В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Лучший вратарь мира! Вратарь-гибрид` Назад
`Лучший вратарь мира! Вратарь-гибрид`
"Лучший вратарь мира! Вратарь-гибрид", - говорили про Яшина. На разминке он мог намертво поймать трудный мяч, мгновенно вскочить на ноги и бросить его во второй мяч, летящий в другой угол. И попадал! Более того, этот трюк он мог проделывать практически в безостановочном режиме на протяжении всей тренировки! "В игре он творил чудеса, - берет все, - говорили о нем, - бьют в пустые ворота, он уже бессилен, лежит на траве - и все равно берет".

Его детство ничем не отличалась от жизни любого советского мальчишки довоенного времени. Лева жил с родителями и другими многочисленными родственниками в тесной московской квартирке на Миллионной улице, неподалеку от завода "Красный богатырь". В футбол гонял во дворе. Детские годы Яшина, как и всех его сверстников, закончились в июне 1941 г. Вместе с родителями он отправился в эвакуацию под Ульяновск. После пятого класса пошел на военный завод учеником слесаря. В 1944 г. Яшины вернулись в Москву, где он продолжил свою заводскую карьеру. Из Сокольников ездил в Тушино, где работал слесарем на одном из заводов. Добирался двумя трамваями и на метро, вставал в пять утра, возвращался домой затемно: вечерами играл в футбол за заводскую команду. Первый его тренер - Владимир Чечеров - сразу выделил его в шеренге пацанов и поставил в ворота. А ведь во дворе он считался бомбардиром...

В 18 лет, видимо, от переутомления, он перенес душевный срыв: ушел из дома, забросил завод и перед ним замаячила реальная перспектива попасть под статью о тунеядстве. Спасла служба в армии. Именно там он оказался в юношеской команде московского "Динамо", а вскоре стал третьим вратарем основной команды после знаменитого "тигра" Хомича и Вальтера Саная. Вратарский дебют Яшина во взрослом "Динамо" начался провально. В контрольной игре со сталинградским "Трактором" он пропустил нелепейший гол от вратаря соперников, забитый через все поле. Яшин бросился к мячу, но врезался в одного из своих партнеров по команде и мяч спокойно залетел в ворота. Над этим эпизодом хохотали игроки обеих команд. Однако через год, когда Яшин заменял травмированного Хомича уже не в контрольной игре, а в принципиальном матче со "Спартаком", в одном из эпизодов он опять столкнулся с партнером, что позволило спартаковцам сравнять счет. После игры в раздевалку явился некий милицейский чин и повелел убрать "этого сосунка" с глаз долой. После того случая Яшин надолго осел в запас. В 1953 г. в игре с тбилисскими динамовцами при счете 4:1 в пользу своей команды он умудрился очень быстро пропустить три мяча, и лишь гол, забитый великим Бесковым в конце матча, позволил москвичам одержать победу.

От отчаяния Яшин ушел играть в хоккей и даже успел выиграть с динамовцами Кубок СССР. Но ненадолго. Вскоре, в том числе благодаря Хомичу, он вышел на качественно новый вратарский уровень. И к середине 1950-х Яшин уже стал лучшим вратарем СССР.

По количеству выигранных медалей Яшин - рекордсмен среди советских футболистов. Первую свою золотую медаль он получил в 1954 г. Потом еще четыре раза завоевывал золотые медали, пять раз серебряные, один раз - бронзовую. Олимпийский чемпион Мельбурна (1956 г.). Заслуженный мастер спорта. Четырежды входил в состав команды, заявленной для участия в чемпионате мира. Трижды играл в финалах чемпионатов мира. Вошел в символическую сборную СССР за 50 лет. Был капитаном "Динамо", сборной СССР, сборной УЕФА, сборной ФИФА.

Играл за сборную ФИФА в 1968 г. и УЕФА - в 1964 г., в прощальных матчах англичанина С. Мэтьюза и турецкого вратаря Ш. Тургая. Трижды признавался лучшим вратарем сезона. В списках тридцати лучших футболистов страны первое место среди вратарей занимал в 1956-1968 гг. Третье - в 1969 г. Неоднократно входил в десятку лучших спортсменов СССР за год. Как лучший футболист Европы в 1963 г. был награжден призом "Золотой мяч". Его последний, 813-й матч состоялся 27 мая 1971 г. На прощальном матче собрался весь тогдашний футбольный бомонд во главе с Бобби Чарльтоном и Гердом Мюллером. Мюллер активно и на полном серьезе пытался забить Яшину гол, но так и не смог этого сделать. Уходил Лев Иванович по-королевски. Непобежденным и непревзойденным. Ему был тогда уже 41 год.

Однако до этого возраста он мог и не доиграть. У прославленного вратаря были и крайне неприятные периоды, едва не вынудившие его уйти из спорта досрочно. После возвращения в 1962 г. сборной СССР из Чили, когда наши в четвертьфинале чемпионата мира уступили хозяевам турнира, Яшин подвергся такой обструкции, которая нынешнему поколению наших футболистов и не снилась. Ему угрожали, писали на стенах в подъезде всякие гадости, уродовали его машину. И все это делали люди, которые даже не видели того злополучного матча! Интересно, что зарубежная пресса оценила игру Яшина совсем по-другому. Для иностранцев, даже несмотря на не самое удачное выступление сборной СССР, он остался героем и самым известным советским футболистом. Иначе не присудили бы ему через год "Золотой мяч" как лучшему футболисту Европы и не пригласили бы осенью 1963 г. участвовать в матче, посвященном столетию английского футбола, на который приехали все мировые знаменитости. Тогда такие матчи были редкостью, и к ним привлекалось пристальное внимание. Яшин играл в нем за сборную мира. В звездной компании на стадионе Уэмбли (Пушкаш, ди Стефано, Копа, Эйсебио) Яшин не только не затерялся - он блистал, не пропустив за отведенный ему тайм ни одного мяча. Он мог закончить с футболом еще в 1962 г. Но нашел в себе силы вернуться и фактически все начать сначала. Яшин стал одним из самых узнаваемых в мире советских граждан.

Послефутбольная жизнь Яшина сложилась совсем не просто. Одна из причин - травмы и болезни, полученные им в годы игр. Он долго страдал от язвы желудка. А потом обострились еще и вратарские болячки - колени, ушибы. Его часто приглашали на отдых за границу. Принимающая сторона брала все расходы на себя. Но его не выпускали из страны, хотя он нуждался в лечении. Да и жил Яшин совсем небогато. Ему надо было содержать большую семью, покупать лекарства. Здоровье с каждым годом ухудшалось. Ему ампутировали ногу. Он мог умереть в нищете и забвении. Уже после ампутации, когда информация о плохом здоровье Яшина стала всеобщим достоянием, ему разрешили поехать за рубеж. О нем вновь заговорила вся мировая спортивная общественность. И в 1989 г. на стадионе "Динамо" был организован памятный матч, посвященный шестидесятилетию великого вратаря. В Москву съехались легенды футбола: Франц Беккенбауэр, Бобби Чарльтон, Эйсебио и другие. Лев Иванович был, конечно, счастлив, что его по-прежнему помнят и ценят. Ни один вратарь мира не пользовался такой популярностью, как он. Его игра - это целая эпоха в развитии вратарского искусства. Лев Яшин - единственный в мире вратарь, награжденный специальным призом еженедельника "Франс-футбол" - "Золотой мяч".

Яшин Лев Иванович
1929-1990 гг.

top50.nameofrussia.ru

Док. 509515
Перв. публик.: 22.10.00
Последн. ред.: 22.10.08
Число обращений: 313

  • Яшин Лев Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``