В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Книга московского Улисса (глава двадцать третья) Назад
Книга московского Улисса (глава двадцать третья)
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ

Тая дошла только до середины тропинки, ещё раз махнула рукой на чаёвников, постояла и повернула назад. А Дажнёв, всё замедленнее подходя к ним, стал вдруг оправлять на себе рубашку, простукивать карманы. Промакнул платком лоб:

- Здравствуйте, товарищи. - Он пожал руки Семёнову, Анюшкину и отцу Владимиру. Священник поморщился, но ничего, стерпел. Семёнов протянул гостю полную до краёв кружку тёплого чаю. Дажнёв, присел, выпил не отрываясь, потом выдохнул:

- Филин умер!

Все, кроме отца Владимира, вытянули шеи и привстали. Священник, продолжая сидеть, быстро перекрестился

- Да, умер. В бане... Сердце не выдержало... Пришёл под утро весь мокрый: ночью в грозу попал. Решил один в парилке погреться. И стал там задыхаться. Астма. Кричал страшно. Страшно: А у нас только аптечка. Пока экстрасенса подняли - всё, он уже посинел, похрипел и затих. Да какой?! Не затих! Так скрючило судорогой - едва распрямили.

Дажнёв оглянулся вокруг мутноватым от собственной картины взглядом, потянулся кружкой:

- Налей ещё! Семёнов, поговорить надо. Посекретничать. - И Дажнёв опять крупно вздрогнул. - А как у него, у Филина, брови-то выросли. Сразу же, как умер. Длинные! Вразлёт... Семёнов, пойдём?

А Семёнов вдруг упёрся. Сел на подвёрнутые ноги, распрямился, выпятив свой буддийский животик. Глаза сощурились:

- Здесь нет чужих. Я всё равно от них тайны держать не буду.

Дажнёв был не в том состоянии, чтобы сопротивляться, настаивать. Такой обычно здоровый и ухоженный, сейчас он сидел бледный, съёжившийся, по вискам струился пот, руки мелко тряслись. И тут Глеб поймал его возраст - спина! - мощная, сильная ещё спина не гнулась. Значит, ему никак не меньше шестидесяти. А лицо-то очень моложавое. Дажнёв растёрся платком, обхватил себя ладонями за плечи, и, смотря поверх всех, стал сильно раскачиваться:

- Понимаешь, дело не в том, что кто-то умер. А умер именно Филин. Он у меня весь лагерь держал. Понимаешь? Нет? Лагерь - это же полной сброд. Протоплазма. Я и деньги на этот эксперимент получил конкретно под Филина. Он всё держал. А так-то там одни кошки и собаки. Они друг друга прямо над покойником задирать начали... Теперь и подавно сожрут. Это всё психи, психи! Им ни кнут, ни пряник не указ. Только Филин. Внутренней силой. Своей энергией. А теперь - всё... Всё пропало. Это же катастрофа... Ты понимаешь? С меня голову снимут. С меня.

- Так что ты от меня хочешь? Чтобы я в твой лагерь бойцов ввёл? И по палаткам разогнал?

- Это бесполезно. Нет, нужен сильный энергетик. Чтобы подавить. И чтобы успеть всех мирно по домам рассеять. Семёнов! Нужен человек - сильный человек! Поле, поле держать некому! Оно уже наработано: пару дней бы продержаться, чтобы партиями на вокзал отправлять. Без смешения. Я в Москву сообщать не хочу: там сразу всю нашу работу перечеркнут. Столько завистников... Семёнов, лагерь - ужас! Бред! Ивановцы, оказывается, давно себе пещеру присмотрели. Теперь там окапываются. Собираются конец света встречать. Под землёй! У них кто-то каким-то утром от самого Порфирия откровение получил о скором начале ядерной войны. Третьей мировой... А тут как раз по радио об Югославии объявили... Вот они и сдурели, м: чудаки...

- Так что ты от меня хочешь?

