В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Проект реконструкции Средних торговых рядов (ныне `Кремлевский`) Назад
Проект реконструкции Средних торговых рядов (ныне `Кремлевский`)
В эфире радиостанции "Эхо Москвы" - Виктор Хреков, пресс-секретарь управляющего делами президента, Александр Гладышев, генеральный директор ВГУП федеральный комплекс "Кремлевский", Алла Шиманова, руководитель архитектурной мастерской N 2 ГУП "Центральные научно - реставрационные проектные мастерские".

Эфир ведет - Алексей Дыховичный.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Добрый день. Алексей Дыховичный у микрофона. Я представляю наших гостей. Это Виктор Хреков, пресс-секретарь управляющего делами президента. Здравствуйте, Виктор Анатольевич.

В. ХРЕКОВ - Здравствуйте.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - А также Александр Гладышев, генеральный директор ВГУП федеральный комплекс "Кремлевский". Здравствуйте, Александр Васильевич.

А. ГЛАДЫШЕВ - Добрый день.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - А также Алла Шиманова, руководитель архитектурной мастерской (сейчас, как Вы мне сказали, Алла Анатольевна, произнести, так и произнесу) N 2 ГУП "Центральные научно - реставрационные проектные мастерские". Вот, все правильно я сказал. Мы говорим о проекте реконструкции Средних торговых рядов. Адрес, кто не знает: Красная площадь, 5. Проект реконструкции Средних торговых рядов в связи с тем, что некоторое время тому назад, в том числе и газета "Independent", опубликовала статью о том, что ведется данная реконструкция ведется слишком близко от собора Василия Блаженного. 300 футов - это, я посчитал, 91,5 метр. Андрей Баталов, глава комиссии по реставрации собора при научно - методическом совете Федерального агентства по культуре, полагает, что в результате этих работ может быть поврежден фундамент храма, собора Василия Блаженного. А эти работы ведете, по сути, Вы. Вы представляете застройщика. Правильно я говорю?

А. ГЛАДЫШЕВ - Да.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Что скажете на эту тему?

А. ГЛАДЫШЕВ - Позвольте я скажу несколько слов по этому проекту.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Александр Гладышев, генеральный директор ВГУП федеральный комплекс "Кремлевский".

А. ГЛАДЫШЕВ - Да. Этот проект берет свое начало с 2001 года, с момента выхода распоряжения президента Российской Федерации о реконструкции данного комплекса зданий. Проект действительно большой. Мы видим, что уже 5 лет он развивается в осторожном, я бы сказал, слишком осторожном, режиме. Во-первых, там были определенные трудности в исполнении обязательств перед Министерством обороны, о чем тоже средства массовой информации информировали общественное мнение. Так называемое обременение Управления делами перед Министерством обороны было выражено в цифрах -2,5 тыс. квартир. Это обязательство было только в прошлом году выполнено со стороны Управления делами.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Александр Васильевич, перебью. Мы все-таки говорим о вечном. Квартиры для военных очень важны, но мы говорим о соборе Василия Блаженного.

А. ГЛАДЫШЕВ - Что касается собора Василия Блаженного Хочу сказать одно: данный комплекс зданий предусматривает функцию реставрации и реконструкции. Так вот, главный периметральный корпус будет подвергнут научной реставрации. Тут не надо быть специалистом, надо понять одно: работа кропотливая по фасадам, внутренним и внешним, главного корпуса, по оконным проемам, по кровле и т.д. То есть никаких вибрационных, ударных нагрузок эти работы не предусматривают.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - А что внутри будет? Фасад на реставрации. А внутри какие работы будут?

А. ГЛАДЫШЕВ - Внутри будут проводиться работы по 4 корпусам, которые будут подвергнуты реконструкции.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - В чем заключается реконструкция?

А. ГЛАДЫШЕВ - Реконструкция - изменение конструктивов с вновь возводимыми зданиями, уже современного приспособления. Если коротко, то так.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - То есть будут меняться перегородки?

