В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
От Дюма до Сенкевича один шаг Назад
От Дюма до Сенкевича один шаг
Из всех возможных вариантов на закрытие Выборгского фестиваля была выбрана Монументальная историческая эпопея Ежи Гоффмана "Огнем и мечом". В Польше премьера этого фильма, без преувеличения, превратилась в событие национального масштаба, нам же в эпоху постоянного самоуничижения и разочарования особенно приятно сознавать, что своим успехом фильм во многом обязан нашему соотечественнику - Александру Домогарову, который и стал одной из самых ярких звезд кинофестиваля.

Грустно, что избранный "фильмом на открытие" "Русский бунт" Александра Прошкина на фоне польского собрата кажется особенно бессмысленным и беспощадным. Бессмысленным, потому что, несмотря на монументальность и претензии, не идет ни в какое сравнение со ставшей классической "Капитанской дочкой" с Олегом Стриженовым в главной роли. Беспощадным, потому что создается впечатление, что целью создателей картины является банальное смакование жестокости и старательное обливание помоями собственного народа.

- У Ежи Гоффмана хватило мужества и таланта признать свою правду в каждый момент времени чуть ли ни за каждым своим героем и, не пытаясь романтизировать страшную, братоубийственную войну, не впасть ни в шапкозакидательство и восторг при виде вражеской крови ни, тем более, в национальное самоуничижение. Русский бунт" полностью соответствует "традициям национальной "чернухи", от которой люди устали и одурели до такой степени, что ищут забвения в старых добрых фильмах и латиноамериканских сериалах. Поневоле начнешь завидовать братьям-полякам, получившим картину, не только интересную и красивую, но и вызывающую самоуважение, причем, отнюдь, ни за счет других. Александр Домогаров как-то обмолвился, что, когда он видел толпы народа перед кинотеатрами и слышал, как люди пели здравицу Гоффману, у него "возникало ощущение, что шла какая-то незримая война, поляки ее выиграли и теперь у них единение народа". Нам же до подобного единения на кинематографической почве, увы, далековато.

Любопытно, что вторая и третья книги знаменитой трилогии Генрика Сенкевича ("Потоп" и "пан Володыевский") были экранизированы довольно давно, а вот "Огнем и мечом" не везло. Видимо, мешал Богдан Хмельницкий, поведший себя в отношении Польше не лучше, чем Мазепа в отношении России. Отношения же между СССР и ПНР не позволяли изображать легендарного гетмана так, как его описал поляк Сенкевич. Зато теперь Гоффман постарался на славу. Этот тот редкий по нынешним временам случай, когда постановщики (за исключением нескольких незначительных эпизодов) не пытались "подправить" классику, и к тому же обошлись без дешевых постельных сцен, которыми в последнее время все объелись и якобы смешных трюков.

Главное же в фильме (и в романе) все же не политика и не война, а любовь. Вечный треугольник. Двое мужчин - шляхтич Скшетуский и казак Богун и одна женщина, Елена. В книге все очень просто: Елена решительно влюбляется в Скшетуского, он в нее, и после различных перепитий влюбленные, к радости читателей, воссоединяются.

То же происходит и в фильме, но Те, кто видел "Огнем и мечем", в один голос утверждают, что Домогаров по всем статьям переиграл своего "соперника. Справедливости ради надо сказать, что и у Генрика Сенкевича удалой казак, из-за несчастной любви оказавшийся чуть ли не на грани безумия и мечущийся по пылающей Украине в поисках то ли смерти, то ли мщения получился куда ярче, чем     "рыцарь без страха и упрека" Скшетуский (такое в литературе не редкость, вспомним хотя бы Буагильбера в "Айвенго" или Вяземского в "Князе Серебряном"). Ну а талант Домогарова и вовсе превратил Богуна из одной из вершин классического любовного треугольника в центр картины. Трудно сказать, планировал ли это Ежи Гоффман, пересмотревший невероятное количество артистов и остановивший свой выбор на москвиче, который среди своих прочих достоинств блистательно управляется с конем и саблей и душевно поет украинские песни. Впрочем, знаменитый режиссер, поставивший такие шедевры, как "Знахарь" и "Прокаженная", всегда знает, кто ему нужен. Видимо, и от Домогарова он ожидал именно смещения привычных акцентов, тем более, что артисту делать подобное не впервой.

Достаточно вспомнить не столь уж и удачных "Гардемаринов - III", где артисту досталась роль персонажа, вроде бы, отрицательного - немецкого шпиона, из-за которого у положительного героя Харатьяна была куча неприятностей. Только вот зритель, отчего-то сочувствовал врагу, который даже со связанными руками в одиночку умудрился обставить троих противников и в итоге проиграл лишь потому, что его император оказался самовлюбленным идиотом. Любопытно, что именно один из "гардемаринов", а именно Сергей Жигунов и пригласил Домогарова на главную роль в "Графине до Монсоро". Выбор оказался фантастически удачным, особенно на фоне явного провала "Королевы Марго".

