В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Бернштам: `Рассказы о сверхприбылях на рынке экспресс-кредитования - не более, чем миф` Назад
Евгений Бернштам: `Рассказы о сверхприбылях на рынке экспресс-кредитования - не более, чем миф`
Хоум Кредит энд Финанс Банк (ХКФ-Банк) хорошо известен на российском финансовом рынке как один из лидеров потребкредитования и "монопродуктовая" организация, долгое время специализировавшаяся на предоставлении займов в торговых сетях. Однако в последнее время ХКФ-Банк начал проводить в жизнь новую стратегию развития, целью которой является создание универсального банка. О том, почему было принято такое решение, каких результатов банку удалось достичь в последние полгода, и о том, как он видит ситуацию на рынке потребительского кредитования в целом, рассказал президент ХКФ-Банка Евгений БЕРНШТАМ.

- Евгений Семенович, прошло уже почти полгода с момента вашего прихода в ХКФБ. Тогда новость о вашем назначении наделала много шума: на рынке говорили, что вас призвали чуть ли не как антикризисного менеджера, что ваш приход знаменовал собой полный отказ от прежней стратегии развития банка. Насколько справедливыми были такие предположения?

- Они были совершенно необоснованными. Было бы более правильно говорить не об отказе от прежней стратегии, и не о кардинальных переменах в деятельности банка, а о продолжении планомерного и поступательного развития его бизнеса. И зачем, собственно говоря, ХКФБ нужен был антикризисный управляющий? Никаких серьезных проблем к моменту моего прихода в качестве президента банк "Хоум Кредит" не испытывал.

- А проблема с "плохими долгами", по объему которых ХКФБ, если верить СМИ, был и остается одним из "лидеров" на рынке потребительского кредитования?

- Вы сами сказали: если верить СМИ. Выходит, что верить им в данном вопросе не надо: я совершенно не понимаю, на чем основана информация о том, что банк является таким "лидером". Мы считаем, что показатель просроченной задолженности по МСФО наиболее адекватно отражает уровень просроченной задолженности. По итогам первого квартала 2007 года этот показатель банка составил 14,2%, по итогам первого квартала 2006 года - 14,7% (на 31 декабря 2006 года - 14,2%). Налицо бесспорная тенденция: снижение объемов невозвратов и стабилизация ситуации с "плохими долгами".

- Но 14% от общего объема кредитного портфеля - это достаточно высокий показатель.

- Это не высокий, а средний показатель по рынку. Вообще просроченная задолженность банков, активно работающих в сегменте потребительского кредитования, находится на одинаковом уровне, и об этом не раз говорили аналитики рынка. Более того, в странах Европы в данных сегментах уровень просрочки был и того выше! Мы хотели бы, чтобы журналисты не передергивали информацию. Есть разные продукты - есть разные базовые показатели. Хотел бы отметить еще один момент: сейчас в связи с улучшением технологии работы внутренней службы сбора долгов банка уровень просроченной задолженности по некоторым продуктам составляет 4%. А по ипотеке у нас вообще уровень задолженности находится на нулевой отметке.

- Цифры играют в вашу пользу: судя по недавно обнародованным данным, ХКФБ в первом квартале года добился существенного сокращения доли просроченных долгов и невозвратов. Как банку это удалось?

- "Хоум Кредит" применяет различные инструменты для улучшения качества своего кредитного портфеля и эффективной работы с просроченной задолженностью. Банк имеет собственную службу, профессионально занимающуюся взысканием на всех этапах просрочки, а также по мере необходимости привлекает аутсорсинговые коллекторские агентства и юридические компании на различных этапах взыскания. Кроме того, постоянно модернизируется система риск-менеджмента: она адаптируется и под меняющиея условия рынка, и под требования банка к заемщику.

- Похоже, что потребительское кредитование постепенно перестает быть фаворитом на российском банковском рынке. Эксперты все чаще говорят о том, что риски здесь слишком высоки и что в нынешних условиях потребкредитование является куда менее выгодным направлением, чем оно было несколько лет тому назад. Согласны ли вы с такой оценкой?

- И да, и нет. Потребительское кредитование действительно становится все менее привлекательным, но не с точки зрения рисков, а с точки зрения отдачи на капитал. Прежде всего потому, что за последние три-четыре года кардинально изменились отношения между банками и торговыми сетями: если раньше торговые сети платили банкам за предоставление кредитов в их магазинах, то теперь ситуация складывается с точностью до наоборот. Банкам приходится платить сетям от 7 до 10% от общего объема предоставленных кредитов.

- В чем причина таких перемен?

- В возросшей конкуренции: три-четыре года назад кредитованием в торговых сетях занимались лишь немногие банки, сейчас число участников этого рынка и число банков, желающих развивать у себя это направление, значительно возросло.

- Что и неудивительно, если учесть размер эффективных процентных ставок по экспресс-кредитам.

