В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Космическая политика должна стать научно обоснованной Назад
Космическая политика должна стать научно обоснованной
Автор представляемой книги, Евгений Ильич Жук, - хорошо известен в сфере пилотируемой космонавтики, которой он глубоко занимался более четверти века, работая в Центре подготовки космонавтов. Он готовил космонавтов к полету в качестве инструктора-методиста, прошел все ступени служебной лестницы, последние годы занимает одну из руководящих должностей в РГНИИЦПК им. Ю.А.Гагарина. Всесторонне освоив техническую сторону дела, Е.И.Жук решил исследовать космическую деятельность в другом ракурсе и защитил докторскую диссертацию по политическим наукам. Сегодня он, несомненно, является одним из лучших экспертов, обладающих системным и достаточно универсальным взглядом на мировую пилотируемую космонавтику.

 


В 2003 году Е.И.Жук опубликовал монографию по политическим аспектам пилотируемой космонавтики в контексте национальной и коллективной безопасности. Предлагаемая читателю книга является ее расширением и продолжением, автор углубляет свой системный подход к предмету исследования, привлекая методы синергетики и информационной теории, прибегая к математическому моделированию процессов обеспечения национальной и международной безопасности с использованием космических систем различного назначения.


Книга интересно построена методологически: в основу исследования положен системный подход, и уже на него накладывается традиционный исторический метод - тому и другому посвящено по главе, и лишь затем автор подходит к главному - сущности и содержанию космической политики государства.


Книга проблемна, в том смысле, что в ней исследуются проблемы. Одна из основных сформулирована автором во введении: "В России сложились условия, при которых состояние ракетно-космической промышленности уже не в полной мере отвечает задачам обеспечения национальной безопасности, и прежде всего, в оборонной, социально-экономической и научной сферах Одно из основных противоречий современной космонавтики: существующие теоретические и концептуальные основы обеспечения национальной и международной безопасности на основе комплексного использования космических систем различного целевого назначения уже не соответствуют современным требованиям. Поэтому существует и соответствующая научная проблема".


Проблему автор описывает системно, и это оказывается весьма эффективным. Обычно проблемам дают только информационное описание (противоречие, признаки, проявления, статистические данные и т.п.). Так, информационное описание развития пилотируемой космонавтики на фоне главных тенденций эволюции внутренней и внешней политики космических держав (в первую очередь СССР, России и США) позволяет проследить влияние политических мотивов на развитие этой важнейшей области научно-технического прогресса, выявить взаимовлияние политических, военных, экономических, социальных, идеологических и иных факторов на развитие космонавтики, оценить вклады космонавтики в достижение целей как внутри страны, так и на международной арене в зависимости от политического курса космических держав.


При достаточно полном информационном описании можно уловить тенденцию к развитию проблемы. Сложнее найти ее решение. Чаще всего однозначного решения проблемы просто не может быть, поскольку редко можно сказать, что проблема полностью определена. Чтобы понять действительный масштаб и сложность проблемы, необходимо не ограничиваться ее информационным описанием, но дать также описания структурное и функциональное.


Что же такое структурное описание проблемы, или, проще говоря, какова структура проблемы? Эта структура иерархична, она многоуровневая. На каждом уровне необходимо выявить элементный состав проблемы. В первую очередь изучается космическая политика (ее форма - институты и акторы - и содержание). Затем исследуются связи и ограничения (нормы политические и правовые). Детализация проблемы дается на стольких уровнях, сколько их требуется для осознания основных проявлениях противоречия, генерирующего проблему. Так, например, на следующем уровне исследуются элементы космической политики: социально-политический интерес, политическая организация, политическое сознание, политические отношения, социально-политическая деятельность. Это, в частности, позволяет автору выявить эволюцию организационной структуры космических программ и механизма принятия решений, касающихся выбора главных направлений развития ракетно-космической техники.


Глубина описания проблемы (число уровней описания) теоретически безгранична. Первоначально реально достижимы лишь несколько первых уровней, затем по мере исследования проблемы мы проникаем на более глубокие "этажи" ее структуры. Соответственно меняются и наши представления о возможных решениях проблемы.


