В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Розуван: Презумпция виновности водителей Назад
Алексей Розуван: Презумпция виновности водителей
В четверг депутаты одобрили ужесточение ответственности для автомобилистов. В ближайшее время водителям светит бальная система, аресты за "пьянку" и фоторадары. Но депутаты высказались против уголовной ответственности за пьяную езду, не желая превращать в уголовников "значительную часть населения" России.

В четверг комитет по безопасности Госдумы рекомендовал принять в первом чтении законопроект, ужесточающий 12 "автомобильную" статью КоАП по отношению к водителю. Этот проект был направлен в Госдуму чуть меньше года назад, и в нем предлагается снова ввести балльную систему, увеличить штрафы в 6 - 15 раз, разрешить блокираторы и эвакуацию для неправильно припаркованного транспорта, а также начать штрафовать владельцев машин за превышение скорости по данным видеорадара. Последнее предложение нарушает принцип презумпции невиновности. Если вместо владельца за рулем сидит и превышает скорость кто-то другой, владельцу придется доказывать, что это не он превысил скорость.

На заседании комитета по безопасности предложение нарушить принцип презумпции невиновности для водителей протеста не вызвало.


Аргументы у депутатов те же, что и у авторов проекта: "Подобные правовые нормы действуют во многих странах мира и, как показала практика, их применение привело к значительному снижению количества пострадавших при ДТП".

Тем не менее, до конца не понятно, каким образом будут устранены все противоречия с существующим законодательством. Один из авторов законопроекта Алексей Розуван рассказал, что с этой целью планируется внести поправки в КоАП. "Здесь либо будет достаточно разъяснения к статье соответствующей кодекса, либо мы введем в него пункт, в котором будет оговариваться этот исключительный случай, - пояснил Розуван. - За автомобиль как источник опасности отвечает его владелец. Точно так же, как за собаку отвечает ее хозяин, и если она кого-нибудь покусает, то в суд подают на него".

По мнению адвоката Леонида Ольшанского, одних изменений в административном кодексе будет не достаточно: "Штрафы по данным видеокамер противоречат еще двум статьям Конституции. Статье 49, которая гласит, что "каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана" и статье 19, согласно которой у нас перед законом все равны - и водитель, и моряк, и рабочий. Конституционный суд издал пояснение, по которому 49 статья действует для всех правонарушений, независимо от того, произошло убийство или автомобиль проехал на красный сигнал светофора. А по 19 статье для одних автомобилистов отменять презумпцию невиновности нельзя".

Пока неизвестно, каким образом депутаты планируют разрешать это противоречие, но для изменения Конституции потребуются беспрецедентные меры. "Это практически невозможно. Нужно решение обеих палат Законодательного собрания, субъектов федерации и т.д. Слишком масштабное мероприятие", - пояснил Ольшанский.

Если законопроект с поправками, нарушающими принцип презумпции невиновности, все-таки будет принят, то правозащитники обещают подать иск в Конституционный суд.


Другой спорный вопрос законопроекта - балльная система. Авторы поправок предлагают не только штрафовать за самые опасные нарушения ПДД, но и начислять балы. Причем, если водитель наберет 10 баллов, его не только лишат прав за совершенное нарушение, но и добавят к этому сроку еще два года.

При этом сроки давности для набранных баллов не прописаны.


Розуван обещает, что если балльную систему примут, то решат и этот вопрос. "Если она будет вводиться, то набранные баллы, скорее всего, будут сгорать в течение года", - пояснил он. Также Алексей Розуван рассказал, что все комментарии, высказываемые сейчас на обсуждении, носят только рекомендательный характер, и окончательный вариант закона решится только после трех чтений. Пока балльная система в законе остается, несмотря на то, что ей недовольны даже некоторые авторы законопроекта. Один из создателей проекта, глава комитета по безопасности Владимир Васильев, против введения "проколов", так как "пока непонятно, кто и как будет подсчитывать эти баллы".

Также на заседании комитета по безопасности выбирали, насколько увеличить срок давности по административным преступлениям в области дорожного движения. Сейчас, если с водителя не удается взыскать штраф за нарушение ПДД в течение первых двух месяцев, он остается безнаказанным. Исключением являются только нарушения, за которые отбирают права. Здесь срок давности составляет 1 год. Депутаты решили, что автомобилистов надо преследовать не шесть месяцев, как предлагали депутаты Мосгордумы, а год, как это прописано все в том же "ужесточающем" законопроекте.

Однако, несмотря на такие жесткие меры к автовладельцам, законодатели ничего не готовят для гаишников.


"У нас уже есть все законы. Есть уголовная ответственность за взятки. Других новых законов мы пока в Думу не вносили", - рассказал Розуван. По мнению правозащитников, без параллельного применения карательных мер к гаишникам ужесточающие поправки к автомобильной части КоАП приведут к росту коррупции на дорогах.

Дата первого чтения по ужесточающим поправкам к 12 статье административного кодекса пока неизвестна, но авторы не собираются его затягивать. Как сообщили в пресс-службе комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, который возглавляет автор поправок Владимир Плигин, первое чтение планировалось провести до конца этого года: "Оно должно было состояться 15 декабря, но из-за загруженности повестки дня проект в этот раз с рассмотрения сняли".

Обсудив карательные меры для отечественных водителей, члены комитета не поддержали предложение ввести уголовную ответственность для автомобилистов, управляющих транспортными средствами в нетрезвом виде. Депутаты вспомнили, что в России фиксируется порядка 700 тысяч нарушений пьяной статьи ПДД. Видимо решив, что российских водителей от алкоголя уже ничем не отучить, они заявили, что, приняв такой закон, сделают "значительную часть населения" уголовниками.



14.12.2006
www.gazeta.ru

Док. 511879
Перв. публик.: 14.12.06
Последн. ред.: 27.10.08
Число обращений: 135

  • Розуван Алексей Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``