральные ограничения. Вместе с тем, когда человечество открывает что-то новое, подобная проблема использования открытия неизбежна.

- А что вы можете сказать о перспективах развития наномедицины?

- Особенность прогресса в том, что мы не сразу его замечаем. Многое, что было невероятным в прошлом веке, сейчас кажется совершенно нормальным.

Взять хотя бы такое серьезное заболевание, как сахарный диабет. Уже сейчас существуют и активно используются методы определения концентрации различных веществ во внутренней среде организма и методы выделения гормонов в кровь. Остаются лишь чисто технические вопросы конструирования конкретного устройства и запуска его в серийное производство. По сути, такие имплантаты, выделяющие инсулин в точном количестве, являются искусственной поджелудочной железой.

Сейчас на очереди - лечение поражений спинного мозга. И в этом направлении академик РАМН В.П. Чехонин уже сделал ряд серьезных шагов.

Что же касается перспектив, то, несомненно, в будущем нанотехнологии станут использоваться не только в лечении, но и в повседневной диагностике и даже профилактике самых различных заболеваний. А самое главное - станут доступны каждому человеку.

Беседовал Вадим Мелешко
"НЗ" 2007 16-30 ИЮНЯ
http://www.nz-gazeta.ru/printer.php?type=A&item_id=413

Док. 511933
Перв. публик.: 19.06.07
Последн. ред.: 27.10.08
Число обращений: 161

  • Чехонин Владимир Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``