В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Полеванов, экс-губернатор Амурской области, доктор геолого-минералогических наук Назад
Владимир Полеванов, экс-губернатор Амурской области, доктор геолого-минералогических наук
25 апреля Россия прощается с первым президентом - человеком неординарным, политиком, развернувшим страну на 180 градусов от коммунистического прошлого. Его и ругали и хвалили с одинаковым рвением, но он сам подарил эту свободу нам - журналистам. Борис Ельцин в последний день уходящего тысячелетия просил у своего народа прощения. Но России еще предстоит осознать, что наряду с ошибками через многочисленные инфаркты этот человек оставил после своего президентства.
Сегодня впервые в нашей студии присутствует человек, имеющий субъективный взгляд на Бориса Ельцина. Это экс-губернатор Амурской области, доктор геолого-минералогических наук Владимир ПОЛЕВАНОВ.

- Владимир Павлович, вы не понаслышке знали Бориса Николаевича. Он вас и назначал, и забирал в Госкомимущество, он вас и отправлял в отставку с этого правительственного поста. Каким Ельцин был для Полеванова, и каким он был для России?

- При всех наших, зачастую сложных, взаимоотношениях Ельцин для Полеванова всегда был великой личностью. Масштаб этой личности мы еще долго будем оценивать и, я думаю, не скоро еще оценим. Поэтому я относился к нему всегда как к выдающемуся, живущему вместе с нами современнику. Если взять все время наших бесед, даже один на один, мне довелось пробеседовать с ним на разные темы часов пять или шесть. В основном во время визитов, затем во время работы в Москве. Это был очень умный политик, очень умный человек, несмотря на все те многочисленные легенды, которые ходят о его якобы не очень большом уме и карикатурном поведении. Это был очень вежливый человек. Ельцин ни разу не обратился ко мне на "ты". Это человек, который обладал аналитическим складом ума. Я могу это доказать по тому времени, что он был в области, когда мы сутки ездили с ним по области, посещая заранее, естественно, подготовленные места и заранее неподготовленные магазины - единственный срыв. Мы долго и нудно готовили магазин, где выставили все, чем богата наша область. Но Ельцин неожиданно останавливает машину и говорит: "Сюда".

- Вы повторяли действия всех руководителей регионов?

- Вне всякого сомнения.

- А где истина, где правда?

- Истина в подготовке. Ельцин был нашим гостем. Амурская область - наш дом. Приглашая гостя в дом, мы обязаны обеспечить подготовку. Это то же самое, что вы пригласили меня в гости и сказали: "Вот картошка, сделай себе ужин, и будем праздновать".

- Отсюда и устланный асфальт?

- Отсюда и устланный асфальт до полевого стана.

- В 1994 году Ельцин говорил о вашей встрече так: "Недавно у меня был глава администрации Амурской области Владимир Павлович Полеванов. Я ему задал вопрос: Как они, имея такой потенциал, собираются дальше жить на дотации? Немножко неудобно. И он четко сказал, что есть программа выйти из этого положения, когда они являются дотационными". Что изменилось в Приамурье после визита Ельцина?

- Его визит дал нам очень многое. У меня был интересный период: со мной воевали одновременно и коммунисты и демократы. Они объединились, и когда меня потом перевели в Москву, Филатов, глава администрации, показал папку, где были жалобы на Полеванова отдельно от коммунистов, отдельно от демократов. Была и папка с совместными жалобами. Когда меня обвинили в том, что много денег потратил на визит Ельцина, я просто доложил о том, что мы потратили, по-моему, 28 миллионов на подготовку, получив 120 миллиардов рублей внеплановых денег. В тех деньгах это гигантские суммы. На эти деньги завершили строительство четвертого котла Благовещенской ТЭЦ, строительство больницы, на которую нам не хватало денег, строительство целого ряда домов, в том числе для ветеранов войны.
Я убедил Ельцина в том, что необходимо все 600 комбайнов, которые были распределены на всю Россию, явочным путем выделить одной Амурской области, а на следующий год снабжать Хабаровский край и остальные области. Все 600 комбайнов в течение двух месяцев были доставлены в Приамурье. Последний комбайн поступил в область в середине августа.
Кроме того, мы получили статус свободной таможенной зоны, целый ряд разрешений на проекты, которые у нас были. Ельцин выполнил все до последнего обещания. Это вообще был исторический визит. Первое лицо государства впервые - ни царь, ни генеральный секретарь, ни президент - никогда Амурскую область не посещали. Цесаревич Алексей проезжал через нее транзитом, когда ехал на Дальний Восток. Брежнев тоже ехал транзитом через Сковородино, когда ехал на встречу с Фордом во Владивостоке. Это опять свидетельствует об уме Ельцина, потому что он понимал значение Амурской области, понимал, что она обладает гигантским потенциалом. И он отменил плановый визит в Красноярский край.

