В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Феликс Разумовский: Кто мы? Вершины и бездны Серебряного века Назад
Феликс Разумовский: Кто мы? Вершины и бездны Серебряного века
Заставка программы "Кто мы? Вершины и бездны Серебряного века"
Авторская программа Феликса Разумовского (Россия, 2008). 12 передач.

Цикл посвящен одной из ярких и трагических страниц русской истории - рубежу XIX-XX веков, когда в России начинается культурный ренессанс, и в то же время царит ощущение приближающейся катастрофы. Герои - художники, заново открывающие поэзию русской усадьбы, образы обеих столиц русской культуры, пытающиеся создать новую эстетику жизни, поднять духовный тонус времени.

Передача 1-я.
Стремление создать новый, возвышенный строй жизни на рубеже XIX-XX веков объединяет основные творческие силы эпохи. Москва, ее купеческий и торгово-промышленный мир вносят в это общее дело наиболее значительный вклад. В передаче рассказывается о московских купцах и промышленниках, их отношении к жизни, к богатству и имперской власти, к настоящему и будущему России.

Передача 2-я.
Историю Серебряного века невозможно представить без русской усадьбы. Это первое художественное открытие новой эпохи, ее первая встреча, - с красотой, поэзией и культурой. Усадьба Абрамцево собирает русских художников, членов знаменитого Мамонтовского кружка. В усадьбе на берегу "колдовского озера" разворачивается действие чеховской "Чайки" Иными словами, русскую усадьбу можно считать главной творческой лабораторией Серебряного века.

Передача 3-я.
Народные нужды или высокое искусство? Или-или - такова одна из главных коллизий Серебряного века. Появляются художники-мечтатели, живущие в мире грез и фантазий. Блистательный Борисов-Мусатов запечатлел эти грезы на своих полотнах. И лишь немногие подобно Поленову и Чехову соединяют сострадание, прозаический труд и чувство прекрасного.

Передача 4-я.
Серебряный век и русская деревня, "Россия господская" и "Россия народная" - такова главная тема программы. Лев Толстой ради "святого мужицкого народа" готов отрицать всю высокую культуру вместе со своими великими романами. С этим приговором Серебряному веку тогда согласились немногие. Княгиня Тенишева в своей усадьбе Талашкино под Смоленском пытается преобразить русскую деревню с помощью красоты и искусства. События 1905 года, поджоги и погромы, поставят точку в этом захватывающем культурном эксперименте.

Передача 5-я.
Cеребряный век как империя культуры и Москва рубежа XIX-XX веков как столица этой империи - таковы главные темы программы. В центре Москвы создается пантеон мировой культуры - Музей изящных искусств. Создатель музея Цветаев самоотверженно служил искусству, возвышающему человека. Однако искусство эпохи умело не только возвышать; оно вполне успешно обслуживает пресыщенных снобов и изысканно оформляет суету московской богемы.

Передача 6-я.
Либеральная русская общественность, либеральные настроения и либеральный радикализм - таковы главные темы программы. Серебряный век был временем ожесточенной, опьяняющей борьбы общества с исторической властью. Основная арена этой борьбы - сферы образования и культуры. Один из главных идеологов - историк Павел Милюков, создатель и лидер либеральной кадетской партии.

Передача 7-я.
На рубеже XIX - XX веков русские адвокаты соперничали в популярности с главными действующими лицами эпохи. Речи московского адвоката Плевако собирают полные залы и печатаются в газетах. Тем не менее, отношение русского общества к суду и праву меняется медленно. Именно в это время печатается последний роман Толстого, "Воскресение", с его типично русским негативным отношением к системе правосудия.

Передача 8-я.
С великолепных декораций к рождественским домашним спектаклям, которые устраивал Савва Мамонтов, начинается театр Серебряного века. В ряду его главных художественных свершений - Частная опера Мамонтова и Московский художественный театр. Но подлинной театральной вершиной эпохи становится театр Чехова, рожденный на сцене Художественного театра в декабре 1898 года на триумфальной премьере "Чайки". В героях нового театра люди Серебряного века узнают себя, свою жизнь, свою страну и свои мечты о будущей прекрасной, гармоничной жизни. Может ли искусство сделать эти мечты реальностью? Композитор Скрябин искренне верит в это. Он задумывает знаменитую мистерию - грандиозное синтетическое действо, во время которого все человечество "захлебнется в экстазе", и наступит Новая жизнь, торжество Духа.

Передача 9-я.
Утрата смысла жизни, как следствие - бесконечная череда самоубийств. Для Серебряного века это знамение времени. Люди рубежа XIX - XX веков кидались к философии в поисках ответа на главные вопросы, в поисках "новых" мыслей. И многие нашли их, эти "новые" мысли, - у немецкого философа Фридриха Ницше. Так возникло русское ницшеанство, главным разоблачителем и ниспровергателем которого стал Лев Толстой. Тем не менее, нужно отдать должное знаменитому немецкому мыслителю: его идеи способствовали подлинному философскому пробуждению. Одной из вершин эпохи стала русская религиозная философия, представленная целым созвездием имен: князь Е. Трубецкой, Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Семен Франк.

Передача 10-я.
Серебряный век стал эпохой религиозного пробуждения. Это пробуждение было болезненным и трудным. И очень часто оно оборачивалось изломанными судьбами, демоническим помрачением и духовным декадансом. Трагический излом целой эпохи полнее всего отразился в истории "демонианы" художника Михаила Врубеля, в спиритических опытах поэта Валерия Брюсова и "религиозном вольнодумстве" философа Николая Бердяева.

Передача 11-я.
Эти люди говорили и писали об очень странных и непонятных вещах; о Жене, облеченной в солнце, о Вечной женственности, о "Революции духа". Они мало ценили разумное знание, окружающую действительность и были устремлены к "иным мирам". Им казалось, что душа художника, его художественная интуиция откроет все тайны и покорит все бездны. Таков русский символизм. Его поэтические открытия были сполна оплачены разбитыми жизнями и бесконечными крушениями. Серебряный век знает немало подобных историй. А самая значительная и трагическая из них - это судьба Андрея Белого и Александра Блока, главных героев программы.

Передача 12-я.
Явление русского футуризма как эпилог Серебряного века - такова главная тема программы. В 1912 году группа московских кубофутуристов заявила о себе городу и миру знаменитым манифестом из сборника "Пощёчина общественному вкусу": "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого... с Парохода современности". Подобные идеи глашатаи искусства будущего станут транслировать на многочисленных публичных выступлениях. Это будут вечера, диспуты, лекции, в самых разных залах и местах, даже в кабачке. Почему нет? Главное - побольше шума. А ещё - страстей, эмоций и патетических жестов. Только так можно поколебать русское культурное пространство, дискредитировать традицию и перечеркнуть прошлое.


12.02.2008 года.
www.tvkultura.ru

Док. 511691
Перв. публик.: 12.02.08
Последн. ред.: 26.10.08
Число обращений: 130

  • Разумовский Феликс Вельевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``