Кстати, человек, которого пришлось играть Домогарову, в реальности был весьма и весьма неординарен. Королева Марго, похоже, пронесшая любовь к Бюсси через всю свою неимоверную жизнь в мемуарах так характеризует своего героя: "в этом веке во всем мужском племени не было никого, кто мог бы сравниться с ним по силе духа, достоинствам, благородству и уму" и еще "он был рожден быть ужасом своих врагов, славой своего господина и надеждой своих друзей".

Подтверждает это и свидетельство Пьера де л`Этуаля, рассказавшего о последнем бое Бюсси: "поняв, что он предан и помощи ждать неоткуда, этот дворянин сражался до конца, доказав, что сердце его никогда не знало страха. Вскоре в руке у него остался только осколок шпаги, но он продолжал сражаться и этим обломком, пока не осталась уже одна рукоятка, и тогда он обрушил на нападавших стол, стулья, скамьи, которыми ранил или заставил обороняться еще трех или четырех противников, но, в конце концов оставшись без какого бы ни было оружия был побежден превосходящим числом врагов и нашел свою смерть.... Таков был конец Бюсси, человека бесстрашного, но чересчур строптивого, что и принесло ему несчастье".

Телесериалы традиционно заканчиваются хеппи эндом, так же как и красивые псевдоисторические сказки. Развязка "графини де Монсоро" трагична. Что ж, благородство и доблесть по большей части бессильны против подлости, и это, к сожалению, относится не только к Франции 16 века. Прав Дюма и в другом - сильные мира сего почти всегда оказываются недостойны тех, кто за них и из-за проливает кровь. Они дерутся за власть, продают и предают друг друга, при этом без колебания жертвуя своими друзьями и сторонниками, а самые гадкие поступки объясняют высокими словами о благе государства и исполненном ими тяжелом долге. Законы политической интриги за прошедшие столетия не переменились. Так же, как и любовь, дружба и честь остаются единственным, ради чего стоит жить.

Телесериалы традиционно заканчиваются хеппи эндом, так же как и красивые псевдоисторические сказки. Развязка "Графини де Монсоро"     трагична. Что ж, благородство и доблесть по большей части бессильны против подлости, и это, к сожалению, относится не только к Франции 16 века. Прав Дюма и в другом - сильные мира сего почти всегда оказываются недостойны тех, кто за них и из-за проливает кровь. Они дерутся за власть, продают и предают друг друга, при этом без колебания жертвуя своими друзьями и сторонниками, а самые гадкие поступки объясняют высокими словами о благе государства и исполненном ими тяжелом долге. Законы политической интриги за прошедшие столетия не переменились. Так же, как и любовь, дружба и честь остаются единственным, ради чего стоит жить.

Картина имела несомненный успех, а исполнитель главной роли сразу же на два корпуса обошел тех, кто почитался патентованными звездами. И объяснять это, как пытаются иногда делать, привлекательной наружностью и выигрышной ролью было бы и примитивно и несправедливо. Красавцев в кино всегда хватало, а "запороть" можно любую роль (достаточно вспомнить Дмитрия Харатьяна в роли графа Ла Моля). В Бюсси же, которого играл Домогаров, более всего привлекало внутреннее благородство и, как следствие, ощущение обреченности. В свое время все тот же Дюма писал, что "стоило Атосу в своем простом мушкетерском плаще ступить хоть шаг, откинув назад голову, как он сразу занимал подобающее ему место, отодвигая разодетого Портоса на второй план". Милейший Портос это воспринимал, как должное, но он был мушкетером, а не критиком. Отсюда и статьи с дурацкими заголовками и нежелание увидеть за деревьями лес и понять, что в российский кинематограф вошел артист (театральные достижения Домогарова и созданные им образы - яркие, трагические, запоминающиеся - это отдельная тема), равного которому и по производимому на зрителей впечатлению и по элегантности и глубине игры не появлялось со времен Стриженова.

Странное дело, если что-то или кто-то нравится нормальным людям, то "специалистам" обязательно нужно низвести это с пьедестала, водрузив на оный что-то малопонятное и зубодробительное, а то и откровенно скучное большинству тех, для которых, собственно говоря, и было изобретено кино. А вот Ежи Гоффман, как говорится, "Пришел. Увидел. Оценил". И от этого выиграли все.



Беседовала Вера Камша
газета "Новости Ленинградской области", 2000
http://www.domogarov.ru

Док. 510362
Перв. публик.: 23.10.00
Последн. ред.: 23.10.08
Число обращений: 311

  • Домогаров Александр Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``