- Вы уехали в Москву в команду Бориса Николаевича. Вы очень мало пробыли в этой команде, и у вас нет обид на то, что не прижились в этой команде. Почему?

- У меня нет обид по двум причинам. Во-первых, обида - это неконструктивное поведение: на обиженных воду возят.

- Но ведь предстоял карьерный рост?

- Карьерный рост на Земле у каждого один - быть человеком. А какую при этом ты занимаешь должность, совершенно неважно.

- Что вам дало то, что вы все-таки немного, но поработали у Ельцина?

- Мне это дало очень многое. Во-первых, я узнал о проблемах России - уже не понаслышке, а из документов. Во-вторых, узнал жизнь правительства, в том числе и теневую, которая никогда не попадает на страницы газет. Узнал, что называется, кухню. Я стал на порядок опытнее, проработав даже непродолжительное время. Затем я еще восемь месяцев работал в контрольном управлении президента Ельцина. Мы не сошлись с ним на способах приватизации. И я до сих пор считаю, что был прав, и, наверное, я прав был, но это уже пусть историки судят. У меня было свое видение приватизации. Ельцин, к сожалению, реализовывал чубайсовскую модель, с чем я категорически не был согласен. Поэтому мое увольнение было закономерно.

- Вы согласны с тем, что Борис Ельцин - это эпохальная фигура XX века для России?

- Он значительно более эпохальная фигура, чем широко любимый всеми на Западе Горбачев, даже значительно более эпохальная, чем Сталин. Смена общественной формации для гигантской страны, по сути, прошла бескровно по сравнению с тем, что могло бы быть, если бы Ельцин проявил малейшую нерешительность. Гражданская война началась бы в полном объеме. Когда меня назначили губернатором, первое, что у меня лежало на столе, - это расстрельные списки, подписанные президентом Руцким. Меня информировали о том, что президент Руцкой приговорил к смерти 150 человек.

- Самоназначенный президент?

- Да. Но он же себя считал президентом, и факс еще работал. Он предлагал еще предоставить в эти списки квоту по Амурской области - четырех человек, врагов России.

- Вы согласны с теми, кто говорит, что, если бы не реформа Бориса Николаевича, то мы и сегодня жили бы по карточкам и с закрытым ртом?

- Вне всякого сомнения. Я даже немного удивлен в величии этого человека. На его месте, я не общался бы с журналистами, которые писали о нем такую гадость. И не о нем писалось, а о его жене. Ведь супруга поливалась грязью еще больше, чем сам Ельцин.

- При Брежневе такого допустить было просто невозможно.

- При Брежневе такого не было. И при Путине такого нет. Сейчас даже теоретически нельзя представить, что кто-то плохо напишет о жене Путина. И это правильно.
Ельцин велик, в первую очередь, потому, что он добровольно покинул власть. Я знаю только одного человека в мировой истории - это древнеримский император Диоклетиан - который отрекся от короны и последние семь лет выращивал капусту.

- Обычно всех выносили.

- Обычно всех выносили, либо был переворот, либо, как того же Хрущева - это чистый дворцовый переворот. Человек исчерпал свой потенциал, честно в этом признался, честно выступил с обращением к народу, извинившись перед этим, и ушел из власти великой, гигантской страны.

- Самая главная ошибка Бориса Николаевича?

- Приватизация. Ельцину не удалось сделать так, чтобы частная собственность была и честной собственностью.

- Спасибо за столь неожиданный визит в нашу студию.
Сегодня на простые вопросы отвечал экс-губернатор Амурской области, доктор геолого-минералогических наук Владимир Полеванов.

Ведущий - Сергей Логвинов:

www.amur.info

Док. 508446
Перв. публик.: 25.04.07
Последн. ред.: 20.10.08
Число обращений: 124

  • Полеванов Владимир Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``