В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Макбет и другие Назад
Макбет и другие
Александр Юрьевич Домогаров родился в Москве 12 июля 1963. Окончил Московское театральное училище им. Щепкина (1984, мастерская В. Коршунова). Работал в Малом театре, в Театре Советской армии (ныне - Театр Российской армии). С 1995 - актер Театра им. Моссовета, но принимает участие и в спектаклях других театров. Наиболее известные театральные работы - Жорж Дюруа ("Милый друг"), Марат ( "Мой бедный Марат"), Нижинский ("Нижинский, сумасшедший божий клоун" ) и Макбет в одноименном спектакле театра "Багателла" польского города Кракова. Александр Домогаров - единственный русский актер, удостоенный бронзовой статуэтки Вацлава Нижинского, присуждаемой фондом Нижинского при ЮНЕСКО. Артист снялся более чем в 20 фильмах, среди которых: "Гардемарины-III", "Если бы знать..." (по пьесе Чехова "Три сестры"), "Шейлок", " Графиня де Монсоро", "Белый танец", "Огнем и мечом" (Польша), "Na koniec swiata" (Польша), "Dykaren" (Швеция), "Империя под ударом", "Бандитский Петербург", "Марш Турецкого" работа над сериалом продолжается). В 2000 году Александру Домогарову присвоено звание заслуженного артиста России.


Александр, роли, которые Вы играете и собираетесь играть достаточно сложные и разноплановые. Простите дилетантский вопрос: характеры Ваших героев не накладывают отпечаток на Ваш собственный характер или для профессионала это просто маски?
Маски-то они, конечно, маски, но даже маска, если ее носить каждый день, оставляет след. Сначала незаметный, а потом все более и более отчетливый. Некоторые роли, безусловно, накладывают отпечаток на человека, на его характер, на его существование. Разумеется, я не превращаюсь постепенно в Нижинского или Макбета, это гораздо более тонкое воздействие.

Говорят, играть в "Макбете" небезопасно. Это, действительно, так?
В моем случае пьеса свою репутацию оправдала. Правда, не сразу, хотя намеки, эдакие "колокольчики судьбы" зазвенели сразу. Можно, конечно, не верить в приметы, объясняя все совпадениями, но для меня теперь очевидно: такое даром не проходит.

Если бы Вы об этом знали, отказались бы?
Я ни в коем случае не жалею о том, что было, и вообще лучше жалеть о том, что сделано, чем о том, что упущено. Есть вещи, за которые стоит платить. Судьба предлагает тебе твой шанс один раз. Можно, конечно, его не заметить, счесть неважным или струсить, отойти в сторону и посмотреть, как это получится у других. На первый взгляд ничего непоправимого не произойдет, все будет прекрасно и замечательно, только ты пройдешь мимо чего-то, что в твоей жизни уже не сбудется. И того, что могло бы воспоследовать за первым шагом тоже не будет, потому что он так и не был сделан. Так что вызов лучше принять.

А "Макбет" был вызовом?
А вы подумайте. Русский артист, в чужой стране, на чужом языке в такие сроки да еще в такой пьесе.

Было очень трудно играть по-польски?
Трудно, но затем я ужасно гордился, что знал пьесу лучше поляков, Мне ведь не только мою роль пришлось выучить, но и своих партнеров, а потом пошли блоки по 16 спектаклей. И я каждый вечер все это через себя пропускал

Наверное, часами удерживать внимание тысячи, а то и полутора человек задача не из легких?
Держать в напряжении столько людей на протяжении всего спектакля невозможно, но сделать так, что они пропустят создавшуюся ситуацию через себя, забудут, что они зрители, вполне реально.
В "Нижинском", это момент, когда от ответа Вацлава на заданные психиатром вопросы, зависит вся его дальнейшая судьба. И зал замирает. Даже те, кто прекрасно знают и спектакль, и судьбу главного героя, начинают подсознательно "болеть" за него, надеяться, что он ответит правильно. Когда Вацлав угадывает день недели и месяц, по залу прямо-таки волна облегчения прокатывается. И тут еще один вопрос, и сразу же смена настроения! Вместо сочувствующего смеха, смеха облегчения и радости за человека, который справился с заданием, возмущение, негодование - да черт возьми вас всех! Сколько можно его мучить?!
Если в спектакле есть хотя бы два - три подобных момента, когда люди забывают обо всем, кроме проходящей перед их глазами чужой судьбы, спектакль стоит того, чтобы жить.
     Потому-то я и жду "Сирано" Здесь столько моментов, когда можно заставить думать, чувствовать, по-своему.

