В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Бубнов: `Черный юмор мне ближе всего` Назад
Александр Бубнов: `Черный юмор мне ближе всего`
Режиссер Александр Бубнов живет и работает на три дома - в России, Украине и Франции. Он снимает комедии, хотя в жизни не производит впечатления балагура. Серьезный, вдумчивый, неторопливый, снимает редко, но каждый его фильм - событие.



Александр Бубнов: "Черный юмор мне ближе всего"Саша, как вы, уроженец Владимира, стали киевлянином?

Очень просто - женился на киевлянке. Мы были студентами-архитекторами, была любовь... Но через 13 лет брак все-таки распался. Кстати, столько же прожили вместе и мои родители. Так что можно говорить о мистике чисел. Например, сдвоенные цифры точно играют роль в моей биографии. В Киев я приехал в 1977 году, в анимацию пришел в 1988-м, во Францию уехал в 1999-м, дочка родилась в 2000-м... Какой там у нас ближайший год? 2011? Буду ждать с трепетом

Чем вас привлекла анимация?

Начать с того, что это моя детская мечта, но внушенная и навязанная взрослыми. Я перерисовывал с открыток каких-то зайчиков и Волка из "Ну, погоди!", а они умилялись: "Как похоже! Быть тебе мультипликатором!" После школы, когда на семейном совете встал вопрос, куда мне дальше идти, я брякнул: "В мультипликацию". На меня замахали руками: "Не дури! В Москву? Без блата?" То есть, это даже не рассматривалось всерьез. Тогда я решил идти в военное училище. Был я мальчик книжный, инфантильный и субтильный, поэтому решил, что армия - самое то, сделает из меня настоящего мужчину. Плюс отец военный, получается красиво - династия. Поехал в Киев, проучился полтора года, опомнился: Что я со своей жизнью делаю? Какой из меня военный?" Пришел домой. "Куда хочешь?" - "В мультипликацию..." - "Тьфу!" Отдали на архитектора. Опять в Киев. Институт окончил, архитектором поработал два года. И только в 1988-м предоставилась возможность перейти в анимацию. Чем она привлекла? Возможностью творчества. Возможностью реализовываться. Я ведь, когда работал архитектором, полгода в альбомы квадратики цветной бумаги вклеивал. Это называлось "паспорта внутренней отделки". Стоило ради этого шесть лет учиться? Кстати, когда я решил в анимацию переходить, в институте засуетились и предложили мне сделать индивидуальный проект - что-то вроде дома молодежи в каком-то колхозе. Ох, это было искушение!

Правда, что первый авторский фильм вы сняли под влиянием фестиваля анимации "Крок"?

Вы имеете в виду "Крок" 1989 года? Ну, можно сказать и так. Он укрепил меня в моем решении стать режиссером. К тому времени я уже года полтора работал на "Киев-научфильме" мультипликатором, успел поучаствовать и в "Острове сокровищ" Давида Черкасского, и в "Смерти чиновника" Александра Викена, и в "Сладкой жизни" Люси Ткачиковой. И я чувствовал, что мне мало этого - просто быть мультипликатором на чужих проектах. И тут - "Крок". Съехались аниматоры со всего Союза. Я умолил директора фестиваля Ирину Капличную взять меня в команду. Моя задача была таскать коробки с фильмами в будку киномеханика. В промежутках я знакомился с этими потрясающими, остроумными, изобретательными, фантастически раскованными людьми - участниками фестиваля. Я смотрел на них влюбленными глазами и хотел кричать: "Ребята, и я такой! И я хочу быть таким! Возьмите меня!" И они взяли! Но этого было мало, хотелось быть с ними на равных. И я поступил на Высшие режиссерские курсы в Москве...

Все ваши фильмы созданы в жанре черного юмора? Почему?

