В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью с Александром Бродом для РСН Назад
Интервью с Александром Бродом для РСН
Рустам Арифджанов: Тема связана с народной дипломатией: "Наши" протестуют против действий эстонских властей. Я думаю, что преамбулу истории вы все знаете, мы обсуждали в четверг достаточно подробно с Максимом Григорьевым эту тему. Те, кто слышал этот эфир, и участвовал в этом эфире - о том, как ведут себя эстонские власти против нашей молодежи. И говорили с Никитой Боровиковым, нынешним руководителем движения "Наши". "Наши" не ограничились только высказыванием своего мнения в эфире Русской Службы Новостей. Сегодня они устроили санкционированное мероприятие у московского представительства Еврокомиссии. Туда не только собралось около тысячи представителей движения "Наши" - они еще принесли туда колокол, и били в колокол. Там даже были такие плакаты: "Колокол звонит по демократии в Европе". И примером отсутствия этой демократии, по мнению собравшихся, является то, что активисты движения "Наши" столкнулись со сложностями при получении Шенгенских виз. Вы слышали, наверное, новостные выпуски Русской Службы Новостей, и обратили, наверное, внимание на выступления некоторых участников движения "Наши". Они говорили, что никаких эстонских законов московские участники движения "Наши" не нарушали, никаких российских законов, в массе своей, не нарушали тоже. Они получили право на санкционированные митинги, на санкционированные пикеты, вышли на эти пикеты, высказали свое мнение, ну и разошлись по домам. Эстонское правительство, в свою очередь, запретили им въезд на территорию Эстонии. Но! На территорию Эстонии запретили въезд - ну и Бог с ними-то! И так сейчас значительно уменьшилось количество туристов в Эстонии, на Новый год было почти ничего. А раньше Эстония очень много зарабатывала на наших туристах, в основном из Санкт-Петербурга, приезжающих в Талин отмечать Новый год. Так вот: не поехали бы в Эстонию - ну и ладно, но таким образом закрыт путь для наших молодых людей на обучение, на туризм, на встречу со своими ровесниками - в том числе, и для обсуждения молодежных проблем прав человека, проблем демократии - в Европе, а это уже другой поворот.
Впрочем, поговорим на эту тему с Александром Семеновичем Бродом, директором московского Бюро по правам человека - может быть, я в чем-то и не прав. Александр Семенович, здравствуйте! Это Рустам Арифджанов.

Александр Брод: Добрый вечер, Рустам.

Р.А.: Александр Семенович, ну вот коллизия по поводу того, что Эстония ставит препоны на получение эстонских, - и не только эстонских, в том-то и дело! - а вообще Шенгенских виз, то есть виз для поездки в Европу тем молодым людям, которые состоят в движении "Наши". Насколько это правильно?

А.Б.: Ну, я должен сказать Вам, что я сам лично сталкивался с этой проблемой. Если Вы помните, группа правозащитников нашей организации пыталась выехать и разобраться в причинах не правового разгона демонстрации в Талине, и визу мы получили только с четвертого раза. До этого нам отказывали без объяснения причин, и мне лично пришлось обращаться к послу Эстонии в России - после этого только мы получили визы. Я думаю, в целом эта ситуация нездоровая, и правительство Эстонии преувеличенно болезненно реагирует на все попытки провести систему общественного контроля наблюдения за действиями властей по разгону демонстрации, вообще по взаимоотношениям властей с русскоязычной общиной Эстонии. Поэтому я понимаю протестные настроения движения "Наши", понимаю причины проведения этого пикета около представительства Еврокомиссии. Ну а что касается запрета этой акции - то здесь просто нужно смотреть, какой характер она носила: уведомительный, или просто отсутствовало разрешение. Но, насколько мне известно, московские милиционеры просто переписали паспортные данные участников акции и всех отпустили. Все произошло мирно.

Р.А.: Александр Семенович, да, это Вы говорите про ту акцию - я разговаривал на эту тему с Никитой Боровиковым, мы в четверг с ним разговаривали на эту тему, - там да, действительно, Никита признает свою вину, они говорят, что готовы нести за это наказание, и, кстати, считают, что московские милиционеры поступили абсолютно правильно. Они собирались там несколько человек, но оказалась, что их больше - нарушили, пусть отвечают, пусть платят штрафы. Нужно административное, другое наказание - пусть их наказывают, незачем без разрешения собираться. Правда, у Боровикова на это есть другое объяснение: "Праздничные дни были, мы и туда ткнулись, и сюда ткнулись за разрешением. Ну, Вы знаете, люди-то молодые, отвечать хотелось прямо сейчас, а Новый год - он же для всех Новый год, и для тех, кто дает разрешение на митинги и пикеты, тоже. Ну, вообщем, не смогли найти каких-то людей, и тогда "самостийно" вышли на улицу.

