В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Впервые в истории: сын за отца в космосе Назад
Впервые в истории: сын за отца в космосе

Впервые в истории: сын за отца в космосе

               8 апреля полетел Сергей Александрович Волков.                   

                        Через 16 лет после Александра Волкова

           

               

                8 апреля 2008 года, примерно за 100 часов до Дня космонавтики, с

                космодрома Байконур стартовал к Международной космической

                станции транспортный  космический корабль `Союз ТМА-12`.

                Этот привычный в последние годы факт, выглядит совсем в другом

                свете,  если учесть, что командир экипажа, подполковник Сергей

                Волков - сын космонавта Александра Волкова. Обозреватель

                `Новой` Юрий Батурин взял интервью у отца и сына Волковых

                перед вылетом экипажа на Байконур.

 

 

 

 

 

Фото 1.  Космонавт А.А.Волков.  Фото: Ю.Батурин

 

 

 

 

 

 

...И тогда возникла первая в мире космическая династия.

У Тимофея был сын Александр. У Александра был сын тоже Александр, он стал космонавтом. У Александра, космонавта, сын Сергей, как и отец, пошел в космонавты. С тех пор фамилия Волковы вошла в историю мировой космонавтики. Давно это было...

    Так или примерно так старожилы космоса будут лет через сто вспоминать былые, легендарные времена. Но о времени возникновения космической династии историки и исследователи космоса будут спорить, не приходя к единому мнению.

     Действительно - когда?

     Когда сын космонавта пришел в Отряд космонавтов, которым командовал отец?

     Или - когда космонавт, сын космонавта, отправился в свой первый космический полет?

     А может быть, много раньше, когда маленький сынишка будущего космонавта увидел и понял, что такое небо? Когда он влюбился в него, благодаря отцу-летчику.

     Вопрос непростой. Даже, в какой-то мере, философский. Найти ответ можно только у самих героев этой одновременно необычной и простой человеческой истории. Я беседую с двумя профессионалами-космонавтами, Александром и Сергеем Волковыми,                         по очереди, так что никто из них не знает, что ответил на мои вопросы другой. Впрочем, никакой тайны для них специально не делалось. Просто Сергей через несколько дней улетит на космодром, потом сядет в космический корабль и отправится на орбиту работать. А сейчас у него экзаменационные тренировки, расписание очень жесткое, время расписано по минутам, встречаться с интервьюером ему приходится урывками. Другое дело -  Александр. После работы заедет в Отряд космонавтов, где когда-то так же, как сегодня его сын, готовился и сдавал экзамены, сядет за стол, за каким сиживал не так уж давно, и начинает вспоминать, с некоторой даже ностальгической ноткой.

 

                                   

                                       Разговор с отцом о профессии и сыне

 

      Александр Александрович, ваш сын улетает в космос. Поговорим о нем, о космосе, о вас?

      Поговорим...

      Справка

       Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, полковник Волков Александр Александрович родился в городе Горловка Донецкой области в 1948 году. После школы поступил и в 1970 году окончил Харьковское Высшее военное авиационное училище летчиков имени С.И.Грицевца. Остался там же летчиком-инструктором. В 1976 году зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов Военно-воздушных сил. Выполнил три космических полета: в 1985 г. на орбитальной станции `Салют-7`, в 1988-1989 гг. на орбитальном комплексе `Мир` и в 1991-1992 гг. вновь на `Мире`. В 1991-1998 гг. командир Отряда космонавтов. Порядковый номер в Советском Союзе/России - 60, в мировой классификации - 183.

 

       Александр Александрович, вы уже были опытным летчиком, когда у вас родился сын, Сергей. Понятно, что он `с младых ногтей` рос в мире авиаторов. Расскажите, как произошло его первое реальное соприкосновение с авиацией? Так что вы уже могли сказать: `Есть контакт!`

        В 1976 году я впервые надел на трехлетнего Сережу защитный шлем и посадил в кабину `МиГ-21`. Дело было так... Выпал тот редкий случай, когда моя жена, Аня, из-за какого-то неотложного дела доверила сынишку мне. А я, естественно, взял его с собой на аэродром - куда еще я мог его взять?

