В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Сергачев: `Я никогда не был важным человеком Назад
Виктор Сергачев: `Я никогда не был важным человеком
"В калейдоскопе школьно-студийных индивидуальностей Витя Сергачев был личностью загадочной. Он был человеком молодым, но уже чрезвычайно погруженным в немереную сложность избираемой профессии. Витя умудрялся одновременно быть и как бы инакомыслящим по отношению ко МХАТу, и дотошным, серьезным студентом Школы-студии", - так однажды написал о своем коллеге Олег Табаков. Сегодня во МХАТе Виктора Сергачева чествуют в связи с семидесятилетием. С юбиляром беседовал Сергей Капков.

- Сейчас много говорят о возрождении кино, об увлекательных процессах в театре, пике популярности телесериалов. А вам все это интересно? Вам уютно сегодня?

- Не очень. Это якобы оживление театральной и кинематографической жизни происходит не изнутри, а извне. На это брошены пресса, реклама, да и зрители требуют зрелищ. Но, к сожалению, сегодня совершенно необязательно обладать исключительным талантом, чтобы сделать себе имя. Чаще всего нужна лишь пиар-кампания. Вот вы говорите - "возрождение", а драматургии почти нет. В 1960-е годы только выдающихся драматургов можно было насчитать человек десять: Вампилов, Володин, Рощин, Розов, Шукшин?

- Но вы, к счастью, по-прежнему внутри творческих процессов, участвуете и в съемках, и в спектаклях.

- Не так часто, как хотелось бы. Посмотришь какой-нибудь спектакль - ну, можно было бы вот эту роль сыграть. А можно и не играть? Однако, признаюсь, мне стало интересно сниматься в кино, в сериалах, играть эпизоды. Я вдруг вспомнил фразу Станиславского: "Нет маленьких ролей, есть маленькие исполнители".

- Вы не лукавите?

- Нет! Мне стали интересны герои, о которых толком ничего не сказано. Ты фантазируешь их биографию и сам создаешь их мир, независимо ни от чего и ни от кого.

- И независимо от режиссера?

- В кино - да. А вот в театре бывают случаи, когда актеры не могут найти общий язык с "новой режиссурой". И приходится расставаться. Один мой коллега на первой репетиции спросил режиссера: "А я играю в вашем спектакле одну роль или две? То, что вы говорите о персонаже в начале пьесы, это один человек, а в конце - совершенно другой, и к драматургии это не относится". Театр - очень сложное искусство, коллективное, а не авторское. Спектакль создают и драматурги, и актеры, и костюмеры, и художники, и осветители. Только это придает ему гармоническое движение.

- Во МХАТе сейчас есть такой коллектив?

- Может быть. Я не очень хорошо знаю, что у нас теперь происходит. В театре нет худсовета, и мы не обсуждаем на труппе ни пьесы, ни спектакли. Но по специфике театра он необходим! Хотя бы потому, что совершенно исчезли разговоры о творчестве, споры, обсуждения. Например, раньше в "Современнике" мы принимали и пьесы, и спектакли. Ефремов был демократ в организации творчества. Теперь каждый занят только собой. Пропал элементарный творческий быт.

- А какие плюсы в табаковском театре?

- Много работают. Премьера за премьерой, громадный репертуар. У начинающих актеров никогда не было работы, а тут у них сразу есть роли. Это очень хорошо, молодому актеру необходимо много играть, и Табаков предоставляет такую возможность.

- В старом МХАТе был творческий быт, но не было зрителей, не было работы?

- Почему не было? Работа была, мы много репетировали. Но с некоторых пор как-то незаметно стали считать, что МХАТ - это вчерашний день. На самом деле, ничего подобного. Это мнение было распространено среди некоторых критиков и театральных людей, имеющих влияние. В действительности МХАТ не переставал быть сегодняшним днем и отчасти был днем завтрашним.

- Не потому ли "Современник" до сих пор остается для вас идеальным театром?

- В каком-то смысле да, это был настоящий театр, театр единомышленников, театр коллективного творчества. "Современник" был в широком смысле клубом шестидесятников. Он объединял поэтов, ученых, драматургов, художников - интеллигенцию Москвы. Мы и дома-то почти не бывали.

Если кто-то из нас выделялся, капризничал, требовал ролей, это было нетерпимо. Ефремов даже неохотно разрешал нам сниматься в кино, он считал, что актер портится. Помню, в труппу пришел Володя Земляникин, он был в то время очень популярен. Выходит на сцену - а ему хлопают. Ефремов кричит: "Если это еще раз повторится - я тебя уволю. Нам этого ничего не нужно".