А.Б.: Я могу сказать, что любые отказы во въезде в страну - они должны быть мотивированы. Кстати, и Россия сама, правозащитное сообщество, недавно критически отнеслась к тому, что в страну не впустили журналистку Наталью Морари. И я, со своей стороны, писал запрос в Генпрокуратуру, и в ФСБ, потому что абсолютно не было мотивированного отказа. Я думаю, что здесь российские граждане сталкиваются с такой же вот болезненной проблемой, когда им отказываются ставить визы в Шенгенскую зону, в том числе и в Эстонию.

Р.А.: А там никак не объясняют, да, Александр Семенович, отказы свои?

А.Б.: Нам никак не объясняли. МИД Эстонии говорит, что он вправе не объяснять причины. Существуют такие версии, о существовании неких "черных списков", но когда я был в посольстве Эстонии и говорил об этом - мне эту информацию не подтвердили. Но, по крайней мере, есть повод для организаций правозащитных, российских и международных, разобраться в этом вопросе, и, все-таки, урегулировать возможность въезда российских граждан на территорию прибалтийских стран, независимо от того, в каких организациях эти граждане работают, с какими целями въезжают страну - главное, чтобы эти граждане были в правовом поле, и в их отношении не было никаких взысканий, административных или иных.

Р.А.: Александр Семенович, вот очень интересную тему Вы затронули. А в Эстонии есть не русскоязычные организации, аналогичные вашей, Бюро по правам человека? То есть правозащитники, пусть эстонцы, пусть люди, да, любящие свое государство, понимающие, наверное, иначе, чем мы, политику своего государства, они имеют на это право - но правозащитники! Вот с ними можно как-то обсудить вот эту тему? Вы очень правильно сказали, неважно, каких политических или иных взглядов, если они не Ну, мы понимаем, о чем мы говорим.

А.Б.: Нет, безусловно, есть правозащитные организации, в которых состоят эстонцы, есть среди депутатов парламента, среди ветеранских организаций, эстонцы, которые не согласны с многими действиями эстонских властей. В частности, вот, антироссийской истерией, преследованием ветеранов войны, участников митинга протеста по переносу бронзового солдата. Партнеры есть, и нужно совместно сотрудничать, и прояснять все эти вопросы.

Р.А.: Спасибо большое, Александр Семенович, мы будем следить так же внимательно, как и вы, ваше московское Бюро по правам человека - так и Русская Служба Новостей будет следить за ситуацией, посмотрим, как она будет развиваться дальше. Спасибо большое за комментарии, это был Александр Брод, директор московского Бюро по правам человека. А прежде, чем перейти к следующей теме, я вам хочу сообщить еще о том, что в Эстонии начинается судебный процесс над защитниками памятника Воинам - освободителям, этих людей обвиняют в организации массовых беспорядков в Талине в апреле прошлого года. На скамье подсудимых лидеры общественного движения "Ночной Дозор" Дмитрий Линтер, Максим Рева и Дмитрий Кленский. Вместе с ними в организации беспорядков обвиняют и местного жителя Марка Сирека. Талинские власти называют его представителем российского молодежного движения "Наши" в Эстонии. Если молодых людей признают виновными, им грозит тюремное заключение сроком до 5 лет. Напомню, волнения возникли в связи с переносом из центра Талина памятника советскому Воину - освободителю, для его защиты было организованно общественное движение "Ночной Дозор", которое проводило ночные дежурства для охраны бронзового солдата. После того, как ситуация там обострилась, в апреле прошлого года, на протяжении нескольких дней в столице Эстонии продолжались беспорядки. Выступление защитников монумента сопровождалось погромами, поджогами, и в ходе беспорядков был убит россиянин Дмитрий Ганин, около 50 человек получили ранение, больше 1000 были задержаны.



http://www.rusnovosti.ru/program_reports/55186/

15 янв 2008

Док. 509313
Опублик.: 21.10.08
Число обращений: 18

  • Брод Александр Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``