Функционально проблема интересна местом, в котором она возникает - в той или иной среде или в процессе какой-то деятельности. Функциональное описание проблемы необходимо, чтобы оценить ее влияние на функции системы, в которой она возникла. Функциональное описание проблемы тоже иерархично: каждому уровню структурного описания соответствует свой функционал. Применительно к роли космонавтики в системе национальной и международной безопасности, например, необходимо решить такие непростые вопросы как следующие: есть ли такие функции (задачи, целевые установки и т.п.) в сфере национальной безопасности, как системы, и международной безопасности, как метасистемы, которые не могут быть эффективно выполнены (решены, достигнуты) в рамках отдельных структур обеспечения безопасности; возможно ли эффективное решение этих функций без применения (использования) различных космических систем (результатов космической деятельности) и какова степень использования космических систем различного целевого назначения.
Построение единого структурно-информационно-функционального описания проблемы требует глубоко проникновения в ее суть и особого искусства. Концентрированное обобщение сути проблемы сделано автором следующим образом: "Национальная пилотируемая космонавтика переживает сейчас не самый благоприятный период своего развития. После окончания "холодной войны" и в ходе демократических преобразований в России произошли значительные перемены, которые требуют пересмотра концептуальных основ, организационных форм и методов управления российской космонавтикой, а также обусловливают необходимость внесения существенных корректив в нормативно-законодательные документы, регламентирующие космическую политику и, соответственно, космическую деятельность государства Недостаточно разработанные концептуальные основы российской космонавтики, ее слабая законодательная основа, практическое отсутствие нормативных документов по политическим, экономическим, военным, социальным и другим аспектам космической деятельности заметно ослабляют влияние отечественной космонавтики на обеспечение национальной (военной) безопасности государства и международные позиции России в данной области Основной недостаток курса, который принят в настоящее время по отношению к космонавтике в России, состоит в том, что он лишь в очень малой степени позволяет реализовать на деле ее богатые потенциальные возможности, опыт и преимущества. Но одновременно такой курс создает такие условия, когда вред, наносимый отсутствием действенной (эффективной) космической политики и неэффективной деятельностью органов государственного и военного управления, может подтолкнуть эволюционные процессы в космической сфере в направлении тупиковых трендов, то есть к реализации "пессимистического" сценария развития космонавтики Российской Федерации. Перевод российской космонавтики в режим обслуживания по преимуществу зарубежных заказов не в состоянии обеспечить достаточно высокой эффективности космической деятельности на общенациональном уровне. Поэтому в настоящее время в области пилотируемой космонавтики ставится под сомнение независимость участия России в проекте по Международной космической станции".
Итак, проблема включает в себя ряд подпроблем (как система - множество подсистем). Число факторов, влияющих на проблему, достаточно велико, а зависимость от них каждой из подпроблем обычно сложна, поэтому как связаны и взаимодействуют между собой подпроблемы можно выявить только с помощью кропотливого анализа. И тем не менее, последовательное применение структурно-информационно-функционального описания позволяет как проследить условия возникновения и развития изучаемого проблемы, так и раскрыть ее сущность в зависимости от проводимой политики государства, ее целей и интересов. Такой подход способен сделать более явной политическую природу развития космонавтики и помочь установлению закономерностей и принципов ее развития, которые не были заданы изначально, а прошли долгий путь становления.


Представляется, что автору книги подчинилась и задача решения сформулированной им проблемы. Читателю наверняка будет интересно проследить за поиском этого решения, которое, если быть кратким, сводится к необходимо отразить новые приоритеты в отечественной космонавтике и разработать основные направления ее развития, определив последовательные меры по расширению и углублению взаимосвязей космической программы со всеми важнейшими направлениями развития демократической России, по увеличению степени участия широкой общественности в обсуждении состояния и перспектив развития отечественной космонавтики, в оценке ее полезности для каждого гражданина Российской Федерации. Более подробно решение выражается в сформулированных автором трех важнейших проблемных направлениях развития пилотируемой космонавтики.


Пожалуй, наиболее значительным достижением автора в данной книге является анализ и введение в научный обиход понятия "космополитика". Следуя системной методологии описания и решения проблем, автор находит общую лакуну в политологии и космонавтике - отсутствие не только научно-обоснованного, но и просто общепринятого определения понятия "космическая политика", при том, что оно широко используется в официальных документах по исследованию и использованию космического пространства. Далее обнаруживается, что не определена взаимосвязь космической политики и космической деятельности. Конечно, существуют формулы типа: "космическая политика - это составная часть общей политики государства" или "космическая политика - есть политика по обеспечению космической деятельности". Однако они отражают лишь научно-познавательные, научно-технические и практические (материально-производственные и в какой-то мере материально-социальные) аспекты космической деятельности, но не охватывают в полной мере такие вопросы, как доступ в космос и деятельность в космосе, через космос и из космоса для достижения определенных государственных или социально-политических целей. Нечеткость современных трактовок таких базовых понятий, как "космическая деятельность" и "космическая политика" приводит, в свою очередь, к значительной неопределенности в понимании сущности и содержания как космической деятельности, так и космической политики государства, а также к неоднозначности понимания их взаимосвязи.