- Вы понимали, что долго так продолжаться не может?

- Нет, не понимали. Мы были уверены, что так будет всегда. Но изменился-то не театр, не его эстетика, не его программа. Вероятно, изменились люди. Сейчас в нашей среде все разговоры ограничиваются банальными вопросами: "А ты что сейчас делаешь? С кем работаешь? Что сыграл?" О сути профессии говорят редко и мало.

- Недавно в фойе "Ленкома" я обнаружил портрет актрисы Веры Сергачевой. Ваша дочь?

- Да, младшая. Она окончила Школу-студию МХАТ и теперь работает у Марка Захарова. У Веры пока две большие роли - Маша в "Трех сестрах" и Джейн Сеймур в "Королевских играх".

- А старшая чем занимается?

- Ольга заканчивает медицинский институт, хочет стать врачом-кардиологом. Бог дал мне хороших дочерей.

- Сейчас вы в том возрасте, в котором пребывали великие мхатовские старики, когда вы вслед за Ефремовым пришли в этот театр. Вы не сравниваете себя вольно или невольно с ними? Есть ли что-нибудь общее?

- Вряд ли. Во-первых, потому что я никогда не был важным человеком, VIP, как они - лауреаты премий, орденоносцы. Но последние годы они были не удовлетворены практикой МХАТа, чувствовали: что-то не так. Поэтому пригласили Олега Николаевича как современного режиссера.

- Виктор Николаевич, о чем задумываетесь накануне юбилея?

- Оказывается, я ровесник телевидения. Надо в день юбилея что-то сказать о себе, но не в том стиле, в каком выступают в ток-шоу, где зачастую обсуждаются не общечеловеческие проблемы, а глубоко интимные, о которых человек постеснялся бы говорить даже со своими близкими. Но тщеславие сильнее чувства приличия. А ведь еще Наполеон говорил: "Грязное белье надо стирать дома?"

- Подводите какие-нибудь итоги, составляете ли вы своеобразный отчет перед собой?

- Можно сказать и так. У Моэма есть роман Summing up - "Подводя итоги". Так вот я сейчас думаю, что же у меня за up такой? И знаете, что я понял? С годами люди умнее не становятся? во всяком случае, я. Но какие-то кардинальные вещи проясняются, совсем немногие. Может, это высокопарно звучит, но мне стало ясно, что я всецело привязан к этой стране, русской культуре, людям, которые подвижнически занимаются театром, искусством. Хотя здесь я бы не использовал казенное слово "патриот". Это что-то другое. Не так давно разного рода общественные и политические деятели любили употреблять цитату: "Патриотизм - последний душевный приют негодяя". Смаковали ее. А я эту фразу встретил, когда ставил в "Современнике" спектакль "Оглянись во гневе" Осборна и играл там Джимми Портера. Он говорил: "Патриотизм - чудная вещь! Еще Марк Твен писал, что патриотизм - последний душевный приют негодяя!" Я заинтересовался, выяснил, что эта фраза из "Дневника Адама". Нашел, прочитал и понял, что написано это не столько о патриотизме, сколько о тех людях, которым все равно где жить, о негодяях. С таким же успехом можно сказать, что свобода - последний душевный приют негодяя. Так что это явная спекуляция хорошей фразой.

Что еще мне стало ясно: все проблемы на свете будут решены, когда 51% людей будет готов бескорыстно помочь, а не присвоить и жизнь будет организована по их правилам. Вот и все!

- Вы очень принципиальный человек. А как сами считаете, легко ли с вами?

- По этому поводу я могу привести такой пример. Лет двадцать назад на гастролях в Чехословакии со мной произошел несчастный случай. В результате я оказался в московском ЦИТО с семнадцатью переломами. Несколько месяцев балансировал между жизнью и смертью "в подвешенном состоянии". Врачи решили провести сложнейшую операцию, но профессор сказал: "Виктор, по-моему, вы человек легкий. Если еще месяц повисите - обойдемся без операции". Мне это польстило, и я согласился, что, вероятно, и спасло мне жизнь. Это к вопросу о том, легкий ли я человек?

Но в жизни - не знаю, может, кому-то со мной и нелегко.




Сергей Капков
Газета
21.11.2004
http://www.mxat.ru/

Док. 509372
Перв. публик.: 21.11.04
Последн. ред.: 21.10.08
Число обращений: 202

  • Сергачев Виктор Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``