       Вообще, когда к нам домой приходили мои товарищи, летчики, мы, как водится, быстро переходили к разговорам о работе. Сережа слушал с полуоткрытым ртом. А мы - `летали`!..

       Я понял, что Сергей влюбился в небо, когда ему было лет двенадцать. Мы летели на `Ту-134`, служебном самолете нашей части. И ему летчики разрешили сесть в правое кресло и подержать штурвал в горизонтальном полете. Так что он еще подростком почувствовал, что такое штурвал в руках: он управляет самолетом! Добавьте сюда красивейший вид из кабины и подсвеченное закатным солнцем небо. Такие эмоции запоминаются на всю жизнь.

         У моих сыновей - Сергея и Дмитрия - есть одинаковая личностная особенность: когда им что-то особенно удается или они чего-то очень хотят, и я делаю им именно такой подарок, они радостно смеются. Как минимум, их лица освещаются улыбкой...

 

       По точному замечанию одного из психологов, Сергей - солнечный человек...

         Верно. И тогда я смотрел на Сергея. Он держал в руках штурвал и улыбался, улыбался...  На его лице была буквально написана необычайная радость. Я молчал, боясь спугнуть это удивительное чувство. Было ясно: он влюбился в небо.

 

        Как вы решили стать космонавтом?

        Я очень радовался, когда в космос полетел Юрий Гагарин, но совсем не думал, что  мне самому доведется продолжить его дело. Понимал, что космонавт - профессия очень необычная, достичь ее необычайно трудно. Но в подсознании отложилось, что Гагарин был летчиком, и, как я сейчас понимаю, это подспудно влияло на меня. Когда окончил школу, не сомневался, что стану летчиком...

 

       И - получилось...

       ...И - получилось!  Учился в Харьковском училище летчиков. Подражать было кому - Кожедуб, Леонов, Добровольский...  Стал летчиком-инструктором. Летал. Учил курсантов. Рапорта о желании стать космонавтом не подавал, понимал, сколь все это далеко и недостижимо...

        Недавно с женой вспоминали, как я пошел в космонавты. Как-то на автобусной остановке встретил знакомого штабиста. Он и говорит: `А ты знаешь, что у нас уже три месяца лежит приказ главкома о наборе в космонавты? Его не объявляют, но ты знай. Вижу же, что мечтаешь...`  Я обрадовался новости и тогда понял, что в глубине души действительно мечтал.

        Командование действительно не объявляло приказ, чтобы не терять подготовленных инструкторов. Но я написал рапорт. Командир полка вызвал меня, капитана: `Волков, вот поедешь ты поступать в отряд космонавтов. Ты любишь небо. А тебя обязательно спишут с летной работы. Сколько уже таких, как ты, было - ни один не вернулся`.

         Вернулся домой и начал анализировать ситуацию, придирчиво вслушиваясь в свое здоровье. Аня вспоминает, что я тогда сделал вывод: `Единственное, за что волнуюсь, - одна пломба в зубе`. Все же решился, и прошел в космонавты.

 

       Освоение новой профессии проходило, наверное, не просто?

       Было очень здорово, что нас набирали на `Буран`, то есть подготовка началась с продолжения летной работы. В августе 1976 года был приказ о зачислении меня  слушателем-космонавтом, а в сентябре, следующим приказом направлен в Ахтубинск, в школу летчиков-испытателей. Так мечта каждого пилота окончить школу летчиков-испытателей осуществилась попутно. Такой подарок! Ведь поступить в школу летчиков-испытателей почти так же трудно, как пройти в космонавты.

        Тогда я понял, что доберусь до космоса. Такой характер - если ставлю цель, обязательно ее достигаю. И приложил все силы, чтобы достойно войти в когорту космонавтов. Учиться было очень сложно, и я горжусь, что, например, в школе летчиков-испытателей сдал `аэродинамику` на отлично тем, кто эту аэродинамику делает. Закончил школу всего с одной четверкой - по партполитработе. Считал: зачем она мне? Да, и то она мне обернулась... Впоследствии пришлось закончить с золотой медалью Военно-политическую академию и проработать пару лет замполитом в Отряде космонавтов.

