В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Казахстанский режиссер С.Апрымов получил российскую премию `Ника`, за лучший фильм СНГ (`Охотник`) Назад
Казахстанский режиссер С.Апрымов получил российскую премию `Ника`, за лучший фильм СНГ (`Охотник`)
Генеральный директор "Казахфильма" родом из Каракалпакии?
Казахстанский режиссер Серик Апрымов, обладатель призов многочисленных международных фестивалей, вернулся в Алматы с "Никой" и на правах победителя сделал громкое заявление.

Антонина ШЕПЕЛЮК

Встречу с журналистами Апрымов начал с описания церемонии вручения ему национальной кинематографической премии "Ника" за лучший фильм стран СНГ и Балтии. Таковым был признан "Охотник". Тем не менее довольно быстро стало понятно, что Апрымов, как ни старается, все дальше уходит в обсуждение совсем других событий.

- Если честно, я не ожидал, что назовут мое имя. И когда меня пригласили на сцену, я понял, что не успел подготовить торжественных слов. Выходя на сцену, я пытался быстро придумать речь, но так получилось, что прямо передо мной проезжала камера телеканала "НТВ". У меня автоматически возникла мысль, что оператор может потерять фокус, если я пойду вот так, а не так. Поэтому, поднявшись на сцену и поблагодарив российских коллег за этот приз, я забыл, что хотел сказать дальше: А хотел я сказать о том, что эту премию считаю премией всего казахстанского кинематографа, хотя мне не нравится то, что сейчас с ним происходит.

Когда, по словам Апрымова, после приезда он побывал на киностудии "Казахфильм" и ознакомился с тематическим планом запуска фильмов на 2006 год, то "пришел в ужас":

- Я почувствовал такую угрозу казахскому кино, какой не было ни разу за 50 лет существования нашего кинематографа. Помню времена, когда отрасль не финансировалось вообще. Мы сами находили деньги на съемки, но, несмотря на это, получали призы, поднимая статус отечественной кинематографии. Снимая фильм "Аксуат" на японские деньги, я после монтажа отправлялся калымить на своей машине, чтобы прокормить семью. Сейчас же Казахстан встал на ноги, в кино пошли большие деньги. А в плане вдруг оказываются режиссеры других стран. Я никогда не считал себя националистом, но, увидев в списке киргиза, француза, прибалта, азербайджанца и т.д., сказал: "Только через мой труп".

Азимов объясняет это так: "Мы к этому режиссеру, к французу например, присобачим казахского режиссера, и будет казахский фильм".

Серик Апрымов признался, что раньше старался всячески избегать банальных интриг и сплетен, но после того как поприсутствовал на кинематографическом совете в "Казахфильме", понял, что не может быть в стороне.

- Происходит самый настоящий геноцид в отношении казахского кино, его уничтожение. Лучшим режиссерам просто не дают снимать. Почему так происходит? Наверное, это комплекс неполноценности не реализовавшего себя в искусстве человека, обычная зависть режиссера Азимова к более талантливым коллегам. Откуда такая ненависть к казахскому кино? Я спросил об этом у своего друга-режиссера, и он ответил: "Может быть, у Азимова здесь нет ни корней, ни прошлого, и он родом из Каракалпакии?".

На вопрос журналистов: "Что же вы предлагаете?" - прозвучали весьма интересные ответы. О первом варианте - снять Азимова с его поста - те, кто следит за развитием событий в мире казахстанского кино, слышали уже не однажды, а вот о втором:

- Предлагаю государству перестать финансировать казахское кино вообще! Что тогда произойдет? Вся шваль, все эти прихлебатели, все те, кому наше кино не дорого - они все уйдут, понимаете? И останутся нормальные режиссеры, которые, как в 90-е тяжелые годы, будут дальше продолжать снимать, потому что не снимать мы не можем. Второй способ - более радикальный: мне, например, жалко молодых режиссеров. Им придется переживать все то, что мы сами пережили. Азимов заявляет, что после его прихода на "Казахфильм" казахское кино начало получать призы, я хочу вам сказать, что это не так. Казахское кино получает престижные награды и призы не благодаря усилиям директора, а вопреки им.

В двадцать первом веке, убежден Апрымов, будут существовать два типа кино: блокбастеры, рассчитанные на массового зрителя, и авторские, настоящие в прямом смысле этого слова фильмы. Но в любом случае, по его мнению:

- Киностудия не должна являться лавочкой по раздаче фильмов. Самое удивительное, что мы уже привыкли, что директоров на "Казахфильм" всегда направляло правительство. Мы возмущались и говорили, что генеральный директор - это препятствие на пути подводной лодки "Казахфильма", которая не может всплыть. Препятствие это невозможно обойти, обогнуть, избежать. Но поскольку мы знали, что столкновение неизбежно, то старались делать так, чтобы казахское кино понесло при этом наименьшие потери. Единственное, что мы сейчас можем сделать, - в отчаянии сказал он, - так это собраться все вместе и, как в Киргизии, вломиться в кабинет, выбросив за территорию "Казахфильма" его директора.

Источник - Экспресс-К

www.eastbazar.info

Док. 511908
Перв. публик.: 27.10.07
Последн. ред.: 27.10.08
Число обращений: 176

  • Апрымов Серик

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``