- Это еще один миф. Никаких заоблачных ставок банки здесь не устанавливают, и ни о каких сверхприбылях для них речь здесь не идет. Не верите - посчитайте: стоимость фондирования составляет сейчас в среднем 10%, прибавьте к этому собственные операционные затраты банка в размере 10-15%, плюс уровень потерь от недобросовестных заемщиков (14-17%). Сложив эти цифры, вы получите сумму затрат банка в размере 40-50%. Это в минусе. В плюсе - тот размер эффективной ставки, вокруг которого в последнее время идет столько дискуссий, в том числе и в средствах массовой информации. По рынку этот показатель колеблется в среднем между 42 и 47%. Что же мы имеем в результате? - Цифру, близкую к нулю. Где же те сверхприбыли, о которых не говорит только ленивый, и где те сверхприбыли, которые якобы получают акционеры банка от экспресс-кредитования?

- Означают ли ваши слова, что "Хоум Кредит" планирует отказаться от кредитования в торговых сетях и сделать акцент на развитии других направлений банковского бизнеса?

- Нет, ничего подобного в наших планах нет. Я уже говорил о том, что конкуренция на этом рынке высока, сейчас покрытие банками торговых сетей практически 100-процентное. Однако при всем при том есть еще отрасли, где услуга потребкредитования неразвита, например медицинские услуги или магазины одежды. Сейчас мы разрабатываем эти направления и в скором будущем будем готовы предложить там наши услуги.


- То есть, несмотря на объективное снижение прибыльности этого бизнеса, вы планируете остаться монопродуктовым экспресс-кредитным банком?

- Нет. Мы начинали свою деятельность как монопродуктовый банк, специализирующийся на предоставлении кредитов в торговых точках. Нам удалось добиться впечатляющих успехов: на сегодняшний день мы работаем в 1100 городах в 77 регионах России, помимо собственных офисов мы присутствуем в 23 тыс. точек продаж в федеральных, региональных и местных розничных торговых сетях, а также более чем в 1000 отделений Почты России. Но сегодня перед нами стоят новые задачи: банком была принята стратегия развития до 2010 года, которая подразумевает превращение его из монопродуктового банка в универсальный розничный банк. В рамках достижения этой цели изменена система промоушена и вывода продуктов на рынок. Кроме того, начат процесс расширения продуктовой линейки и внедрения ряда новых для банка продуктов, таких, например, как ипотека и автокредитование.

- Уже можно назвать какие-нибудь цифры по ипотеке и автокредитованию?

- Сегодня нами выдано ипотечных кредитов на общую сумму 1,6 млрд рублей. Более того, "Хоум Кредит" вошел в топ-30 рейтинга "Самые ипотечные банки в I полугодии 2007 года". Для банка, запустившего ипотеку только в декабре 2006 года, это колоссальный результат! Что касается программы автокредитования, то она была запущена в начале апреля 2007 года по всей России. По состоянию на август 2007 года нами выдано 875 кредитов на общую сумму 150 млн рублей. Не отстаем мы и по другим направлениям: так, по состоянию на второй квартал 2007 года банк занимает 21% рынка товарного кредитования и 12% рынка кредитных карт. В наших планах предоставление кредитов на образование, покупку одежды, медицинские услуги, фитнес. Осенью банк также представит собственную линейку депозитов и текущие счета.

- Вернемся к проблемам потребительского кредитования. Вы сказали, что эффективные ставки по нему не так высоки, как принято думать, а доходы банков не так заоблачны, как об этом говорят. Раскрывает ли "Хоум Кредит" эффективные ставки по этим продуктам?

- Какие же тут могут быть сомнения: с 1 июля вступила в силу инструкция ЦБ, обязывающая банки делать это. Мы - законопослушный банк, поэтому данную инструкцию свято выполняем.

- Но ведь она, как поясняют сами руководители ЦБ, не является законодательной нормой.

- Формально, может, и нет, а фактически ЦБ для банков такой же источник законодательной силы, как сержант для солдат-первогодков.

- Ваш банк "вскрыл" размер эффективной ставки с 1 июля или сделал это с опережением графика, как некоторые другие лидеры рынка?

- Нет, мы не стали бежать впереди паровоза. Досрочное "вскрытие", на мой взгляд, было лишено всякого смысла, просто некоторым банкам захотелось попиариться. Инструкция вступила в силу, мы ее выполняем, вот и все. Конечно, и до этого мы предоставляли нашим клиентам всю информацию о ставке по кредитам и о размерах всех комиссий.

- Хотя многие банки пошли по этому пути, регулирующие структуры продолжают предъявлять к ним претензии. Как вы относитесь к заявлениям руководства Роспотребнадзора о том, что банки целенаправленно вводят клиентов в заблуждение относительно истинной стоимости кредитов, прежде всего экспресс-кредитов и потребительских займов?

- Отвечу на ваш вопрос следующим образом: каждый выполняет свою функцию, и синергия совокупной деятельности всех организаций должна заключаться в том, чтобы все участники процесса, прежде всего, жили и действовали по закону. Один из пунктов закона состоит в том, что заемщик, взявший деньги в банке в долг, обязан их вернуть кредитору в установленный срок и согласно условиям договора. Когда же он, благодаря некоторым публичным заявлениям, косвенно начинает задумываться о возможности невозврата, то это противоречит принципам законности и порядка в экономической жизни страны.