Разматывая взаимосвязи подпроблем, автор приходит к интересным выводам. Космическая политика у него представляется пятеркой {субъект, объект, средства, форма, содержание}. Субъект космической политики - органы государственной власти и управления и другие политические акторы. Объект космической политики - космические системы, которые функционально связаны со структурой космической деятельности. Космическая политика осуществляется с использованием созданной в государстве разветвленной космической инфраструктуры - средств космической политики. Форма космической политики - ее организационная структура, институты, в том числе система правовых и организационных норм, придающие ей устойчивость. Форма космической политики реально воплощается в государстве, в группах интересов. Содержание космической политики выражается в ее целях, ценностях и задачах, которые она решает непосредственно в космическом пространстве и с его использованием, т.е. в космосе, через космос и из космоса, в мотивах и механизмах принятия политических решений, реализуемых в последующем в космической сфере и на основе космической деятельности.


Такая организационная структура космической политики позволила автору увязать в единое целое все элементы космической деятельности государства - необходимое условие внедрения результатов выполнения космической программы как в космические, так и в некосмические сферы деятельности государства. В любом государстве, реализующем собственную космическую программу, в той или иной форме действуют многие элементы такой организационной структуры. Однако слабое взаимодействие этих элементов или игнорирование специфики космической деятельности может быть причиной неэффективности выполнения космической программы.


Функциональное описание космической политики как составной части общей политики государства, свидетельствующее о ее глубоком проникновении в общественную и государственную жизнь, позволило сделать следующий логический шаг. Выполнение космической политикой многообразия специфических функций предполагает наличие у нее соответствующей внутренней и внешней структур. Внутренняя структура предопределяет возможность решения всего множества задач. Ее автор представляет как сложный специализированный научно-промышленно-военно-образовательно-управленческий комплекс, который выполняет следующие функции:
-    получение от государства и его политических институтов
необходимых исходных данных (политических, военных, экономических, технических, социальных, информационных, экологических, законодательных и др.) для осуществления соответствующей космической деятельности;
-    оценка перспективы развития отечественной и мировой космонавтики;
-    разработка, развитие и поддержка на должном уровне космического потенциала государства;
-    обеспечение прямых и обратных связей с высшими эшелонами исполнительской и законодательной власти;
-    взаимодействие (международное сотрудничество) с подобными комплексами других государств, космическими агентствами или групп государств.


Эти структурные элементы в своей совокупности обеспечивают формирование космической политики как целостной и качественно определенной области социальной жизни.
Вопрос о внешней структуре (надсистеме) космической политики оказывается совсем не тривиальным. Пришлось совершить творческий прорыв, чтобы по-новому увидеть, казалось бы, банальную истину: космическая политика сама может являться предметом политики более высокого уровня (ее автор назвал "космополитика"). Тогда объектом космополитики оказывается космонавтика, и в этой новой "надсистеме координат" проблемы космонавтики проблемы космонавтики видны более отчетливо и выпукло.


Собственно, идея прямо выводится из теоремы Гёделя о неполноте.


Одна из ее трактовок гласит: система не может понять свое собственное устройство, пока не поднимется на уровень выше, чем находится сама. Ситуацию хорошо иллюстрирует литография голландского художника Мориса Корнелиса Эшера "Рисующие руки". Мы видим, как руки материализуются из контура на плоскости листа бумаги и вовлекаются в процесс рисования друг друга.




 






Эшер М.К. Рисующие руки (1948). Литография




 

 

 

 

 

 

 

 

Пусть одна рука - космическая деятельность, космонавтика, а другая - космическая политика. Они фактически творят ("рисуют") друг друга, постоянно изменяют себя, но и сами себя оценивают, причем критерии оценки внутренние для них, то есть не объективны для внешней среды, того мира, в котором мы живем. Выход состоит в том, чтобы шагнуть на следующий уровень, находящийся в ином по отношению к рисунку измерении: это и есть космополитика, о которой говорит автор представляемой книги. Космополитика оказывается "рисующей" по отношению и к правой, и к левой руке, да и ко всему рисунку в целом.

 




Космополитика "рисует" и космическую политику, и космическую деятельность


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Космополитике как виду политики должно соответствовать научное направление (или отрасль) политической науки - "космополитика", как интегративная область знаний, соединяющая все дисциплины, которые в той или иной мере исследуют разнообразные предметные грани современной космонавтики. Понятие космополитики включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности, т.е. сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину политического мира в космической сфере.