- Я же русским языком говорю: энергетик нужен! Экстрасенс! Гипнотизёр! Возьмись сам, а? Нет, так дай другого. Дай! Пока я тут тебе ситуацию докладываю, там уже, наверно, чёрт знает что творится! Кто возьмётся?

- Ты же был сам лидером? Хозяином? Что <нет!>? Ладно. Вот тебе отец Владимир. Что? Он же у тебя был? На открытии? Вот и сейчас пусть отслужит какую-нибудь службу. Об утишении страстей.

И чего Дажнёв так взорвался? Он с размаху бросил чашку и пошёл от них к дому. Видимо с той стороны, на улице, его ждала машина...

Глеб тихонько мелко заливисто засмеялся, задохнулся шёпотом: <Филин-то отпустил: отпустил, тварь:> Отец Владимир покачал головой, но неожиданно тоже хихикнул. разрядкаа передавалось по цепочке - улыбка скользнула и по поджатым губам Семёнова. Только Анюшкин был предельно трагичен.

Дажнёв почти вошёл в дом, но повернулся, побежал обратно. Они ждали.

- Семёнов, ладно, давай! Давай! Своих каратистов. У тебя из местных много?

Семёнов удивился:

- Ну, есть старшекласники. А взрослые - из службы санатория...

- Давай всех узкоглазых. Пусть они нашу охрану отлупят. Понял?! Нет? Внешний враг сплачивает. Понял? Опять нет? Я там скажу, что нападают алтайские националисты! И мои мирно разъедутся. Под внешним давлением.

И тут Семёнов провёл короткий прямой:

- Сколько платишь?

Дажнёв поперхнулся:

- Как: <сколько>?

- Пять штук.

- Ты?! Ты?.. <Сколько>?.. - Прокол был страшный: при трёх живых свидетелях он нанимал <бандитов> против <соратников>...

- Дело-то, слышь, щепетильное.

Дажнёв сдавленно, до потной красноты и вздутых на шее толстых вен - вот-вот инсульт хватит - зашипел:

- Я тебя, Семёнов, ненавижу... Я вас тут всех ненавижу... Всех! Вы меня слышали? Я буду давить вас всегда, при всех возможностях. Всех! Всегда! Я вам устою, устрою, сволочи!

Шипел, но не уходил. Согнувшись в поясе, он только вращал рубиновыми на сизом лице глазами и зажимал ладонями солнечное сплетение. Ага, только ещё одного трупа им не хватало! Нельзя же человека настолько унижать - если уж скандалить, так уж скандалить взаимно, до всеобщей разрядки.

- Ты кого пугаешь? Меня, что ли? - Начал Семёнов.

- Неизменные вы, большевики.- Подхватил отец Владимир. - Привыкли врать и грабить. Теперь на бедных алкоголиках наживаетесь: <Система Шичко! Ах, система Шичко! Трезвый образ жизни!> А все мужики заново запивают. Уж девяносто девять процентов - точно. И вы это знаете лучше всех! Но, продолжаете. Вам бы только деньги драть с больных людей. С несчастных жён и детей.

- Мне больше всего их оправдание нравится: <Главное, что они на нас не обижаются!> Запредельный цинизм! - Это уже Глеб пристроился.

Дажнёв уже не хрипел - визжал. Тоненько так визжал... Анюшкин мог бы быть счастлив - о, если бы Юля это видела! Её <Юпитер> проскочил момент, когда ещё можно было просто броситься в драку, и теперь с <быком> началась истерика панической беспомощности, та, что не копилась с утра, когда над трупом Филина начал распад его лагерь. Семёнов рывком вскочил с колен и шагнул к кое-как распрямившемуся Дажнёву. Левой рукой быстро обнял за плечо и нажал средним пальцем под ключицу, а правой захватил кисть и сильно защемил кончик его мизинца. Дажнёв, вскрикнув, несильно дёрнулся и обмяк. <Что я такого сделал? За что меня так? За что?> - <Ты дыши, дыши. Глубже. И - выдыхай>. Семёнов заботливо и крепко, как отец хныкаюшего засыпанием сынишку, придерживал его от падения, следя за сужающимися зрачками.

