В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Лужков назвал торги по недвижимому имуществу завода `Москвич` позором. Московский стройкомплекс и недвижимость в СМИ Назад
Юрий Лужков назвал торги по недвижимому имуществу завода `Москвич` позором. Московский стройкомплекс и недвижимость в СМИ
На этой неделе получила свое продолжение (а, вернее, завершение) история с продажей на аукционе объектов недвижимости завода АЗЛК ("Москвич"). "Управляющая компания "Метрополь" стала собственником большей части имущества одного из старейших российских автозаводов "Москвич". На состоявшемся вчера аукционе за 54 здания предприятия компания заплатила $212 млн. При этом к участию в торгах не была допущена девелоперская Mirax Group, которая собирается оспаривать результаты конкурса, подозревая "Метрополь" в сговоре с правительством Москвы. По версии Mirax, победитель может передать столичным чиновникам часть недвижимости для расширения производства завода "Автофрамос", также расположенного на территории "Москвича"", - сообщает "Коммерсантъ" в номере от 5 декабря. Газета отмечает, что "конкурс прошел без участия основных претендентов - столичных властей и корпорации Mirax Group. Московские чиновники рассчитывали расширить за счет "новой" площадки производственные мощности СП "Автофрамос", где мэрии принадлежит 6,59% акций, а Renault - 93,41%". Mirax Group уже подала иск в арбитражный суд Москвы с требованием признать итоги аукциона недействительными, отмечает Ъ, но "конкурсный управляющий "Москвича" Александр Иванов и Михаил Слипенчук не согласны с претензиями Mirax. "Mirax пыталась вскочить в последний вагон уходящего поезда, они подали заявку слишком поздно",- говорит господин Слипенчук. А господин Иванов уверяет, что "подача заявки на участие в торгах в последние минуты приема заявок и последующая неуплата задатка - типичный для рейдеров ход, направленный на то, чтобы иметь юридическую возможность подачи иска об обжаловании торгов". Mirax не допустили к аукциону по хорошо отработанной схеме, констатирует адвокат Алексей Филиппов, участвовавший в делах об оспаривании итогов торгов. Он сомневается, что компании удастся оспорить результаты конкурса. "Факт незаконности проведения торгов обосновать почти невозможно: претендентам обычно не удается доказать, что у них намеренно отказались принять документы", - объясняет юрист".

"Купленные "Метрополем" объекты, большая часть которых находится на землях, имеющих статус промышленных, уже непригодны к эксплуатации. О плачевном состоянии бывших промышленных корпусов говорило еще прежнее, кризисное руководство "Москвича". Эксперты, сумевшие ознакомиться с документацией и состоянием этих объектов, также признавали невозможность дальнейшего их использования и необходимость сноса большинства зданий", - констатирует "Время новостей" (номер от 5 декабря). Между тем, "столичное правительство прилагает все усилия для того, чтобы французский производитель Renault не покинул пределы Москвы. Оно намерено выкупить часть проданного на вчерашнем аукционе имущества "Москвича" у победителя торгов - ИФК "Метрополь" - для расширения производства "Автофрамоса"", - пишут "Ведомости" в номере от 5 декабря. "Гендиректор ИФК "Метрополь" Михаил Слипенчук сообщил "Ведомостям", что на старой площадке (занимает около 20 га) дочерняя компания "Метрополь Девелопмент" собирается построить коммерческую недвижимость. Заместитель гендиректора Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева считает, что на этом участке целесообразнее было бы построить торговую недвижимость и офисы класса В. В зависимости от разрешенной высотности на этом участке можно построить от 0,5 млн до 1 млн кв. м, считает она. По оценкам экспертов, инвестиции составят от $750 млн до $2 млрд. А вторую площадку, где расположен "Автофрамос", победитель торгов намерен передать "тем инвесторам, которые собираются развивать ее по той концепции, которая устроит московское правительство", - рассказал Слипенчук. В конце октября столичные власти утвердили перевод назначения этой части земель под "Москвичом" из производственного в промышленное... Источник в правительстве Москвы рассказывает, что в дальнейшем планируется выкупить этот участок и внести его в уставный капитал "Автофрамоса"".

