В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Самойлова: Моя судьба могла бы сложиться совсем иначе... Назад
Татьяна Самойлова: Моя судьба могла бы сложиться совсем иначе...
"Хочу идти по улице и со всеми здороваться!"

Татьяна Самойлова родилась в семье великого советского актера Евгения Самойлова, и один этот факт, казалось бы, предопределил ее будущее. Отец много снимался, его знала вся страна. "В детстве я совсем не понимала, что такое кино, - спустя годы вспоминала актриса. - Я училась в третьем классе, когда впервые увидела своего папу на экране в "Щорсе". Признаться, я обомлела. "Это ведь такая нагрузка: кони, пожарища, погони", - думала я. От восторга и волнения я даже расплакалась

Когда мы переехали в Москву из блокадного Ленинграда, отец стал играть в Малом театре. Мама, хотя и работала инженером-энергетиком, тоже была человеком творческим: хорошо играла на фортепиано, очень любила театр. Она хорошо понимала, каких физических и духовных затрат требует актерская профессия. Именно мама оберегала атмосферу дома, где нам всем было радостно и хорошо. Меня с детства окружали актеры - папины друзья и знакомые. Я, по сути дела, выросла за кулисами театра".

Неудивительно, что вскоре маленькая Таня заявила: "Я хочу, как и ты, папа, сняться в кино, а потом идти по улице и со всеми здороваться. Знаю, так когда-нибудь будет". Отец только снисходительно улыбнулся и ласково ответил: "Будет, обязательно будет". Вряд ли он верил, в то, что говорил: слишком болезненным ребенком была его дочь. Тяжелое лихолетье войны не прошло бесследно - девочка постоянно болела: тифом, корью, дифтерией. Но у Тани была одна пламенная страсть, которая помогала ей побороть недуги, - балет. Она занималась хореографией с третьего класса, и педагоги прочили ей большое будущее. Но спустя несколько лет выяснилось, что для балета у Татьяны слишком женственная фигура. Сомнений не оставалось: нужно поступать в театральный. Татьяна подала документы в Щукинское училище - и вскоре была зачислена туда вольнослушательницей, не добрав одного балла.

Через несколько месяцев в жизни начинающей актрисы случилась первая любовь. Василий Лановой - самый красивый студент на курсе, за которым бегали почти все девушки "Щуки", - как-то подстерег Самойлову с неожиданно прямолинейным вопросом. "Кто ты?" - бойко спросил Василий. Ответ был столь же обескураживающим: "Я - дочь папы и мамы". С этого неловкого диалога начался страстный роман, закончившийся браком.

"Это было какое-то наваждение, - вспоминает актриса. - Смешно так расписались! Встретились около Боткинской больницы, отдали паспорта в загс на регистрацию. Потом Лановой купил мне какую-то майку, я ему - трусы, и отправились домой. Счастливы были просто безумно. Мы лишили друг друга невинности. И все болячки у меня прошли после того, как я стала женщиной. Я ведь ребенок войны - с детства без таблеток не живу".

Молодожены переехали в квартиру к Самойловым - ютились в маленькой комнатушке, жили очень скромно - на мизерную студенческую стипендию. А вскоре Татьяна поняла, что беременна. "Васька сказал: "Если сделаешь аборт, я обижусь". Но... потом все-таки смирился. Врачи сказали, что будет двойня. Ну куда? Жить негде Да и со здоровьем были серьезные проблемы. Нашли подпольного гинеколога - аборты тогда были запрещены. Врачиха показала мне плод. Я очень плакала, просто захлебывалась от слез. Легла на больничную койку, выпила чай с лимоном, заснула... Когда все закончилось, пошла пешком домой. Помню, была такая Москва чудная-чудная, весенняя. Снега талые шли... От мамы и папы я все скрыла". А вот в институте скрыть ничего не удалось. Невесть откуда узнав о случившемся, ректор училища тут же вызвал молодоженов. "Вася, как же так? Почему не предохранялся?!" - кричал Заваха. "Я не думал об этом, я Таню любил", - только и смог выдавить Лановой.
"Ты будешь вечно юная"

Нельзя сказать, что роль Вероники в фильме "Летят журавли" Самойлова выстрадала: ей не пришлось биться за нее - все произошло как-то очень просто, почти играючи. До этого Татьяна уже снялась в картине Владимира Каплуновского "Мексиканец" в роли Марии, где ее партнером был Олег Стриженов. Но та работа начинающей актрисы так и осталась проходной.

Яркую студентку заметила ассистентка Калатозова, которая и привела Татьяну на "Мосфильм". К тому времени режиссер уже собирался утвердить на роль Вероники другую, более известную, актрису - Елену Добронравову, но на всякий случай решили попробовать и Самойлову. Девушка ему очень понравилась, но неожиданно стал возражать автор пьесы Виктор Розов. Ему казалось, что неопытная студентка не сможет точно передать сложный характер героини. В спор вмешался уже утвержденный исполнитель главной мужской роли Алексей Баталов. Увидев Самойлову, он не удержался: "Так это же и есть Вероника!"