В этом качестве космополитика призвана изучать роль и место космонавтики в истории развития мирового сообщества, а также способы организации и ведения космической деятельности и ее использования в международных отношениях, внешней и внутренней политике государств для достижения политических, военных, экономических, научно-технических, информационных, экологический и иных целей. Космополитика должна провести дальнейшее обобщение, анализ, систематизацию и формализацию полученных научных знаний в области космической политики, провести серьезную переоценку ее сущности и содержания применительно к современным условиям развития мирового сообщества, а также определить соответствующие цели и средства осуществления космической деятельности. Однако, как справедливо подчеркивает автор книги, "современные условия развития мирового сообщества, неординарность задач по обеспечению международной и национальной безопасности, особенности формирования и поддержания необходимого космического потенциала страны, принципы формирования и реализации национальных и международных космических программ, особенности использования результатов космической деятельности в политических, экономических, военных и других целях предполагают проведение специальных исследований в рамках новой научной дисциплины (научного направления)".
Глубоко изучив причины и необходимость появления космополитики, автор предлагает программу развития космополитики, исходя из многоуровневого характера организации ее знаний:


- как общую или фундаментальную космополитику, изучающую глубинные сущностные связи и отношения в мире космической политики, механизмы формирования и развития данной сферы во взаимосвязи с общей картиной мира, достижениями политических и технических наук как в фундаментальном плане, так и в космической сфере в частности.
- как теории среднего уровня, формулирующие принципы и установки, рассчитанные на ограниченную сферу применения и исследование отдельных областей космической политики, например, рассмотрение вопросов государственного управления в космической сфере, политической элиты и ее роли в развитии космонавтики, особенностей формирования и реализации космических программ государства и т.д.


- как прикладные теории, которые формируются в связи с необходимостью решения типовых проблем, обеспечивающих практические изменения в текущем политическом процессе, например, в области достижения мирового превосходства (лидерства или паритета) в космосе, принятия политических решений в космической сфере, оценки военно-политической обстановки с использованием результатов космической деятельности, в переговорном процессе о международном космическом сотрудничестве и т.д.


Важность введения понятия "космополитика" трудно переоценить, если учесть ее различные ипостаси:
- вид познания космической политики и получения в итоге определенного политического знания, которое в совокупности дополняет научную картину мира политического;
- форма общественного сознания, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных теоретических политических знаний и эмпирических данных в космической сфере;
- языковая система, совокупность терминов и их содержаний, понятий, суждений и умозаключений о космической политике, соответствующая система категорий космополитики;
- методология и логика политологических исследований, совокупность средств, способов и методов познания политических явлений в космической сфере.
Рассматривая вектор космической политики (P) - вектор, определяющий направление осуществления космической деятельности (совокупность целей и задач космической деятельности, определяемых космической политикой), в "системе координат" космополитики, мы получаем возможность найти ключ к пониманию сущности и предназначения космической политики и выделить ее из всей общественной системы и комплекса общественных отношений. "Это позволит раскрыть содержание космической политики государства, определить взаимосвязь космической политики и космической деятельности, а также разработать концептуальные основы формирования космической политики и основные принципы формирования и реализации космической программы на современном этапе исторического развития, в том числе в таком важнейшем направлении, как обеспечение национальной и международной безопасности", - замечает автор.


В рамках такого подхода автор предлагает выделить для первоочередного детального исследования следующие направления космической политики:
1. Философия и политическая теория космонавтики (широкий круг проблем, начиная с философии космического полета, истории политической мысли в космической сфере и заканчивая ее современной философской и политологической интерпретацией).
2. Мировая политика и международные отношения в космической сфере (вопросы войны и мира, внешняя политика, региональная интеграция, контроль над вооружением и разоружением, международные организации, международное космическое право).
3. Космическая политика и управление космической деятельностью (обобщение теоретических и практических результатов космической деятельности космических держав, космических агентств, коопераций государств в космической сфере и т.п., а также с изучением политического поведения в космической сфере на национальном и международном уровнях).
4. Сравнительная космическая политика (исследование либо многих стран, но по какой-то одной, конкретной проблеме, например, по контролю над вооружением, по строительству Международной космической станции, по пилотируемому космическому полету на Марс, либо небольшого числа стран, но по широкому кругу политических проблем, например, по вопросам национальной и международной безопасности; по военно-политическим аспектам использования космического пространства и результатов космической деятельности; и т.д.).
5. Космическая политика и общество (практические аспекты космической политики: в конкретных сферах общественной жизни - военной, экономической, социально-производственной, информационной, культурной и т.д., но и на уровне личности, социальной общности и региона).
Если добавить, что автор не ограничивается теорией и предлагает механизм разработки и реализации космической политики государства, картина становится впечатляющей.
Книга завершается возможными сценариями развития отечественной космонавтики в ХХI веке - весьма поучительное чтение для тех, кто призван сегодня принять стратегические решения по развитию российской космической отрасли. Хочется надеяться, что исследование, предпринятое доктором политических наук Е.И.Жуком, окажется востребованным не только в университетских и академических стенах, но и на высшем государственном уровне.

Юрий БАТУРИН,
летчик-космонавт России


Предисловие к книге: Жук Е.И. Пилотируемая космонавтика: международная и национальная безопасность. - Звездный городок, 2008, с.3-14.



viperson.ru

Док. 508486
Перв. публик.: 20.06.08
Последн. ред.: 01.12.10
Число обращений: 60

  • Рецензии

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``