""Позором" назвал прошедшие в минувший понедельник торги по недвижимому имуществу завода "Москвич" мэр Москвы Юрий Лужков. И вовсе не потому, что правительство Москвы отказалось в торгах участвовать", - отмечает "Вечерняя Москва" в номере от 6 декабря. По данным газеты, "выступая вчера на заседании правительства столицы, мэр подчеркнул, что город сделал для спасения завода от банкротства все, что было возможно. Москва на протяжении последних десяти лет неоднократно обращалась в федеральный центр с просьбой уступить ей ОАО "Москвич". Однако каждый раз Москве выставлялось одно и то же обременение - компенсация стоимости оборудования, закупленного в конце 80-х годов для моторного завода "АЗЛК". Цена обременения - 600 млн долларов. Как заявил Лужков, при таких жестких условиях город не мог пойти на покупку. "Теперь "Москвич" просто продан за долги без этого обременения. Я считаю это позором", - сказал Лужков, добавив, что ответственность за банкротство завода лежит на федеральном правительстве". Ситуацию с продажей завода "Вечерке" прокомментировала депутат предыдущего созыва столичного парламента Ирина Рукина. "Ясно одно - мы потеряли "Москвич". Хотя из бюджета Москвы в это предприятие было вложено огромное количество денег", - подчеркнула бывший депутат. "После первого банкротства АЗЛК город помогал "Москвичу" чем мог: были организованы заказы на социальные машины для инвалидов, была создана дилерская сеть в 35 регионах страны. Однако завод, принадлежащий федеральным властям, сделал ставку на импортные комплектующие... Но после дефолта 1998 года все предприятия, зависящие от импорта, рухнули. И "Москвич" в том числе. Восстановление производства было доверено федеральному управляющему, который мало что понимал в автомобилестроении. Вся идеология управления была нарушена, и современный анализ ситуации показывает, что не было единой политики, не было поставлено общей задачи. "Москвич" не только производственное предприятие, это еще и огромная социальная сфера, но об этом тогда никто не думал. <...> Но эту схему не приняли на федеральном уровне - я была в шоке! А "Москвич" так и остался в подвешенном состоянии, без ясных задач, целей и перспектив... Теперь он принадлежит ГК "Метрополь". Я не знаю, что именно эта компания будет делать с заводом, но зато я точно знаю другое. В январе 2007 года в силу вступит федеральный закон, согласно которому землю под производственными предприятиями можно будет выкупать за 20% от кадастровой стоимости. Для этого надо всего лишь являться хозяином предприятия. Получается, что "Метрополь" сделал себе хороший подарок - 90 гектаров московской земли, которые после Нового года можно будет распродавать по кусочкам по коммерческой цене".

Комментарий эксперта по рынку недвижимости публикует "Независимая газета" в номере от 5 декабря: ""Стоимость производственных площадей рыночными методами оценивать очень трудно, - сообщил "НГ" руководитель аналитического портала "Индикаторы рынка недвижимости" Олег Репченко. - Тем более это было бы некорректно в данном случае, поскольку люди наверняка покупали не здания, а землю, на которых они находятся. Земля также сегодня не поддается оценке, поскольку неизвестно, что новый собственник собирается делать с купленными активами". По мнению эксперта, многое будет зависеть от позиции столичных властей, которые и будут решать, что можно, а что нельзя строить на данной территории. "Возникает море проблем, - продолжает Репченко, - ведь придется столкнуться с вопросами энергоснабжения, коммуникаций и т.д., решить которые без поддержки мэрии невозможно".

В общем, непохоже, чтобы с третьим ударом молотка аукциониста конфликт вокруг завода затих - слишком много недовольных сторон осталось после оглашения итогов торгов. "По словам руководителя департамента имущества Москвы Валерия Ануприенко, "условия проведения аукциона не соответствовали законодательству". В частности, его участники должны были заплатить задаток в 1 млрд. руб. без всякой гарантии на его возвращение. При этом столичные власти не исключают, что обжалуют результаты в судебном порядке. Так же как и компания MIRAX. "Мы намерены повторно обратиться в судебные инстанции с целью доказать нелегитимность проведенного аукциона, - заявил Темкин. - Хотя прекрасно понимаем, что раз нас не допустили до участия в торгах, то решение было принято заранее и на достаточно высоком уровне, а следовательно, и наши судебные притязания наверняка не будут удовлетворены". "Эксперты, близкие к правительству Москвы, считают, что организаторы аукциона - Федеральная фондовая корпорация, мягко говоря, профукала в ходе этих торгов немало денег", - высказывает мнение "Российская газета" в номере от 5 декабря. "Как уверяли корреспондента "РГ", если бы аукцион проводили, скажем, столичные власти, то они взяли бы за 90 гектаров столичной земли, принадлежащей предприятию, по существующим сейчас расценкам, как минимум, вдвое больше. А если бы применили еще поправочные коэффициенты с учетом имеющегося имущества - а это ни много ни мало 54 объекта недвижимости, плюс производственное оборудование, то доход в казну мог быть еще больше. Но "Москвич" на 60 процентов - предприятие федеральное, значит, хозяину виднее, кому и почем его отдавать". Будущее территории завода пока под вопросом, хотя большинство экспертов склоняется к мысли, что объекты недвижимости будут снесены, а земля использована под застройку. При этом, "как сообщил корреспонденту "РГ" министр науки и промышленности правительства Москвы Евгений Пантелеев, оспаривать итоги тендера столичные власти не собираются. Да, у них были до последнего момента свои виды на эту территорию. Город хотел бы и дальше развивать на ней автомобилестроение, и городские власти сделали для этого уже конкретные шаги. В частности, как отметил Пантелеев, завод "Автомфрамос", созданный столицей совместно с французской фирмой "Рено", к концу этого года выпустит уже 56 тысяч автомобилей "Рено", а в 2007 году - 80 тысяч. Причем там происходит не просто сборка чужого автомобиля, 30 процентов комплектующих деталей уже производится в Москве и других смежных предприятиях России. К 2008 году их количество решено довести до 56 процентов. Но предприятие при этом будет работать уже на пределе возможностей. Понимая это, столичные власти надеялись расширить мощности завода и построить дополнительное производство по выпуску автокомпонентов. И хотя столица оказалась за бортом конкурса, от этих планов она отказываться не намерена. "Будем вести переговоры с новым владельцем, - заявил Пантелеев. - Более выгодного производства, чем автомобильное, в Москве сейчас трудно придумать. Перепрофилировать же землю город не позволит ни при каких обстоятельствах".

