В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Верещагин: Урбанизация в квадрате Назад
Юрий Верещагин: Урбанизация в квадрате
Создание в Сибири крупных городских агломераций может стать эффективным средством для решения экономических задач регионов

Когда губернатор Иркутской области Александр Тишанин заявил в начале 2006 года о том, что региональная власть всерьез рассматривает возможность увеличения численности населения Иркутска до миллиона жителей за счет присоединения соседних Ангарска и Шелехова, СМИ восприняли эту новость исключительно как политический ход. Но прошло время, и иркутский проект уже не только не кажется чем-то из ряда вон выходящим, но и обретает все больше сторонников. А другие регионы не желают отставать от Иркутска и тоже начинают рассматривать проекты агломерации городов.
Соревнование агломераций

Последнее на сегодня заявление о создании агломерации прозвучало 14 февраля в Новосибирске, на одной из рабочих встреч областного отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", объединяющей бизнесменов и предпринимателей.

Собравшиеся высказали предложение объединить Новосибирск и города-спутники Обь, Бердск, Краснообск и Кольцово. "В результате этого объединения численность населения в муниципальном образовании составит свыше полутора миллионов человек, - говорит председатель Новосибирского областного отделения "Деловой России" Елена Дугельная. - В результате произойдет оптимизация затрат на управление, разработку стратегий, исследований. Также соединение населенных пунктов даст мультипликативный эффект, в результате которого повысится инвестиционная привлекательность города, ведь численность населения зачастую является определяющей для инвестора. Да и фактически это объединение уже произошло, границ нет, или, по крайней мере, они достаточно условны. Бердск, Обь, Краснообск и Кольцово практически неотделимы от Новосибирска".

Согласно решению, принятому участниками встречи новосибирской "Деловой России", идея будет в самом скором времени представлена органам исполнительной и законодательной власти.

По мнению генерального директора ОАО "Харменс", члена Новосибирского областного отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Юрия Верещагина (который и предложил идею объединенного Новосибирска), разработчиком концепции слияния городов должны стать областные власти. Что же касается приблизительных затрат на объединение, то хоть они еще и не просчитывались, - это целесообразно делать вместе с властями - тем не менее, он уверен, что эти затраты "компенсируются экономией на структурах управления".

"Делороссы" считают, что объединение позволит Новосибирску достойно выдержать конкуренцию с другими городами Сибири, ужесточившуюся в последнее время. И даже более того.

"Я бы добавил, что конкуренция существует между городами не только в границах России, но и в глобальном смысле, - считает Юрий Верещагин. - В этой борьбе за денежные и человеческие ресурсы чем Новосибирск хуже других городов?".

Власти Красноярска также рассматривают проект агломерации столицы края и городов-спутников Сосновоборска, Дивногорска и пригородного Березовского района. Это объединение даст возможность для 900тысячному Красноярску перешагнуть миллионный барьер по населению (с учетом прилегающих населенных пунктов). Пока разговоры о возможной подготовке проекта такого объединения ведутся только в кулуарах городской и краевой администрации, заявления городского руководства, преподнесенные общественности средствами массовой информации, в муниципалитете не комментируют.

Тем не менее, никто ни в городской, ни в краевой администрации не отрицает, что быть городом-миллионником Красноярску не помешает. Как минимум, потому, что таким населенным пунктам, бывает, кое-что перепадает от федерального центра: например, в этом году, по инициативе депутатов "Единой России", 13 российских городов-миллионников должны получить по миллиарду рублей на содержание и строительство дорог.