А. ГЛАДЫШЕВ - Да, там будут меняться перегородки, будут меняться конструктивы, потому что это были здания вспомогательного назначения в XIX веке, когда возводился этот комплекс зданий. Поэтому на все опасения господина Баталова я бы отреагировал очень просто: там будет все делаться с учетом прописанных мероприятий в проектно-сметной документации. Образно говоря, если будет сказано чайной ложкой выборку грунта делать на допустимых отметках, так будет делаться.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Какая-то техника будет работать?

А. ГЛАДЫШЕВ - Техника будет работать, как и везде.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Какая?

А. ГЛАДЫШЕВ - Экскаваторная техника будет работать, транспорт по вывозу - завозу материалов.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - В 90 метрах от собора Василия Блаженного будет копать экскаватор. Я правильно понимаю? Тогда я понимаю опасения Андрея Баталова.

А. ГЛАДЫШЕВ - Секундочку. В 90 метрах к главному фасаду главного корпуса, а работы будут вестись внутри. Это еще 30 метров надо добавлять.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - 120 метров.

А. ГЛАДЫШЕВ - К тому же подвал имеется. Работы будут вестись по укреплению существующих сводов и подвалов. Поэтому опасения возникают тогда, когда недостаток информации. Если господина Баталова это интересует, он может спокойно получить эту информацию.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Я хотел бы еще подключить к разговору Виктора Хрекова, пресс-секретаря управляющего делами президента. Какое отношение управляющий делами президента к этому имеет? Насколько контролирует?

В. ХРЕКОВ - Если говорить в целом, то главная задача, которую ставит Управление делами, - это, во-первых, сохранить архитектурный комплекс "Красная площадь" и, во-вторых, сделать его еще краше. Почему-то всегда существует такое понятие (я понимаю, существует беспокойство), что если дело попало в руки государства или Управления делами, какого-то предприятия, сразу будет плохо. То есть злые чиновники пришли, все разрушат, все выкопают и храм рухнет. Отнюдь нет. Когда зачинался этот проект, была задача, прежде всего, не навредить. То есть и на совещаниях, на обсуждениях была поставлена задача, что если будет хоть какое-то сомнение, что это помешает, что это навредит Тем более некоторое время назад строился, мы знаем, комплекс "Гостиный Двор" рядом. Причем мы знаем, как он строился, что там все обрушалось и т.д. Тем не менее, я еще раз говорю, этот хороший опыт, в разных смыслах, мы учитываем постоянно, поэтому главная задача - не навреди и сохрани.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Не навреди чему? Сохрани что? Речь идет о Средних торговых рядах, которые, кстати, тоже являются памятником архитектуры федерального значения? Или не навреди собору Василия Блаженного?

В. ХРЕКОВ - С одной стороны, не навреди тому, что есть, в частности, существующему комплексу, прежде всего, собору Василия Блаженного. И сохрани тот же собор Василия Блаженного, потому что, Александр Васильевич может подтвердить, мы так же вносим вклад и в реставрацию этого собора, помогаем и следим и т.д. Во-первых ведется, насколько я понимаю, и без нашего строительства наблюдение, но когда начался этот проект, наблюдение, мониторинг еще больше усилился. Естественно, мы делимся своими данными, своими полученными исследованиями с теми, кто ответствен за судьбу храма.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Вы сказали (я обращаюсь к Александру Васильевичу Гладышеву), что если господин Баталов желает ознакомиться, то "мы можем ему предоставить". На этом Вы мысль прервали. Что предоставить? С чем ознакомить? Какие исследования были проведены?

А. ГЛАДЫШЕВ - С тем, что его беспокоит.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Его беспокоит, я так понимаю, что работы с экскаватором, в том числе внутри Средних торговых рядов, могут каким-то образом повредить подземные грунтовые воды (об этом, кстати, Андрей Баталов говорил), могут навредить фундаменту собора Василия Блаженного. Какие доказательства обратного Вы можете предоставить? Какие исследования проводились? Какие специалисты привлекались? Сколько денег Вы потратили на то, чтобы убедиться в том, что ничего повреждено не будет?

