В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Светлана Тома: Любовь к Эмилю Лотяну останется со мной на всю жизнь Назад
Светлана Тома: Любовь к Эмилю Лотяну останется со мной на всю жизнь
История любви Томы и Лотяну, вероятно, одна из красивейших историй советского кинематографа. Когда они встретились, ему было 29 лет, ей - всего 17. За его спиной было два брака и большой режиссерской опыт. Она - поступала в Кишиневский университет на юриста, и никто не занимал ее беззаботных мыслей, когда человек в ослепительно белом костюме подошел к ней и предложил сняться в его новой картине "Красные поляны".
За хорошие оценки в школе мне разрешалось первой доить корову

- Светлана, вы выросли в глухой молдавской деревушке. Какие самые яркие воспоминания вашего детства вы до сих пор храните в памяти?

- Деревня - это свобода. У меня было свободное детство, потому что нас никто никогда не ограничивал: сколько можно гулять, во сколько приходить домой. Я забегала домой, брала кусок хлеба, луковицу и - во двор играть, шастать по садам, виноградникам. Несмотря на то что я жила в Молдавии, в нашей деревне было несколько русскоязычных специалистов, как мой папа, например. Специально для их детей сделали школу, в которой и я училась. Это была комната в четыре ряда парт. Первый ряд - первый класс, второй ряд - второй класс, третий - третий класс и т. д. Нас было по два-три человека в классе, и наша учительница в порядке очереди вела нам уроки.

- Вы были послушной ученицей?

- Конечно, ведь у тех, кто хорошо учился, был "подшефный" теленок или жеребенок. Если ты получал пятерки-четверки, тебе разрешалось выбрать жеребенка, приходить на ферму и ухаживать за ним. И когда мой жеребенок вырастал, мне разрешалось объезжать его первой. Или когда теленок превращался в корову, мне доверялось доить ее первой.

- Почему не остались в деревне, решили ехать в Москву?

- Несмотря на то что я родилась в деревне, моя семья оказалась там случайно. Мой папа был членом Компартии, поэтому его отправили в Молдавию поднимать сельское хозяйство. В Кишиневе познакомился с мамой, так родилась я. Мама была из очень благовоспитанной семьи, но, влюбившись в папу, как декабристка, поехала за ним в деревню, где грязь была по колено. Я помню, как мама ушла на работу (она была библиотекарем), а вернулась босиком! Представьте себе, какая вязкая была грязь, что сапоги было невозможно из нее вытащить. Зато летом я уезжала за границу к бабушкам и тетушкам, где была совсем другая, европейская жизнь. Когда я приезжала в деревню, я не хотела быть похожей на городскую девочку. Я носила ватник, кирзовые сапоги, платок. Зато в городе я ходила в изысканных шляпках, беретках. В деревне я хотела быть своей, для меня это было очень важно. А когда я приезжала в город, меня называли деревенщиной. На таких контрастах я жила.
Наша любовь с Эмилем Лотяну родилась на троллейбусной остановке

- Став актрисой, вы пошли против воли своих родителей, потому что они хотели видеть вас юристом.

- Да, это правда. Но я изначально хотела быть юристом и уже поступала в кишиневский юрфак, когда познакомилась с режиссером Эмилем Лотяну. Увидев меня в троллейбусной остановке, он предложил прийти на кинопробы фильма "Красные поляны". И я со своими тетушками, о которых уже говорила, отправилась на киностудию. Они толпились под дверью, подслушивали и очень переживали, когда я вошла в кабинет к Эмилю Владимировичу. Уже через неделю он утвердил меня на роль, а так как мне было всего 17 лет, он, директор студии, директор картины поехал к моим родителям. Папа был страшно против, сказал, что съемки - недоразумение, а мама была лояльна. В конце концов Лотяну дал расписку, что вернет меня в целости и сохранности. На этом порешили. (Смеется.)

- Многие актрисы мечтают иметь "своего" режиссера. Эмиль Лотяну был "вашим" режиссером?

- Конечно, он, как в сказке "Маленький принц", приручил и был за меня в ответе. Он всю жизнь делал из меня идеал своей женщины, воспитывал меня, лепил, отсекал ненужное. Все его картины о том, как женщина прекрасна, таинственна, непознана. Его картины о женской независимости, состоятельности. Вспомните цыганку Раду и картины "Табор уходит в небо": она - женщина, очень сильная духом, рядом с которой все мужчины оказываются несостоятельными. И в жизни Лотяну стремился сделать из меня подобного человека. Ему было интересно создавать, поэтому мы встретились, когда я была совсем девчонкой.

- Ваша героиня Рада - женщина, любящая прежде всего свободу и волю. Повлиял ли этот сыгранный образ на вашу собственную жизнь?

- Роли не влияют на актеров. Дело в том, что в нашем характере очень много заложено, до конца мы себя не знаем. Поэтому каждая роль дает актеру возможность познать себя. Люди по сути матрешки. Актеры открывают их одну за другой, тогда как обычный человек практически всю жизнь пребывает в одних и тех же ситуациях, поэтому не знает, какой он на самом деле. Грандиозность актерской профессии в том, что ты посредством характеров, которые играешь, можешь познать свое Я.
Прорастая друг в друга, мы перестали быть собственниками

- С Эмилем Лотяну вы никогда не жили в официальном браке. Вам как красивой молодой женщине наверняка хотелось свадьбы, платья

- У нас были другие отношения. С ним я совершенно не думала о свадьбе и платье. Чем отличается официальный брак от неофициального? Штампом в паспорте. Ведь любовь - это такое чувство таинственное. Ты никогда не сможешь объяснить, почему ты хочешь быть с этим человеком. Необъяснимо, почему любовь уходит Любовь - это что-то эфемерное, флюидное Я не знаю, как объяснить это чувство, оно - великая тайна. Чувства к Эмилю Владимировичу были со мной всегда. Моя любовь к нему переплавилась в то, что я перестала быть собственницей, он стал настолько мне дорог, что я могла долгое время не быть с ним рядом, но я ничего от него не требовала. Мы же ничего не требуем от наших детей, мы их просто любим - так было и в нашем случае.

- Вы были счастливы с ним?

- Я не знаю, что такое счастье (улыбается), я не могу дать определение счастью. Мы испытывали друг к другу целый спектр разных эмоций: любили, ненавидели, обижали, может быть, не хотя. Тем не менее это была любовь, когда мы оба проросли друг в друга так, что ничего не могло разрушить наших отношений.

Эмиля Лотяну не стало в 2003 году. Он умер от рака. К этому времени его и Светлану Тому мало что связывало. Светлана вышла замуж за актера Олега Лачина, родила дочь Ирину. Эмиль женился на актрисе Галине Беляевой. Оба брака оказались недолгими. Сегодня Светлана Тома не одинока, но ее сердце навеки принадлежит Эмилю Лотяну, который навсегда смог ее приручить.







Мария Богданчикова
23.07.2007
http://www.peoples.ru

Док. 511439
Перв. публик.: 23.07.07
Последн. ред.: 24.10.08
Число обращений: 112

  • Лотяну Эмиль Владимирович
  • Тома Светлана Андреевна (Фомичева)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``