Но в обоснованности этого проекта есть немалые сомнения, пишет, в свою очередь, "Московская правда" в номере от 6 декабря. "Декларируется, что на части площадей (а все владение включает ни много, ни мало 750 тысяч квадратных метров) будут по-прежнему собирать автомобили (скорее всего иномарки), а часть займет очередной "торговый город". Однако знающие люди в автомобильное будущее "Москвича" верят с трудом", отмечает газета, приводя слова эксперта: "Разворачивать подобное производство в столице не имеет никакого смысла, - рассказал "МП" ведущий эксперт Бюро аналитической экономики Сергей Чулков. - Машины будут золотыми. Слишком дорога аренда и рабочая сила, да и с доставкой многих комплектующих могут возникнуть проблемы. На мой взгляд, выгоднее всего все эти площади использовать сейчас под торговлю, офисы, жилье и гостиницы. И, думаю, именно этот проект в конце концов и реализуют на территории теперь уже бывшего АЗЛК".

Итак, продажа завода "Москвич" была самой громкой темой этой недели, но нашлось на страницах столичной прессы место и для других тем, касающихся недвижимости. "Не так давно столичный мэр Юрий Лужков заявил, что Москва вышла на первое место в мире по объемам строительства. Ежегодно в столице возводится 5 млн кв. м жилья. "Мы вышли на европейский уровень по количеству квадратных метров на одного жителя", - сказал он. Формально, конечно, можно говорить и о "европейском уровне", но рассмотрение общих данных дает гораздо менее радужную картину", - пишет "М2 = Квадратный метр" в выпуске 47(307) (20 ноября - 26 ноября). В материале приводится сравнение жилищных норм в Москве и других европейских городах, анализируются статистические данные по объемам строительства в столице, высказываются сомнения по поводу оптимизма столичных властей. По мнению М2, "результаты нынешнего года скорее всего окажутся не слишком оптимистичными. Он еще не закончился, подводить итоги пока рано, но уже сейчас из списка достижений определенно надо вычеркнуть дома обманутых дольщиков. В планах эти новостройки учитывались, но непрекращающиеся выступления и голодовки наглядно демонстрируют, как плохи дела на этом фронте. Заметим, что и в сфере соинвестирования строительства нам до цивилизованной Европы тоже пока далеко. Непредставимо, чтобы там произошло нечто подобное тому, что творится в Москве". Существует и еще целый ряд проблем, не позволяющих строить радужные иллюзии относительно рекордов столичного стройкомплекса: "Горожане часами стоят в пробках, уже дошло до того, что выбор жилья зависит от того, насколько просто или сложно будет добираться до дома. <...> Машинами заставлены детские площадки, тротуары и газоны. Максимум, на что хватило городских властей в решении вопроса парковок - объявить вялотекущую войну гаражам-"ракушкам". А строительство гигантских торговых центров без всяких подземных парковок - сугубо московское изобретение. Столичный энергетический комплекс вообще не к зиме будет помянут: электростанции с трудом "тянут" столичные объекты и в обычном режиме, а морозы и вовсе выбьют его из рабочего режима. Кто-то еще желает вести разговоры о приближении к европейским стандартам жизни?" - задает риторический вопрос "М2".