Наверное, этот жанр мне ближе всего. Полностью светлые фильмы как-то не получаются. Я ведь одно время много карикатур рисовал, и они все были тоже такие... мрачные. Например, ползет по пустыне изможденный мужик, а за ним следом ползет смерть с косой - такая же изможденная. Обхохочешься... Видимо, в этих шутках со смертью проявляется что-то такое, что меня привлекает. Чтобы не бояться смерти, надо над ней смеяться. Хотя сейчас я резко против патологической жестокости, которой полны иные фильмы, сделанные в жанре черного юмора. Мне кажется, это уже от страха перед смертью... Или перед жизнью? Надо думать о том, какое влияние оказывают твои фильмы на людей. Я об этом задумался после своего первого фильма - "Клиника".

"Клиника" - фильм о больнице, "Последняя жена Синей Бороды" - о коварстве любви. Есть ли в них что-то личное?

В "Клинике" вряд ли что-то личное, если не считать того, что я, как и большинство, побывал в советских больницах. Кстати, когда делали фильм, чуть ли не вся съемочная группа переболела. "Синяя Борода" - ну, наверное, что-то личное есть. Какие-то подсознательные отношения с женщинами. А вообще, я не могу сказать, откуда берется тот или иной сюжет. Просто - бах! - и берется. Приходит в голову. Не всегда в законченном виде, скорее, как идея. Или образ. Или отдельный гэг. И тут уже начинаешь крутить его, мять и придумывать продолжение. Это я больше про "Бороду" говорю, потому что там есть история. Тогда как "Клиника" - по большому счету, всего лишь набор гэгов, не очень ловко связанных сквозным сюжетом.

Настоящий хит прошлого сезона - ваш мультфильм "Шерлок Холмс и доктор Ватсон". Чего здесь больше - любви к знаменитому сериалу или желания поиронизировать?

Вообще-то, фильм изначально задумывался не как пародия на обожаемые мною фильмы Игоря Масленникова, а как самостоятельный сюжет. Холмс и Ватсон были взяты как знаковые фигуры, предполагалось, что они не будут похожи на Ливанова и Соломина. Холмс задумывался более жестким и механичным - этаким ходячим циркулем со скрипучим голосом, Лестрейд - почему-то с родимым пятном в пол-лица... Вообще сам мир, в котором действуют герои, думали сделать более абсурдным, странным и сюрреалистичным. И более жестоким, кстати. В нем собака Баскервилей лакала кровь убитого лорда. Но в процессе работы этот мир стал смягчаться, стал гораздо более узнаваемым, ушли кровавые лужи. И я не удержался от искушения сделать Лестрейда похожим на Борислава Брондукова, а миссис Хадсон - на Рину Зеленую. Хотя в первоначальном варианте сходства не было. Озвучить Холмса голосом Василия Ливанова мне предложил Алексей Колган. Так что какие-то параллели с фильмами Масленникова неизбежно должны были возникнуть. И возникли. Хотя я иногда жалею об этом, поскольку есть все-таки в этом какой-то элемент вторичности. То есть абсолютно оригинального фильма, пусть и пародийного на все детективы сразу, не получилось.

Несколько лет вы работали во Франции, на "Фолимаже" - одной из лучших европейских студий. И Что понравилось и что не понравилось у французов?

Понравились люди, которых я там встретил. Многие стали мне настоящими друзьями. Понравилась веселость французов, их остроумие, их отношение к своей стране и своей истории, их, наверное, уже врожденное чувство прекрасного. Как-то портье принес мне маленькую корзиночку, в которой лежали персик и пара абрикосов. Так вот, это было оформлено и упаковано так, что выглядело как произведение искусства... Не понравилось бездушное отношение чиновников, бюрократия. Хотя, наверное, от этого никуда не деться в любой европейской стране.

Сейчас вы живете и работаете в Москве. Собираетесь ли здесь остаться?

Я бы не отказался... Но, боюсь, мне это не светит. Вряд ли я когда-нибудь заработаю здесь хотя бы на однокомнатную квартиру... Да что квартиру? Хотя бы на комнату в коммуналке. В Киеве же у меня есть квартира. Но нет работы. Так и живу между двумя городами.





Сергей Капков
http://www.arp.ru/

Док. 510881
Перв. публик.: 24.09.08
Последн. ред.: 24.10.08
Число обращений: 15

  • Бубнов Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``