 

        Кроме летной работы, еще новые предметы по космонавтике осваивать надо было...

        Конечно. У нас в училище курс `Авиационное оборудование` читал Козлов, в прошлом летчик. Он говорил так: `Вот гляжу я на вас и сразу могу сказать, кто станет летчиком, а кто нет. Вот ты - отличник. Ну, какой из тебя летчик?  Волков учится на четверки, даже одну тройку получил, значит, летчиком будет`.  Но когда я пришел в Центр подготовки космонавтов, понял, что здесь даже четверок не должно быть. До первого полета сдал, как все, более 120 экзаменов, и тоже получил всего одну четверку, за которую генеральный конструктор, академик Глушко ругал меня, когда утверждали экипаж.

 

         Кстати, о назначении в экипаж...

        Мой первый полет в 1985 году состоялся только потому, что мудрый человек, начальник Центра подготовки космонавтов Владимир Александрович Шаталов, однажды вызвал меня и сказал: `Саша, `Буран`, на который вас готовят, никогда не полетит. Я тебе предлагаю готовиться на орбитальную станцию`. Именно Шаталов счастливо определил мою космическую судьбу.

      

        Смена вашей профессии сказалась на Сергее?

       Как и в бытность мою летчиком, друзья часто бывали у нас в гостях. Все - космонавты. Сергей слушал наши разговоры с не меньшим интересом, чем прежде, даже с восторгом. И проникался нашим духом. А как он смотрел на слетавших космонавтов! И, наверное, ощущал себя по-другому - ближе к космосу.

        Представьте мальчика, с которым запросто общается  космонавт Леонов! Алексей Архипович, можно сказать, взял шефство над моими сыновьями, сначала заходил к нам как командир Отряда космонавтов, позднее наши отношения переросли в крепкую дружбу.

        Я знаю, Сергей меня всегда уважал, а теперь, когда мы готовились к космическим полетам, - я видел - стал гордиться мною. Он так волновался и переживал за все мои экзамены! И, сопереживая, становился взрослее.

 

      Ваш полет пришелся на осень 1985 года, Сергею 12 лет. Помните, как прощались с ним, улетая на космодром?

     Когда прощались, я заметил, как слезы навернулись Сереже на глаза. В момент расставания он меня обнял так, что у меня самого чуть слезы не потекли. Но он не расплакался, мужественно перенес проводы.

       Сергей уже тогда остро чувствовал риск, на который мы идем, улетая в космос. И от меня ему напряжение передавалось, и от матери - она и радовалась, что я дошел до цели, и переживала, прекрасно сознавая опасность этого предприятия. Незадолго перед этим Владимир Титов, первый из нашего набора, стартовал и сразу попал в аварийную ситуацию.

       

 

        Справка

         Титов Владимир Георгиевич, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза. Выполнил четыре космических полета. Порядковый номер в Советском Союзе/России - 54, в мировой классификации - 118. 26 сентября 1983 года в экипаже с Г.М.Стрекаловым попал в сложнейшую нештатную ситуацию: за 1 мин. 48 сек. до расчетного времени старта возник пожар - загорелся один из агрегатов ракеты-носителя. Произошел взрыв, но за секунду до этого сработала система аварийного спасения, экипаж остался в живых.

 

 

        Наверное, вы нашли тогда точные слова для Сергея?

       Я сказал ему: `Остаешься старшим мужчиной в семье. Береги маму и старайся, чтобы она не расстраивалась. Береги и помогай!` Он серьезно, по-взрослому воспринял мои слова. Потом, во время сеансов связи из ЦУПа,[*] как оставшийся за старшего, деловито докладывал мне: `Дома все нормально. Сломались часы и потек кран...` Еще ответственнее стал относиться к учебе в школе. Каждый раз рассказывал мне. Сколько пятерок получил на прошедшей неделе.

       Но недолго Сергей оставался старшим в доме: первый мой полет продолжался всего 64 дня.  

 

      Как вы узнали, что Сергей хочет стать летчиком?