Семёнов аккуратно усадил Дажнёва. Опять протянул кружку. Тот отмахнулся:

- Ну, что вы от меня хотите? Что? Отпустите меня... Не будет у нас поп выступать. Не-бу-дет! Ни за что... Если уж новые коммунисты и возьмут себе идеологической основой какую-нибудь христианскую моральную установку, то это будет протестантская традиция! Именно протестантская - с её настоящей привязанностью к земной жизни. Без облачков и туманов... А вообще у нас всё педагогика решит. Кто сумеет бандитов перекодировать в работяг, тот и победит. Кодировка на трудолюбие - вот будущее нашего общества. А не какие-то там молебны... Отпустите меня.

Он поднялся, и словно слепой, покачиваясь, побрёл мимо дома к улице.

- Теперь не вернётся.

- Постучать надо. Или это грех? - Семёнов самодовольно сощурился.

- Для меня грех. А ты сам про себя знаешь. - Отец Владимир, разминаясь, выпятил грудь, покрутил плечами:

- И чего этот твой Дажнёв так разнервничался?

- А то ты не знал, кто такой Филин?

- Ну, почему же не знал? Он координатор у гностиков. Очень значительная фигура. И не только для России. Меня сюда только прислали служить, а он тут, как тут: <Я, мол, помогу храм построить. Денег дам>. И сразу вроде как током шибануло - спасибо, думаю, отцы родные, на добром слове. Уж как-нибудь! Медленно, но сами.

- Зря ты так. - Анюшкин всё ещё не отошёл от обрушевшейся информации и пережитых эмоций, ёжился и подрагивал головой, словно сам перенёс приступ истерики. - Теперь бы те деньги ему помогли. Хоть чуток на том свете оправдаться.

- Тогда о смерти и речи не было. Тогда на меня торг вёлся: А твой Дажнё-то нынче всерьёз испугался: этот его лагерь должен был определить силовые заряды партий <патриоческой направленности>. Дать показатели их магнитичности для <электората> и управляемости лидеров. По этим результатам в них и деньги стали бы вливать. На выборах. Каждому фюреру точно по рецепту доктора Филина. Как в аптеке. Это ж тебе не социологический опрос настроения человечков, зависящий день от погоды, температуры жены и тёщи, а душевная постоянная. Выборы не должны быть рулеткой! Лохотрон - не игра, а система.

Глеб прибалдел:

- Вот так да! И экономия какая! Для инвесторов. А то всегда голову ломал: зачем один и тот же банк и Лебедю, и Селезнёву одинаково помогает! Это же невыгодно, если вслепую! Вложениям нужен прогноз, а ещё лучше - организованная схема. Так если у кого весь штат-то из трёх калек, но зато ему внутренне созвучных выборщиков миллионами предсказать можно, тогда ему деньги на рекламу только дай - и они сторицей окупятся. А у другого, может, и партия с ячейками по всем хуторам, и активисты видные, а вкладываться бесполезно - сколько есть, столько и останется!

- Вот, ежё одного пробило. Ты-то хоть не будешь, слышь, на меня с кулаками бросаться? - Семёнов ушёл в глухую защиту.

- Нет. Брату пожалуюсь.

Все, оглянувшись на дом, не очень весело посмеялись. А отец Владимир продолжал:

- Деньги, деньги, деньги! Это же просто эквивалент энергии, сил. Есть деньги - можешь срочно слетать в Москву, нанять доктора, задать работу мастеру. На Земле ими много можно, ну, при условии, что они тебе служат, а не ты им. Только вот с Богом отношения не выстроишь. Ни десятиной, ни большим. Там совсем другая плата. Сколько тельцов ни закалывай, сколько тука ни сжигай - от неприятностей не откупишься. На этом многие мои приятели ломаются: они пожертвовали, а я - молись! Я-то молюсь. Без сомнений. За брус, за цемент, уголок. И не знаю, как иной раз сказать <покайтесь>? Ну, как? Он же дал тебе денег на известь? Дал! Тогда почему его партнёры <кинули>? Мало, что ли, дал? Или не тому <батюшке>?.. Вот, бедняга, и потеет. Язычество - это нераскаянность. Ладно. Что я вас томлю?