Татьяна Самойлова:

"Когда я узнала, что меня утвердили, жутко обрадовалась. Роль ведь очень драматическая, надо было показать пять лет жизни. Но Калатозов шутил, говорил мне: "Не бойся, старухой ты не будешь. Веронику в старости снимать не станем. Ты будешь вечно юная".

Михаил Константинович нам разрешал делать в кадре все что угодно. Он не любил кинематографическую специфику, хотя у него была великолепная техника. Калатозову я была страшно благодарна, потому что он не трогал мое актерское мастерство, не навязывал мне манеру поведения, игры. Он очень ценил то, как я двигаюсь, мои способности. Я ведь занималась балетом, с самого детства и по пятый курс вуза, много танцевала, у меня был диплом с отличием. Он это учитывал. И еще очень легко работалось с Сергеем Павловичем Урусевским. Он летел постоянно за мной и держал меня в кадре все время, что бы я ни делала. Калатозов и Урусевский были гениями"

"Летят журавли" снимали шесть месяцев. График был изнуряющий - работали с восьми утра до двенадцати ночи. Неудивительно, что старые болезни Самойловой лишь обострились - почти после каждого дубля актрисе кололи уколы. Врачи возмущались: "Вы себя совсем не бережете! Подумайте - это ведь не шутки". Но Самойлова была непреклонна: "Я закончу работу, чего бы мне это не стоило!"

Цена за упорство была высока: сразу же после окончания съемок, Татьяна попала в больницу. Ей сделали операцию на легком и повредили плевру. Девушку "посадили" на уколы. Когда к Татьяне в больницу приехал муж, он ее просто не узнал: уставший голос, потухший взгляд, полная апатия и безразличие "Больше ничего не хочется", - простонала Таня и залилась слезами. Супруг рыдал вместе с ней а потом исчез. Вскоре выяснилось, что Лановой собирается в Китай. Несколько лет от него не было никаких известий.
"Вы советское достояние!"

Самойлова нашла в себе силы перенести и этот удар. Спустя несколько месяцев она предстала перед судом комиссии на выпускных экзаменах. Перед просмотром картины педагоги объявили: - Фильм недавно посмотрел Хрущев.

- И что? - с надеждой спросила Татьяна.

- Ему не понравилось. И о героине Хрущев плохо отзывался.

Тогда выпускницу пощадили - не сказали, что именно говорил о Веронике Никита Сергеевич.

И это было не все - критики шипели (видимо, сохраняя традицию озираться на "первых лиц", прежде чем что-то высказать). В "Советской культуре" была напечатана разгромная статья, в которой автор вылил на Веронику ушат грязи: мол, лохматая, ноги босые, да и актриса играет бездарно.

Но все это забылось через полгода, когда фильм "Летят журавли" получил высший приз на Каннском кинофестивале - "Золотую пальмовую ветвь". Это был поистине триумф советского кино.

Татьяна Самойлова:

"Никогда не забуду день, когда Михаил Константинович сказал мне: "А теперь я тебя отправлю в Париж, и ты посмотришь, где настоящая кинематография". Я приехала и обомлела. Оказывается, отца моего знает весь мир, а я об этом и не подозревала. Я просто была маминой и папиной дочерью А оказалось, что папу очень любят в Америке. В Париже я увидела звезд, которыми восхищался весь мир: Марлен Дитрих, Джину Лоллобриджиду, Софи Лорен.

Там я познакомилась с Пабло Пикассо. Он произвел на меня странное впечатление. Дымил безумно. А потом написал мой портрет. Но мне не подарил, оставил себе на память. Сказал только: "Сегодня вы идете по тротуару, и никто вас не знает. А завтра вы звезда и едете на звездной машине в звездный город".

Мастер не ошибся - на Каннском кинофестивале Самойлову действительно "короновали". Тогда жюри приняло сенсационное решение: приз за лучшую женскую роль отдать юной советской актрисе. А между тем эту награду многие прочили Софи Лорен за картину "Любовь под вязами". Потом был кинофестиваль в Париже, и Софи Лорен вновь осталась в тени. Париж снова рукоплескал Самойловой. Советскую актрису чествовали как настоящую звезду мирового кино: в саду королевского дворца в честь Самойловой посадили несколько апельсиновых и мандариновых деревьев, а отпечаток своей ладони актриса оставила на "звездной" набережной Круазетт. Неудивительно, что Самойлову тут же пригласили сниматься в США в фильме "Анна Каренина", где ее партнером должен был стать Жерар Филипп. Оператор Сергей Урусевский, который сопровождал Самойлову в этой поездке, советовал: "Если хочешь, оставайся. Это уникальный шанс. Тебе крупно повезло". И Самойлова уже была готова сказать "да". Но тут вмешалась политика - руководитель советской делегации возмутился: "Какая Америка?! - заявил он актрисе. - Вы - советское достояние! К тому же вы так молоды, даже диплома у вас нет".