      Я спрашивал его, кем он хочет стать, как обычно спрашивают маленьких детей. Мой младший, Дима, в шесть лет ответил: `Кем выберут...` Тоже позиция. Дима тогда сказал: `Хочу в нулевой класс` (в экспериментальном порядке из детсада набирали). Я ему: `Дима, не стоит. Погуляй еще. Столько еще придется учиться. Подумай...` И тут он сказал потрясающую вещь: `Если вы хотите, чтобы в семье был хотя бы один отличник, отдайте меня в нулевую группу`

 

      Ничего себе!,.  Ну, вы со своими двумя четверками, понятно...

      ...И одной тройкой в летном училище.

    

      А Сергей?

      Сережа был `хорошистом`

 

      И стал Дима отличником?

      Знаете, стал. И школу окончил с медалью, и институт с красным дипломом.

 

       Итак, Сергей решил идти по вашим стопам - в летчики?

       Да. Сначала хотел, как и я, в Харьковское, но в результате оказался в Тамбовском училище. Я воспринял его решение с гордостью и беспокойством - знал, какую нелегкую профессию он выбирает.

 

       Но он пошел еще дальше - в космонавты. С вами советовался? Помогали ему?

       Вообще, разговоры были. Он в авиаполку уже служил. Тогда в 1990-е у летчиков налета почти не было, керосину не хватало.  Он хотел что-то изменить в жизни. Так прошел год, и он принял решение, не предупредив меня.

       Как командиру Отряда космонавтов мне приносили личные дела кандидатов в космонавты. Хорошо помню: открываю одну папку, читаю, вторую, третью и ...вижу  фотографию сына и его рапорт.

 

       И -  за телефонную трубку?

       Удержался. Сидел, размышлял: `Ну, вот, Сергей и стал мужчиной, самостоятельно принял такое решение`. После работы шел домой и волновался. Жене говорю:

- Знаешь, Аня, твоего сына хочу принять в Отряд космонавтов.

- Как?.. Ты что!..

- Есть его рапорт. Дело рассматривается. Теперь уж не все от меня зависит.

        Анна долго разубеждала Сергея. Я был нейтрален: `Если решился, будь уверен в себе полностью`. Сергей ответил кратко: `Мама, это мое твердое решение`. С того момента мы вновь стали спаянной семьей, поддерживающей друг друга.

 

      Мы с вами пропустили одну существенную деталь: чтобы Сергея взяли в Отряд космонавтов, вам пришлось уйти из него. Это жертва, неизбежность или ваше продолжение?

      Да, был такой приказ еще со времен Красной Армии: сын не может служить в одной части с отцом, да еще под его началом. Когда Сергей благополучно прошел все ступени отбора, меня вызвали и сказали: или - он, или - ты. Я не сомневался: сын остается, я ухожу...

 

 

                                    Разговор с сыном о профессии и об отце

 

 

     Фото 2.   Космонавт С.А.Волков (справа) и космонавт А.А.Серебров.  Фото: Ю.Батурин

 

 

Сергей Волков лаконичен. Видно, что интервью, газеты, публикации - сегодня для него не главное, впереди - экзаменационные тренировки, утверждение экипажа, космодром... Выслушав вопрос, думает секунду-другую, потом  кратко и по-военному четко формулирует ответ, экономя слова и время.

 

     Справка

      Командир транспортного пилотируемого корабля `Союз ТМА`, командир 17-й длительной экспедиции на Международную космическую станцию, космонавт-испытатель Российского государственного научно-исследовательского испытательного Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина, подполковник ВВС Российской Федерации Волков Сергей Александрович  родился в городе  Харькове в 1973 году. После школы поступил и в 1995 году окончил Тамбовское Высшее военное авиационное училище летчиков. Проходил службу в частях ВВС. В 1997 году зачислен в отряд космонавтов РГНИИЦПК. Выполняет свой первый космический полет.  Порядковый номер в Советском Союзе/России - 101.

 

       Сергей Александрович, ваш приход в Отряд космонавтов был обусловлен уходом из него Вашего отца, Александра Александровича Волкова. С вашей точки зрения, то была жертва со стороны отца ради сына, или естественный ход событий?

       Безусловно, с его стороны это была жертва. Ведь он мог еще служить, быть востребованным...  Но, я надеюсь, он видел и вторую, позитивную сторону ситуации: сын продолжает дело отца.