- Регуляторы оправдывают свои заявления стремлением уберечь Россию от кризиса "плохих долгов" - того самого кризиса, который поразил в свое время Южную Корею и другие страны Юго-Восточной Азии. Насколько вероятно повторение этого сценария у нас, с вашей точки зрения?

- Для ответа на ваш вопрос приведу несколько цифр. В России кредитование населения действительно растет самыми высокими в Европе темпами: с 2003 по 2006 год рынок вырос в шесть раз. Вместе с тем мы серьезно уступаем Восточной Европе по уровню проникновения займов - в Чехии, например, соотношение кредитов к ВВП составляет почти 13%, у нас только 8%. Иными словами, сектор будет расти и дальше. Что касается просрочки, то действительно за последний год скорость роста просроченной задолженности превышает скорость роста объемов кредитования в два раза. Но я не считаю это кризисным явлением для рынка кредитования в частности и экономики в целом.

ЦБ и Минфин четко отслеживают ситуацию, банки также оперативно реагируют на неблагоприятные сигналы, создавая, например, единые базы неплательщиков и кредитные досье, отлаживая процедуры проверки граждан перед выдачей кредитов, совершенствуя механизмы возврата. Необходимо учитывать и еще один момент: сейчас основная борьба между банками разворачивается за обеспеченных заемщиков, не склонных к просрочкам платежей, поэтому прирост доли неплательщиков будет небольшим. В Корее в конце 2003 года просроченные кредиты вызвали спад потребительского спроса на 6,3%. У нас такой сценарий маловероятен хотя бы в силу низкого проникновения кредитов в среде потребителей, особенно в регионах.

- А чем вы объясняете разрыв между скоростью роста объемов кредитования и скоростью роста просрочки?

- Рядом причин. Во-первых, у нас только оформляется на законодательном уровне процесс взимания денег с недисциплинированного или незаконопослушного должника. На это уйдет некоторое время, в течение которого просрочка может незначительно расти. Во-вторых, в стране только формируется рынок коллекторов - профессиональных сборщиков долгов, которым наш банк, например, продает всю накопившуюся задолженность неплательщиков. Сектор создается активно - уже в этом году собираемость долгов значительно возросла.

- Вы упомянули о важности сотрудничества между банками и коллекторами. В связи с этим вопрос: насколько тесно "Хоум Кредит" работает с вашим собственным бизнесом в лице агентства "Секвойя"?

- Сегодня мы работаем не только с коллекторским агентством "Секвойя Кредит Консолидэйшн", но и с другими ведущими агентствами. Наличие многих партнерских отношений объясняется пропускной способностью агентств. Одно агентство весь объем долгов не потянет.

- На каких условиях строится ваше сотрудничество с коллекторами?

- С каждым агентством эти условия разные. Средний размер комиссионных агентству - 30% от объема возвращенных долгов. Однако размер комиссии может меняться в зависимости от качества передаваемых долгов. Отмечу, кстати, что "Хоум Кредит" в 2006 году первым из российских банков открыто выставил долги на продажу неаффилированным структурам, тем самым выполнив заветы регулятора о соответствии базельским рекомендациям и принципам транспарентности.

- А с кредитным брокером "Фосборн Хоум" - компанией, которая также является вашей собственностью, - "Хоум Кредит" связывают деловые отношения?

- Да, между банком и компанией "Фосборн Хоум" подписан договор о сотрудничестве. Компания занимается сопровождением кредитных сделок и сделок с недвижимостью - от момента оказания первой бесплатной консультации до полного расчета по банковскому кредиту. Проведение сделки с недвижимостью сопряжено с большими рисками, которых можно избежать, обращаясь к профессионалам на каждом этапе сделки. Именно поэтому мы хотим видеть у себя в партнерах проверенные компании. Банк планирует и в дальнейшем активно развивать и укреплять партнерские отношения с лидерами рынка. Это позволит нам не только обеспечить качественное обслуживание заемщиков на всех этапах получения ипотечного кредита в банке, но и сделать ипотеку доступной с учетом потребностей клиентов во всех регионах присутствия банка.

Досье "БО"

Евгений Семенович Бернштам родился 1 ноября 1957 года в г. Майкоп Краснодарского края. Окончил экономический факультет Дагестанского госуниверситета, аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова. Доктор экономических наук. В 1994-2002 годы занимал должность первого заместителя председателя правления ОАО "Альфа-Банк", председателя совета директоров ОАО "АльфаСтрахование". В 2003-2004 годах - главный управляющий директор украинского промышленного холдинга "Интерпайп", с 2004 года по 2005 год - первый вице-президент финансовой корпорации "Уралсиб", управляющий партнер компании и председатель совета директоров "Секвойя Кредит Консолидейшн", с 2005 года - председатель совета директоров компании "Фосборн Хоум". С февраля 2007 года работает в Хоум Кредит энд Финанс Банке в должности президента, заместителя председателя совета директоров банка.



http://www.banki.ru/news/interview/?ID=388546

19 сен 2007

Док. 509227
Опублик.: 21.10.08
Число обращений: 14

  • Бернштам Евгений Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``