Репетиции уже начались?
Да, но сейчас мы находимся на самом черновом, неблагодарном этапе, о котором и рассказывать-то не принято. Какие ассоциации возникают при упоминании Сирано у более или менее образованных людей? Нос и поэт. Сирано поэт, и он должен говорить красиво. Пьеса в стихах и ни в коем случае нельзя жертвовать ее красотой. Любые нестыковки, нарушение ритма, которые могут возникнуть при непродуманном сокращении, или при использовании не отражающего настроения перевода, здесь особенно будут бросаться в глаза.
Сейчас для меня главное, чтобы при работе над текстом сохранилось все то, что меня греет в этой вещи. Мне выходить на сцену, и мне нужно понимать, о чем я говорю. А если меня лишить "мяса", лишить любимых строчек и заставить говорить "кондовым" языком, то пропадет всякий смысл, и тогда зачем все это нужно? "Сирано" принадлежит к таким вещам, которые нужно ставить хорошо, или же вообще не ставить.
Когда мне было мне лет 26, вышло так, что меня затащили к Олегу Борисову. Говорили обо всем и ни о чем, и он за обедом рассказал несколько случаев из своей жизни. Такие, знаете ли, "наброски из жизни". И сразу стало понятно, почему он такой, почему он столь многое не приемлет, почему так относится к жизни, к людям, почему внешне желчен и зол. Когда на одного человека приходится слишком много чужих предательств и отсупничества, это накладывает отпечаток. Но я вспомнил тот давний разговор не поэтому. Встреча с Борисовым отозвалась в моей работе над "Сирано". Вышло так, что мы свернули на лермонтовский "Маскарад", и тут Борисов показал, как он работает над стихом.
Он КАЖДУЮ строчку переписывал сначала так, как она есть, а потом в прозе, выбирая главное слово. Сканирование стиха, так это называется. И , Народный артист Советского Союза, лауреат всех возможных и невозможных премий строчку за строчкой переписывал всю пьесу. У меня эта тетрадка до сих пор перед глазами стоит.
Борисов и так был царь и бог. Зачем это ему надо было под конец жизни? А ведь делал это. Переписывал, думал, снова переписывал Потому-то он и Артист...
Или, на первый взгляд, совсем другой пример - Аль Пачино. Ну откуда в человеке ростом метр пятьдесят семь такая энергетика, такая страсть? Ведь это даже не театр, это через экран выплескивается. Я "Запах женщины" видел не единожды и откровенно признаю, что прямо-таки влюблен в этот фильм.

Сейчас многие артисты пробуют себя в режиссуре. Вы не собираетесь последовать их примеру?
Да, нынче все у нас режиссируют, снимают, пишут, критикуют, а вот артистов мало. Идешь по киностудии, а там одни и те же лица перебегают с площадки на площадку. Мне все же кажется, что играть самому главную роль и одновременно быть режиссером не стоит, хотя некоторым такое и удается. Лучше, пока есть такая возможность, заниматься чем-то одним, а не дискутировать с самим собой в двух ипостасях. Хотя зарекаться окончательно и бесповоротно я не стал бы, может, когда-то и пущусь во все тяжкие.
     Я хотел бы снять кино о Нижинском. Кино трагическое и красивое, с замечательной натурой, с "Парижскими сезонами", с музыкой, с красивыми и талантливыми людьми и среди всего этого показать Артиста. Художника. Гения. Его взлет и падение, то, чем он и был, и что с ним стало. Чтобы в судьбе Вацлава Нижинского отразились судьбы Ван Гога. Мопассана, Высоцкого, Даля Показать взлет и падение со страшной высоты. Кстати, сценарий уже есть К тому же, кино снимает половину проблем, возникающих, когда актер одновременно является и постановщиком. Там можно отсмотреть снятый материал и сделать выводы, там есть монтажный стол, а если повезет с оператором, то успех обеспечен чуть ли не наполовину.

Но пока фильм о Нижинском лишь в проекте, скажите пару слов о фильмах, в которых Вы снимаетесь сейчас. С "Турецким" все ясно, а "Саломея"? Это ведь не экранизация Уайльда?
Нет, с Уайльдом я распрощался, когда не сложилось с Дорианом Греем. "Саломея" - свободная экранизация авантюрного романа Александра Вельтмана "Путешествие по морю житейскому" или "Саломея". Снимают те же режиссеры (Леонид Пчелкин и Вадим Зобин), что и "Петербургские тайны", и в том же ключе. Опять Россия второй половины девятнадцатого века, опять интриги, совпадения, неожиданности, кипящие страсти. Сюжет пересказывать не буду, да это в двух словах и невозможно, сколько там всего: цыгане, дуэли, карты, разлученные близнецы, короче, нет только королей и капусты.

Раз уж Вы упомянули дуэли Вам не кажется, что с их исчезновением наша жизнь стала беднее?
Ну, говорят же, что когда дуэли были заменены жалобами и анонимками, число жертв резко возросло. А если честно, то оружие учит отвечать за свои слова, и не спускать подлецам и мерзавцам. Когда на человека одевают портупею, он как-то подтягивается. Это совершенно особенное ощущение: ты одеваешься, застегиваешь пояс, вставляешь шпагу и все! Ты не один. Вот она, висит у тебя на боку, звякает, бьет тебя по бедру А если сзади еще кинжал, то тебе и сам черт не брат! Суворов не зря утверждал, что пуля-дура, а штык молодец. Это можно отнести к любому холодному оружию, которое становится продолжением твоей руки, тем "железным клыком", который уровнял шансы Маугли в схватке с тигром. Я вполне понимаю, почему казаки пели "матушка нам сабелька булатная", наверное, это чувство знакомо и Александру Розенбауму, иначе он не написал бы "только шашка казаку во степи подруга".

Александр, а как Вы вообще выдерживаете такой график: съемки, репетиции, да еще и спектакли в придачу? Неужели не устаете?
Работу я, как раз, выдерживаю неплохо, а вот от непонятного времяпрепровождения, когда часами сидишь в гриме и ничего не делаешь, потому что, то электричества нет, то кого-то не привезли, то чего-то не увезли, то кто-то с кем-то отношения выясняют Впрочем, от подобного не столько устаешь, сколько бесишься, а настоящую усталость после хорошей работы я даже люблю. После того же "Нижинского" доползти до кресла, снять грим, ни о чем не думать А вообще-то свободное время начинаешь ценить только тогда, когда его нет.

        

Газета Телевик,
г. Санкт-Петербург. 30 июля 2001 г.
Вера Камша
http://www.domogarov.ru/

Док. 510096
Перв. публик.: 22.10.01
Последн. ред.: 22.10.08
Число обращений: 283

  • Домогаров Александр Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``