 

       Ваш отец - изначально летчик.  Дело обычное, что дети мечтают стать такими, как родители, продолжить их дело, выбирают их профессию. Интересен первотолчок.  Когда это произошло с вами?

        Мне было года три, когда отец привез меня на аэродром, и я увидел `МиГ-21` и даже посидел в кабине. С тех пор и до окончания школы я думал только о профессии летчика.

 

       Что изменилось, когда отец сменил профессию и стал космонавтом?

        Ну, отец все же не совсем сменил профессию. До 1984 года он постоянно бывал в Ахтубинске, летал и испытывал самолеты. Но мы-то жили в Звездном городке, и для меня стало открытием: в нашем доме живут космонавты! Идешь в магазин - за тобой в очередь занимает космонавт! А уж 12 апреля на построении - вот они, все космонавты в шеренге! Поначалу удивительно, а потом привыкаешь. В школе учатся дети уже слетавших космонавтов, человек тридцать. Учителя спрашивают детей космонавтов точно так же,  как других. Жизнь в Звездном городке сглаживала ореол романтичности, навеваемый героическим в те времена освещением прессой и телевидением работы космонавтов.

        Впервые я по-настоящему ощутил, что мой папа - космонавт, оказавшись в пионерском лагере, не имевшем отношения к Звездному. Весь лагерь показывал на меня пальцем: вон мальчик, у которого отец Герой Советского Союза и летал в космос. Это стало для меня откровением.

 

        И тогда самому захотелось стать космонавтом?

        Я видел, сколько отец готовился к экзаменам, каким уставшим приходил домой, знал, как у космонавтов целая комиссия в течение нескольких часов принимает один экзамен. С точки зрения школьника, это было чем-то невероятным. И -  сдерживающим фактором. Когда знаешь, какое сито надо пройти, чтобы стать кандидатом в космонавты, сколько экзаменов сдать, чтобы дойти до космического полета, смотришь на себя более критично. В школе нам организовывали экскурсии в Центр подготовки космонавтов. Я видел тренировки в гидролаборатории, видел, как тяжелы другие тренировки и понимал, что эту профессию далеко не  все могут освоить, и в этом смысле профессия космонавта  - элитное занятие. Поэтому тогда я не смел даже мечтать о том, чтобы стать космонавтом.

 

        Но летчиком-то стать мечтали. Когда ваш отец узнал об этом как о серьезном решении?

         Журналисты брали у него интервью, задали вопрос и мне о будущей профессии. Для отца это оказалось сюрпризом. Потом он очень грамотно со мной поговорил: не отговаривал, но и хвалил за меня за такой выбор. И тогда я действительно понял, что хочу стать летчиком.  После школы поступил в Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков.

 

        В третий полет вы провожали отца уже курсантом?

        Да, я  перешел на второй курс. Отец улетал на Байконур осенью, мне дали недельный отпуск. Я провожал его и волновался, как в первый раз.

 

         Курсанты не пытались `учить` сына космонавта?

         Я никогда не строил свои отношения с людьми на том, что я - сын космонавта. Ребята быстро привыкли, что я так же хожу в наряды, мне достается, как им. Иногда, когда мне не удавалось посмотреть телерепортажи с борта, они мне пересказывали новости.

 

        Поскольку вы были далеко от Москвы, в ЦУП, на сеанс связи с экипажем, попадать не доводилось?

        Зато однажды мне очень повезло. В нашей квартире в Звездном установили какой-то ящик с микрофоном, иногда звонили из ЦУПа и говорили: `Включайте...`  Как-то я позвонил и прямо из училища наговорил сообщение для отца.

 

 

 

                                             Космонавт, отец космонавта

 

       Александр Александрович, вы помните свое общение из космоса  с семьей?

       Это сейчас можно легко позвонить на Землю по мобильному. А тогда в нашей квартире установили стандартный военный полевой телефон для связи с ЦУПом, причем связь была односторонняя. По этому аппарату семья наговаривала на магнитофон в ЦУПе новости и события дня. А из ЦУПа запись в крайнем, вечернем сеансе связи запускалась на борт. Для нас наступало `святое время` - возможность ощутить себя дома. После сеанса разговаривать не хотелось. Мы `уплывали` в задумчивости к своим спальным местам, стараясь продлить мгновения `возвращения` в семью.