Самойловой категорически запретили вести какие бы то ни было переговоры с западными кинематографистами. "Они обыскивали мои чемоданы, - вспоминала актриса спустя годы, - прямо при мне разрывали их, перебирали одежду - проверяли, не собираюсь ли я остаться. А пойди я им наперекор - моя судьба могла бы сложиться совсем иначе"
"Пора бы и молодым дорогу уступить"

Но судьба сложилась так, как сложилась Татьяна вернулась в СССР, где о "советском достоянии" все скоро забыли. Казалось, что актрису заставили приехать в Союз только для того, чтобы наказать за такой головокружительный триумф. Кинокарьера Самойловой несколько лет не могла сдвинуться с мертвой точки. Каждый месяц актриса приходила на "Мосфильм" узнать, нет ли для нее какой-нибудь роли, и каждый месяц слышала один и тот же ответ: "Пока для вас ничего нет". Видимо, кто-то из кинематографических начальников решил, что Самойлова и так избалована славой.

Неизвестно, что бы стало с актрисой, если бы ей не предложили сыграть главную роль в венгерском фильме "Альба-Регия". И хотя эта работа так и осталась проходной в актерской судьбе, за нее Самойлова получила огромные деньги: в Москву она вернулась с роскошными нарядами и автомобилем "Опель" - неслыханной по тем временам роскошью.

Неудивительно, что поклонники не давали проходу актрисе - особенно упорствовали иностранцы. Но слишком свежи были раны после расставания с Лановым - Самойлова не верила никому Пока не встретила писателя Валерия Осипова. Валерий был неисправимым романтиком. Он много путешествовал, но в каком уголке мира он ни находился, каждый день отсылал музе несколько телеграмм: "Я дарю тебе Сибирь!", "Я дарю тебе подснежники!", "Ты - моя дорогая-единственная!". Вскоре Самойлова и Осипов поженились. И все словно бы пошло на лад. В судьбе Самойловой случилась еще одна значимая роль - Анна Каренина в картине Александра Зархи. Вронского в этом фильме сыграл Василий Лановой.

После выхода картины на экран об актрисе вновь заговорили. Но Самойлова мечтала не о признании и славе - она очень хотела стать матерью Но не могла: у них с Осиповым было трагическое несовпадение по группе крови.

Татьяна Самойлова:

"Я не могла от него нормально забеременеть. Было два кровавейших выкидыша, из меня вынимали просто печенки живые. После этого я надолго ушла в работу. Но желание стать матерью было огромным. После съемок в "Анне Карениной" я сказала Осипову: "Валя, мне тридцать три года. По-моему, пора рожать. Иначе я не буду женщиной". Он ответил: "Таня, я давно не мужчина"... У него был диабет, сильнейшее ожирение.

К тому же вскрылись и другие проблемы. То Осипов улетает в Париж, то в Америку, то пишет книги, то встречается с кем-то. Все время ждать мужа - это ужасно... Мне все говорили: "Да он известный писатель, он тебя бросит". И я решила расстаться с ним сама".

И все-таки Валерий Осипов так и остался самой сильной любовью в жизни актрисы. Позже случился еще один брак - с цирковым администратором Эдуардом Мошковичем, который был на пятнадцать лет моложе актрисы. Именно Мошкович подарил Самойловой счастье материнства.

"Моя жизнь делится на две эры: до рождения ребенка и после рождения, - уверяет актриса. - Хотя я рожала тяжело - роды длились 12 часов, большая потеря крови. Ребенок был очень крупный: 57 см, 4900 - вес. Богатырь! Но отец Митеньки оказался дурацким мужиком. Он хотел, чтобы я не только вела хозяйство, но и обеспечивала семью деньгами. Конечно же, мы расстались".

Вскоре Самойловой пришлось расстаться и с сыном. Как только Митя подрос, он безапелляционно заявил: "Я не буду жить здесь. Хочу учиться в Америке". И юноша уехал - поступил на медицинский факультет Мичиганского университета, женился на американке. А потом позвонил маме в Россию и сказал: "Я больше не вернусь".

Денег, чтобы приехать к сыну, у актрисы нет. Он же нечасто навещает мать. Одиночество словно преследует Татьяну Евгеньевну. Кажется, что она с ним уже смирилась. Самойлова сейчас редко дает интервью, еще реже появляется на людях. Как-то она произнесла страшные слова: "Я снялась в двадцати фильмах, а потом неожиданно поняла, что все прошло мимо" Прошло мимо Многое, но не все. Остался образ - "вечно юной" Вероники. Простой советской девушки, которая покорила мир.




Марина Забелина
10.08.2006
http://www.peoples.ru/

Док. 510756
Перв. публик.: 10.08.06
Последн. ред.: 23.10.08
Число обращений: 117

  • Самойлова Татьяна Евгеньевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``