"Когда упадут цены на недвижимость? Мне кажется, что лет через пять "однокомнатную клетушку" в столице сможет купить только долларовый миллионер. Чего ждать в следующем году?" - на этот вопрос своего читателя отвечают "Аргументы и факты" в номере от 6 декабря. "Недвижимость, по прогнозам экспертов, должна к началу будущего года "переболеть лихорадкой цен". Сейчас рынок стабилизируется. Цены "замерли" на отметке в 1000-1800 долл. за 1 м2 в большинстве крупных городов: Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Перми, Новосибирске. В Санкт-Петербурге к концу осени стоимость 1 м2 перевалила за 2 тыс. долл., но после этого тоже наступило затишье. В столице средняя цена метра превысила 4 тыс. долл. "Затишье должно продлиться до весны 2007 года", - комментирует "АиФ" руководитель аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости" Олег Репченко. А вот дальше возможны варианты: от падения цен на 10-15% до подорожания жилья на 1% в месяц. Но, скорее, цены будут держаться на сегодняшнем уровне с незначительными колебаниями".

"Цены на московские квартиры начинают стабилизироваться", - отмечают, в свою очередь, "Новые Известия". "О том, что к зиме рынок недвижимости постепенно стабилизируется, специалисты говорили еще весной, когда цены на "квадраты" росли лавинообразно. Сегодня прогноз, судя по всему, сбывается, а одновременно меняется и картина спроса, который определяет рыночную стоимость квартир. В период ажиотажа быстрее всего дорожает менее качественное, но более востребованное недорогое жилье. Когда рынок стабилизируется или даже стагнирует, относительно дешевые квартиры первыми начинают становиться еще дешевле, а стоимость дорогих, элитных, несмотря ни на что, продолжает ползти вверх. Именно эту ситуацию мы и наблюдаем сейчас". "НИ", также публикует комментарии экспертов: уже упомянутого Олега Репченко и вице-президента Российской гильдии риэлторов Константина Апрелева. "Что же касается прогнозов, то, по мнению аналитиков, скорее всего цены на дешевое жилье и дальше будут падать. К весне или к лету они понизятся на 5-10%. А вот хорошие квартиры продолжат дорожать, хотя и медленно. Основным трендом столичного рынка станет дальнейший разрыв между дорогими и дешевыми квартирами. Одновременно будет понижаться доходность вложений в недвижимость. Сейчас ее индекс еще очень высок по сравнению с банковскими депозитами - 7,20, но в обозримом будущем, по прогнозам экспертов, он может упасть до нуля. Другими словами, постепенно вложение денег", -заключают "Новые Известия".

7 декабря "Коммерсантъ" вышел с приложением "Дом", посвященном недвижимости, в котором также анализирует рынок столичного жилья в целом: "Кризис недвижимости, о котором любят рассуждать эксперты, на самом деле длился весь этот год. Именно таким словом и называется ситуация, когда власть борется (по крайней мере на словах) за доступное жилье, а цены летят вверх, одни группы граждан протестуют против нового строительства, а другие - против недостроя. Вспоминается казус прошлого года: так называемые строительные пирамиды начали стремительно рушиться как раз после того, как был принят закон о защите прав дольщиков. Хотели, конечно, как лучше..." Автор материала Андрей Воскресенский приводит примеры громких проектов (таких, например, как "Триумф-палас" на Ленинградском проспекте) и сомневается в том, что нацпроект "Доступное жилье" в Москве будет реализован: "...произошло почти полное вымывание жилья экономкласса с территории города. Цены на землю, реализуемую на аукционах, растут постоянно, и строить на ней экономичное жилье просто невыгодно. "Панель" ушла в ближнее Подмосковье - но и там она стоит уже в полтора раза больше, чем в Москве еще три года назад. Стоит, однако, вспомнить, что проект "Доступное жилье" уже однажды реализовался в нашей стране, причем довольно-таки (по меркам тех времен) успешно. Да, я о хрущевках, которые теперь столь активно сносятся в Москве. В основе хрущевского "нацпроекта" лежал простой и ясный принцип: "построить много дешевых и плохих домов". <...> Тот нацпроект по сравнению с нынешним обладал одним серьезным преимуществом: он был выполним и выполнен. Понятно, что сейчас никто не выступит с идеей строительства дешевого и плохого жилья. Но также понятно и другое: "доступное" и при этом "комфортное" - две вещи несовместные", - констатирует Ъ.

