В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ольга Будина : Князя Мышкина сегодня не встретить Назад
Ольга Будина : Князя Мышкина сегодня не встретить
Ольга Будина, лауреат Госпремии России и многих кинофестивалей, не устаёт поражать непохожестью своих героинь, гармонично существующих в самых разных эпохах. В последнее время актриса представила на суд зрителей свои работы в картине "Радости и печали маленького лорда", в сериалах "Железнодорожный романс" и "Баязет". Сейчас на телеэкране - премьера 24-серийного фильма "Московская сага".

- Чем привлекла вас работа над новым сериалом по одноимённому роману Василия Аксёнова?

- Тем, что это широкомасштабное историческое полотно, в котором использовано до семидесяти процентов хроники. Работа над картиной потребовала абсолютного погружения в историю, поскольку, по замыслу режиссёра Дмитрия Барщевского, художественные эпизоды пересекаются с кадрами, в которых зрители видят реального вождя и его соратников. В фильме показана жизнь семьи профессора Градова на протяжении трёх десятилетий, и зрителям предстоит пережить вместе с героями все трагедии, беды и неурядицы, выпавшие на их долю. Я исполняю роль поэтессы Нины Градовой, младшей дочери профессора, которая не сломалась под ударами судьбы и сделала всё возможное, чтобы защитить честь семьи. В работе над образом Нины мне впервые пришлось "охватить" возрастной диапазон в тридцать лет.

- Нина Градова - вторая поэтесса в вашей творческой биографии?

- Да, но это принципиально другой характер по сравнению с Галиной Кузнецовой, которую я играла в картине "Дневник его жены". Если одна жила в эмиграции, поддерживаемая Буниным, то вторая, не скрываясь, шла навстречу опасности. В фильме образ Нины, человека со сломанной творческой биографией, более обобщён, чем у Аксёнова. Надеюсь, в облике моей героини зрители узнают черты многих известных поэтесс.

- Ваша Аглая в телеверсии "Идиота" вызвала немалый интерес. Могли бы вы сформулировать, каково ваше отношение к героям романа Достоевского просто как читательницы?

- Мне трудно разделить себя на "просто" читательницу и исполнительницу роли Аглаи. В любом случае, читая "Идиота", как и все, я старалась проникнуться характерами героев, перипетиями сюжета, предугадать события. Конечно, роман этот поражает, и какое-то время трудно отделаться от ощущения, что герои тебя преследуют, особенно когда погружаешься в этот "материал" так глубоко, как делали это мы. Целый год я не расставалась с томиком "Идиота" и письмами Достоевского. Книги эти были со мной днём и ночью. И в какой-то момент я стала ловить себя на мысли, что по-иному смотрю на людей, приглядываюсь к ним.

Не скрою, работа над ролью Аглаи пошла мне на пользу. Как актрисе и человеку. Иначе, наверное, и быть не может, когда имеешь дело с Достоевским. По сути, характеры Настасьи Филипповны, генеральши Епанчиной, Аглаи и князя Мышкина очень схожи. Можно даже сказать, это один и тот же характер, проявляющий себя в разной среде обитания, в разных ситуациях, - настолько это чистые люди, способные с невероятной требовательностью относиться к себе и всё прощать другим. Думаю, в современной жизни таких характеров просто нет. Мы слишком циничны и технократичны, и вряд ли возможно в наши дни проявлять себя князем Мышкиным более пяти минут. Не следует забывать и о том, что все герои Достоевского глубоко православные люди, они живут по заповедям Христовым, и способен ли кто сегодня на такое самоуничижение, как Настасья Филипповна?

- Приходилось ли вам преодолевать "сопротивление материала" в работе над Достоевским?

- Мне эта роль была интересна тем, что в каком-то смысле я сыграла Джульетту, бутон - ещё не женщину, но уже не девушку, переживающую первую страстную любовь. Она чувствует себя взрослой, вполне самостоятельной, но очень нервничает, стесняется, потому что у неё всё впервые. Аглаю я обожаю и всегда мечтала о такой роли.

- Ольга, вы переиграли столько дочек из высокопоставленных семей, включая царскую дочь Анастасию Романову. Что значит семья для вас?

- Считаю, мы уделяем очень мало внимания своей семье, а это самое дорогое, что есть у человека. Меня совершенно потрясло, в какой скромности воспитывали детей в царской семье - они ни дня не проводили в праздности. Особенно меня поразило то, как обуздывали капризы детей, которые пытались кому-то выказать своё неуважение. За столом их сажали именно с этим обиженным человеком, и ребёнок должен был вести себя так, чтобы сосед, не дай бог, не почувствовал раздражение или неудовольствие в свой адрес.

Сразу представила, каким это могло быть испытанием для меня, потому что с детства вспыльчива. Снимаясь в фильме "Романовы. Венценосная семья", поняла, насколько ответственно было быть царской дочерью - дети в этой семье с малых лет знали цену фразе "За нами вся православная Русь". Конечно, Романовых нельзя сравнивать ни с кем другим - ныне это святые люди. Вообще уверена: главные достоинства могут быть привиты человеку только родными.

- Вы стали актрисой не по воле родителей?

- Нет, совершенно случайно, мои родители поначалу не приветствовали мой выбор. Когда я училась в школе, самыми престижными профессиями считались экономист и юрист, в театры уже никто не ходил, и мы, гуманитарии, у окружающих вызывали жалость. И когда родители узнали, что я поступила в Щукинское училище, то очень удивились.

Разумеется, сейчас они более благосклонно относятся к моей профессии, а сама я до сих пор не могу привыкнуть к тому, насколько ответственно сниматься в кино. Всё зафиксированное на плёнке остаётся на долгие годы, и самое обидное, что исправить уже ничего нельзя.

- Помню, как на одном из московских кинофестивалей вы защищали свою отрицательную, с точки зрения всех, героиню фильма о Бунине - поэтессу Галину Кузнецову Почему?

- Дело в том, что я не могу не любить героиню, которую играю. Вот если бы к ней не относились так плохо, я, может, сама нашла бы в ней отрицательные черты. Да и нельзя так однозначно определять её как "отрицательный персонаж". Ещё неизвестно, как себя повели бы мы, встретив на своём пути любовь такого гения, как Бунин. Можно ли было не принять этого чувства? Вот она и приняла, но не выдержала такой любви.

Лично мне было жаль Галину. Я читала в воспоминаниях, что Бунин страшно ревновал её, не давал никакой свободы, никуда не отпускал одну, она была для него "карманной куклой". Конечно, он помогал ей развиваться творчески, но ровно настолько, насколько этого ему хотелось. С другой стороны, Галина не требовала, чтобы он порвал с Верой и женился на ней, а просто хотела жить так, как ей нравилось. Сценаристка предупреждала: "Галя - это природа, сейчас она такая, через минуту другая, не надо искать объяснений её поступкам". Но я искала, сочувствуя ей, читая её стихи

- В "Московской саге" мы увидим столицу до середины 50-х годов. С тех пор она неузнаваемо изменилась. Как вы воспринимаете современный город?

- Москву я очень люблю, но в последнее время жить подолгу здесь не могу. Город вообще разрушительно действует на человеческий организм. Хочется из него сбежать, но мысленно я всегда с ним.







Вера Демидова
15.03.2006
http://www.peoples.ru

Док. 509395
Перв. публик.: 15.03.06
Последн. ред.: 21.10.08
Число обращений: 117

  • Будина Ольга Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``