В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Елена Корзун: Нефтяникам обещают новые налоги Назад
Елена Корзун: Нефтяникам обещают новые налоги
По мнению экспертов, новая реформа налогообложения нефтяной отрасли может столкнуться с большими трудностями

В 2005 г. система налогообложения нефтяной отрасли может кардинально измениться. Как сообщил вчера директор департамент Минфина Михаил Моторин, в Госдуме уже лежит законопроект о введении налога на дополнительные доходы от добычи углеводородов (НДД), своеобразного дополнительного налога на прибыль с добычи нефти. Кроме того, Минфин поддерживает идею дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по степени разработанности месторождений. По замыслу чиновников, новая налоговая система позволит одновременно изъять сверхдоходы нефтяных компаний и привлечь в отрасль дополнительные инвестиции. Представители нефтяных компаний и отраслевые эксперты в целом поддерживают начинание министерства, однако считают, что реализовать эти планы будет нелегко. Ведь для введения НДД необходимо сначала решить проблему с трансфертным ценообразованием в отрасли, без чего налог попросту не будет собираться, а для перехода на дифференцированный НДПИ нужно сначала отвязать его ставку от мировых цен на нефть.

Система налогообложения отечественной нефтяной отрасли на ближайшее десятилетие будет определена в 2005 г. С таким заявлением выступил вчера директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Михаил Моторин на конференции "Налоговая стратегия в современных условиях: вызов времени и новые возможности". По его словам, в Госдуму уже направлен законопроект о новом налоге, который позволил бы изъять сверхдоходы нефтяных компаний в бюджет. Речь идет о налоге на дополнительные доходы от добычи углеводородов, идея введения которого уже поднималась пару лет назад. "НДД представляет собой дополнительный налог на прибыль с операций по добыче нефти. Способов его расчета несколько - в частности, в условиях режима соглашений о разделе продукции он привязывается к накопленному показателю эффективности. В общем случае это просто дополнительный налог с доходов с нефтедобывающих "дочек" вертикально-интегрированных нефтяных компаний", - пояснил RBC daily заместитель директора Независимого топливно-энергетического института Сергей Ежов. НДД применяется в ряде стран, например, в Великобритании, где его ставка составляет 10%, и Норвегии.

Кроме того, г-н Моторин поддержал идею дифференциации НДПИ, поддерживаемую большинством нефтяных компаний. Механизм ее реализации обсуждается в настоящее время в Минпромэнерго. По словам чиновника, дифференциация налога по одному или нескольким признакам не будет эффективной, нужно использовать разные подходы к налогообложению новых и старых месторождений. Последним налоговым нововведением может стать отмена экспортных пошлин на нефтепродукты - их повышение так и не помогло привести к снижению цен на бензин внутри страны. Впрочем, Михаил Моторин признает, что отмена пошлин если и произойдет, то не через год или два.

Представители нефтяных компаний и отраслевые эксперты, опрошенные RBC daily, поддерживают инициативы Минфина. "Поддержка дифференциации НДПИ со стороны Минфина, безусловно, положительный знак. Начальный этап разработки месторождений требует дополнительных затрат. К примеру, в силу объективных условий нашей компании приходится разрабатывать сложные, иногда второсортные месторождения. Мы сталкиваемся с вопросами создания новой инфраструктуры, необходимостью привлечения технических нововведений. Эти особенности должны быть учтены", - сказал RBC daily Александр Мелешко, заместитель генерального директора по экономике компании "РИТЭК". Разделяет он и позицию министерства в вопросе введения НДД. "Если какая-либо компания обеспечивает на уже разработанных активах систему "снятия сливок", при которой эксплуатируются наиболее рентабельные скважины, иногда с вредом для месторождения, механизм НДД допустим", - считает он. "Это единственный способ расчетным образом извлечь дополнительные средств нефтяников в бюджет. В противном случае придется каждый год корректировать НДПИ со всеми вытекающими отсюда последствиями", - поддерживает его Сергей Ежов.

Впрочем, эксперты считают, что реализовать на практике предложения Минфина будет непросто. "С НДД есть одна серьезная сложность - отсутствие внутренних рыночных цен на нефть из-за построения отечественной нефтяной отрасли на основе принципа вертикальной интеграции. Минфин, который ориентируется в своих расчетах на крупные компании, много лет не замечал этой темы. Без рыночных цен НДД не посчитать", - сказала RBC daily генеральный директор Ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих организаций ("АссоНефть") Елена Корзун. "Проблема в том, что компании используют трансфертное ценообразование. Если будет решен вопрос с трансфертным ценообразованием, проблемы с налогами также будет решены", - соглашается с ней эксперт Центра фискальной политики Владимир Редькин. Минфин обещает решить эту проблему. Выступая вчера на мероприятии, г-н Моторин напомнил, что в течение ближайшего месяца в правительство должны быть внесены предложения по борьбе с трансфертным ценообразованием. Однако, по мнению Владимира Редькина, в свете того, что налоговый кодекс уже принят, скорее всего, подобные "суперновшества" все равно не будут поддержаны. "Изменения могут коснуться разве что НДПИ", - считает он.

Однако сложности могут возникнуть и в отношении НДПИ. "Идея его дифференциации обсуждается давно, но пока так и не была реализована из-за сложностей с администрированием этого налога", - отмечает Владимир Редькин. А по мнению Елены Корзун, неверно дифференцировать НДПИ и одновременно сохранять привязку ставки этого налога к мировым ценам на нефть. "Нужно отказаться от привязки НДПИ к мировым ценам на нефть в пользу адвалорной ставки налога. Специфическая ставка НДПИ заканчивает действие с 2006 г., и до этого времени нужно разработать новую базу расчета налога, - отмечает она. - После этого можно будет переходить и к его дифференциации". Эксперты опасаются, как бы все эти проблемы в совокупности не привели к тому, что новая реформа нефтяного сектора растянется на долгие годы. "Не исключено, что пока правительство будет решать эти вопросы, между нефтяниками и государством будет заключен неформальный договор о приемлемом уровне налогообложения, - считает Владимир Редькин. - Вариант со скрытой национализацией нефтяного сектора кажется малоправдоподобным".


14.10.2004
http://www.rbcdaily.ru/archive/2004/10/14/61700

Док. 507926
Перв. публик.: 14.10.04
Последн. ред.: 18.10.08
Число обращений: 194

  • Корзун Елена Валентиновна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``