Тему итогов года на столичном рынке недвижимости продолжает "Московский Комсомолец" в номере от 7 декабря. Газета напоминает, что "правительство Москвы одобрило среднесрочную программу "Москвичам - доступное жилье" на период 2007-2009 годов. В документе предлагается разделить покупателей столичного жилья на тех, кто "на законных основаниях" проживает в столице не менее 10 лет, и остальных. Застройщикам чиновники предложат резервировать в недорогом типовом жилье до 80% площадей для продажи исключительно москвичам. Причем 30% этих квартир должны быть реализованы по фиксированным ценам, согласованным с городом (более низким, чем рыночные). Таким образом, "некоренные" москвичи смогут претендовать лишь на 20% строящегося жилья. Эта инициатива не вызывает у участников рынка восторга. Мало того, многие ожидают, что цены в результате грядущих пертурбаций только вырастут. Ведь если риэлторы и застройщики лишатся своего процента, то "отыграются" на стоимости "квадратов". <...> По официальным данным, реальные располагаемые доходы населения в 2005 г. возросли на 9,3%, а в январе-сентябре 2006 г. еще на 11,8%, то есть за полтора года их рост составил всего 21,1%. А цены на жилье выросли аж в два с лишним раза. Средние денежные доходы на душу населения в 2005 г. составили $500. В то же время, для того чтобы приобрести двухкомнатную квартиру в кредит, семейный бюджет должен составлять не менее $3 тыс. в месяц. Если сегодня среднестатистический москвич 25 лет от роду, зарабатывающий порядка $1 тыс. в месяц (что равно средней московской зарплате), захочет накопить на однокомнатную квартиру и при этом не откажется от питания и одежды, завершить этот процесс он сможет лишь к пятидесяти годам", заключает "МК" и называет четыре способа, призванные повернуть ситуацию к лучшему: обложить инвестиционное жилье прогрессивным налогом, ограничить приход свободного капитала от юрлиц на рынок недвижимости, развивать сборное домостроение из готовых конструкций и обеспечить приоритет крупных девелоперских проектов перед точечной застройкой.

"На сегодняшний день Москва - одна из наиболее бурно развивающихся столиц мира, интегрированная в общую экономику планеты. Цены на жилье в крупнейших городах мира стабильно растут год за годом, и почему-то там вопрос: "рухнет - не рухнет" не возникает. Просто покупатели недвижимости в Лондоне, Токио, Риме, Париже рассчитывают не на авось, а на ипотечные кредиты", - комментируют слухи о возможном обвале цен "Новые Известия" в номере от 8 декабря. "А у нас, вместо того чтобы развивать кредитование, власти Москвы в который раз собираются закрыть город от приезжих, которые якобы и являются виновниками всех бед. "Во второй половине 2005 года некоторые финансовые аналитики уже заявляли, что рынок рухнет на 30-40%. Прошел год, а в Москве ценовой прирост составил 104%, в Подмосковье - 80-85%. Сейчас говорится то же самое. "Никакого обвала цен не будет!" - вот мнение руководителя Аналитического консалтингового центра Владислава Луцкова. - До конца года можно ожидать ценовой стабильности, хотя, скорее всего, рост цен продолжится, поскольку сейчас сделки заключаются достаточно активно". "Первый закон капитализма - пока есть нужда в товаре, цена на него падать не будет. Цены на недвижимость растут не только в Москве, они высоки по всей России. Учитывая огромный фонд ветхого жилья в России, трудно в ближайшее время ожидать, что квартирный вопрос перестанет быть для россиян острым. Скорее, наоборот. Президент призывает население решать демографическую проблему, а ведь родившиеся дети должны где-то жить. Так что спрос по-прежнему останется, а значит, цены на пресловутые "метры" вряд ли неожиданно упадут", - уверена газета.

О проекте реконструкции площади Гагарина сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 4 декабря. По сведениям газеты, "на этот раз площадь, открывающую новую часть Ленинского проспекта, ждут самые масштабные перемены. По плану строителей здесь, на территории почти в 20 га, появится целый комплекс многофункциональных зданий: галерея "Цветы", "Пропилеи (ворота) южного входа в Нескучный сад", кинотеатр "Мультиплекс", который пригласит зрителей в свои двенадцать залов, "Деловой центр", "Торговый пассаж" под названием "Третье кольцо", торговая галерея и др. Появится на пересечении нескольких транспортных артерий города и свой отель "Метро" с подземной автостоянкой на сто мест. Его общая площадь достигнет почти тридцати тысяч квадратных метров. Впрочем, подземные автостоянки появятся почти у всех сооружений, которые строители намерены здесь возвести. В частности, у многофункционального выставочного центра она должна вместить аж сто шестьдесят три автомобиля".