А. ГЛАДЫШЕВ - Как раньше было принято в практике? Сначала напишут какую-нибудь скандальную статью на первой полосе, а потом, когда разберутся, что это не так, на 4-ой полосе мелким шрифтом: "Вы знаете, приносим извинения". Так и с господином Баталовым получается: подземные реки у него текут, что-то еще куда-то отваливается. Исследования проводились 5 лет, я еще раз говорю, двумя институтами.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Грунтовые воды, речь о грунтовых водах, а не о подземных реках.

А. ГЛАДЫШЕВ - Я хочу в прямом эфире сказать господину Баталову, что грунтовых вод и подземных рек там нет. Если он внимательно изучал центр города Москвы, тем более занимается храмом Василия Блаженного, должен знать, что в 1893 году, когда начинался процесс создания Средних торговых рядов, была выемка котлована до 30 метров и полностью была забита мелким песчаным грунтом - на этом возводилось все строительство. Никаких грунтовых вод обнаружено не было.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Я совсем не специалист, но там река Неглинка.

А. ГЛАДЫШЕВ - Неглинка как раз проходит под зданием Гостиного Двора. Там эта проблема была. И проблемы, которые были отмечены в предыдущем выступлении, там действительно были у Московского правительства. Эта дискуссия носит несколько скандальный оттенок, поэтому считаю, что таким ответственным людям, как господин Баталов, нужно действительно, если он посчитал там 300 ярдов или 300 футов, подойти и задать вопрос. Я не гнушаюсь подойти и задать вопрос: "Что у Вас там с электроэнергией?" И мы сейчас эту проблему для них решаем, в том числе.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Это очень хорошо, что Вы решаете.

А. ГЛАДЫШЕВ - И никому не говорим: "Вы знаете, мы помогаем, носите нас".

В. ХРЕКОВ - В данном случае проблема, которую Александр Васильевич затронул, - видимо, наша недоработка. Мы, как говорится, много не рассказывали об этом проекте и проводили пресс-конференции, но, видимо, недостаточно, потому что сомнения остались. Но понимаете, какая штука. Проект только сейчас разворачивается, соответственно, в дальнейшем мы будем рассказывать, как идут работы, что и как. Видимо, эта наша определенная недоработка связана с тем, что мы не хотели бежать впереди паровоза и что-то рассказывать заранее, то есть работы велись, но мы не хотели предвосхищать события. Вы говорите, что квартиры неважно

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Да нет, важно.

В. ХРЕКОВ - Но именно это нас сдерживало, потому что у нас были обязательства. Поэтому мало ли что могло произойти именно в этом аспекте. Тем не менее сейчас мы открыты для всех, не только для господина Баталова, но и для всех специалистов, слушателей, читателей и просто москвичей. Я думаю, мы будем широко информировать общественность.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Борис Боярский в нашем эфире заявил, что его ведомство потребует проведения всех необходимых экспертиз по данному проекту. Вполне законно, да? Он сказал, что его позиция такова: "Мы не допустим никаких работ, которые могут разрушить сам памятник или нанести ущерб другим". Собору Василия Блаженного, в первую очередь. Потребует всех экспертиз. Вы говорите, что все экспертизы уже проведены. Или нет?

А. ГЛАДЫШЕВ - Отвечу на Ваш вопрос. Абсолютно правильно говорит господин Боярский, потому что Росохранкльтура - это то федеральное ведомство, которое будет полностью контролировать процесс. Памятник, правильно Вы говорите, федерального значения и вся документация, предварительная, сметная, проектная, реставрационная, на любой стадии продвижения проекта В том числе и общая экспертиза, будет проводиться Росохранкультурой, на всех стадиях, что мы сейчас и делаем. Первая стадия - так называемый "Эскизный проект N 1". Он прошел уже Росохранкультуру и согласован. Сейчас мы работаем на следующей стадии, поэтому все его заявления абсолютно правильные. Мы работаем с профильными подразделениями Росохранкультуры. У нас есть договоры с проектной организацией, которая сопровождает проект, и реставрационными мастерскими, которые представляет Алла Антоновна.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Привлекались ли какие-то независимые эксперты для того, чтобы сомнения, которые возникают и, я думаю, будут возникать дальше?..