Но все же выделение средств городам из федерального бюджета - скорее исключение из правил. "Сколько бы ни проживало в них населения, города не получают какой-либо помощи из федерального бюджета, - говорит директор направления "Муниципальные финансы и межбюджетные отношения" Фонда "Институт экономики города" (Москва) Сергей Никифоров. - Из федерального бюджета помощь оказывается только субъектам федерации. Затем уже средства распределяются из областного бюджета в бюджеты населенных пунктов. Так что резона укрупнять город в надежде на преференции центра нет. Раньше, еще при советской власти, действительно существовали правила, вроде того, что если в городе проживает миллион жителей, то в нем имеет смысл строить метро. Теперь такого тоже нет".
Энергия слияния

Естественное слияние близлежащих населенных пунктов - явление объективное и не в новинку как во всем мире, так и в России. Но в Иркутске пошли, пожалуй, самым оригинальным путем, сделав попытку формализовать объективный процесс, с тем, чтобы "помочь" экономическому слиянию населенных пунктов.

Впервые конкретные разработки по созданию города-миллионника на базе Иркутска, Ангарска и Шелехова представил депутат Законодательного собрания Иркутской области Алексей Козьмин во время борьбы за пост мэра Иркутска осенью 2005 года. Сегодня он возглавляет Фонд регионального развития Иркутской области, который занимается продвижением проекта иркутской агломерации.

"Надо понимать, что речь идет не об укрупнении Иркутска, - рассказывает он. - Агломерация трех городов и близлежащих населенных пунктов - процесс в первую очередь демографический и экономический, он происходит независимо от наших пожеланий. Уже сейчас 12 процентов ангарчан и 22 процента шелеховчан ежедневно приезжают в Иркутск на работу и учебу, а, по крайней мере, один раз в месяц бывают в Иркутске до половины жителей Ангарска и более 70 процентов жителей Шелехова (это данные социологического опроса, проведенного Фондом регионального развития Иркутской области и АНО "КМ-группа" в октябре 2006 года). Сколько людей ежедневно приезжают в Иркутск из других пригородных населенных пунктов - Листвянки, Мегета, Большого Луга и других - пока неизвестно, известно только, что устойчивая маятниковая миграция существует. Поэтому назрела необходимость разработать единый план экономического и социального развития территории агломерации".

Надо сказать, что стратегии развития вышеупомянутых муниципальных образований предусматривают реализацию ряда аналогичных проектов - от строительства нового водозабора и очистных сооружений до решения логистических проблем. Такие крупные проекты, как новый аэропорт и логистический центр, особая экономическая зона, потребуют участия всех муниципалитетов, окажут на их экономику большое влияние. "Объединенная программа экономического развития агломерации позволит муниципалитетам повысить качество оказываемых населению услуг, сформировать единый стандарт качества жизни, - утверждает Алексей Козьмин. - Объединение ресурсов для решения общих задач приведет к оптимизации расходов бюджетов, а реализация инвестиционных проектов - к дополнительным налоговым поступлениям. Удобная, комфортная и безопасная городская среда агломерации должна стать центром притяжения населения в регионе".

Сейчас идет разработка концепции социально-экономического развития территории агломерации, ею занимается Фонд регионального развития Иркутской области совместно с Центром стратегических разработок "Северо-Запад" (Санкт-Петербург). В ней в полной мере будет учтена самостоятельность и самобытность городов и поселений на территории агломерации. О механическом административном объединении речь здесь не идет. И в Европе, и в Америке есть примеры крупных агломераций (Большой Париж, Большой Мехико, Большой Лондон и другие), где муниципалитеты сохраняют свою автономию, и даже не поднимается вопрос об их объединении в один город.
Выгодное объединение

Уже в марте подготовленная концепция должна быть представлена губернатором Правительству Российской Федерации как составная часть стратегии социально-экономического развития Иркутской области.

Какого же эффекта планируется достичь в результате объединения городов?

Как утверждают разработчики, только создание особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленного типа предполагает порядка 30 млрд рублей инвестиций в основной капитал, создание примерно пяти тысяч рабочих мест, поступление 2,5 млрд рублей в бюджет ежегодно. Создание нового делового и административного центра агломерации, по предварительным оценкам, даст прирост 5-11% ВРП.