Материал по итогам круглого стола, в рамках которого обсуждались вопросы расширения границ Москвы, кадровых проблем в столичном стройкомплексе, развития инфраструктуры, освоения новых площадей и т.д., публикует "Труд" в номере от 6 декабря. В обсуждении приняли участие первый заместитель руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции правительства Москвы Александр Левченко, заместитель руководителя того же департамента, начальник управления государственной службы, кадров и социального развития Сергей Омельченко, директор департамента науки и подготовки кадров Ассоциации строителей России Владимир Швец, директор Центра ипотечного кредитования "Бинбанка" Дмитрий Галкин, заместитель директора ЗАО "Моспромстрой" Владимир Фетисов и генеральный директор "Моспромстроя" - Борис Гурецкий. В частности, специалисты отмечали, что "территории Москвы застроены различными заводами, которые на сегодняшний день используются на 20 - 30, максимум на 50 процентов. Здесь можно построить огромное количество жилья, объектов соцкультбыта различного назначения и т.д. <...> Москва, как и любой город, старится. 75 миллионов квадратных метров жилой площади в столице относится к категории ветхого жилья. Смотрите, сколько пятиэтажек снесли? Кто раньше думал о том, что их надо сносить и на их месте строить новое комфортабельное жилье? Однако приняли такую программу и, начав по ней работать, мы получили возможность дополнительно увеличить жилые площади. И плюс ко всему нужно провести комплексную реконструкцию кварталов", - таково мнение Александра Левченко. На круглом столе отмечалось, что "в 2005 году в Москве введено 5,2 млн. кв. метров жилых площадей. Более трети из них построено для решения городских социальных задач. За последние 10 - 15 лет в Москве построено порядка20 высотных комплексов. А к 2015 году их количество планируется увеличить до 60 высоток. Недавно штраф за предоставление работы нелегальным приезжим возрос в 10 раз: 800 тысяч рублей за каждого нелегала для коммерческой организации и 50 тысяч - для государственной. Сегодня в Москве найти место в современном паркинге дешевле 800 тыс. рублей практически невозможно. Самый дорогой тип гаража - подземный. Цена за такое машиноместо в центре доходит до 2,7 млн. рублей".

"Известия" анализируют плюсы и минусы заявленной столичными властями программы "Москвичам - доступное жилье", по которой большая часть квартир в новостройках будет продаваться коренным жителям столицы (номер от 1 декабря). "Помимо общих фраз об "обеспечении доступности жилья для всех групп москвичей" в программе есть несколько конкретных цифр. Так, к 2010 году жилищная очередь должна сократиться вдвое (до 100 тысяч семей - сейчас в ней числится около 189 тысяч). Время ожидания квартиры от государства также должно уменьшиться и составить "всего" 10 лет (сейчас первые претенденты на бесплатное жилье имеют стаж 20 лет). А индекс доступности - виртуальный показатель, выраженный в количестве лет, за которые средняя семья может накопить на квартиру, отказывая себе во всем, - сократится с нынешних 10 лет до 7", - отмечает газета. В материале приводится комментарий замглавы Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Николая Федосеева. "Мы вводим преференции для жителей города не от хорошей жизни. К сожалению, в столице был и сохраняется более высокий уровень жизни, культуры, образования, здравоохранения по сравнению с другими регионами. Если бы в разных частях нашей страны были одинаковые возможности получить высокооплачиваемую работу или сделать инвестиции (как в США, где лучшим городом для проживания был признан захолустный по нашим меркам Сиэтл), не было бы такого наплыва иногородних в Москву. В 1913 году население Москвы составляло 1 млн 300 тыс человек, в 2002-м - 10 млн 400 тысяч, а в последние годы увеличилось еще на 2 млн человек. А поскольку московская власть избиралась москвичами, то должна в первую очередь заботиться о них", констатирует чиновник. Кроме того, по его словам. Власть намерена предпринимать "антиспекулятивные меры": "московская семья будет иметь право приобрести квартиру по такой системе только один раз. Будут вестись списки: кто купил, когда купил. Инвестор будет нам их предоставлять. А мы будем отслеживать, чтобы сегодня член этой семьи не купил квартиру у одного инвестора, завтра - у другого, послезавтра - у третьего".

Проект реконструкции Ленинградского шоссе - по-прежнему самый обсуждаемый в плане дорожного строительства в столице. Как пишет "Московская правда" в номере от 4 декабря, "проект "Большая Ленинградка" включает в себя реконструкцию всего северного направления автодвижения, включая Тверскую улицу и Ленинградские проспект и шоссе. По словам первого заместителя руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Александра Левченко, "при выполнении реконструкции этой магистрали мы получим увеличение пропускной способности в полтора-два раза. Это просчитано. Плюс ко всему мы получим развязки на таких крупных участках пересечения дорог, как участок с Бульварным кольцом, участок с Садовым кольцом, участок площади Белорусского вокзала, участок соединения двух таких магистралей, как Ленинградский проспект и Волоколамское шоссе (будет реконструирован), дальше - Фестивальная улица: в районе Фестивальной улицы и Головинского шоссе. И закончен этот проект будет мостом через канал имени Москвы" - так проект прокомментировал главный архитектор столицы Александр Кузьмин. В связи с тем, что вокруг проекта (особенно в том, что касается планов строительства тоннеля под Пушкинской площадью) возникло немало слухов и домыслов, открыт специальный Информационный центр: "Сфера деятельности Информационного центра касается всех аспектов работы над проектом: правовое консультирование, изучение общественного мнения, предоставление справочного, наглядного, аналитического материала, организация встреч заинтересованных сторон. <...> В нем представлены все службы, которые задействованы в реализации проекта "Большая Ленинградка", - архитекторы, застройщики, заказчики, подрядчики, и все они могут дать квалифицированный ответ на любой вопрос. В том числе и по телефонам "горячей линии": 650-58-71 и 650-78-61".

