В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виталий Егоров: `Сажаю цветы и пою арии` Назад
Виталий Егоров: `Сажаю цветы и пою арии`
Профессия Виталия ЕГОРОВА угадывается в самом облике артиста Театра п/у Табакова. Как будто сошедший с портрета эпохи Возрождения (до недавнего времени носивший кудри до плеч), с детства любивший смотреть по телевизору балет и фигурное катание, посещавший все возможные художественные кружки - трудно представить для него другую стезю, кроме актерской. На курс Олега Табакова Егоров поступил, уже имея диплом артиста кукольного театра. А сегодня он - один из самых занятых в Табакерке актеров своего поколения, у него - десятки ведущих ролей.

- В одном из интервью вы сказали, что поступили на курс Олега Табакова потому, что у него был недобор. Как это - у Табакова, и недобор?

- В том смысле, что он не смог принять тех, кого хотел. Ряд абитуриентов, в которых он видел интересных актеров, неудачно сдали другие экзамены. Поэтому он устроил "добор". Я тогда служил в рядах Советской Армии и поступил, будучи сержантом. Проучился почти месяц, оставаясь военнослужащим.

- Говорят, в те времена у вас был ярко выраженный украинский акцент. Вам приходилось им пользоваться в профессии?

- Я даже играл на украинском языке в сериале "Эшелон", маленькую роль человека из Харькова, который еще и пел. Потому и согласился сниматься: петь люблю, напихал туда и украинские песни, и итальянские арии. .. Украинский - мой родной язык, до 15 лет я говорил только на нем. И сегодня говорю на нем, когда приезжаю к родителям в Корсунь-Шевченковский.

- А кого мечтал сыграть студент Егоров?

- Меня манил романтический герой. Олег Павлович Табаков и Анна Николаевна Петрова (замечательный педагог по сценической речи, которая, кстати, исправляла мой говор) все время выбивали из меня это ложное представление о моем амплуа. У Табакова была практика: два раза в семестр мы сами выбирали отрывок, сами готовили его и показывали. Помню, я подготовил отрывок из какой-то юношеской пьесы Лермонтова - совсем романтические сопли. Табаков был в таком гневе! Только к четвертому курсу я понял, что артисту удобнее и интереснее существовать в характерных ролях. Наверное, впервые это почувствовал, играя Левку в "Бумбараше".

- Такое восприятие своего амплуа объяснялось вашей внешностью, складом характера или представлением о том, что актер по определению должен быть красивым и всем нравиться?

- Мне, как актеру, действительно хотелось нравиться. Долгое время моей настольной книгой были "Страдания молодого Вертера". Но романтический театр - это не пик романтизма. Не помню, кто сказал: есть драматическое искусство, но когда страсти зашкаливают, кончается драма и начинается балет, а когда уже не хватает движений, тогда начинается опера. Наверное, это так и есть. Я обожаю оперу.

- Вагнера или итальянцев?

- Больше итальянцев - Верди, Беллини, Пуччини "Тоска", "Норма", "Сила судьбы" Наверное, такую музыку уже никто не напишет.

- Подпеваете?

- Знаю несколько итальянских арий наизусть. Из "Паяцев", "Силы судьбы". А еще подпеваю Пьехе и Кобзону, с удовольствием слушаю Бабаджаняна. Или песни Алеши Дмитриевича - учителя Вертинского, исполнявшего русские и цыганские романсы - меня на него Саша Домогаров "подсадил".

- Когда вас учили актерскому мастерству, говорили об актерской "миссии"?

- Это заложено в самом понятии актерской профессии. На сцене нужно играть про любовь, зрителю это всегда интересно. Отношения между людьми - вот суть театра. А по поводу профессии, самое главное, чему научил Табаков, - ремеслу. Последнее мое театральное потрясение - "Так поступают все" в исполнении труппы Piccolo Teatro di Milano. Знаете, в антракте я просто не узнавал такие усталые перед спектаклем лица зрителей! В этом и есть, наверное, назначение театра.

- Значит, кроме удовольствия играть, вы видите в профессии иной смысл?

- Последние лет пять видишь, выходя на поклоны, что в зале стало больше молодых людей. Подходят и говорят: "Я пришел в театр впервые, случайно. Спасибо большое, мы теперь к вам будем ходить!" - а им по 17 - 20 лет. И я понимаю, что в театре есть смысл. Наряду с Децлом и компьютером.

- Вам не хочется сказать в отношении молодого поколения актеров: "Не тот пошел актер" или "Мы в их возрасте?

- Пришедшие после нас по-другому ощущают себя в этой жизни. Я помню, когда мы студентами приходили во МХАТ играть в массовке, - все, начиная от этих бабусек, божьих одуванчиков, которые сидели при лестнице театральной, давало специфический аромат театра. То же самое в БДТ - когда приезжаешь, понимаешь, что там есть какой-то дух. А для молодых это уже не имеет такого значения, как для нас.

- У вас немалое количество замечательных актерских работ. Но при этом остается впечатление, что их могло быть больше. Вы не нашли своего режиссера или режиссер не нашел вас?