        В третьем полете у меня уже УКВ-радиостанция была, и минуты три в зоне радиовидимости можно было поговорить с домашними, что называется, `вживую`.

 

      С каким чувством Вы пойдете на связь в ЦУП - вы на Земле, а Сергей в космосе?

      Уже сейчас волнуюсь, представляя  сеансы связи. Знаю, как они воспринимаются на борту. Буду стараться почаще ходить, нам ведь найдется, о чем поговорить с ним, темы придумывать не надо. И волноваться буду, хотя, казалось бы, чего мне - все знаю, все прошел. Все же сердце будет постукивать быстрее.

 

       Александр Александрович, как вы, в 1991-1998 годах командир Отряда космонавтов, трижды работавший в космосе, сейчас со стороны оцениваете подготовку космонавта Волкова-младшего?

       Я много встречаюсь с теми, кто готовил его, работает с ним, и потому знаю, что Сергей очень хорошо подготовлен. Я очень доволен им. Он обязан блестяще выполнить свой полет.

 

       Вы довольны. Это хорошо. Но проявляются же и другие чувства в эти дни?

       Уже пытался формулировать для себя, что же я испытываю сейчас: гордость и волнение, беспокойство. Засыпая ночью, думаю о космическом полете Сергея. Просыпаюсь - опять о Сергее. Признаюсь, непросто провожать сына в космический полет. Вроде бы, все известно, но чувства острее. И - ежедневно.

 

       Что сейчас думает Анна Николаевна о том решении Сергея, принятом десять лет назад?

      Она мне сказала недавно: `Одно дело за тебя переживать, другое за сына. Матерью космонавта быть труднее, чем женой космонавта`.

 

       Сейчас я задам вопрос психологический. Теоретически, если бы не тот приказ, вы с Сергеем могли оказаться в одном Отряде космонавтов. И даже (тут мы с вами понимаем, что в реальности - никогда) в одном экипаже. Но допустим... Уступили бы вы Сергею место командира или нет?

     Я бы спокойно отнесся, если  Сергея назначат командиром экипажа. В практике авиации такое бывает: командиром назначают более молодого пилота, а старший летит как пилот-инспектор. Вот как я выкрутился: полностью себя не отдал в подчинение, придумал новую должность - космонавт-инспектор!

 

     Придет время, будут и космонавты-инспекторы летать.

     Станут экипажи побольше, найдется место в космосе и опытным инспекторам.

 

      Между вашим первым полетом и первым полетом вашего сына - 23 года. Как вы оцениваете этот почти четвертьвековой отрезок истории космонавтики?  Чья космическая судьба интереснее, если по гамбургскому счету,  - ваша или Сергея?

       Конечно, моя! В наше время было столько проектов, космонавтика на подъеме. Все было сделано тогда, сейчас только модернизируются советские космические аппараты. Ничего нового нет. В первом полете у меня была интереснейшая научная программа. Я у Сергея поинтересовался, ему запланировано 47 научных экспериментов на экспедицию. `Сколько-сколько?` - переспрашиваю. Да у меня двести было. Вот как работали!

        Потом началась перестройка, это было начало обвала космонавтики. Затем распад Советского Союза... Только в XXIвеке началось некоторое возрождение, но пока не вышли на уровень, который был до развала.  За это время потеряли огромный потенциал тех, кто умел делать космонавтику - инженеров, ученых... Тех, кто трудится не за деньги, а за идею, как тогда, сейчас осталось мало,  немногие фанаты профессии. И научных разработок не хватает. Это удручает меня. Полет интереснее, когда больше экспериментов.

        И все же у Сережи большая дорога в космос. Уверен, он будет работать, пока остаются здоровье, силы и интерес. А интерес у него огромный. Впереди много нового - Луна, Марс, поучаствовать и я бы мечтал.

 

      Марс, наверное, нужно оставить для внука?