Объединение городов усилит роль Иркутска, выполняющего функции административного, промышленного, транспортного, научно-образовательного и культурного центра. Из проектов, которые будут реализовываться на территории агломерации, стоит отметить создание делового центра Иркутск-Сити (объем инвестиций два миллиарда рублей), развитие дорожной сети и системы скоростного транспорта (круговой дороги в Иркутске, обхода трассы М53-М55, скоростного шоссе, соединяющего центр Иркутска и центр Ангарска, а также рельсовой системы скоростного транспорта). Строительство нового аэропорта требует инвестиций в объеме 23 млрд рублей. Возведение жилья и социальных объектов с использованием теплоэнергии ТЭЦ-10 потребует вложения 10 млрд рублей. Создание экономической зоны промышленно-производственного типа в Ангарском муниципальном образовании и туристско-рекреационного типа в Иркутском районе обойдется в 60 млрд рублей.

В результате, как утверждают разработчики, в Сибири и на Дальнем Востоке будет сформирован второй мегаполис, улучшится демографическая ситуация в области, агломерация, на территории которой уже сейчас формируется 54% объема реализации продукта и 40% прибыли области, сделает регион еще более инвестиционно привлекательным.

"Агломерирование - это формирование мощных урбанизированных территорий, являющихся центрами притяжения капиталов, предпринимательских проектов и людей. В первую очередь, агломерация создает эффект масштаба для региональной экономики. Формируется значимый для бизнеса региональный рынок - а это и современные форматы торговли, и перспективные производства товаров потребительского рынка, и, что самое важное, сектор услуг", - говорит Алексей Козьмин.

В администрации Иркутской области считают, что агломерация создаст базу для индустриального расцвета региона, а это уже станет основой для развития социальной инфраструктуры. "Производство первично, а парикмахерские, магазины и больницы должны обслуживать как раз то население, которое работает на этих предприятиях. Кроме того, предприятия будут самостоятельно развивать человеческий ресурс", - считает председатель комитета экономического анализа и прогнозирования администрации губернатора Иркутской области Александр Анчугин. По его словам, агломерация явится также путем решения проблемы занятости в Иркутской области: на рынке труда в данный момент существует преобладание людей с высшим и средним образованием, чьи специальности вообще не востребованы. Агломерация же приведет к возникновению емкого и разнообразного банка вакансий. У людей появится возможность найти работу, отвечающую их квалификации и личной жизненной стратегии. Такой рынок труда становится привлекательным для инвестиций.

И наконец, важнейшее значение имеет "инфраструктурный эффект". Проекты строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов оправданы и имеют большую экономическую отдачу именно для агломераций. То же касается образовательной и инновационной инфраструктуры.

Производства, ориентированные на выпуск продукции конечного потребления, как правило, размещаются ближе к центру крупных рынков. Поэтому агломерация создает возможность прихода в регион крупного бизнеса и позволит местным компаниям дорасти до уровня лидеров рынка.

Но не все разделяют точку зрения о будущей эффективности создаваемой иркутской агломерации. По мнению вице-мэра Иркутска Игоря Бычкова, объединение не сделает соседние города богаче. И уж точно не улучшит экологическую ситуацию в регионе. Уже сейчас Ангарск, Братск, Зима, Иркутск, Усолье-Сибирское, Черемхово и Шелехов находятся в списке 45 российских городов с очень высоким уровнем загрязнения воздуха. Самые "грязные" территории возможной агломерации находятся как раз между Ангарском, Иркутском и Шелеховым. Так что развивать эти города нужно не путем агломерирования.

"Если мы говорим о развитии городов, задача администрации - выбирать направления, которые выводят городскую черту из загрязненных территорий, а не строить что-то внутри этой зоны, - говорит Игорь Бычков. - Рассматривать агломерацию в существующих определениях, на мой взгляд, преждевременно. Прежде чем стремиться к объединению, стоит провести исследования и учесть все факторы".