В. ХРЕКОВ - А что Вы имеете в виду под "независимыми"? Считается, что другие эксперты зависимы?

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Есть такое понятие, причем независимых экспертов привлекают во всем мире, используют при строительстве любых достаточно сложных сооружений, всегда используется независимый эксперт, а в частности

В. ХРЕКОВ - Авторитетный.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Конечно, страховые компании привлекают независимых экспертов для того, чтобы оценить степень риска при страховании объектов, строящихся достаточно сложно и даже не очень сложно строящихся. Сейчас чем сложнее объект, тем более авторитетен должен быть независимый эксперт. В данной ситуации, я так понимаю, это должен быть самый авторитетный эксперт. Так привлекались или нет?

А. ГЛАДЫШЕВ - Я Вам хочу сказать, Вы задали емкий вопрос. Я еще раз повторю, более 5 лет велись консультации и т.д. У нас накоплено огромное количество материалов. Изначально, когда объявлялись первичные конкурсы с 2001 года, мы привлекали и крупнейшие строительные компании, и строительно-проектные компании: Вы "Эспрессо", наверное знаете, "Буиг Батиман" там участвовал и т.д. - крупные европейские застройщики. То есть на уровне экспертов, а у этих компаний, естественно, имеются не только огромные проектные, но и экспертные группы, которые очень хорошо разбираются в строительном деле, архитектурном деле, естественно, проектные организации очень сильные, мы имеем все те наработки, на которых сейчас и основываемся. В принципе, сопровождающая проектная организация у нас достаточно солидная и проектно - реставрационные мастерские, которые являются как бы резидентами нашего законодательства в строительном и реставрационном деле, авторитетнее других. Весь этот опыт, который у нас наработан, является основой для того, чтобы не сделать ни одной ошибки в проектировании.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - И руководит которыми, я так понимаю, Алла Анатольевна Шиманова?

А. ШИМАНОВА - Не совсем. Там еще проектная часть состоит из трех составляющих. Это французские проектировщики фирмы "Вельмот", это российское сопровождение, наш институт "Моспроект-5" - это Сергей Борисович Ткаченко и его сотрудники - и реставрационная часть - это наш ГУП "ЦНРПМ".

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Что планируете там строить? Напомню, что речь идет о Средних торговых рядах. Сориентирую, что называется, по местности тех, кто не сориентировался. Это напротив Лобного места.

А. ГЛАДЫШЕВ - Лучше говорить: Красная площадь, дом 5. Расположено напротив Спасской башни Кремля, с одной стороны улица Ильинка, с другой стороны улица Варварка, и отсекает от Гостиного Двора Хрустальный переулок. Вот ориентиры.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Что планируете делать?

А. ШИМАНОВА - Давайте скажу про реставрацию. По периметральному корпусу предполагается полная научная реставрация этого объема: это реставрация фасадов с восстановлением утраченных архитектурных деталей, восстановление шпятровых крыш, которые там были, от которых в чердаках остались кусочки. Там есть одно, самое лучшее, место в здании - Собрание акционеров Средних торговых рядов находится в центре здания по Красной площади. В 40-ые годы оно было по горизонтали разделено перекрытием, сверху остался зал под сводами, а внизу стал кабинет товарища Ворошилова. Сейчас мы предполагаем методом научной реставрации воссоздать этот зал в том виде, в котором его видели акционеры Средних торговых рядов. Там все сохранилось.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Уточните, пожалуйста, что такое метод научной реставрации? Это не новодел? Это сделать то же самое заново?

