- У вас за плечами роли в театре, кино. Но столь масштабный проект впервые. Дождались своего часа?
- Во-первых, не впервые. Во-вторых, никогда не сидела и не ждала: "Когда же на меня обрушится звездный час?" Родившись в актерской семье, я слишком хорошо знаю цену звездного часа и его мимолетность. Я просто живу, работаю и получаю от этого удовольствие. Безусловно, роль Рахили - новый, интересный этап моей жизни, но это не означает, что на нем я собираюсь останавливаться.
- Виторган признался, что в этом фильме был готов сыграть любую роль. Вам сразу предлагали одну, но главную?
- Рахиль - самая яркая из женских ролей. И мне предлагали только ее. Я не читала "Тяжелый песок" до съемок фильма - познакомилась с книгой накануне кинопроб. Закончила читать в 6 утра и поняла, что влюбилась в роль Рахили отчаянно и бесповоротно. И хочу ее сыграть. Наверное, мое желание было столь велико, что в итоге материализовалось. Все решилось очень быстро - с момента приглашения до утверждения прошла всего неделя. Уже потом узнала, что проект запускался давно и было много актрис, претендовавших на роль Рахили прежде
Такая роль - огромная удача для меня как актрисы. Она сочетает в себе все то, что я так сильно люблю в кинематографе: огромный эмоциональный диапазон, который включает в себя смех и слезы, возрастной (героиня проживает период с 17 до 50 лет) и временной (от начала XX века до Великой Отечественной). Безусловно, предложение создателей "Тяжелого песка" было для меня подарком.
- Делились с близкими своими видами на роль Рахили?
- Мама знала. Но если я чем-то дорожу, не люблю это афишировать. Знаю, что, если озвучу, от меня это уйдет. Очень боялась, чтобы этого не произошло с ролью Рахили. Наверное, все-таки это судьба - в данном случае правило "от обратного" не сработало.
Обряды соблюдали точно
- Знаете, что Рыбаков сделал Рахиль внешне похожей на свою мать, а характером - на властную сестру?
- Нет.
- С кого же вы играли ее? До 50 вам еще далеко
- Я никогда не играю "с кого-то". Вообще, самое неблагодарное - рассказывать про актерскую кухню. Такие вопросы ставят меня в тупик. Это все равно что спрашивать, как я дышу. Не могу объяснить, как играю свои роли Прочитав книгу, я увидела Рахиль. Она не была похожа ни на кого из тех, кого я знаю. Как я играла? Не знаю Это очень странное ощущение, его невозможно описать словами: в какие-то моменты я начинала трансформироваться в Рахиль. Мистика, но ты впускаешь в себя другого человека, который начинает руководить тобой. И в кадре ты уже живешь, а не играешь.
- Это ирония судьбы? Ваша мама прославилась ролями с национальным колоритом. И для образа Рахили пресловутый "пятый пункт" имеет немаловажное значение.
- Это моя профессия - я актриса. Я играла героинь разных национальностей. В моем послужном списке есть и венгерки, и француженки, и русские. Моя самая первая роль - еврейская девочка Рейзл, которую я сыграла в 16 лет в картине Всеволода Шиловского "Блуждающие звезды".
- Значит, в еврейских традициях для вас не было откровений?
- Напротив. Во время съемок я впервые в подробностях узнала, как происходит свадебный обряд - хупа, который мы в фильме воссоздали в точности. Или, например, чтение Торы - с помощью особой палочки, на которой вырезана ладонь с указующим перстом. Мы подробно изучали обычаи еврейского народа. У нас были консультанты, которые следили за детальной точностью исполнения традиций.
Смешались в кучу гуси, куры
- Вам понравился возведенный для съемок киногород? Крайне необычный - кинематографический подход к делу.
- Это профессиональный подход. Да, для съемок часто строят декорации. Но так, чтобы выстроили целый киногород - это действительно редкость. К тому времени, когда мы приехали снимать, он был живой, там уже была душа. Жили куры, гуси, ослик.
В нашем киногородке были разбиты огороды, где росли огурцы, помидоры, клубника, которую я ринулась собирать в первый же съемочный день Я выросла на земле, у бабушки с дедушкой, и очень тоскую по саду. В городе один асфальт. У меня под окном растут два дерева, которые я храню как зеницу ока - это единственные зеленые насаждения в нашем дворе. И когда им попытались провести так называемую санитарную обрезку, которая была больше похожа на обрубку, я встала на защиту. Почувствовала себя в тот момент пенсионеркой, которая кричит из окна: "Как вы смеете?" Но иначе воздействовать на "санитаров" было нельзя.
- Старики в Щорсе остались?
- Из тех, кто действительно помнил то время, была пожилая женщина, которую пять раз водили на расстрел. На ее глазах убили всю ее семью. А она каким-то чудом осталась жива И когда мы спросили, что можем сделать для нее, она ответила: "Хочу только, чтобы на месте рва, где лежат мои родные, где похоронена моя мама, был поставлен памятник. Чтобы люди знали - там могила". И съемочная группа поставила памятник на этом месте - всем убиенным. Это страшная история. И фильм намного шире, чем просто рассказ о любви, о национальных особенностях одного народа. Тема геноцида, к сожалению, остается актуальной по сегодняшний день. "Тяжелый песок" - призыв не забывать те трагические события. Иначе подобное может повториться.