Институт "Иркутскгражданпроект", который разрабатывает генпланы Ангарска, Шелехова и Иркутска, видит их развитие по-другому - в противоположную от Иркутска и агломерации сторону. Согласно этим разработкам, Иркутск, например, целесообразно расширять в сторону Листвянки. Эта концепция развития города получила название "Байкальский луч". Но она тоже не решит экологических проблем: активная урбанизация, которая поддерживает застройку байкальского тракта, окажет больший прессинг на ландшафт и здоровье населения.

По мнению профессора и заведующего кафедрой градостроительства Иркутского государственного технического университета Андрея Большакова, агломерацию нужно планировать и с учетом сохранения природного и культурного наследия. Необходимо сохранить историко-культурное наследие, архитектурное своеобразие городов. Например, у Ангарска интересная северная историческая часть, Иркутск имеет собственное архитектурное лицо. Но культурное наследие, особенно в Иркутске, подвергается риску исчезновения в связи с политикой развития инфраструктуры и способов застройки.

"Мы рассмотрели три варианта территориального роста агломерации, - говорит Андрей Большаков. - Первый - развитие без изменения существующих территориальных границ, речь должна идти о реконструкции городов и главным образом это касается Иркутска.

Планировка и застройка Ангарска и Шелехова выгодно отличается от иркутской, и там не требуется коренная реконструкция. А в Иркутске очень много территорий, которые используются неэффективно и неинтенсивно. К ним относятся районы деревянной жилой застройки и промышленные территории. Второй вариант - территориальный рост, мы предполагаем, что будут осваиваться новые территории за пределами существующих границ. Это то, к чему стремится, судя по публикациям, администрация: развивать ОЭЗ в Ангарске по направлению к Иркутску. Это приведет к сращиванию городов, долина Ангары превратится в сплошную урбанизированную зону - нет ничего хуже такого исхода для реки как источника питьевого водоснабжения. Третий вариант - гребешковый. Это развитие небольших непротяженных лучей, направленных не вдоль долины реки, а поперек. К ним относится общепризнанная концепция развития Иркутска на месте нынешнего аэропорта".
Даешь агломерацию

По всей видимости, проект иркутской агломерации федеральным центром будет одобрен. На Красноярском экономическом форуме в неофициальной беседе с руководством Иркутской области глава МЭРТ Герман Греф высказал пожелание ускорить процесс объединения городов. Так что дело теперь за разработкой проекта.

И все же объединение сибирских городов с целью создания на их базе крупных агломераций, как видно даже при самом поверхностном анализе, пока оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Например, непонятен юридический статус агломерации. "Нигде в наших законах, ни в федеральных, ни в региональных, нет понятия агломерации как административно-территориальной единицы, - говорит директор направления "Муниципальное экономическое развитие" Фонда "Институт развития города" Герман Ветров. - Хотя, с другой стороны, ни один из законов этого не запрещает. Условно говоря, хотите объединяться - создайте совет муниципальных образований и решайте свои вопросы, назвав это агломерацией".

Готовность укрупнять областные центры, которую показывают руководители регионов, политики и предприниматели, позволяет прогнозировать дальнейшую активность в этом направлении. Если пример Большого Иркутска даст положительный результат, и его проект будет официально одобрен федеральными властями, стоит ожидать в самом скором времени презентации других региональных проектов создания агломераций. Все это свидетельствует об обострении борьбы городов за инвестиционные и людские ресурсы.

"Все говорит о том, что сегодня чрезвычайно обострилась конкуренция между городами за население, - говорит Алексей Козьмин. - Квалифицированные специалисты сейчас могут выбирать, где им жить, в каких условиях, и, естественно, перемещаются туда, где условия жизни лучше, где больше перспектив и возможностей. И в ближайшее время эта конкуренция будет только усиливаться".



05.03.2007
www.expert.ru

Док. 508265
Перв. публик.: 05.03.07
Последн. ред.: 19.10.08
Число обращений: 98

  • Верещагин Юрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``