"На самом деле на наших глазах сейчас происходит то, что в свое время происходило во многих европейских столицах: столкновение новаторских и консервативных взглядов на застройку городов. Повторит ли наша "Пушка" судьбу Королевской площади в Брюсселе и Вацлавской площади в Праге, обретших вторую жизнь за счет подземного пространства, или напуганные западные инвесторы сбегут из неприступной Москвы, станет ясно в ближайшее время, когда проект вынесут на общественный совет при мэре Москвы", - добавляют "Известия" (номер от 6 декабря).

Между тем, вопрос дорожного строительства в Москве действительно стоит настолько остро, что в ходе его обсуждения озвучиваются проекты, которые многие не называют иначе как "фантастические". "Представитель немецкой компании "Штрассенхауз Лтд" профессор Роланд Липп предлагает проложить в Москве дороги "второго уровня" для легковых автомобилей, призванные дублировать самые важные и загруженные артерии столицы. Причем эти "дублеры" должны, по мысли разработчика, пройти в прямом смысле слова по крышам домов. Московские эксперты сочли затею хотя и вполне технически грамотной, но слишком дорогой даже для Москвы", сообщают "Известия" в том же номере от 6 декабря. Газета публикует интервью с автором проекта, представителем немецкой компании "Штрассенхауз Лтд" профессором Роландом Липом.

Для реализации проекта нужно решить множество технических и юридических проблем, отмечают "Новые Известия" в номере от 6 декабря. "По словам главного инженера Института генплана Москвы Юрия Короткова, в Москве сейчас просто нет места для такого масштабного строительства. "Мы проанализировали все коридоры - эту систему полностью вместить невозможно, застройка не позволяет", - пояснил г-н Коротков. Наиболее проблемным участком с точки зрения пробок традиционно является центр города. Но строительство двухъярусных магистралей там просто невозможно. Прежде всего, потому, что столичное законодательство не позволят возводить громоздкие конструкции, нарушающие исторический облик старой Москвы. Кроме того, по словам руководителя Московского транспортного союза Юрия Свешникова, в столице уже имеется опыт строительства двухъярусных магистралей. Назвать его удачным нельзя. В качестве примера он назвал третье транспортное кольцо. Действительно, скорость движения по кольцу достигает 80 километров в час. Однако на съездах с эстакады заторы возникают постоянно. Поскольку новые многоуровневые комплексы все равно не удастся построить по всему городу, при съезде с них тоже могут образовываться пробки".

"Наиболее странной идеей профессора Липпа представляются именно несущие конструкции, т.е. дома, на крышах которых будут проложены трассы. Эти малоэтажные здания, не более 15 м в высоту, уже в следующем году могут "вырасти" по соседству с московскими "высотками", затем начнется строительство дорог. Надо заметить, что смелый проект не затронет бюджет города и будет реализован исключительно на средства частных инвесторов. Чтобы окупить затраты, немцы предлагают им сдавать квадратные метры в малоэтажках под офисы, жилье и магазины. Кроме того, после каждого проезда по новой автомагистрали, зафиксированного глобальной спутниковой системой навигации, со счета водителя будет сниматься некий дорожный сбор. Германцы также пообещали дать возможность заинтересованным лицам размещать свою рекламу на внешней стороне звукоизолирующих экранов", в свою очередь, добавляют "Московские новости" в номере от 8 декабря. А "Коммерсантъ" в номере от 6 декабря по тому же поводу публикует список наиболее масштабных проектов, предложенных в свое время Юрием Лужковым, но не реализованных или реализованных неудачно. Кроме того, отмечает Ъ, "в девелоперских компаниях сомневаются в успешности проекта. "В Москве себестоимость строительства офисов класса А - $1000-1500 за 1 кв. м, это дешевле, чем предлагают немцы,- отметил ведущий специалист департамента коммерческой недвижимости Penny Lane Realty Максим Жуликов.- Результатом подобного строительства может стать появление миллионов квадратных метров невостребованных офисных помещений. Да, есть люди, которым абсолютно все равно, где находится их офис - под землей или под дорогой, однако этот спрос не безграничен. Нельзя сказать, что Москва настолько застроилась, что нужно срочно делать такие дороги-офисы". Поэтому проект вряд ли будет успешным, если будет целиком зависеть "от коммерческой реализации офисных помещений", - считает господин Жуликов".