Он покосился на Семёнова, на Глеба. Вроде и не перебивают, но и не слушают. Анюшкин только молодец. После осознания глубины падения низверженного титана Дажнёва, он, пусть как самый маленький, но всё же член их пантеона, тоже процвёл в ароматы победы. И теперь тоже желал только самых возвышенных, самых достойных их, олимпийцев, тем для беседы:

- А вот, отче, ты мне освети один вопрос: о первой заповеди блаженства.

- <Блаженны нищие духом>?

- Да! именно. Смотри: <нищие> - это значит <не ищущие>. Не ищущие чего? Богатства? Нет, не так примитивно. Здоровья? Чести? Жизни в принципе? Последнее ближе. Ведь настоящий нищий не просит подаяния, ну, не выпрашивает. Если ему не подают добровольно, он должен умереть. Умереть и всё. Но не требовать. Так?

- Ну, в общем... так.

- Тогда в этом есть некая параллель с <восточниками>: там тоже - если на земле <ничего не хочу>, то за это блаженство. Ну, пусть не Царство, пусть нирвана?

- Ты меня опять на конфликт с Семёновым толкаешь? Зачем тебе это?

- Так как?

- Как, как?.. А так: есть только по настоящему два полюсарных сознания: христианство, точнее - православие, и атеизм, безбожие. Остальные мировоззрения - спектр. С безбожниками порядок: они и не требуют базы для своей идеологии. Полный нигилизм. Случайность и безответственность. А все остальные должны иметь хоть какую-то изначальную общую площадку, нравственную причину существования этого мира. И тут загвоздка. Как раз в этой, отмеченной тобой ступеньке. Вторая заповедь, третья, четвёртая - те гораздо легче воспринимаются иными конфессиями. А эту вот самую первую они все спешат пропустить. И ты, Анюшкин, совершенно не прав в том, что первой заповеди блаженства есть аналог в восточной религиозной традиции.

- А как же <увэй> у китайцев? <Ничего неделание>?

- А так! У них если ты сам в этом мире только <случай>, так не мешай своими желаниями другим случаям. Понял? Это база для анархии.

- По-твоему, Нагорная проповедь тоже может быть увязана с политикой?..

- Стоп! Я признаюсь, а ты на меня архиерею донос накатаешь.

- Зачем?

- А характер у тебя такой - людей сталкивать. Я, отцы родные, вообще считаю, что в нашем православии - всё. И поэтому выйти за него невозможно. Это вселенская религия. Все ереси и секты как раз от обособления частей: <Вемъ, яко семя Авраамле есте: но ищите Мене убити, яко слово Моё не вмещается в вы>. Обидится некий человечек на Бога за то, что его душонка не вмещает всего учения, вырвет кусочек и упрётся в гордости: <Уж это-то я точно знаю!> Знает-не-знает, глядь, а вовсю уже проповедует.

<Йо-хо-хо-хо-хо-хо-о!!>

Вдоль реки возвращалась ватага ребятни. Они украсились юбочками из папоротника, повтыкали в волосы гусиные и иные перья, и, грозно потрясая над головами дротиками из дудника, с индейским улюлюканьем неслись к столу.

- Предлагаю сдаться, - за всех испугался отец Владимир, - и отступить в дом.

Они отступили, оставив всё на разграбление и поедание налетевшей банде дикарей. Тем более, что отцу Владимиру пора собираться домой в райцентр. И он забирал Глеба, чтобы назавтра отвезти в Бийск: Котов нашёл его новосибирских грабителей.

http://sp.voskres.ru/

viperson.ru

Док. 511631
Перв. публик.: 25.10.07
Последн. ред.: 07.06.12
Число обращений: 106

  • Виктор Лихоносов: Книга московского Улисса

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``