- Что касается театра, то у меня были встречи с прекрасными режиссерами - Бутусов, пригласивший меня в "Воскресение. Супер", или Чхеидзе, предложивший мне роль в "Антигоне". Но был период, когда при достаточном количестве ролей в театре меня мучил какой-то зуд: мои ровесники снимаются в кино, а я? Понимал, что чего-то во мне не видят, кроме того, что у меня несколько странная внешность - не героя сегодняшнего дня. Прочитал историю Луи де Фюнеса, который всю жизнь без особого успеха играл на сцене и снимался в кино, а только в 47 стал кинозвездой. Успокоился: как оно происходит, так и должно происходить, не надо делать лишних телодвижений. Мне - 37. Я впервые сыграл в кино два года назад - в "Мамуке" Гинзбурга, потом были "Московская сага", сериал "МУР есть МУР".

- Хватает ли вам доходов от хороших проектов, или нужда гонит принимать не очень интересные предложения?

- Я мог бы безбедно существовать, работая в Театре Табакова. Ни в чем себе не отказывая, помогая при этом маме и брату. Но хочется работать больше! Скажем, совсем недавно, летом, я снимался у Андрея Эшпая - всего пять съемочных дней, но я был безумно счастлив! Мне говорили, что у него всегда хорошая компания. Оказалось, настолько хорошая, что мне даже не очень важно, что из этого получится. Позови он меня на эпизод - пойду!

- Вы отозвались о своей внешности как о странной. Вам совсем не кажется, что вы - красивый мужчина?

- Наверное, интересный. Но мужское представление о мужской красоте отлично от женского.

- Кто тогда красив, на ваш мужской взгляд?

- Джереми Айронс, Дик Богарт

- Есть какие-то спектакли, которые были вами настолько любимы, что запомнились со студенческих лет?

- Скорее остались в памяти какие-то самые точные места, лучшие монологи. Их держит, наверное, математическая память. (Как ни странно, в школе я любил больше точные науки.) А из самых любимых спектаклей - "Смертельный номер", на котором я окончательно понял, что могу быть артистом. Из последних - "Воскресение. Супер", хотя выпуск был очень тяжелый: Бутусов может быть настолько же ранимым и нежным, насколько извергом, и это прекрасно.

- А как вам современная драматургия?

- Знаете, сегодня многие считают, что написать или поставить современную пьесу означает переписать классику и выпендриться так, чтобы всех поразить. А Пресняковы не пытались "осовременить" Толстого, они переложили его на наш язык. Пьеса мне безумно понравилась сразу, жаль, что авторам приходилось вносить изменения по ходу постановки. Например, в оригинале была сцена: между двумя тюремными сетками - коридор, через который проходит свидание: Катюша и Нехлюдов практически молчат, а их внутренний диалог складывается из обрывков реплик других заключенных: "Не бей мою лошадь, корми, "Я принесла тебе масло, потому что у тебя ноги стерты. Пронзительная идея! Но это пришлось бы, наверное, репетировать полгода.

- На что хватает свободного времени?

- На цветы, которые я очень люблю - люблю заниматься ими, пересаживать. У меня есть красивые драцены, большая коллекция цветущих фиалок. Знаю все их латинские названия. Поскольку я вырос в частном доме, с детства приходилось работать в саду. Сегодня, когда приезжаю туда, вижу огромные березы и дубы, когда-то посаженные мной.

- Вы ведете дневник? Может быть, собираетесь написать книгу?

- В романтической юности писал стихи. А книгу - Разве что про то, как рассаживать растения, или кулинарную.

- Ваше пристрастие к кулинарии - влияние мамы, профессионального повара?

- Действительно, и мама и бабушка у меня готовили очень вкусно. Но, поскольку я рано ушел из дома, научиться у них не успел. Постоянно изобретаю блюда из того, что случайно оказывается в холодильнике. Получается довольно экзотично. Люблю угощать этим друзей: когда все собираются за столом, новым блюдам совместно придумываются названия.

- А есть ли в вашем интерьере предметы, привезенные из родного города?

- Есть старая икона, которую я нашел на чердаке, - почти все изображение стерто, кусочек дерева, который пробит дырочками, - это кусочек дома. Есть детские фотографии, фотография совсем молодой мамы, а на кухне - какие-то миски, ступка и глиняные кувшины, привезенные с Украины.

- Виталий, если бы в Табакерке было принято, как в Малом театре, писать заявки на роли, вы бы что написали?

- Я могу и не писать - просто подойти к Олегу Павловичу и сказать: "Вот есть вещь абсолютно гениальная, как бы режиссера найти, чтобы поставить вот это Он, как человек мудрый, всегда прислушивается. И однажды я заявил: "Я уже дорос до такого возраста, чтобы сыграть в Шербурских зонтиках - такая музыка, такая история!" Олег Павлович ответил: "Старик, слушай, это же хорошо! Этого сейчас так не хватает! Это будут смотреть!" Но оказалось, что проблематично получить права - какие-то безумные деньги! Или, например, я никогда не играл Шекспира. С удовольствием сыграл бы что-нибудь из "Хроник".

- Есть ли такие режиссеры, о которых вы думаете с тоской, поскуливая: "Эх, почему же он не приглашает меня работать?"

- Их, к сожалению, уже нет: нет Висконти, нет Феллини

- А ныне живущие?

- О них я думаю без тоски. У них еще есть время - они однажды сами догадаются, какого актера просмотрели! Дай Бог им здоровья и сил, чтобы дожить до этого момента.



Светлана Полякова
Культура
27.10.2005
http://www.mxat.ru

Док. 508580
Перв. публик.: 27.10.05
Последн. ред.: 20.10.08
Число обращений: 151

  • Егоров Виталий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``