Заметной темой в СМИ на этой неделе была тема не только строительства но и сноса - так называемых "фенольных" домов в московском районе "Метрогородок". Снос здания по адресу Открытое шоссе, дом 24, корпус 1, с первого раза не удался: дом устоял, в связи с чем остальное, видимо, придется разбирать. Как отмечает "Газета" в номере от 5 декабря, "жильцы дома на Открытом шоссе получили новые квартиры в пределах ВАО. На месте этого здания в 2007 году построят новое. Туда переселят жителей из домов на улице Химушина, после чего снесут и их, - рассказали "Газете" в префектуре ВАО. - Строительство на новых площадках развернется в 2009-2010 годах, а параллельно будет утвержден план реконструкции всего Метрогородка". По информации Алексея Навального, сейчас в этом районе есть семь "фенольных" домов, и все они пойдут под снос. В префектуре утверждают, что жалобы поступали только от жильцов разрушенного вчера дома, и предпочитают не увязывать затеянную реконструкцию с "фенольной" проблемой. "Дело в том, что в Москве, по нашим данным, до 250 таких домов. И если чиновники признают проблему, то под окна мэрии придут десятки тысяч жителей, требующих переселения", - считает Алексей Навальный".

"Всего в Метрогородке прогремело пять взрывов, но центральная секция так и осталась гордо возвышаться над грудой железобетона. Ночью вокруг развалин по-прежнему стояло оцепление, а сегодня утром их начали разбирать с применением экскаваторов и вручную", отмечает, в свою очередь, "Вечерняя Москва" в номере от 5 декабря. "Глава управы Метрогородка Владимир Тараненко обещает, что эта процедура займет не более полутора месяцев. В новостройки, которые намечено возвести на этом месте уже в следующем году, переселятся обитатели двух других "фенольных" домов с улицы Николая Химушина, а потом снесут и те. Столичное правительство гарантирует, что все эти операции пройдут за счет городского бюджета".

""Фенольные" дома появились в Москве в конце 1960 - начале 1970-х годов и называются так из-за материалов, применявшихся при их строительстве. В бетонный раствор, чтобы он быстрее схватывался, добавлялась фенольдегидная смола. Позднее было обнаружено, что такое химическое соединение отрицательное влияет на здоровье человека. Москвичи, проживающие в "фенольных" домах, имеют целый букет хронических заболеваний. Сегодня в столице около 260 "фенольных" домов. И все их власти постановили сломать", - комментирует "Московский Комсомолец" в номере от 5 декабря.

Конечно, не все дома в Москве так вредны, как вышеупомянутые, но экологическая ситуация во всем мегаполисе далека от идеальной. Как выбрать экологически благополучное жилье? На этот вопрос искала ответ "Газета" в номере от 6 декабря. "В Европе очень дорогие парковки - в частности, в Лондоне час парковки стоит пять фунтов, что могут себе позволить далеко не все, - говорит замгендиректора компании "Новый город" Наталья Ветлугина. - А в Москве припарковать машину можно недорого, поэтому город задыхается - в первую очередь из-за количества автомобилей. <...> Запад столицы, безусловно, благополучнее. Исторически сложилось так, что все промзоны строились на востоке Москвы, на что повлияли и роза ветров, и направление течения Москвы-реки. <...> В последнее время ситуация с предприятиями улучшается, на что влияет дороговизна столичной земли. "Промышленные предприятия потихоньку выводятся из столицы, однако этот процесс займет не один десяток лет, - рассуждает Ветлугина. - Строилось это долго, и положение нельзя изменить в одночасье". Однако главная проблема в городе - это автотранспорт. По мнению замруководителя управления загородной недвижимостью компании "Миэль-Недвижимость" Владимира Яхонтова, на долю автотранспорта приходится порядка 80% всего загрязнения в Москве, около 12-15% - на промышленные предприятия и остальное - на бытовые отходы". "Кроме изучения экологических карт, стоит порасспрашивать местных жителей о том, как им здесь живется-дышится. Обычно люди охотно рассказывают об этом. Роман Рыжков советует прибегнуть к помощи профессиональных экологов". Экспертиза обойдется не дороже $1 тысячи, и эксперты уверены, что с учетом сегодняшней стоимости жилья эти затраты обоснованны.


Вероника Шарова

www.regnum.ru

08.12.2006

Док. 509434
Перв. публик.: 08.12.06
Последн. ред.: 21.10.08
Число обращений: 143

  • Лужков Юрий Михайлович
  • Слипенчук Михаил Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``