      Почему? Через двадцать, двадцать пять лет еще и Сергей имеет шансы. В общем, если по гамбургскому счету, может быть, его судьба окажется интереснее.

 

 

                                            Космонавт, сын космонавта

     

        Сергей Александрович, вашему сыну Егору сейчас семь лет. Пятнадцать-семнадцать лет пролетят быстро. Надеюсь, вы еще останетесь среди активных космонавтов.  Как вы отнеслись бы к возможному решению сына избрать профессию своего отца и деда?

        Это очень сложное комплексное решение. Когда молодой человек выбирает свой будущий путь, ему кажется, что он все знает и все понимает. Но тот, кто имеет опыт, тоже участвует в принятии решения. И здесь главное выбрать правильный тон: не отговаривать, не аплодировать - словом, не давить. И все же больше зависит от того, кто решает для себя. Я же, честно говоря, сегодня не могу даже представить, какая в этом случае будет моя реакция.

 

        С тех пор, как вы стали курсантом и самостоятельным человеком, прошло 18 лет, половина вашей жизни после детства. Что скажете, оглядывая на свою взрослую жизнь?

        Мне интересны все эти годы. Училище. Первый самостоятельный вылет. Полеты и небо. Потом пришел служить в авиаполк, и буквально через полгода вышел приказ главкома о наборе в отряд космонавтов. Врачи. Проверки. Испытания. Стал кандидатом в космонавты. А тут жизнь так быстро завертелась. То, что я видел в детстве со стороны, полностью подтвердилось. На своей шкуре испытал, как нелегко быть космонавтом. Мой детский анализ был правильным. Я представлял заранее, что меня ждет, и это мне помогло.

 

        23 года назад в космос улетал ваш отец, а вы его провожали. Сегодня - наоборот. Каково видеть и чувствовать все это `в обе стороны`?

        Тогда я очень переживал и волновался за отца. А он сказал: `Ты - старший сын и главный мужчина в семье...`  Это сказалось на мне в плане взросления. Помня те мои чувства, я лучше понимаю сегодняшнее состояния отца и моих близких.

 

       Представим, что вы с отцом - в одном космическом экипаже. И вас назначают командиром. Согласились бы вы?

       Я бы согласился. Но согласился ли бы отец? Думаю, в любом случае, у нас сложились бы нормальные отношения и в космосе. Ведь мы - семья. А по крепости и надежности уз на втором месте после семьи - экипаж космического корабля.

 

        Что для вас значит НЕБО?

        Для меня небо, особенно в солнечный день, - это радость жизни!..

 

       

                                         P.S.  Наконец, о космической династии

       

За 47 лет пилотируемых космических полетов около полутысячи космонавтов и астронавтов мира побывали за пределами Земли. Однако среди них совсем немного тех, кто был первым. Юрий Гагарин - первый в мире космонавт. Валентина Терешкова - первая женщина-космонавт. Алексей Леонов - первый человек, вышедший в открытый космос. Нейл Армстронг - первый землянин, ступивший на поверхность Луны. Сегодня герои дня Сергей и его товарищи по экипажу. Но со стартом Сергея вы - Александр Александрович Волков становитесь родоначальником первой в мире космической династии...

      Я этого не хотел, так получилось. А коль скоро так вышло, буду гордиться!

 

      Но вы-то сами тоже от кого-то произошли...

      Вы правы. Точнее будет так: мы, Волковы, - династия хороших операторов. Мой дед правил разве что повозкой. Мой отец в войну управлял танком, потом много лет шоферил, именно за баранкой его машины я приобрел первый опыт операторской деятельности, затем пилотировал самолеты, стыковал космические корабли, отвечал за  сложнейшие системы  станций `Салют` и `Мир`. А теперь мой сын, Сергей Волков, будет управлять еще более развитыми и современными кораблем и Международной космической станцией.

 

                                                                                                              Юрий БАТУРИН



[*]  ЦУП - Центр управления полетами

 

 

                         

Источник: `Новая газета` N 14, цветной выпуск `Свободное пространство`,              17.04.2008

 




viperson.ru

Док. 508701
Перв. публик.: 11.04.08
Последн. ред.: 01.12.10
Число обращений: 126

  • Публицистика

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``