А. ШИМАНОВА - Нет. Это по остаткам, по сохранившимся в натуре штукатуркам, цвету, другим архитектурным деталям Там есть двери с обеих сторон, вырезанные в русском стиле, - это единственное, что осталось от русского стиля внутри. Остальное разное. Это все после натурных исследований всего того, что там есть, не то что восстановлено, а как бы вынуто из-под наслоений. Воссоздать - это сделать заново, а мы возьмем ту же самую дверь и отреставрируем, демонтируем на время работ, отдадим в реставрационные мастерские и там ее восстановят в виде начала XIX века. Так же мы найдем все цвета, все покраски, все лепнины. Все будет найдено, там все, в общем-то сохранилось.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - 3 минуты у нас осталось. Давайте вернемся к собору Василия Блаженного. Владимир из Москвы пишет на наш эфирный пейджер: "Я бы задал такой вопрос Вашим оппонентам: как Вы будете отвечать, если произойдет нечто непоправимое с храмом Василия Блаженного?" Давайте на секунду представим себе такое.

В. ХРЕКОВ - Так поэтому мы и работаем, чтобы не допустить этого.

А. ШИМАНОВА - Мы не можем себе этого представить. Этого не будет. Никогда.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - В качестве аргумента Я давным-давно спорил с одним французом - русофобом. Все ему в нашей стране не нравилось, долго мы с ним спорили, и в какой-то момент он сказал: "Единственное, что у вас есть - это собор Василия Блаженного". Все, что он сказал, на его совести оставим.

В. ХРЕКОВ - Это наше все.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Вот как-то все не нравится человеку. Я просто себе представил, а если действительно, не дай Бог?.. Возвращаясь к этому моменту Помимо того, что это наследие, я представляю себе, как обрадуются вот эти русофобы и подумают: "Единственное, что у них было, и то порушили и поломали".

В. ХРЕКОВ - Не дождетесь.

А. ГЛАДЫШЕВ - Я мог бы так ответить на вопрос нашего слушателя: мы тоже родились в России, тоже патриоты, не с малой буквы, хотелось бы подчеркнуть, поэтому также переживаем за этот объект в центре нашей столицы. И возглавляя этот ВГУП уже 5 лет, я, наверное, не утратил того ощущения, которое каждый день у меня перед глазами находится. А более прагматично ответить на такой вопрос можно очень просто: в строительном деле есть такие понятия, как "коэффициент надежности". Если где-то для вспомогательных зданий он - 3, то на всякий случай, для суперответственных объектов и чтобы ничего не произошло, коэффициент будет 10. Поэтому будем делать все с запасом, помимо того, что будет рекомендовано специалистами. Все.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Знакомить общественность, прессу и специалистов, в частности, господина Баталова.

А. ГЛАДЫШЕВ - Я сказал, естественно, поэтому если господину Баталову сложно перейти кусочек Красной площади, то мы в любой момент по звонку подойдем, уважим его.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Подойдете?

А. ГЛАДЫШЕВ - Подойдем. А чего же? Мы люди не гордые.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Спасибо Вам. Единственное, что я присоединяюсь ко всем опасениям и надеюсь на то, что все будет в порядке.

В. ХРЕКОВ - Давайте дождемся конца 2008 года и вместе со всеми москвичами посмотрим, что там.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Открытие планируется в конце 2008 года?

А. ГЛАДЫШЕВ - Предварительно было заявлен конец 2008 года, к чему мы все сейчас стремимся.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Напомню, что Виктор Хреков, пресс-секретарь управляющего делами президента, Александр Гладышев, генеральный директор ВГУП федеральный комплекс "Кремлевский", и Алла Шиманова, руководитель архитектурной мастерской N 2 ГУП "Центральные научно - реставрационные проектные мастерские", были у нас в гостях. Мы говорили о проекте реконструкции Средних торговых рядов, реставрации Средних торговых рядов по адресу Красная площадь, дом 5 и обо всех опасениях, которые связаны с этими работами. Спасибо Вам.

08.08.2006
Передача :     Интервью
Ведущие :     Алексей Дыховичный
Гости :     Виктор Хреков, Александр Гладышев, Алла Шиманова

echo.msk.ru

Док. 508658
Перв. публик.: 08.08.06
Последн. ред.: 20.10.08
Число обращений: 253

  • Гладышев Александр Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``